Система дифференцированных заданий для развития познавательного интереса обучающихся начальной школы
методическая разработка

Миронова Елена Эдуардовна

Дифференцированное обучение является важным фактором развития познавательного интереса школьников. В данной статье представлена система дифференцированных заданий для развития познавательного интереса обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_differentsirovannyh_zadaniy.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система дифференцированных заданий для развития познавательного интереса обучающихся начальной школы

Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения.

Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает - "важно, имеет значение". В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.

Познавательный интерес рассматривается рядом авторов как потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремиться к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения имеющейся у него "жажды знаний" (Л.И. Божович, H.A. Менчинская, Г.И. Осипов, М.Н. Скаткин, Ю.В. Шаров).

По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн), познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер.

Ш.А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, постижения секретов, свободного обсуждения проблемы, решения трудных задач, утверждения собственного мнения.

С точки зрения С.Л. Рубинштейна, интерес - это направленность помыслов, мыслей; потребность - желаний, влечений. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес - стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интереса - стимул его дальнейшего совершенствования и углубления.

В любой период своего становления познавательный интерес является побудительной силой. Познавательный интерес вырастает из потребностей знать, ориентироваться в действительности, но высокой духовной потребностью он становится лишь на высшем уровне своего развития, который достигается далеко не у каждого не только школьника, но и зрелого человека.

Дифференцированное обучение является важным фактором развития познавательного интереса школьников.

Основная цель учителя - научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки, самостоятельно выполнять практические задания.

Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках учитель должен осуществлять дифференцированный подход обучения в работе с учащимися.

Методы дифференциации, направленные на развитие познавательного интереса

Дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательного интереса. Главным средством его формирования является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности, по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности).

Существуют разнообразные способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс: учитель может дать задание каждому ученику,

ученики могут выбрать задание самостоятельно.

К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить:

на первом этапе учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует, какое задание выбрать; на втором - рассказывает о сложности задания, корректируя выбор. Выбирают задание сами ученики. На заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания, и сами осуществляют выбор.

Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учеников.

Использование дифференцированных самостоятельных работ решает проблему активизации познавательного интереса. Творческая атмосфера в классе появляется оттого, что ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность.

Дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и критериям.

На контрольных уроках применение дифференцированного подхода дает возможность выбрать каждому ученику один из вариантов по уровню трудности.

Индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности).

Развитие творческих способностей, формирование умения самостоятельно работать происходит как на уроке, так и при выполнении домашних работ. Материал современных учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника. Для более сильных детей можно дать задания, требующие творческого поиска. Для слабоуспевающих предусматриваются определённые меры помощи: памятки, уточняющие вопросы по теме, рисунки, схемы к задачам, неполная краткая запись, теоретическая справка, чертёж, инструкции.

Дифференцированный учет индивидуальных и возрастных особенностей школьника.

В любом возрасте дети отличаются типологическими чертами (сила, уравновешенность, подвижность нервной системы) образуя четыре известные группы темперамента:

«А»- холерический тип,

«Б» - сангвинический тип,

«В» - флегматический тип,

«Г» - меланхолический тип.

Каждая группа требует разных педагогических мер. Двигательную активность холериков нужно направлять на выполнение учебных заданий, сдерживать их, сделать этих детей своими помощниками на уроке и вне урока, давать им больше поручений.

Группу меланхоликов нельзя порицать. Нужно развивать у них стремление к успеху, вовлекать в коллективные игры, требующие «самостоятельности», активности, инициативы. Все мероприятия должны быть направлены на укрепление их нервной системы и предупреждение утомляемости. Разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу.

Способы дифференциации, направленные на развитие познавательного интереса

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся такие, в которых от учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

В процессе работы над продуктивными заданиями школьники получают возможность активно привлекать ранее усвоенные знания, умения и навыки, учатся анализировать, делать выводы, действовать различными способами,  приобретают опыт творческой деятельности. К таким заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в изменённой или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложное мыслительное действие (поисковое), создавать новый продукт.

Примеры дифференцированных заданий

Урок чтения

Репродуктивные задания.

Прочитай текст.

Подчеркни непонятные и трудные для чтения слова.

Прочитай и расставь ударение.

Прочитай  все восклицательные, вопросительные и повествовательные предложения.

Выполни задания, данные после текста.

Отметь главное слово в предложении.

Сосчитай, сколько раз встречается прямая речь.

Прочитай выразительно прямую речь.

Какие синонимы использует автор к слову.

Раздели предложения  на логические отрезки.

Прочитай текст, делая паузы.

Прочитай выразительно стихотворение.

Конструктивные задания.

На карточке набран текст с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова.

Подбери однокоренные слова к заголовку текста.

Распространи предложение прилагательными.

Замени прямую речь так, чтобы смысл не нарушался.

Реши анаграммы. Встречаются ли эти слова в тексте?

На карточке текст. Измени время повествования. Прочитай текст с изменениями.

Соедини текст из разрозненных предложений. Сверь со второй частью текста, который изучается.

На доске помещена часть текста. Найди лишнее предложение. Проверь по книге.

Подчеркни в каждой строке стихотворения главные по смыслу слова

Прочитай часть текста, подбери для выразительности подходящие жесты и движения.

Исследовательские задания.

Прочитай рассказ в лицах.

Почему это произведение можно отнести к сказке (рассказу, стихотворению, басне и т.д.)? Докажи.

Какое настроение передаёт автор? Какими средствами?

Какими средствами автор передаёт своё отношение к герою?

Какие сказочные элементы присутствуют в тексте?

Прочитай отрывок, помещенный на карточке. К какой части композиции он относится?

Почему текст так называется? Докажи.

Отметь кульминационные моменты в тексте.

Создай презентацию, диафильм к тексту.

Урок русского языка

Репродуктивные задания.

1) Подбери к данным словам однокоренные проверочные слова. Н…чевать, н…бесный, п…левой, с…сна.

2) Спиши, вставив пропущенные гласные. В скобках пиши проверочные слова.

На л…сной п…ляне ж…веет л…сник. Вд…ли в…днелись в...рхушки т..полей.

3) Спиши. Вставь пропущенные буквы. Объясни написание безударных гласных в корнях слов.

Ни в..терка, ни крика птицы,

Над рощей - красный диск луны

И замирает песня жницы

Среди в…черней т..шины.

                                        (А. Блок)

Конструктивные задания.

1) Составь пары одинаково звучащих, но разных по значению и написанию слов. Поставь ударение в словах.

Сп…ши, л…са, отв…рить, пос…деть, прим…рять

Образец: зап…вать

Запевать (петь) песню.

Запивать (пить) лекарство водой.

2) Кроссворд

Что шумит без ветра? (река)

Иголку носит при себе, а не портниха. Варит, а не повариха (пчела)

Зубастый зверек грызет с визгом дубок, (пила)

Ночь спит на земле, а утром убегает, (роса)

3) Продиктуй словарные слова товарищу и оцени его знания.

1вариант

К…р…ндаш, быстр.., л…пата,уч...ник, скор…

2вариант

Учит..ль, п…нал, х…р…шо, м…роз, п..ляна.

Исследовательские задания.

1)Образуйте от данных слов - действий слова-предметы:

1вариант

б…жал (бег), кр…чал (крик), др...жал (дрожь)

2вариант

тр…щал (треск), п…щал (писк), см…трел (смотр)

2)Подбери к данным словам однокоренные слова с указанным значением. Синий - слово, обозначающее название птицы (синица)

Снег - слово, обозначающее название птицы (снегирь)

Белый - слово, обозначающее часть яйца (белок)

Черный - слово, обозначающее название ягоды (черника)

Свет - слово, обозначающее название насекомого (светлячок)

3) Незнайка разбросал слова. Если их собрать, то получится загадка. Напиши ее, не забыв и про ответ.

Шипит плутовка брать лежит укусит ясно веревка опасно.

Лежит веревка,

Шипит плутовка,

Брать опасно,

Укусит – ясно. (змея)

Урок математики

Продуктивные задания.

Выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения.

-    Вычисли двумя способами. Какой способ удобнее?

47 – 12 – 15 = ?

Преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную)

- На первой полке 20 книг, на второй-15. Сколько всего книг на двух полках?

Задания с недостающими или лишними данными;

- Найди «лишнее» число:

73, 45, 39, 100, 32, 21, 97. Как оно называется?

Самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности

Такой способ дифференциации можно использовать при проведении самостоятельных работ. Учащиеся получают возможность оценить свои знания.  

Дифференциация заданий по объему учебного материала

Такой способ дифференциации предполагает выполнение кроме основных еще и дополнительных заданий, аналогичных основным.

В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы.

Дифференциация работы по характеру помощи учащимся

Наиболее распространенными видами помощи являются:

  1. помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
  2. помощь в виде «подсказок»,  карточек-помощниц.

На карточках используются разные виды помощи:

  • образец выполнения задания: показа способа решения, образца рассуждения и оформления;
  • справочные материалы: в виде правил, формул и т.д.;
  • памятки, алгоритмы, инструкции;
  • эталоны, модели, схемы, таблицы;
  • конкретизация задания;
  • вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению заданий.

1.Задания с частично выполненным решением.

Задача. В магазине за день продали 65 кг картофеля. После этого в магазине осталось на 38 кг картофеля больше, чем продали. Сколько килограммов картофеля было в магазине в начале дня? Закончи решение задачи:

1) 65+38=…( кг)

2) 65+…=… (кг)

2.Задание с теоретическими справками.

Помни! Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно знать его длину и ширину и найти произведение полученных чисел. Пользуясь правилом,  реши задачу: Сколько квадратных сантиметров голубой бумаги потребуется, чтобы склеить лист картона длиной 40 и шириной 30 см?

3.Задания с образцами рассуждения.

Начерти два отрезка: один длиной 5 см, другой в 2 раза длиннее.

Рассуждай:   длина первого отрезка 5 см, другой в 2 раза длиннее, значит по

5 см в нем содержится 2 раза. Начерти отрезок.

4.Задания с алгоритмическими предписаниями.

96:3

1.Представь делимое в виде суммы разрядных слагаемых.

2.Раздели эту сумму на число.

Выполни также действия:   64:2=     55:5=     82:2=      48:4=

Перечисленные формы работы активизируют все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции, создают атмосферу непринуждённости и раскованности.

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постепенно поддерживать интерес к предмету. Технология  дифференцированного обучения обеспечивает развитие у школьников мотивации к обучению, познавательной и творческой активности, предоставляет учителю возможности работать с группами близкого уровня подготовки и мотивации к обучению

Реализуя дифференцированный подход в обучении, мы получаем нового выпускника начальной школы, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Мы получаем свободную, творческую, адаптивную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества: контактность, терпеливость и терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие познавательных способностей обучающихся начальной школы"

Материал Педагогический проект "Развитие познавательной активности обучающихся начальной школы" является обобщением опыта по данной теме....

Средства развития познавательной деятельности обучающихся начальной школы.

Школа занимает особое место в жизни общества и играет важную роль в судьбе каждого человека. Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным шагам в...

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы»

Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить в современных условиях как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной форм...

Развитие познавательного интереса в начальной школе.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках является одним из наиболее важных направлений повышения качества знаний....

Методическая копилка заданий для формирования познавательной активности обучающихся начальной школы

                        Познавательная активность – это качество деятельности ученика. Я сегодня расскажу о нестандартных...