Выступление на ММО учителей начальных классов по теме "Развитие познавательных способностей обучающихся начальных классов на уроках математики"
методическая разработка по математике (1, 2, 3 класс)

Артеменко Людмила Петровна

Выступление на ММО учителей начальных классов по теме "Развитие познавательных способностей обучающихся начальных классов на уроках математики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоключевская средняя  общеобразовательная школа

Купинского района

Развитие  познавательных способностей  обучающихся начальной школы  

на  уроках  математики

        (выступление на ММО учителей начальных классов)

Артеменко Л.П.,

учитель начальных классов

категория высшая

                                           

      В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия,  наконец,  использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании  которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

     Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям . Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

      Познавательный интерес  - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

      Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

      Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

      Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

      Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание  учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

      Первое,  что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются  важнейшим звеном формирования интереса к учению.

      Наша задача – активизировать  мыслительную деятельность  учащихся  начальных  классов,  возбудить  интерес  к  учёбе,  усилить  воспитательные  и развивающие  функции  урока,  реализовать  межпредметные  связи  в процессе  изучения  математики.

      Эффективное  развитие школьников  возможно  лишь в  системе  занятий и  упражнений.  Эти  упражнения  с математическим содержанием  должны  предполагать  широкую и  разнообразную связь  с  детским  чтением,  с  наблюдениями  детей  над  явлениями  природы,  животным  и  растительным  миром;  опираться  на присущий детям  интерес  к  загадкам,  песенкам,  стихам;  учитывать  способность  и  любовь  к  рисованию. Такая  система  упражнений  позволяет учителю  построить  урок  математики  с  учётом  жизненного  опыта,  знаний,  представлений  и  наблюдений  учащихся. И именно  поэтому  математические  понятия  усваиваются  с  интересом  и прочно  закрепляются  в  сознании  детей.

      Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Важно  облечь  математический  вопрос  в  интересную  для  учащихся форму или  внести  в  решение  задачи  такое  незначительное, но любопытное  затруднение,  которое  могло  бы  приучить  детский  ум  к  самостоятельности,  или,  наконец,    предложить  трудную  на  первый взгляд задачу,  но  решающуюся легко  и  неожиданным  образом.  Такие  задания  необходимы,  в  первую  очередь,  для  учащихся  начальных  школ. Именно эти  дети  наиболее  нуждаются в  том,  чтобы  их  первоначальное  и  последующее  знакомство  с  математическими  истинами  носило  не  сухой  схоластический характер,  а  порождало  бы  интерес и любовь  к  предмету,  развивало  бы в  учащихся  способность  к  правильному  мышлению,  острый  ум  и смекалку  и  тем  самым  вносило  бы  оживление  в  преподавание  предмета.

      Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

      Учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений  о мире -  на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

      Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

      Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

       Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную  систему  упражнений,  включающую в себя  различные  дидактический игры, самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса  и  многое другое.

                                         

      Из  всего  существующего  многообразия  различных  видов  игр  именно  дидактические  игры  самым  тесным  образом  связаны  с  учебно-воспитательным  процессом. Они  используются в качестве  одного  из способов  обучения  различным  предметам в начальной  школе.  Результаты,  которых  добиваются дети,  доставляют  им много  радости и  вызывают  появление чувства  творческого  удовлетворения.

      Дидактическая  игра (игра  обучающая) – это  вид  деятельности,  занимаясь которой  дети  учатся.  Это  является  утверждённым  в  педагогической  практике  и  теории  средством  для  расширения,  углубления  и  закрепления  знаний. Кроме  того,  дидактическая  игра, как и  каждая  игра,  представляет собой  самостоятельную  деятельность,  которой  занимаются  дети:  Она  может  быть  индивидуальной  или  коллективной.

     Игровые  и  занимательные  задания  по  математике    направлены  на  формирование  основных знаний, умений  и  навыков, предусмотренных программой,  рассчитаны  на   введение, закрепление  и  углубление  знаний  по  основным  темам программного материала.  Они  разнообразят виды  деятельности  детей  на  уроке,  воспитывают  интерес к математике,  развивают  внимание,  память  и  мышление  учащихся,  ведут к  систематизации  жизненного  опыта,  являются  разрядкой  для  нервной системы.

      Дидактические игры,  игровые  упражнения  и  занимательные  задачи  будут  содействовать  развитию способностей  и  потребностей  познавательного  характера,  интеллектуальных  и  нравственно-волевых  качеств,  формированию познавательного  интереса.

      Роль  игровых  средств  в  современном процессе  обучения   возрастает в  связи  с  необходимостью дискретного усвоения  ряда  новых  понятий  и   уменьшения  степени  психического напряжения.  Именно  такие  игровые моменты  помогут  первоклассникам  быстрее  адаптироваться  в учебном  процессе  и  успешнее  овладевать  основами  математики.

      Дидактические  игры  и  игровые  упражнения  стимулируют общение  между  преподавателем  и учащимися  и  между  отдельными  учащимися, поскольку в  процессе проведения  этих  игр  взаимоотношения между  людьми  начинают носить  более  непринуждённый  и  эмоциональный  характер.

Дидактические  игры требуют активизации  всей психической  деятельности  ребёнка.  Развиваются  познавательные  процессы,  мышление,  память,  воображение.  Усовершенствуется умственная деятельность,  включающая  в  себя  проведение различных операций  в их  единстве.  Внимание  становится  более  целенаправленным,  устойчивым,  и  у  учащегося  появляется  умение  правильно  его распределять. Стимулируется  развитие  познавательных способностей,  наблюдательности,  сообразительности  и  любознательности.  У  детей  начинает проявляться  волевое сдерживающее начало.  Соблюдение  правил,  являющееся  результатом  возникшего  у  детей  интереса  к  игре,  помогает воспитанию  нравственно-волевых  качеств, таких, как  организованность, сдержанность, доброжелательность,  честность  и  т.д.  В  процессе занятий  дидактической игрой  формируются умения  работать  самостоятельно,  осуществлять  контроль  и  самоконтроль,  согласовывать  свои  действия  и  соподчинять их.

      В  зависимости  от  познавательного  содержания  игры  помогают  овладевать  различными видами  знаний:  арифметическими,  геометрическими  и т.д.

      В  1 классе  в  дочисловой  период  для  развития умения  определять  и  различать  геометрические фигуры,  а также  для закрепления пространственных отношений:  сверху, снизу, слева, справа - можно  провести  игру  «Выложи узор».

Перед  каждым  учеником  должны  лежать  альбомный  лист  и  различные  геометрические  фигуры  из картона  (квадрат,  треугольник,  круг,  прямоугольник  и  произвольной  формы  четырёхугольник).  Аналогичные  фигуры  у  учителя  на доске.  Учитель говорит  учащимся:  «Поставьте  на середину листа круг, слева  от  него - квадрат, а  справа  от  круга – треугольник,  над  кругом – прямоугольник,  а  под  ним  четырёхугольник». Побеждает та команда, в которой  ни  один  участник  не  допустил  ошибки  при  размещении  фигур.  Постепенно  работа усложняется  путём  добавления  фигур  разного  размера и цвета.  Вместо  геометрических фигур  можно  использовать  предметы, лежащие  на партах детей:  ручку, карандаш,  ластик, линейку  и т.д.

       Для  формирования  умения быстро  и правильно  складывать однозначные и  двузначные числа  полезно  провести  игру  «Коллективный  счёт».   Класс  разбивается  на  команды  по рядам парт. По  каждому  ряду  парт  передают  лист  бумаги  с написанным на нём  произвольным  числом:  например,  для  первого  ряда – число  7,  для  второго – 4,  для  третьего – 5.  Каждый  из учеников, сидящий первым  в  своём ряду,  должен  прибавить  к  написанному  числу 1, вторым – число 2, третьим -3  и  т.д.  В первом ряду получится  следующее сочетание  чисел:  7+1=8;   8+2=10;  10+3=13;  13+4=17  и  т.д. Побеждает та команда,  которая  быстрее  всех  и  правильно  выполнит  работу.

      Для  записи упражнений  используются различного  вида таблицы,  схемы,  цепочки, а также  обычная  запись  примеров.  Необычная  запись  примеров способствует  возбуждению интереса  у  учащихся  к  выполнению  задания.

      Для  осуществления  проверки  правильности  выполнения  упражнения  хорошо использовать  соответствие  между  множествами  («цифра – буква», «число – буква»,  «фигура – буква»).  Более  раннее  ознакомление  с  идеей  соответствия  развивает у детей функциональное  мышление.  Для  задания  соответствий  между  множествами   можно  использовать таблицы  с двумя горизонтальными  строками  или двумя  вертикальными  столбцами,  таблицы  с двумя входами, всевозможные  орнаменты,  циферблат  часов,  различные  геометрические  фигуры  и совокупность  фигур.  В  качестве  проверочного слова,  как  правило,  используются  отгадки  к  загадкам. Используемые  загадки  расширяют представления  детей  об  окружающем  мире,  они  знакомят с  животными  и  растительным  миром  Земли,  с  героями  сказок  и  рассказов, дают  повод  учителю  провести  небольшую  беседу  с детьми, ознакомить  их  с окружающей  природой. Читая  загадки  и  вопросы,  дети  закрепляют навыки  чтения, учатся  самостоятельно  понимать  прочитанное.

      Многолетний  опыт  использования  заданий  на  уроках  выявил  следующее:  выполнение  заданий  увеличивает  долю самостоятельной  работы  учащихся на  уроке;  обеспечивает  разнообразие  видов  умственной  деятельности,  особенно  для  учащихся, инициатива  которых  в  коллективных условиях заглушается  их  более  активными  товарищами,  разгружает  ученика  от  работы, непосредственно не связанной с выполнением  данного  упражнения  (переписывание  примера,  вычерчивание  схемы  и  т.п.),  у  учителя появляется  для  наблюдения  за  деятельностью  ученика, для  оказания  индивидуальной  помощи, экономит  время  урока, увеличивает  объём  выполненной  работы,  возбуждает  у  учащихся  интерес,  любознательность,  стремление  узнавать  новое.

      На уроках я  часто использую подобные  задания.  Например:  «Разноцветное коромысло  над  рекой  повисло.  Что  это  такое?»

7

5

9

1

3

8

+ 1

2

4

5

6

8

9

10

у

г

ю

а

р

а

д

                                     

                                           

       

     

   Спешат  по  дорожке  голова  да рожки.  Кто  там

   медленно ползёт,  на  себе  свой  дом  везёт?

Дополни

  до 10

8

6

4

9

7

5

   

      Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

      В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

      В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности.

Самостоятельная работа

      Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.

      Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников, которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит терять время. Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные работы. Те,  кто выполнил задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически переписывают решения в тетради. Организуя таким образом  проверку, учитель в какой-то мере помогает ученикам которые не справились с заданием. Но верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать задания во время проверки.

       Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.  

      Например, предлагаю классу решить самостоятельно задачу и записать ее решение по действиям,  на  индивидуальной  доске  работает  1  ученик  над  составлением краткой  записи,  второй  ученик  на  другой  доске  решает задачу:

      В магазин  привезли  в  первый день  4  мячика,  а  во  второй  8.  Продали  5  мячиков. Сколько  мячиков  осталось  продать?

      Работу пишут все ученики. Через 5 минут вижу, что задачу решили не все. Я показываю  образец  краткой записи задачи,  выполненный  учеником, на доске:

Привезли - 4 мяч. и  8 мяч.

Продали – 5  мяч.

Осталось-? мяч.

      Предлагаю ученикам, которые не успели выполнить задание, внимательно рассмотреть краткую запись. Говорю, что запись поможет им справиться с решением задачи. Тем, кто выполнил задание, предлагаю записать решение задачи выражением,  в  том  числе  и ученику  у  доски.  Показываю на индивидуальной доске выражение (4 + 8) -5   и прошу  учеников, справившихся с заданием, объяснить его.

 Другим ученикам  (тем,  кому трудно)  даю карточки с заданиями:

  1. Узнать сначала,  сколько всего  мячиков  привезли  за два   дня  в магазин.
  2. Затем узнать, сколько  мячиков  осталось  в  магазине.

Такая организация работы способствует самостоятельному выполнению задания всеми учащимися в классе.

                                          Другой  вариант  работы:

Самостоятельно решить задачу разными способами:

Купили 4 книги по 20 руб. каждая  и 4 альбома по 10руб. каждый. Сколько стоила вся покупка?

Тем, кто справился самостоятельно, предлагается составить задачу на выражение (4+3) *2

Тем ученикам, которые решили задачу только одним способом, предлагается рассмотреть рисунок к задаче:

20

10

20

10

20

10

20

10

И ответить, как можно узнать, сколько уплатили за все покупку.

Ученикам,   которые справились с заданием, предложить карточку с вопросами:

Узнай, сколько стоит 1 книга и 1 альбом вместе.

Узнай, сколько стоят 4 таких комплекта.

Запиши решение задачи: (…+…)*…=…

Вспомни, как можно сумму умножить на число.

Запиши решение вторым способом …*…+…*…=…

      Наглядная интерпретация задачи, опора на знание свойств арифметических действий, объяснение готового решения – все эти приемы обеспечили самостоятельное решение задачи всеми учащимися

      Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда это осознается учащимися. Именно это и является источником радости.

          Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.

      В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

      Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное на доске можно  написать несколько примеров для устного счета на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4  и, например 12765:3.

Предлагаем  детям объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос «КАК?». А раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового.

      Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

      Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных задач. Для этого интересно использовать предварительную подготовку к восприятию нового. Например:

1.Заселите домик числами:

10

3

4

2

5

1

2.Реши  удобным  способом:

(40+10)-7

(60+10)-4

      После записи решения на доске детям дается задание: Найдите, чем похожи суммы в этих примерах. А получив ответ: вторые слагаемые одинаковы – число 10, дети обводят указанные слагаемые красным мелом

(40+10)-7

(60+10)-4

     Вывод можно зафиксировать наглядно, соединив дугой число 10 и то число, которое вычитается.

     В этом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая  30-6

Следующие задания предлагаются с целью закрепить умение выделять в круглых  десятках один десяток, т.е. представлять круглые десятки в виде суммы, в которой одно из слагаемых равно числу 10

3.Вставить числа в окошки по данному образцу:

40 = 30 + 10                        80 = … + 10              

60 = 50 + 10                        50 = … + …

   При подведении  итогов  проделанной работы необходимо сказать о том, что умения заменять круглые десятки суммой со вторым слагаемым 10, находить удобный способ вычитания из такой суммы несколько единиц и знания состава числа 10 пригодятся ученикам в дальнейшем при изучении нового вычислительного приема. Все это нацеливает детей на изучение нового материала. И детям интересно решать пример вида 30 – 6 т.к. они сами при его решении устанавливают закономерность, используя ранее приобретенные знания.

       Задачи на применение знаний и умений также способствуют развитию познавательных интересов. С одной стороны эти задачи позволяют ученикам оперировать знаниями, повседновно убеждаться в их полезности. С другой стороны, сам процесс оперирования умениями  позволяет им делать лестные для себя заключения о продвижении.

      Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями. Для этой цели использую опорные схемы:

                       На  ск. больше?                                                  ?

                                               

                       На ск. меньше?                Было          -   

                                                                 Взяли         -

                                 

                                                                 Осталось    -                                                                                                                                    

         

        

       Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала.

1 Вывешивается плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур.  Детям  1 класса   задаются  вопросы:

Из каких фигур состоит рисунок кошки?

Какой фигурой представлено туловище?

А  во2-3 классах  добавляются  задания:

Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон

2.Очень  большую  роль  в развитии  познавательного  интереса, конструкторских способностей,  творческого  воображения  и  др.  качеств  играет геометрический  конструктор.  Детям  предлагается  составить  из  геометрических  фигур  различные  предметы:  домик, ёлочку, кораблик  и т.д.

РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ

      В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Задания, направленные  на развитие внимания

      Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие  у  ученика ощущение, сознание собственного роста.

      Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.

      Внимание – это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса как внимание.

      В учебный материал полезно  включать содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

1 Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах

2 Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами

3 Быстрее нарисуй

4 Найди, кто спрятался

5 Найди сходство и различие

6 Прочитай рассыпанные слова

Задания, направленные  на развитие восприятия и воображения.

      Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном  действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого  человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем  мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.

      В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

  1. Подбери заплатку для  коврика
  2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки
  3. Найди  предмет по  заданным  признакам
  4. Таблица с геометрическими фигурами разной формы
  5. Таблица с геометрическими фигурами разного размера
  6. Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и черного цвета
  7. 100-клеточная таблица, заполненная цифрами

Задания, направленные на развитие логического мышления

      Интеллект человека . в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

      Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

  1. Задачи на смекалку
  2. Задачи шутки
  3. Числовые  фигуры
  4. Задачи с геометрическим содержанием
  5. Логические упражнения со словами
  6. Математические игры и фокусы
  7. Кроссворды и ребусы
  8. Комбинаторные задачи

Задания, направленные на развитие памяти.

       Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

      У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

      Но в начальной школе необходимо готовить  детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.

  1. Запомни двузначные числа.
  2. Запомни математические термины.
  3. Цепочка слов.
  4. Рисуем по памяти узоры.
  5. Запомни и воспроизведи рисунки
  6. Зрительные диктанты
  7. Слуховые диктанты

      Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор  младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

      Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

      Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

                                                      Литература

  1. Валина В.         Праздник числа – М 1993
  2. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики Начальная школа 19990 –7          1991-7         1992 –7,8        1993-7
  3. Моро М.И. Пышкало А.М. Методика преподавания математики в начальных классах М 1985
  4. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах        М 1985
  5. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку        М 1994
  6. Педагогика         под ред.         Щукиной        М 1966
  7. Труднев В.П.        Считай, смекай, отгадывай        Санкт-Петербург         1997
  8. Корчемлюк О.М.        Задания для развития памяти и внимания на уроках математики        Начальная школа         1994-8
  9. Перькова О.И.  Раз, два, три – отвечай!     М   1993
  10. Чилингирова Л., Спиридонова Б.  Играя,  учимся  математике    М  1993
  11. Жикалкина Т.К.  Игровые  и  занимательные  задания  по математике  (2 класс)  М   1989
  12. Аменицкий Н.Н.,  Сахаров И.П.  Забавная  арифметика      М  1991



Предварительный просмотр:

4 класс

Карточки для самостоятельной работы по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» (1 четверть)

Индивидуальная карточка № 1

  1. Запишите следующие числа цифрам:
  • Триста пять тысяч сорок девять-        ;
  • Пятьдесят три тысячи восемьсот три-        ;
  • Четырнадцать тысяч семьсот три-        ;

  1. Выполните вычисления:

198+ 755=

473+ 97=

414+ 144=

734-267=

888-561=

873-728=

____________________________________________________________________________________

Индивидуальная карточка № 2

  1. Запишите следующие числа цифрами
  • Пятьдесят пять тысяч семьдесят-        ;
  • Четырнадцать тысяч девяносто восемь-        ;
  • Восемь тысяч триста -        ;

  1. Выполните вычисления:

293+ 145=

289+ 461=

414+ 580=

534-119=

245-712=

473-401=

____________________________________________________________________________________

Индивидуальная карточка № 3

  1. Запишите следующие числа  цифрами :

  • Двадцать три тысячи один-        ;
  • Сто тысяч восемьдесят восемь-        ;
  • Пятнадцать тысяч триста одиннадцать-        ;

  1. Выполните вычисления на сложение и вычитание в столбик и запишите ответы:

401+98=

473+ 399=

554+ 295=

734-395=

643-402=

873-556=

___________________________________________________________________________________

Карточки для самостоятельной работы по теме:

«Деление и умножение многозначного числа на однозначное»

Индивидуальная карточка № 1

  1. Решите примеры на умножение и запишите ответы :

2*3426=

3*789=

9*657=

8*4895=

  1. Выполните примеры на деление:

2088: 4=

2739: 3=

5936: 2=

8470: 5=

_____________________________________________________________________________________

Индивидуальная карточка № 2

  1. Решите примеры на умножение и запишите ответы :

5*4432=

6*434=

7*668=

8*8764=

  1. Выполните примеры наделение:

6032: 4=

1071: 3=

3452: 2=

6850: 5=

_____________________________________________________________________________________

Индивидуальная карточка № 3

  1. Решите примеры на умножение и запишите ответы :

5*324=

6*6792=

7*4056=

8*3784=

  1. Выполните примеры на деление:

4484: 4=

2733: 3=

5962: 2=

5965: 5=

_____________________________________________________________________________________

Задания  для самостоятельной работы (2четверть)

Индивидуальная карточка № 1

  1. Решите примеры:

579* 4=

921* 5=

453* 9=

614* 8=

3674: 4=

7488: 8=

6419: 9=

4492: 2=

  1. Решите примеры:

5932-412* 4+3669: 3=

4290: (6-1)+2305* 7=

6684: 6-5339+ 3*289=

7*(674-278) +6777:9=

____________________________________________________________________________________

Индивидуальная карточка № 2

  1. Решите примеры:

482* 6=

412* 7=

923* 2=

612* 4=

3423: 7=

4239: 9=

6405: 5=

4368: 2=

  1. Решите примеры:

3456-228* 3+7101: 9=

1548: (9-5)+921* 4=

8816: 4-1782+ 4*1528=

9*(433-202) + 4123:7=

_____________________________________________________________________________________

Индивидуальная карточка № 3

  1. Решите примеры:

433* 5=

6*329=

901* 3=

8*427=

5971: 7=

3384: 8=

4965: 5=

4292: 2=

  1. Решите примеры:

7543-165* 6+3981: 3=

4765: (2+3)+6*763=

7865: 5-1075+ 6*763=

8*(397-11)+3296: 6=

______________________________________________________________________________________________

Задания для самостоятельной работы (3четверть)

Индивидуальная карточка № 1

  1. Решите примеры на умножение:

67*30=

234* 63=

542* 70=

86*25=

  1. Решите примеры на деление:

750: 50=

640: 80=

669: 3=

138: 46=

  1. Решите задачу:

На склад привезли 3тонны 540 кг муки. Затем увезли 15 мешков по 46 кг в каждом. Сколько муки осталось на складе?

  1. Найдите значение выражений:

(1845* 6-239: 3) -345=

45697-(3451* 6+ 3202: 2)=

_____________________________________________________________________________________

Индивидуальная карточка № 2

  1. Решите примеры на умножение:

46*30=

214* 61=

245* 30=

27*48=

  1. Решите примеры на деление:

450: 50=

360: 80=

483: 3=

230: 46=

  1. Решите задачу:

В столовую привезли 2580 кг сахара. В каждый день использовали по 75 кг. Сколько сахара осталось после 22 дней?

  1. Найдите значение выражений:

(5672* 3-8120: 4)-2948=

19697-(6451* 2+ 3208: 2)=

_____________________________________________________________________________________

Индивидуальная карточка № 3

  1. Решите примеры на умножение:

134* 70=

43*50

23*80=

186* 35=

  1. Решите примеры на деление:

840: 40=

990: 30=

453: 3=

276: 46=

  1. Решите задачу:

В мастерскую привезли 3574 деталей. Для ремонта каждый день использовали по 35 деталей. Сколько деталей осталось через 40 дней?

  1. Найдите значение выражений:

(7892-239: 3)-345*5=

15676-(4567* 6+6788: 2)=

___________________________________________________________________________________________

Тесты для самостоятельной работы

Данные тесты можно использовать для проверки усвоения следующих навыков:

  • Суммирование нескольких чисел.
  • Вычитание чисел от 0 до 1000.
  • Умножение многозначных чисел на однозначное.
  • Умножение чисел на ноль и единицу.
  • Письменное деление в столбик.

Тест № 1  (1 четверть)

Вариант 1

  1. Выберите правильную запись числа:

-Три тысячи восемьсот девять.

3908

308

3809

3309

-Пятнадцать тысяч девятьсот сорок пять.

15845

14945

15995

15945

-Сорок четыре тысячи пять.

44055

45045

44005

4505

  1. Выполните вычисления на сложение и вычитание  в столбик и запишите ответы:

293+ 496=

301+ 339=

485+ 427=

948-207=

498-192=

843-452=

  1. Решите примеры:

2*18=

1*23=

9*3=

14*5=

72: 8=

20: 5=

28: 7=

12: 3=

  1. Решите задачу и подчеркните правильный ответ:

Бригада собирала 300 кг ягод за 6 дней. Сколько ягод она соберёт за 14 дней?

750

650

700

800

___________________________________________________________________________

Тест № 1  (1 четверть)

Вариант 2

  1. Выберите правильную запись числа:

-Двенадцать тысяч триста девятнадцать.

13319

12319

1131

13399

-Пять тысяч три.

5003

503

5013

5103

-Девятнадцать тысяч триста один.

19301

1901

1930

18301

  1. Выполните вычисления на сложение и вычитание в столбик и запишите ответы:

697+ 203=

345+ 367=

414+ 274=

495-99=

493-134=

843-325=

  1. Решите примеры:

12*4=

4*9=

4*13=

3*5=

50: 10=

20: 1=

0: 7=

12: 6=

  1. Решите задачу и подчеркните правильный ответ:

У Коли было 700 рублей. Он купил 9 тетрадей за 23 рубля и 7 блокнотов за 14 рублей. Сколько денег осталось у Коли?

750

650

700

800

_____________________________________________________________________________________

Тест № 1  (1 четверть)

Вариант 3

  1. Выберите правильную запись числа:

-Пятьдесят три тысячи сорок четыре.

5304

53044

5044

53034

-Восемь тысяч четыреста восемь.

8408

88408

8048

8448

-Две тысячи триста сорок девять.

2349

3349

2348

239

  1. Выполните вычисления на сложение и вычитание в столбик и запишите ответы:

293+ 245=

473+ 367=

414+ 274=

734-499=

643-412=

873-443=

  1. Решите примеры:

3*12=

4*8=

2*13=

8*5=

81: 9=

20: 4=

18: 6=

12: 2=

_____________________________________________________________________________________

Тест № 2  (2 четверть)

Вариант 1

  1. Решите примеры на умножение и запишите  ответы:

3*6312=

4*858=

2*2963=

8*549=

  1. Решите примеры на деление:

5778: 6=

2853: 3=

3954: 2=

4590: 5=

  1. Реши задачу:

Машина проехала 240 километров за 4 часа. С какой скоростью она ехала?

  1. Реши задачу:

Мастер делает 18 деталей за 1 час. Сколько деталей он сделает за 8 часов? За 3 рабочих дня по 8 часов в каждом?

___________________________________________________________________________________

Тест № 2  (2 четверть)

Вариант 2

  1. Решите примеры на умножение и запишите ответы:

5*2673=

7*525=

9*7324=

3*667=

  1. Решите примеры на деление и запишите ответы:

3924: 6=

1374: 3=

4432: 2=

8760: 5=

  1. Реши задачу:

Портной сшил 48 варежек за 3 дня. Сколько варежек он сошьет за 5 дней?

  1. Реши задачу:

Третий класс собрал 36 кг ягод.4 класс собрал 45 кг. Весь урожай разложили по ящикам. Сколько ящиков понадобилось, если в каждый ящик вмещается по 9 кг ягод?

___________________________________________________________________________________

Тест № 2  (2 четверть)

Вариант 3

  1. Решите примеры на умножение и запишите ответы:

2*2673=

4*523=

6*7554=

8*665=

  1. Решите примеры на деление:

1664: 4=

1899: 3=

2348: 2=

9475: 5=

  1. Реши задачу:

Портной сшил 48 варежек за 3 дня. Сколько варежек он сошьет за 5 дней?

  1. Реши задачу:

Третий класс собрал 36 кг ягод. 4класс собрал 45 кг. Весь урожай разложили по ящикам. Сколько ящиков понадобилось, если в каждый ящик вмещается по 9 кг ягод?

________________________________________________________________________________

Тест № 3  (3 четверть)

Вариант 1

  1. Решите примеры и запишите ответы:

485* 8-2655: 9+3596=

3648: (9-3)+2238* 4=

3590: 5-2594+ 4*539=

7*(456-76)+5964: 7=

  1. Решите уравнения и запишите ответ:

8*632= X-1412

1568: 2=Y-852

X =

Y =

  1. Решите задачу и запишите ответ ниже:

С поля вывозили урожай. Каждая машина вывозит по 5 тонн овощей за 1 рейс. В день одна машина  делает 6 рейсов. В поле всего работают 4 машины. Сколько всего овощей они вывезут за 7 дней?

Ответ:         

  1. Посмотрите внимательно на рисунок и выпишите:

Фигуры

  1. Номера прямоугольных треугольников:         
  2. Номера тупоугольных треугольников:        
  3. Номера остроугольных треугольников:        

5.Вычислите периметры и площади фигур и общую площадь фигуры и запишите данные ниже:

Фигура

Периметр1 фигуры =

Периметр 2 фигуры =

Периметр 1 фигуры =

Площадь1 фигуры =

Площадь 2 фигуры =

Площадь 3 фигуры =

Общая площадь =

Тест № 3  (3 четверть)

Вариант 2

  1. Решите примеры и запишите ответы:

5963-158* 6+7896: 8=

1548: (12-4)+429* 9=

8232: 4-1953+ 6*586=

3*(459-276) +6738:6=

  1. Решите уравнения и запишите ответ:

6*389= X-3537

1993: 3=Y-3495

X =

Y =

  1. Решите задачу и запишите ответ ниже:

Бригада рабочих собирала урожай в саду. Каждый рабочий в среднем собирает 350 кг овощей в день. В бригаде всего 8 рабочих. Сколько урожая они соберут за 4 дня?

Ответ:         

  1. Посмотрите внимательно на рисунок и выпишите:

Фигуры

  1. Номера прямоугольных треугольников:         
  2. Номера тупоугольных треугольников:        
  3. Номера остроугольных треугольников:        

5.Вычислитепериметрыиплощадифигуриобщуюплощадьфигурыизапишитеданные ниже:

Фигура

Периметр1 фигуры =

Периметр 2 фигуры =

Периметр 1 фигуры =

Площадь1фигуры =

Площадь 2 фигуры =

Площадь 3 фигуры =

Общая площадь =

Тест № 3  (3 четверть)

Вариант 2

  1. Решите примеры и запишите ответы:

3193-229* 9+3966: 3=

4485: (1+4)+3023* 5=

6816: 6-1038+ 4*391=

7*(311-82)+5432: 2=

  1. Решите уравнения и запишите ответ:

5*859= X-8457

2868: 6=Y-2565

X =

Y =

  1. Решите задачу и запишите ответ:

Школьникисобираливсадуягоды.Одинучениксобираетзадень12кгмалины.Сколькоягод соберёт весь класс за 5 дней, если в классе всего 9 учеников?

Ответ:         

  1. Посмотрите внимательно на рисунок и выпишите:

Фигуры

  1. Номера прямоугольных треугольников:         
  2. Номера тупоугольных треугольников:        
  3. Номера остроугольных треугольников:        

  1. Вычисли периметры и площади фигур и общую площадь фигуры и запиши данные:

Фигура

Периметр 1 фигуры =

Периметр  2 фигуры =

Периметр 1 фигуры =

Площадь 1 фигуры =

Площадь 2 фигуры =

Площадь 3 фигуры =

Общая площадь =

Тест № 4  (4 четверть)

Вариант 1

  1. Решите примеры на умножение и запишите ответ:

63*40=

530* 23=

308* 50=

89*24=

  1. Решите пример на деление и запишите  ответ::

7500: 50=

5600: 80=

483: 3=

1380: 46=

  1. Решите задачу и запиши ответ:

Масса грузового автомобиля 4 тонны 540 кг. Легковой автомобиль легче него на 3230 кг. Сколько весят 4 легковых автомобиля?

  1. Решите задачу и запиште ответ:

Два автомобиля выехали из двух городов навстречу друг другу. Расстояние между городами равно 880 км. Встретились они через 8 часов. Какая скорость первого автомобиля, если скорость второго равна 60 км/час?

Ответ:         

  1. Найдите значение выражений:

(3677*3-2624: 4)-13948=

20697-(4523*2+3200: 5)=

Тест № 4  (4 четверть)

Вариант 2

  1. Решите примеры на умножение и запишите ответ:

16*80=

487* 18=

388* 70=

27*34=

  1. Решите примеры на деление и запиши ответ:

4600: 20=

3200: 80=

4830: 3=

2480: 80=

  1. Решите задачу и запишите ответ:

Мастер сделал за 12 дней 1440 деталей. Ученик делает в день на 40 деталей меньше.За сколько дней ученик сделает столько же деталей?

  1. Решите задачу и запишите ответ:

Два бегуна одновременно побежали на встречу друг друга из разных городов. Расстояние между городами равно 66 км. Встретились они через 3 часа. С какой скоростью бежал первый бегун, если скорость второго была 12 км/час?

Ответ:         

  1. Найдите значение выражений:

(5672* 3-8120: 4)-2948=

19697-(6451* 2+ 3208: 2)=

Тест № 4  (4 четверть)

Вариант 3

  1. Решите примеры на умножение и запишите ответ:

69*90=

230* 49=

596* 60=

48*28=

  1. Решите примеры на деление и запишите ответ::

2730: 30=

960: 80=

910: 3=

368: 46=

  1. Решите задачу и запиши ответ:

Масса ящика с яблоками 9 кг 600 грамм. Масса ящика с абрикосами  весит в 3 раза меньше. Сколько весят 15 ящиков с абрикосами?

  1. Решите задачу и запишите ответ:

Два велосипедиста выехали из разных концов города одновременно навстречу друг другу . В начале расстояние между ними было 40 км. Встретились они через 2 часа. С какой скоростью двигался первый велосипедист, если скорость второго была равна 10 км/час?

Ответ:         

  1. Найдите значение выражений:

(5586* 6-4183: 3)-5345=

33697-(3451* 6+4956: 4)=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках математики.

В своей работе я описываю пути развития познавательного интереса и способностей на уроке математики....

Выступление на МО учителей начальных классов на тему "Работа с детьми начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни"

В своем выступлении я описала свою работу в начальной школе по здоровому образу жизни, где подробно описаны  мероприятия по профилактике здорового образа жизни....

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

 Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов»

В этом эссе я написала свое мнение о роли учителя  начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов. А так же подобрала различные способы для развития ком...

Эссе «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся начальных классов»

В современном мире как никогда важно осознавать ценность общения, современные технологии и обстоятельства в мире, вносят свои коррективы, но тем не менее не стоит забывать, что одна из самых ценных че...

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов».

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов»....