Формирование понятий на предметах естественно-математического цикла на 1 ступени по программе «Школа 2000,2100».
статья

Фотеева Марина Геннадьевна

Главной задачей учителя должно быть развитие у детей мышления, речи, творческих способностей, воспитание положительной мотивации учения. Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод недостаточен для решения поставленных задач. Поэтому новые понятия вводятся в обучение деятельностным методом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ponyatiy_na_1_stupeni.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Фотеева Марина Геннадьевна        

                                                          учитель начальных классов

Формирование понятий

на предметах естественно-математического цикла на 1 ступени

по программе «Школа 2000,2100».

Рассмотрим формирование понятий на уроках математики и естествознания.

В качестве основополагающего принципа концепции школьного образования в аспекте «математика для каждого» на первый план выдвинут принцип приоритета развивающей функции в обучении математике. Иными словами, обучение математике ориентировано не столько на собственно математическое образование, в узком смысле слова, сколько на формирование личности с помощью математики.

В соответствии с этим принципом главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки, как таковой, а общеинтеллектуальное, общекультурное развитие – формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления и качеств личности, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе. Для динамичной адаптации его к этому обществу.

С точки зрения приоритета развивающей функции конкретные математические знания в «математике для каждого» рассматриваются не столько как цель обучения, сколько как база организации полноценной интеллектуальной деятельности учащихся. Именно эта деятельность, как правило, оказывается более значимой для формирования личности учащегося и уровня его развития, чем те конкретные знания, которые послужили ее базой.

Следовательно, главной задачей учителя должно быть развитие у детей мышления, речи, творческих способностей, воспитание положительной мотивации учения. Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод недостаточен для решения поставленных задач. Поэтому новые понятия вводятся в обучение деятельностным методом. Основная особенность этого метода заключается в том, что новые математические понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначений. Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Помимо уроков изучения нового в курсе предусмотрены и уроки закрепления материала. Причем число уроков отработки и закрепления знаний в данном курсе меньше, чем в традиционном, из-за значительного расширения спектра изучаемых понятий. Связано это с направленностью программы на развитие детей и на формирование у них познавательных интересов. Детям для полноценного личностного развития на каждом уроке нужна «пища для ума». Если уроки, следующие за введением нового материала, посвящать только его отработке, то при этом будет закрепляться навык, но тормозиться развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и личностных качеств.

Чтобы не терять в уровне отработки навыков и, одновременно, постоянно поддерживать высокий уровень активности детей, используется прием, который авторы называют «опережающей многолинейностью». После введения понятия, которое требует для отработки длительного времени, учащиеся знакомятся с такими математическими фактами, которые не входят на данном возрастном этапе в обязательные результаты обучения, а служат развитию детей, расширению их кругозора, формированию интереса к математике, подготавливают дальнейшее, более глубокое изучение математических понятий. Тренировочные упражнения выполняются параллельно с исследованием новых математических идей, поэтому они не утомляют детей, тем более что им придается, как правило, игровая форма (кодирование и расшифровка, отгадывание загадок и т.д.). Таким образом, каждый ребенок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность «не спеша» отработать необходимый навык, а более подготовленные дети постоянно получают «пищу для ума», что делает уроки математики привлекательными для всех детей – и сильных, и слабых.

В текст учебника-тетради включены фрагменты теоретического материала. Они обведены в рамку и служат  для фиксации главных мыслей урока. Иногда теоретический материал предшествует блоку заданий. В этих случаях, как правило, лишь ставится цель познакомить учащихся с общепринятой терминологией (что понимают под терминами «операция», «обратная операция», «прямая», «луч», «отрезок» и т.д.). Для того чтобы развить у детей навыки самостоятельной работы, можно давать им прорабатывать дома заранее некоторые фрагменты теории. Например, раньше они уже встречались с термином «ломаная», «длина ломаной», «периметр» (в 1 классе). Во 2 классе в уроке 6 части 2 эти термины уточняются. В качестве домашнего задания, предшествующего изучению этого материала, можно предложить учащимся самостоятельно прочитать текст учебника и выполнить задание №1, стр. 16. Здесь учащимся надо напомнить смысл этих понятий, не заучивая соответствующих определений. Важно, чтобы дети могли распознавать их в простейших случаях и использовать как материал для решения тех типов задач, которые отрабатываются в настоящее время (часть-целое).

Если же ставится задача раскрытия целесообразности введения нового понятия и установление его свойств (например, понятие порядка действий, сочетательное свойство сложения, правила прибавления числа к сумме и суммы к числу, смысл умножения и деления и т.д.) то теоретический вывод является итогом блока заданий, подводящих детей к «открытию» нового знания Этот вывод (пусть своими словами) должны сформулировать на уроке сами дети.  

Каковы особенности курса окружающего мира «Мир и человек».

Специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной научной картины мира. Ребята знакомятся с проявлениями всех основных явлений природы на качественном уровне. В учебниках использован естественноисторический подход в изложении учебного материала, который сводится к систематическому описанию конкретных явлений во всем их многообразии и их объяснению с позиций различных законов естествознания. В курс интегрированы такие предметы как ознакомление с окружающим миром, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности.

Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое содержание курса в начальной школе – слишком объемное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя. Но авторы и не ставят себе такую задачу. Они хотят познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.

Обратим внимание  на учебники-тетради курса «Мир и человек», они не рассчитаны на воспроизведение школьниками текстов! Ребята лишь должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий из учебника-тетради ребята применяют полученные знания для объяснения своего опыта. Это и есть главный воспитывающий эффект учебников-тетрадей «Мир и человек». Новые знания школьники не столько должны запоминать, сколько усваивать способы их применения. При этом авторы постарались, чтобы самые главные и необходимые понятия использовались настолько часто, что запоминались бы автоматически. Эти понятия приводятся в рамках в конце каждой темы. Их сравнительно немного по сравнению с общим количеством понятий, которые разъясняются в тексте книги. Остальные могут быть усвоены особенно способными учениками и необходимы лишь для объяснения материала и ответов на конкретные вопросы.

Важную роль при работе детей с учебниками-тетрадями в курсе «Мир и человек» играют словарики. Поэтому в конце учебника традиционно помещен небольшой словарик, который включает все выделенные в тексте слова, как те, которые обязательно надо знать, так и те, которые полезно знать вообще. Желательно иметь в классе набор словарей и детскую энциклопедию. Если учитель будет обращать внимание школьников на эти книги, пользоваться сам ими в процессе ответов на «трудные» вопросы ребят, то к концу начальной школы ребята смогут самостоятельно начать их использовать.

Если ребята забывают смысл важнейших и «второстепенных» понятий, то учителю следует обратить их внимание на словарь в конце книги, где раскрывается краткий смысл терминов. Важно, чтобы постепенно учащиеся привыкали пользоваться словарями и не боялись забыть какое-либо понятие (по этой же причине не нужно требовать выучивать определение наизусть; всегда можно и нужно посмотреть в словаре).

Итак, в курсе окружающего мира «Мир и человек» школьники знакомятся с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития распространяются на весь мир и позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. А складывающаяся в головах школьников целостная картина мира будет направлять процесс познания. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 3 класс Деление многозначного числа на однозначное Школа 2000..2100

Подробный конспект урока по математике в деятельностном методе Л.Г. Петерсон + презентация...

Развитие творческого воображения у учащихся развивающихся по программе Школа 2000-2100

Выступление на тему " Развитие творческого воображения у учащихся развивающихся по программе "Школа-2000 Школа-2100"...

Формирование навыков правильного беглого и сознательного чтения средствами учебно-методических комплектов"Школа 2000-2100"

Выступление по теме: "Формирование навыков правильного беглого и сознательного чтения средствами учебно-методических комплектов  "         ...

рабочая программа по математике для 4 класса УМК "Школа 2000-2100"

Рабочая программа по математике для 4 класса.УМК "Школа 2100" , автор учебника Л.Г.Петерсон.,  составлена в соответствии с ФГОСт второго поколения. . Программа включает в себя: пояснительнительну...

Урок русского языка, 2 класс УМК «Школа 2000-2100, Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

Работая по УМК «Школа 2000–2100» мною были определены основные линии развития учащихся в рамках предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; на...

Урок по ОЗОЖ по общеобразовательной программе УМК «Школа 2000 – 2100»

Игра –путешествие «Путешествие в город Чистоты и Порядка»....

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" для 1 - 4 классов. (Программа "Школа России")

Рабочая пограмма составлена в соответствии с приказом МО и Н РФ от 31.12.2015....