Метод моделирования при решении математических задач в начальных классах
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Моделирование - один из главных приёмов для развития мыслительной деятельности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Метод моделирования при решении математических задач в начальных классах. 

Моделирование - один из наиболее удачных приемов для развития мыслительной деятельности младших школьников. При правильном построении оно достаточно конкретно, легко воспринимается зрительно, полностью отражает внутренние связи и количественные отношения. Любая из моделей и схем проста в исполнении, посильна для ребенка, наглядна, вызывает у детей положительные эмоции. Моделирование способствует развитию логического и абстрактного мышления, готовит ребенка к современной жизни, так как лежит в основе многих компьютерных программ. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

     Для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом моделирования? 
     Во – первых, введение в содержание обучения понятий модели и для моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной.
       Во- вторых, целенаправленное и систематическое обучение методу моделирования приближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие.

    Моделирование на уроках математики используется на самых ранних этапах обучения детей. Одним из наиболее эффективных для формирования действия моделирования типов заданий являются текстовые задачи . Чтобы решить задачу , надо построить её математическую модель. 
Работа над текстовой задачей начинается с того что её читает ученик. Для того чтобы решить задачу, учащийся должен уметь переходить от текста (словесной модели) к представлению ситуации (мысленной модели), а от неё - к записи решения с помощью математических символов (знаково-символической модели)
.

Насколько быстро ответит на вопрос задачи ученик , найдёт  возможные варианты решения ,зависит от удачного выбора модели.

     Рисунок изображает реальные предметы,  о которых говорится  в задаче, или условные предметы в виде геометрических фигур.
В целях формирования осознанного подхода к составлению и применению моделей в виде рисунка в учебнике к задаче даю следующие задания: 
-какой рисунок подходит к данной задаче? 
-составь по другому рисунку задачу и реши её.
Эти задания способствуют формированию навыка составления и анализа моделей.

     Схема является наиболее предпочтительной моделью при решении задач по ряду причин : 
- может быть использована при решении задач со сколь угодно большими числами;
- может  применяться при решении задач с буквами;

позволяет подняться на достаточно высокую ступень абстрактности ;

Схема является обобщением, позволяющим выйти за пределы данной задачи и получить обобщающий способ для решения любых задач данной структуры.
     Задания на уроках математики сориентированы не на формирование у учащихся умения решать задачи определенных видов, а на формирование обобщенного умения решения текстовых задач. Так, начиная со 2 класса, учащимся  предлагаются такие задачи, где данные представлены буквами, поэтому  решением задачи является составление буквенного выражения; где надо соотнести буквенное выражение и схему условия задачи.
Таблица - это вид модели , похожий на краткую запись. Она предполагает уже хорошее знание зависимости пропорциональных величин, так как сама таблица этой взаимозависимости не показывает. Данная табличная модель служит формой фиксации анализа сюжетной задачи и является основным средством поиска решения. Пользуясь такой схемой,  нетрудно найти план и осуществить решение задачи.

Итак, моделирование - это особая и специфическая задача в математике, так как никакое понятие нельзя построить без моделирования. Но в то же время моделирование как способность младших школьников может формироваться только при специально организованном обучении. При проектировании урока учитель должен учитывать тот факт, что в классе разные дети и учить их надо по-разному, исходя из стиля обучения, предпочтительного для ученика. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения на базе теории решения изобретательских задач в начальных классах.

В данной статье описываются Основы ТРИЗ, дается краткий алгоритм решения творческих задач, основные цели РТВ, уровни творчества. По уровням творчества прилагается материал для обследования своего уров...

Методы и приёмы решения нестандартных задач в начальной школе. Практико-ориентированная монография.

                         В монографии описаны методы и приемы решения задач, практикуемые в начальных классах школы в применении...

Моделирование при решении текстовых задач как метод формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников на уроках математики

В рамках реализации ФГОС начального общего образования для достижения положительных результатов, создания условий для формирования  общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников...

Авторский проект «Методы решения математических задач в начальной школе»

Мышление человека, главным образом, состоит из постановки и решения задач. Особенно большую роль играют задачи в обучении математике. В них заложены большие возможности для повышения общего и математи...

Конструирование и решение математических задач на основе анализа и моделирования бизнес-процессов.

В данном проекте инструментом для описания реального процесса определенной предметной были выбраны бизнес- процессы. Ученикам предложено описать несложные процессы какой-то предметной области, расклад...

Формулирование и решение математических задач на основе анализа и моделирования бизнес-процессов

Цель: обучение приемам описания процессов, выделение и решение реальных математических задачЗадачи:•воспитание интереса к реальным математическим задачам,•обучение методам решения математиче...

Метод моделирования при решении текстовых задач

Первые шаги при решении простых задач, казалось бы, не вызывают у учащихся затруднений. Однако в дальнейшем самостоятельное решение составных задач оказывается не по силам многим ученикам, и от класса...