Педагогический проект "Развитие познавательных способностей обучающихся начальной школы"
проект (3 класс) на тему

Литвинова Наталья Алексеевна

Материал Педагогический проект "Развитие познавательной активности обучающихся начальной школы" является обобщением опыта по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx71.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 45 города Донецка»

Педагогический проект по проблеме:

«Развитие познавательной активности обучающихся в начальной школе»

                                                     

 Выполнила:

Литвинова Наталья Алексеевна

Учитель начальных классов МОУ «Школа №45

Города Донецка»

Действительная забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание адекватных условий обучения для каждого переступившего школьный порог ребенка. В школу приходят дети с разным уровнем интеллектуального развития, с особыми образовательными потребностями. Поэтому перед учителем стоит задача: найти пути, позволяющие процесс обучения сделать интересным и доступным для каждого ребенка, не дать потухнуть огоньку познавательного интереса. Считается, что во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными  процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников. Хорошо развитые познавательные способности: внимание, память, мышление, воображение, восприятие – залог успешной учебы.

Формирование познавательной активности учащихся становится средством развития познавательных процессов. Задания включаются в урок, органично увязываются с программным материалом, служат более осознанному его усвоению, усвоению на более высоком уровне. Наибольшую трудность в обучении испытывают дети с особенностями развития. Они отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития познавательной активности, памяти, внимания, мышления. Таким детям необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, развитие познавательной активности, четкое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитие. Особое внимание я уделяю проблеме формирования познавательной активности обучающихся.

 Целью моей педагогической деятельности стало:

  • Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование познавательной активности, желания и умения учиться;
  • Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.                

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на всех этапах развития образования была  и остаётся одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.  В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и сферы деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности, ведь именно познавательная активность, является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и средств для осуществления предстоящих задач.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

  • формирование познавательной активности обучающихся  с целью развития их познавательных процессов, повышение уровня учебных достижений  

ЗАДАЧИ

  • Изучить теоретические основы проблемы формирования познавательной активности
  • Выявить факторы, способствующие формированию познавательной активности обучающихся в начальной школе
  • Выявить эффективность использования современных педагогических технологий как средство развития познавательной активности.
  • Создание дидактических материалов и пособий по изучаемой проблеме

ГИПОТЕЗА

  • Формирование познавательной активности обучающихся специально организованными формами и методами работы способствует развитию их познавательных процессов, повышению уровня учебных достижений.  

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1этап

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

-      подборка и изучение психолого-педагогических материалов по проблеме

- изучение психологических особенностей детей, диагностирование развития познавательной активности и мотивации детей

-  составление рекомендаций для родителей обучающихся

2 этап

ОСНОВНОЙ

-  формирование познавательного интереса, положительной мотивации учащихся в учебном процессе

-     организация разных видов активности детей в процессе обучения

-  эмоциональное насыщение атмосферы с целью создания позитивного настроя для развития познавательной активности детей

-  использование современных педагогических технологий,  разнообразных приёмов  и методов развития познавательной активности учащихся в групповых и индивидуальных формах работы

-    взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию в реализации заданий проекта

3 этап

ИТОГОВЫЙ

- подведение итогов реализации проекта

- мониторинг развития познавательных процессов, учебных достижений обучающихся

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:

  • научно-методическое

Развитие познавательной активности младшего школьника – это целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности, отражающих потребность, желание и внутреннюю убеждённость ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения. 

Первый уровень познавательной активности (любопытство) проявляется в устойчивом внимании, вызывается новизной стимула и используется в системе познавательной ориентировочной деятельности.

Второй уровень познавательной активности - любознательность. Она появляется в проблемной ситуации, ее проявлением является количество и качество вопросов, возникающих по инициативе учащегося; создание познавательных задач и действий. Типы вопросов следующие: вопросы, носящие причинно-следственный характер, относящиеся к познанию объекта в его связях с другими объектами, направленные на выявление причин и следствий; вопросы на определения, связанные с уточнением родовых понятий, видовых различий; уточняющие вопросы, требующие дополнительной информации, уточняющие факты.

Третий уровень познавательной активности - появление устойчивого интереса, который проявляется в реальном поведении и поступках; инициативности в познавательной и других видах деятельности; избирательности в их выборе; стремлении по собственному желанию участвовать в коллективной творческой деятельности; распространении интереса на другие занятия; наличии творческих продуктов, свидетельствующих о превращении интереса в устойчивый мотив деятельности. Главным показателем сформированности познавательной  активности у младших школьников, является устойчивый интерес к учебной и внеучебной деятельности, характеризующийся осознанием цели деятельности, способности к напряженной работе.

Познавательная активность формируется еще в дошкольном детстве и тесно взаимосвязана с развитием познавательных процессов. Шамова Т.И. дает следующее определение познавательной активности: качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

«Познавательная активность или любознательность», - пишет Д. Годовикова - «это стремление получить знания о явлениях окружающей среды. Познавательная активность - это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность».

Проблема познавательной активности издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов от Сократа до наших дней. При разработке этой проблемы ученые опирались на теоретические исследования ведущих педагогов – Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверевой, И.Я. Лернера, Г.И. Щукиной, А.П. Усовой, И.П. Сокулиной, А.К. Леонтьева, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Н. Богоявленской.

         Проблема  развития познавательной активности личности требует на современном этапе  развития цивилизации  принципиального  осмысления  важнейших элементов  обучения и воспитания (содержания, форм, методов) и убеждает в мысли,  что стратегическим  направлением активизации  познавательной  активности  учеников  является  создание  дидактических и психологических  условий  осмысленности  учения, включения в него учащегося на  уровне не только  интеллектуальной, но личностной и социальной  активности, создание таких условий, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности,  выразить индивидуальное «Я». Поэтому педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения и воспитания.  

В трудах Л. С. Выготского сказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения  зоны ближайшего развития, в которой закладываются и реализуются потенциальные возможности ребенка.  Каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка. Необходимо  предусмотреть создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода.

Фундаментальным стержнем коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей  является принцип единства диагностики  и коррекции отклонений в развитии каждого обучаемого. В тесном сотрудничестве со специалистами школы: дефектологом, психологом, логопедом выстраивается направление работы с каждым ребенком индивидуально. Несоответствие уровня  развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья препятствует адекватному пониманию поставленной задачи и предлагаемой информации.  Для данного контингента учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость,  отсутствие интеллектуальных мотивов,  снижение внешней мотивации учебной деятельности.  Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы,  новые техники и технологии.  

  • материально-техническое

Проведение проектной работы проходит на имеющейся материально- технической базе. Но, поскольку, содержание проекта предусматривает более насыщенную работу, возникает необходимость пополнения учебного оборудования, дидактических материалов и пособий.

  • критерии оценки ожидаемых результатов

- результаты мониторинга повышения уровня развития познавательной активности

- результаты мониторинг качества знаний обучающихся, участия в различных олимпиадах и конкурсах

- использование разработанных методических материалов

- наличие позитивной динамики в познавательной активности обучающихся

- функционирование сайта в сети интернет

- консультации для родителей

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Подготовительным этапом моей работы стала подборка и изучение психолого-педагогических материалов по проблеме, изучение психологических особенностей учащихся моего класса, диагностирование развития познавательной активности и мотивации  детей.

В 3-А классе МОУ «Школа  № 45 города Донецка»  обучается 29учащихся, из них 12 с особенностями развития(с нарушением зрения-5учащихся, с общим недоразвитием речи – 2учащийся, с дисграфией – 2учащихся, с нарушениями эмоционально-волевой сферы-3учащихся, с детским аутизмом- 1учащийся).

В процессе изучения психологических особенностей детей, при подготовке к школе, в школе будущего первоклассника, я обратила внимание, что у детей плохо развиты познавательные способности, что ведет к слабому усвоению знаний. Проведя тестирование познавательной активности и мотивации учения, совместно с практическим психологом школы, можно сделать вывод, что они были тоже на низком уровне у 50% детей . Поэтому актуальной стала проблема изучения путей формирования познавательного интереса и познавательной активности учащихся с целью развития их познавательных процессов, повышение уровня учебных достижений. -  формирование познавательного интереса, положительной мотивации учащихся в учебном процессе. Я определила цели и задачи проекта, пути его реализации.

На втором, основном, этапе реализации проекта я изучила роль формирования познавательного интереса и положительной учебной мотивации в учебном процессе, методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся, с целью использования их в работе. Занималась организацией разных видов активности обучающихся в процессе обучения, вопросами  эмоционального насыщения атмосферы с целью создания позитивного настроя для развития познавательной активности детей, использовала разнообразные приёмы  и методы развития познавательной активности учащихся в групповых и индивидуальных формах работы. Особое внимание при реализации проекта я уделяла взаимодействию с родителями по ознакомлению и участию их в реализации заданий проекта.

  • роль формирования познавательного интереса и положительной учебной мотивации в учебном процессе

Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, которые во внутреннем плане выражены через познавательный интерес, который определяется как особая избирательная направленность личности на процесс познания. К критериям познавательного интереса относятся: особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность, сильная сосредоточенность на этой деятельности, появление вопросов у школьников, которые они ставят учителю. Именно на основе интереса развиваются мотивы учения, которые тесно связаны с реализацией принципа положительного эмоционального фона обучения. Каковы же основные факторы, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?

Схема 1

Факторы, влияющие на формирование познавательного интереса

Известно, что знания должны «поглощаться с аппетитом», что учиться должно, быть интересно, что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа, которой человек увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость.

Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.

Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, тем интереснее им работать.

Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя с огромной силой могут воздействовать на школьника, на его отношение к предмету.

        Одним из факторов, влияющим на формирование познавательного интереса является формирование устойчивой положительной мотивации.

Школьная мотивация носит разноуровневый характер:

  • высокий уровень, когда ребенок с желанием ходит в школу. Ему нравится узнавать что-то новое, нравится общаться с одноклассниками, с учителем, нравится новый социальный статус (ученика) и желание соответствовать этому статусу;
  • средний уровень, когда ребенка привлекает не сам учебный процесс, а желание пообщаться с детьми, с учителем. Привлекают внешние атрибуты школьной жизни – портфель, школьные принадлежности;
  • низкий уровень, когда ребенок не испытывает желания ходить в школу. Ему не интересен учебный процесс, а хочется поиграть. Не привлекает общение с одноклассниками, с учителем.

Таким образом, в начале познавательной деятельности необходима мотивация действий и поступков, которая направлена на:

  • обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности;
  • сознательное отношение к их усвоению;
  • эмоциональный подъем;
  • формирование познавательных интересов.

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся 

Можно выделить 4 блока основных методов мотивации.

I.Эмоциональные методы мотивации

  • поощрение,
  • порицание,
  • учебно-познавательная игра,
  • создание ярких наглядно-образных представлений,
  • создание ситуации успеха,
  • стимулирующее оценивание,
  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

II.Познавательные методы мотивации

  • опора на жизненный опыт,
  • познавательный интерес,
  • создание проблемной ситуации,
  • побуждение к поиску альтернативных решений,
  • выполнение творческих заданий,
  • «мозговая атака»,

III.Волевые методы мотивации

  • предъявление учебных требований,
  • информирование об образовательных результатах обучения,
  • познавательные затруднения,
  • самооценка деятельности и коррекции,
  • рефлексия поведения,
  • прогнозирование будущей деятельности

IV.Социальные методы мотивации

  • развитие желания быть полезным обществу,
  • побуждение подражать сильной личности,
  • создание ситуации взаимопомощи,
  • поиск контактов и сотрудничества,
  • заинтересованность в результатах коллективной работы,
  • взаимопроверка,
  • рецензирование.

Таким образом, если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему заданий. Развитие учебной мотивации учащихся  требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Постоянно снижаю тревожность детей, исключаю иронию, выговор, порицание. Создаю ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение. Шире опираюсь на игру, делаю ее естественной организацией быта детей. Целенаправленно стимулирую детей на уроке, возбуждаю интерес, эмоции, удивление, важна также новизна и формирование оптимистического настроения. Я предполагаю и в дальнейшем проводить работу  по формированию учебной мотивации. Формировать её можно различными путями, которые я выбираю, основываясь на имеющийся опыт и знания возрастных особенностей детей. Наблюдения позволяют говорить о том, что работа имеет эффективность. Положительных результатов удалось достичь, благодаря выбранным методам и приемам, которые использую  на уроках(метод эмоционального взаимодействия, метод педагогической релаксации, а также использование приемов, способствующих развитию мотивационных факторов учебно-трудовой деятельности учащихся).

Таким образом, проведенная работа говорит о повышении учебной мотивации детей через использования психолого-педагогических методов и приемов.

  • приёмы и методы формирования познавательной активности обучающихся

Основной задачей по формированию познавательной активности считаю организацию целенаправленной интеллектуальной познавательной деятельности учащихся. Она включает в себя: латентное, реальное, опосредованное обучение, которое должно осуществляться как в образовательном учреждении, так и в семье.

Латентное (скрытое) обучение обеспечивает спонтанность чувственного и информационного опыта, благодаря которому создается база “ясных и неясных знаний” (Н.Н. Поддьяков). Накоплению спонтанного опыта способствуют:

– обогащенная предметная среда;

– специально придуманная и мотивированная самостоятельная деятельность (бытовая, трудовая, конструктивная, учебная);

– созидательная продуктивная деятельность;

– познавательное общение с взрослыми, обсуждение вопросов, появляющиеся у ребенка;

– наблюдение и обсуждение с ребенком процесса и результатов познавательной деятельности.

Реальное (прямое) обучение осуществляется в форме специально - организованной познавательной деятельности. При этом формирование элементарных представлений происходит на основе эвристических методов (известные теоретические понятия и зависимости “открываются” детям самостоятельно, важнейшие закономерности устанавливаются “самим” ребенком). Использование проблемно-поисковых ситуаций позволяет конкретизировать и расширять представления, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять эффективность их применения и, главное – активизировать интерес ребенка к познанию.

Опосредованное обучение предполагает использование педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций и деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля и взаимообучения для детей, родителей. Опосредованное обучение предполагает обогащение родительского опыта по использованию педагогически эффективных методов познавательного развития школьников.

Познавательную деятельность организую с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка. При изучении многих понятий дети опираются на чувственный опыт, на “память рук и глаз”, которые они приобрели в раннем детстве, когда, действуя с предметами и преобразовывая их, они опытно-практическим путем познавали свойства, строение, назначение предметов и явлений ближайшей и отдаленной окружающей действительности. В школьные годы сфера деятельности постепенно расширяется, информационный багаж пополняется. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями, происходят их систематизация и обобщение. Партнерство со взрослыми, общение со сверстниками во время обучения, совместное решение проблемно-познавательных задач – вот, основной путь организации обучения. Необходимо и в классе, и дома создать такую обстановку, чтобы ребенок посредством практических действий (иногда многократных) мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо понятий. Научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, верить в свои силы – моя главная задача. Практическая деятельность показала, что на успешность обучения влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или неспособна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

При обучении и воспитании использую разнообразные методы и приемы, повышающие познавательную активность. Эффективными на практике   оказались активные методы обучения.   Активные методы – это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения  материалом.  Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение технологии преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.  Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед. Применение активных методов в моей деятельности  позволяют дать учащимся не только знания, но и обеспечивают формирование познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Первая группа методов – методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей, среди которых особое место занимают методы, направленные на формирование интереса к учению.

Вторая группа методов – организация и осуществление учебно-познавательной деятельности. Использование этих методов позволяет детям повысить интерес к познавательной деятельности и активизирует детей на обучение. Заставляет детей размышлять, делать выводы, анализировать материал.

Третья группа методов – методы организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.

Основой в моей работе стало сочетание инновационных технологий, способствующих созданию ситуации успеха на каждом уроке для каждого учащегося, развитие познавательных интересов обучающихся. Среди этих технологий: здоровьесберегающие технологии,  компетентностно-ориентированное обучение,  педагогика сотрудничества,  гуманно-личностные,  информационно-коммуникативные, технологии разноуровневой дифференциации, индивидуализации обучения, технологии проблемного, игрового, интегрированного обучения, проектные технологии.

        Причиной выбора мною определенных современных образовательных технологий является следующее:

  • в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;
  • эти образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
  • эти педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, образования и личностно-ориентированного подхода;
  • они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, помогают создать ситуацию успешности для каждого учащегося;
  • обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
  • отличительной чертой большинства этих технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
  • четкая ориентация на развитие познавательных интересов, творческой деятельности.

        Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому моя задача состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно – ориентированное взаимодействие  с учениками, где  обеспечивается  комфортное психологическое самочувствие обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках, создаются  благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки детей.

Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход  используется мной на уроках и во внеклассной воспитательной работе. Большой интерес у учащихся вызывает исследовательская работа в группах и парах, организованная с учётом потенциальных возможностей и зоны ближайшего развития каждого учащегося. Так, например, на уроках окружающего мира ребята стали активными участниками настоящего научного эксперимента: ребятам было предложено классифицировать объекты живой  природы, доказать, что человек часть живой природы, самостоятельно сделать вывод – «научное открытие». Задание было ориентировано на потенциальные возможности каждого учащегося, более сильные проводили исследование самостоятельно, слабые работали под руководством учителя. Данный вид работы на уроке сочетал в себе сразу несколько видов деятельности – это и деловая игра, и разноуровневое дифференцированное обучение. Ребятам очень понравилось быть  исследователями делать научное открытие, дети очень старались, были активны, интерес к изучению темы повысился, и материал, изучаемый в ходе урока, запомнился лучше, чем если бы был преподнесен в готовом виде.

Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения. На этапах сообщения темы и целей урока при организации самостоятельной работы учащихся успешно использую проблемное обучение, создавая проблемную ситуацию, вызывающую удивление, затруднение, призыв помочь.  Основная функция проблемного обучения – развитие познавательной  активности учащихся, при этом знания не сообщаются детям в готовом виде, а перед учащимися ставится проблемная задача, побуждающая искать пути и средства ее решения. В совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы. Использование таких приёмов позволяет учащимся, не боясь, высказывать своё мнение, делать умозаключения, делает их активными участниками учебного процесса. Например, открывая работу над проектом  «Состав слова» перед учащимися была поставлена проблема по объяснению этого выражения. Ребята, путешествуя в прошлое узнали, что славяне использовали узелковое письмо. Знаки и слова не записывались, а для запоминания завязывались на нитке, которую сматывали в клубок-книгу. В нашей речи сохранились слова и выражения, указывающие на этот феномен.(Завязать узелок на память, связать мысль, связать слово со словом, путано говорить, завязка и развязка). Затем возникла следующая проблемная ситуация – зачем нужно уметь разбирать слова по составу?   Так, постановка проблемных вопросов заставляла детей думать, строить свои высказывания, отстаивать свою точку зрения. На этом уроке удачно переплелись сразу несколько современных педтехнологий: форма проведения урока – урок-путешествие, глубокая интеграция с уроками чтения, здоровьесберегающие технологии, дифференцированный подход.С целью повышения познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету на уроке  использую  информационно-коммуникативные технологии. Многие уроки провожу с  использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Использование компьютерных программ, анимации позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые знания, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. На своих уроках я использую следующие  нестандартные формы работы с использованием ресурсов компьютера и мультимедиатехники: урок-презентация, урок-исследование, тематический проект, урок-путешествие, урок-игра, урок-соревнование. На таких уроках учащиеся ощущают себя активными участниками процесса обучения, не боятся отвечать, проявляют активность, творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.

Применение технологий на основе проектной деятельности обусловлено переносом акцента на воспитание свободной творческой личности, формирования способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. В своей практике я использую частично-информационные и творческие проекты, в реализации которых ученики изучают способы получения информации – подбор литературы, работа в библиотеке, с интернет ресурсами, изучение и обобщение полученных знаний, практическое применение в ходе урочной деятельности, защита своего проекта. Например, на уроках окружающего мира ребята работали над такими проектами: «Памятные места моего края» «Красная книга Донбасса», «Природа в опасности», «Земля – наш общий дом» «Выдающиеся люди моего края», «Путешествие по странам», «Моё родовое дерево» «Профессии моих родителей»; на уроках гражданственности Донбасса «Путешествие по Юзовке», «Зелёная аптека Донбасса». «Почётная профессия – шахтёр», «Заповедные места Донбасса», «Памятники в моём городе»; на уроках литературного чтения – «Народный календарь», «Народные промыслы», «Сочиняем волшебную сказку»; на уроках русского языка – «Из чего состоят слова?», «В гостях у частей речи», «Королевство предложений». Метод проектов ориентирован на формирование определенных умений и навыков, приобретение опыта деятельности.

        Применение игровых  технологий на уроках позволяет сделать изучаемый материал более увлекательным и запоминающимся, снять напряжение и способствует эмоциональной разрядке, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии.  Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Учитывая,  что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, в процессе обучающей игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.  Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях: для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, в качестве нетрадиционного урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Детям нравятся уроки, на которых они становятся участниками сказочного сюжета, помогают сказочным героям, сами сочиняют свою сказку. Успешно проходят на уроках деловые игры. В игре         дети чувствуют себя более уверенными, раскрепощенными, повышается познавательная активность, для каждого создается ситуация успешности, каждый видит свою значимость в учебном процессе.                                                                                

                Очень нравятся детям уроки с элементами театрализации, наиболее часто я применяю эту технологию в ходе уроков чтения.        Через исполнение роли ребенок учится передавать свои чувства, эмоции, отношение к окружающей действительности. Играя роль, ребенок перевоплощается: слабый становится более сильным, неуверенный в своих силах – более уверенным, вживаясь в роль, дети познают мир с другой стороны, учатся видеть себя со стороны и во многом переоценивают свои поступки.                        

С успехом применяю  педагогику сотрудничества путём использования совместной деятельности учителя и обучающихся, проведения эвристических бесед, работы в группах, формулирования коллективных выводов. На каждом уроке важно создать для учащихся ситуацию успеха, основанную на гуманно-личностных технологиях  Ш.А.Амонашвили. На своих уроках я ставлю цель – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка. Любовь к детям и оптимистическая вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам в сочетании с проявлением демократизации отношений: правом ребенка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют созданию ситуации успешности на уроке, формированию устойчивого интереса к учению, развитию познавательной активности обучающихся.  

Технология развивающего разноуровневого обучения, ориентированная на «Зону ближайшего развития» каждого конкретного учащегося при построении его индивидуальной образовательной  программы позволяет  учесть его способности, возможности, темпы развития. На своих уроках я применяю технологии уровневой дифференциации обучения, все задания я стараюсь подбирать с учетом индивидуальных возможностей, используя трехуровневые задания, таким образом у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с сильными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстро продвигаться вперед, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных учащихся. Провожу индивидуальные и групповые занятия, подбирая задания как для слабых учеников так и для сильных, подготавливая их к участию в олимпиадах.        

Результатом моей работы является, безусловно, повышение уровня обученности учащихся, неуклонный рост средних показателей качества знаний обучающихся. Кроме этого, лучшим показателем своей деятельности считаю успешное участие моих учащихся в  Международных олимпиадах, конкурсах в межаттестационный период. 

Участие в международных интернет олимпиадах

2012-2013 уч. год

Международный математический конкурс «Кенгуру»

Красные дипломы: Крамарчук Виктория, Закутский Александр, Белицкая Анастасия.

Синие дипломы: Лобанов Кирилл, Ушакова  Валерия, Шипачёв Андрей, Безклепченко Владислав, Ященко Екатерина

Международный конкурс «Русский медвежонок»

Лауреаты: Крамарчук Виктория, Закутский Александр, Белицкая Анастасия, Ушакова  Валерия, Самофалова Алиса.

II этап Международного конкурса знатоков украинского языка им. П. Яцыка – 2место Крамарчук Виктория.

2013-2014уч.год 

Международный математический конкурс «Кенгуру»

Красные дипломы: Крамарчук Виктория, Закутский Александр, Белицкая Анастасия, Шипачёв Андрей, Шапранова Дарья, Лобанов Кирилл, Ушакова  Валерия.

Синие дипломы: Ященко Екатерина, Суханова Александра, Безклепченко Владислав.

Международный конкурс «Русский медвежонок»

Лауреаты: Крамарчук Виктория(красный диплом), Закутский Александр,  Самофалова Алиса, Арнаутова Ангелина.

2015-2016уч.год 

IVОткрытая Московская интернет- олимпиада по математике Олимпиада «Плюс»  (Благодарственное письмо №79-294989 от 04.04.2016)

Дипломы победителя – 14 обучающихся

Похвальные грамоты – 12 обучающихся

Сертификаты-2 обучающихся

Международный конкурс «Безопасный мир» проекта «Кругозор» (Благодарственное письмо №20757401-1/11 от 25.04.2016)

Дипломы 1 степени - 5 обучающихся

Дипломы 2 степени - 12 обучающихся

Дипломы 3 степени - 11 обучающихся

Открытая российская математическая интернет-олимпиада для школьников «Весна, апрель 2016, математика,2 класс»

Диплом 1степени – Ефимов Михаил

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Весна, май 2016, русский язык,2 класс»

Диплом 1степени – Ефимов Михаил

2015-2016уч.год 

I онлайн – олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным» (Благодарственное письмо №1610-У-19473 от 02.10.2016)

Дипломы победителя – 13 обучающихся

Похвальные грамоты – 9 обучающихся

Сертификаты-3обучающихся

Открытая международная математическая интернет-олимпиада для школьников «Осень, октябрь 2016, математика,3класс» (Благодарность №578452/71/2016)

Диплом 1степени – 4обучающихся

1Ефимов Михаил

2 Чирков Максим

3. Сухорукова Ксения

4.Швец Ярослав

Дипломы 2 степени - 4обучающихся

1.Тюленева Вероника

2.Гриценко Елизавета

3Краснянская Елизавета

4Краснянский Егор

Дипломы 3 степени - 2обучающихся

1Голодова Арина

2Пономаренко Алина

Сертификаты - 5 обучающихся

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников «Осень, ,ноябрь, 2016, русский язык,3 класс» (Благодарность №578452/74/2016)

Диплом 1степени – 3обучающихся

1.Тюленева Вероника

2 Голодова Арина

3Гриценко Елизавета

Дипломы 2 степени - 5обучающихся

1Ефимов Михаил

2Хомин Максим

3Краснянская Елизавета

4Краснянский Егор

5Карачевцев Егор

Дипломы 3 степени - 1обучающийся

1Швец Ярослав

Сертификаты - 4обучающихся

Олимпиада «Плюс»v-онлайн олимпиада по математике декабрь 2016 (Благодарственное письмо №60-094989 от 09.12.2016)

Дипломы победителя – 17 обучающихся

Похвальные грамоты – 4 обучающихся

Сертификаты-2 обучающихся

Нестандартный урок как средство развития познавательной активности

Нет ни одного урока, на котором использовалась бы только одна какая-либо технология. Урок, приносящий удовлетворение учителю и радость познания детям – это урок, на котором грамотно сочетаются разные виды педагогических технологий, взаимодополняющих друг друга.   В наше время  всё больше используются и широко применяются нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Вот наиболее распространенные типы нестандартных уроков в начальной школе, которые я использую в своей деятельности:

  1. Уроки-соревнования
  2. Театрализованные уроки
  3. Уроки с групповыми формами работы
  4. Уроки взаимообучения учащихся
  5. Уроки творчества
  6. Уроки аукционные
  7. Уроки-конкурсы
  8. Уроки – фантазии
  9. Уроки-игры
  10. Уроки-концерты
  11. Уроки – ролевые игры
  12. Межпредметные уроки – интегрированные уроки
  13. Уроки-экскурсии

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учащихся, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности. Такие формы уроков использую на различных уроках по структуре, не притесняя традиционную форму обучения, а только дополняя и обогащая её. Любой урок – это, прежде всего, творчество, поэтому я стараюсь  пробудить интерес к изучаемому предмету, не просто осуществляя передачу знаний и умений, но и укрепляя веру в свои силы у каждого ученика, независимо от его способностей, используя для этого современные образовательные технологии, грамотно адаптируя их в соответствии с педагогической ситуацией на уроке, создавая ситуацию успеха для каждого.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей в процессе формирования познавательной активности детей

Работа по психолого-педагогическому  сопровождению родителей в процессе формирования познавательной активности детей направлена на предвидение семейных проблем, которые могут возникнуть в семьях, и формирование педагогической культуры родителей. В своей работе с родителями  использую такие приемы и методы:

- анкетирование

- педагогическая беседа

- вечер вопросов и ответов

- педагогические консультации(развитие познавательных интересов школьников, приёмы и формы развития познавательной активности детей, развивающие упражнения и игровые приёмы по развитию познавательной активности детей, ознакомление с полезными сайтами в интернете, организация режима дня и рабочего места ребенка)

- открытые уроки

- патронаж(посещение детей на дому)

- составление памяток для родителей

- ознакомление с заданиями по развитию познавательной активности учащихся

Совместно с родителями мы провели  диагностику детей и определили тип мышления учеников и ведущий орган запоминания. Затем я разработала ряд памяток для родителей учеников с разными типами мышления. Вот один пример такой памятки.

Памятка родителям правовизуальных учеников

Уважаемые родители! Зная, что визуалы - это люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, воспользуйтесь советами для работы с детьми - визуалами:

информацию излагайте постепенно, чтобы дать ему возможность зафиксировать все необходимое;

при объяснении эффективно используйте любые наглядные материалы ( картинки, графики, слайды, таблицы, схемы, рисунки), которые можно рисовать прямо в процессе объяснения;

поощряйте подчеркивание и выделение маркером в книгах важных мест;

при выполнении домашних работ ( контрольных) необходим черновик, на котором можно чертить, рисовать и записывать;

уделяйте особое внимание развитию речи, коммуникабельности;

хорошо понимает жесты, используйте их при объяснении ( разговоре);

можно требовать быстрого решения задач.

        От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они могут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребёнка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Успех работы зависит от знания основных принципов построения общения с детьми.

Памятка родителям

Основные принципы построения общения с детьми:

1.  Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

2.  Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

3.  Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?».

4.  Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5.  Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «навырост».

6.  По возможности больше путешествуйте с ребёнком.

7.  Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

8.  Ходите с ребёнком в музеи.

9.  Проводите совместные наблюдения и опыты.

10.  Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

11.  Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Как развить познавательную активность школьника? Как родителям успешно формировать учебную мотивацию ребенка в младшем школьном возрасте? Часто учителя и родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок может, но не хочет учиться. В таких случаях говорят о недостатке учебной мотивации. Причин тому может быть множество, но наиболее распространенные связаны с низкой познавательной активностью и страхом ребенка сделать ошибку, попасть в ситуацию неуспеха. Родители могут значительно облегчить жизнь себе и ребенку, выполняя ряд нехитрых рекомендаций:

Рекомендации родителям

  •     Стимулируйте познавательную активность ребенка, удовлетворяйте его      потребность в притоке новой информации и впечатлений.
  •     Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, но не   пичкайте готовыми знаниями, а дайте возможность приобрести их самостоятельно.
  • Создайте условия для исследовательской и изобретательской деятельности, в этом вам помогут энциклопедии, справочники, мини лаборатории, микроскоп, телескоп, просто лупа.
  •     Проводите вместе с ребенком наблюдения и эксперименты.Так, например, посадите в ящик семена различных растений и, день за днем, наблюдайте, как они растут, как появляются листочки, как на них действуют полив и подкормка. В ходе таких наблюдений уместно вместе с ребенком поразмышлять на тему, зачем растению нужны листочки и т. д. Все зависит от вашей фантазии. Пронаблюдайте цикл развития бабочки из куколки. Ведите астрономические наблюдения, следите за фазами изменения луны. Ведите наблюдения за развитием и повадками домашних и диких животных (дома, на прогулке, на даче, в зоопарке, цирке).
  • Одно из главных условий, которое следует соблюдать, состоит в том, что бы выбранная деятельность была интересна и вам, и вашему ребенку. Кроме того, наблюдение должно быть целенаправленным, с составлением плана, выдвижением и проверкой гипотез, ведением дневника, анализом результатов и формированием выводов. Все это развивает исследовательское мышление.
  •  Знакомьте детей с различными областями изобретательской и исследовательской деятельности.
  • Вместе смотрите и обсуждайте научно-популярные фильмы и программы. Посещайте выставки, научные и технические музеи (например, Тимирязевский музей, комната открытий).
  • Читайте научную фантастику, обсуждайте нерешенные научные проблемы, спрашивая мнение ребенка, развивая его фантазию.
  • Играйте с ребенком в познавательные игры, игры на сообразительность, игры типа "Что? Где? Когда?", разгадывайте кроссворды и ребусы.
  • Создавайте проблемные ситуации, способствующие формированию навыков. Например, для ускорения процесса чтения можно завести переписку с феей или Карлсоном; для развития внимания - зашифровать письмо как Шерлок Холмс; можно нарисовать и написать комиксы для младшей сестренки, усовершенствовать поилку для канарейки,приготовить угощение для гостей, если есть только хлеб и овощи и др.
  • Вместе с ребенком занимайтесь конструкторской деятельностью:конструирование ракеты, корабля, одежды, дома, создавайте механические модели.
  • Предоставьте ребенку возможность участия в ремонте бытовой техники.
  • Экскурсии на завод, фабрику, стройку, работу родителей, с наблюдением за технологическими процессами и профессиональной деятельностью, тоже будут ребенку не только интересны, но и полезны.
  • Создайте атмосферу доброжелательности и принятия ребенка независимо от его успехов, оценок в школе.
  • Поощряйте любые достижения, помогайте в решении проблем, с которыми ребенок не справляется самостоятельно.
  • Следите за тем, чтобы ребенок был принят в группе одноклассников и сверстников.
  • Будьте внимательны к эмоциональному состоянию ребенка и его физической и психической активности.
  • Если возникли проблемы, с которыми вы не справляетесь самостоятельно, вовремя обращайтесь к специалистам: педагогам, врачам, психологам.
  • Главное, чтобы всё то, что вы делаете вместе с ребёнком, было ему интересно, доставляло удовольствие и радость познания.

Успешная работа с родителями залог успешной работы по формированию познавательной активности обучающихся начальной школы.

Организация воспитательной, внеурочной деятельности         

         Много внимания уделяю работе с классным коллективом. Свою работу с детским коллективом строю на доброжелательных отношениях. Стараюсь воспитывать у детей такие качества, как самостоятельность, ответственность, приучать к самоорганизации, готовности и умению принимать ответственные решения.

        В 3 классе уже сформирован классный коллектив со своими традициями, где каждый ребёнок чувствует свою значимость и переживает за своих товарищей. Детей класса отличает большая жизнерадостность, постоянное стремление к активной практической деятельности. Ребята дружелюбны, легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Большое значение сейчас для них имеет оценка их поступков со стороны товарищей. Их увлекает совместная проектная деятельность, они легко и с удовольствием выполняют различные поручения. В классе сложилась психологически комфортная обстановка. У учащихся формируются навыки бесконфликтного общения. Анализ анкетирования, проведенный в мае 2016 года, показал, что родители и учащиеся удовлетворены условиями жизнедеятельности в коллективе. Большинство ребят класса занимаются в танцевальных, вокально-музыкальных, спортивных коллективах, где занимают призовые места

Как классный руководитель, способствую созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого учащегося класса. В соответствии с возрастными особенностями учащихся организую жизнедеятельность классного коллектива, согласно плану воспитательной работы. Воспитательная работа включает в себя уроки мужества, встречи с ветеранами, классные часы, конкурсы, соревнования, викторины, тематические экскурсии, ярмарки, традиционные  праздники: День знаний, праздник Последнего звонка, праздник Прощания с Букварём, День ГО, Читаешь ты, читаю я, читает вся моя семья, День мира, Донецк мой любимый город, Память бережно храним, День защитника Отечества, 8 марта- международный женский день, День Победы, День матери, Новогодний карнавал, Здоровым – быть здорово. Дети являются активными участниками всех школьных и районных конкурсов и мероприятий. Участвуют в тематических выставках рисунков, поделок; в акциях «Вместо ёлки праздничный букет», «Кормушки для птиц», «Встречаем птиц» (изготовление скворечников),, «Береги первоцвет», конкурс технического моделирования, «Стоп кадр», в ежегодной благотворительной ярмарке ко дню Святого Николая, где занимали призовые места в общеобразовательной организации и в районе. Так в 2013 году группа ребят за участие в городском проекте «Братья наши меньшие» была награждена памятными призами, 2014 году в районном конкурсе стихотворений Т. Г. Шевченко Крамарчук Виктория заняла 2 место, 2016 году в конкурсе рисунков по противопожарной безопасности при проведении дня ГО Ивлев Алексей занял 1 место, Гриценко Елизавета 2 место, в районном конкурсе «Береги первоцвет» Краснянская Елизавета заняла 1 место, Швец Ярослав 2 место, в Республиканском конкурсе рисунков «Герои советских мультфильмов» Ивлев Алексей занял 1 место. Ребята с большим энтузиазмом и ответственностью готовятся к конкурсам, надеясь на победу.

В своей деятельности использую разнообразные приёмы и методы  воспитания толерантности, гражданственности и правового самосознания обучающихся. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Учащиеся 2-А класса приняли активное участие в Республиканском мероприятии, посвященном Дню Памяти жертв и узников концлагерей, были участниками живого коридора, посмотрели видеоролик о жертвах концлагерей и приняли активное участие в его обсуждении. Дети с удовольствием готовили поздравительные открытки для ветеранов, готовились к встречам с ними. Традиционным стало проведение Дня мужества. Большое внимание уделяю вопросам безопасности жизнедеятельности обучающихся, с использованием здоровьезберегающих технологий. Традиционными стали классные часы, игры,  викторины, конкурсы рисунков по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, профилактике детского травматизма, простудных заболеваний, формированию здорового образа жизни. В 2016 году мною было организовано участие всех учащихся класса в Международном конкурсе «Безопасный мир» проекта «Кругозор». Дипломы 1степени получили-5учащихся, 2 степени – 12 учащихся, 3 степени – 11 учащихся.За организацию и успешные выступления моих учеников я получила Благодарственное письмо №20757401-1/11от 25.04. 2016. Творческие способности обучающихся наиболее ярко раскрываются при  организации и проведении предметных недель начальной школы. Интересны и разнообразны их формы проведения: конкурсы стихов, викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны, выставки тематических рисунков, поделок, книжек-малышек, конкурс на лучшую зарядку, физкультминутку и другие.

        Все мероприятия оказывают большое влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, отличаются высоким уровнем методической организации, использованием различных методов и приемов воздействия на внутренний мир детей, развитие их познавательных способностей и активности.  Вовлекаю учащихся в различные виды деятельности, раскрывая их творческий потенциал, способности детей. При проведении предметных недель начальной школы мои воспитанники занимали призовые места: в конкурсе стихотворений –Крамарчук Виктория 1место,(2012,2013г.) Ушакова Валерия -2место (2013г.),Краснянская Елизавета-2 место(2015г.),1место(2016г.), Голодова Арина -1место(2016г).

Наиболее запомнились такие мероприятия:

Год

Наименование

2012-2013

- Игра – путешествие «Почему? Зачем? Откуда?»

- Игра «Цветик – семицветик»

- Внеклассное мероприятие «Огонь – друг, огонь – враг»

-Проект «Братья наши меньшие»

-Проект «Береги природу»

-Проект «Народный календарь»

2013-2014

- Викторина «Мои любимые сказки»

- Проект «Профессии моих родителей»

- Выставка детских работ «Дары осени», «Вместо ёлочки новогодний букет»

- Конкурс стихотворений о животных, произведений Т. Г. Шевченко

Игра «Самый умный»

Брейн-ринг «Мои права и обязанности»

- Викторина «Секреты здорового питания»

Праздник «До свидания, начальная школа!»

2014-2015

- Соревнования «Быстрее, выше, сильнее»

- Игра «В мире сказок»

- Проект «Мой любимый город»

-Новогодний карнавал

Праздник «Праздник прощания с Букварём»

2015-2016

- Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

- Веселые старты

- Конкурс чтецов произведений А. Барто

Викторина «Чистота – залог здоровья»

- Новогодний серпантин

- Память бережно храним, встреча с ветеранами

- Праздник «8 марта»

- Викторина «Безопасный мир» проекта «Кругозор»

2016-2017

- Первый урок к году книги «Читаешь ты, читаю я, читает вся моя семья»

Конкурс чтецов произведений поэтов юбиляров, произведений о животных

- Классный час «Служба спасения 101»

- Внеклассное мероприятие по ГО «Умей себя защитить»

-День Мира

-Конкурс книжек малышек

-Проект «Природа в опасности»

-Проект «Достопримечательности моего города»

-Конкурс «Стоп-кадр»

-Мероприятие»Здоровым быть здорово!»

- Праздник «Зимняя сказка»

- Концертная программа «8 Марта»

- Конкурс «А ну-ка, мальчики»

- Конкурсы рисунков по любимым сказкам, мультфильмам, братья наши меньшие, правилам дорожного движения, пожарной безопасности.

 

Родители принимают активное участие в жизни класса и школы, регулярно посещают родительские собрания, помогают классному руководителю в проведении классных и школьных мероприятий, принимают участие в экскурсиях и походах.

         .В своей профессиональной деятельности осуществляю сотрудничество классного руководителя с родителями по трём основным направлениям:

  • психолого-педагогическое просвещение;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

В работе с родителями  использую три формы работы: индивидуальную, групповую и массовую. Родители учащихся являются помощниками. В классе плодотворно работает родительский актив. Родительские собрания, день открытых дверей, круглые столы, праздники, открытые внеклассные мероприятия, проводимые регулярно, посещает значительное количество родителей (более 97% родителей). Индивидуальная и групповая форма работы включает индивидуальные и групповые  консультации и беседы для родителей, посещение семей на дому, совместные походы и экскурсии. Родители регулярно получают информацию о результатах обучения своих детей, рекомендации по повышению качества знаний, познавательной активности обучающихся, по организации режима дня, выполнения домашнего задания школьников : на родительских собраниях, в индивидуальных беседах. Мною составлен сборник бесед с родителями, памятки для родителей.      

Мною создан персональный сайт Литвинова Наталья Алексеевна (Сертификат  проекта infourok.ru №АА485530 о создании персонального сайта), на котором опубликованы методические разработки и материалы по изучаемой теме.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ        

- организация учебного - воспитательного процесса в классе, прежде всего,   должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, развитию познавательных способностей, успешному усвоению материала и способствовать психическому развитию ребенка;

- повышение качества знаний обучающихся;

- активное участие всех обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева Е. А. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 320 с.

2. Волкова С.И. Тетрадь с математическими заданиями. – М.: Просвещение, 1993. – 158 с.: ил.

3. Выготский, Л. С.  Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1956. – 520 с.

4. Волина В. В. Занимательная математика для детей. Санкт – Петербург, 1996

4. Гринченко, И. С.  Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной роботе: учебно-методическое пособие [Текст] / И. С. Гринченко. – М.: ЦГЛ,  2002. – 80 с.

5.  Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы. – М.: Новая школа, 1995. – 176 с.: ил.

6. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр,упражнений, физкультминуток (1-4 классы). – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.

7. Колосова С. Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие.- Сыктывкар, 2000. 186 с.

8. Кудыкина Н.В. дидактические игры и занимательные задачи. – К.: «Ряданська школа», 1990. – 142 с.

9. Панкратова Н.В. Развитие речи младших школьников //Нач. школа.  № 6,  2001 г.

10.Практика применения функционально - уровневого подхода в организации обучения детей с ЗПР (с фрагментами статьи С.А. Домишкевича «Функционально уровневый подход к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонение в развитие)// Дефектология 2005 №4, стр. 41

11. Тупичкина Е.А. Игра стимулирует воображение и фантазию детей.// Нач. школа. .№ 11, 1992 г.

12.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.

13.Юркевич В.С. Светлая радость познания. – М.: Знамя, 1977. 1.

14.  Юным умникам и умницам. Курс по развитию познавательных способностей. Методическое пособие для 1 – 4 классов. Москва: Издательство РОСТ, 2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи повышенной сложности как один из видов работы над развитием познавательных способностей учащихся начальной школы

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь поверить в себя, в свои способности. Каждая задача содерждит проблему, разрешит...

Научно-методическая статья. Развитие познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта

В данной научно-методической статье раскрывается одна из проблем, которая в настоящее время стоит перед образованием - это переход от функционального обучения к деятельностному, которое давало бы возм...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы»

Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить в современных условиях как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной форм...

Развитие творческих способностей обучающихся начальной школы на уроках технологии

Развитие творческих способностей обучающихся начальной школы на уроках технологии....

Выявление и развитие способностей обучающихся начальной школы

              В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими...

Выявление и развитие способностей обучающихся начальной школы

Выявление и развитие способностей обучающихся начальной школы...

Выступление на ММО учителей начальных классов по теме "Развитие познавательных способностей обучающихся начальных классов на уроках математики"

Выступление на ММО учителей начальных классов по теме "Развитие познавательных способностей обучающихся начальных классов на уроках математики"...