доклад «Самообразование как условие профессионального роста»
материал

Савоник Ольга Владимировна

данный доклад был сделан на педсовете по итогам зачётной работы в рамках курсов профессиональной переподготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование28.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Самообразование

как условие профессионального роста»

Самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью. Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии и связано с развитием осознания, а также определенных внутренних качеств и черт личности педагога, требует от личности самостоятельных познавательных сил. Это самостоятельное овладение системой профессиональных ценностей и современных технологий. Педагог, имеющий навыки самостоятельной работы, имеет возможность перейти к научно-практической и исследовательской деятельности, тем самым сможет привлечь и внимание своих учеников к выполнению проектных и исследовательских работ. Вместе с тем, новые технологии требуют от педагога наличия достаточных знаний в области психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов обучения и целесообразности их использования в работе. Но, как показывает практика, воспользоваться новыми методами и технологиями в полной мере можно не всегда. Зачастую просто учителю не хватает тех знаний, которые необходимы для работы с современными технологиями.

Благодаря современным информационным и телекоммуникационным технологиям, таким как электронная почта, телеконференции или социальные сети, общение между участниками образовательного процесса может быть распределено в пространстве и во времени. Так, например, педагоги и обучаемые могут общаться между собой, находясь в разных странах, в удобное для них время, так же педагоги без труда могут общаться с родителями учеников и делиться своими наблюдениями. С изобретением компьютера, а так же после создания всемирной компьютерной сети Интернет многие стороны человеческой жизни качественно изменились. В настоящее время компьютерные технологии часто являются незаменимыми во время проведения занятий в школах а, так же при подготовке учителя к урокам. Теперь личностный рост педагога и его имидж напрямую зависит от всемирной сети. Можно совершенствовать свои навыки и знания, не выходя из дома. Необходимо отметить, что видов и, соответственно, методов использования информационных технологий много, и задача педагога состоит в том, чтобы освоить их, то есть не ограничиваться применением только мультимедиа, так сказать, а реализовывать потенциал всех форм. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, а также умеющих самостоятельно получать знания граждан.

В самообразовании современного педагога интернет - самый популярный источник.

        Для сельского учителя, не имеющего возможности посещения мастер-классов известных педагогов, работающего в условиях недостаточного технического обеспечения школ, интернет является, чуть ли не единственным помощником в преподавании предмета. Как принято, учителя в сельских школах ведут несколько учебных предметов, часто даже не имея специальной подготовки по некоторым из них, они же имеют учебную нагрузку, превышающую нормы. Поэтому времени для выездных курсов не остаётся. Тогда приходит на помощь Интернет. Самообразование с помощью интернета принимает разные формы: от консультаций на тематических форумах до прослушивания лекций в режиме онлайн, дистанционных мастер-классов и участия в вебинарах.

Я только начинаю работать руководителем школы. А до этого много лет работала учителем начальных классов. После окончания педагогического института я поступила в сельскую школу. Несмотря на то, что в институте я хорошо училась, в школу пришла с удовольствием, выяснилось, что знания без практики ничего не значат. На данный момент  я располагаю педагогическим стажем в 30 лет. И все эти годы приходится постоянно учиться. А как иначе? Известно, что в деревнях и сёлах средний возраст педагога за 50 лет! В нашей школе около 44 года! Многие привыкли работать по-старому, ничего не хотят менять в своём стиле работы. Но если хочешь быть современным педагогом, интересным своим ученикам, должен идти в ногу со временем! Гореть, а не тлеть!

Мастерство педагога приходило ко мне с опытом, все годы я занималась самообразованием: читала литературу (у меня большая коллекция журналов «Начальная школа»), постоянно участвовала в заседаниях районного методического объединения, проходила курсы повышения квалификации, и многое другое. В последние годы Интернет стал настоящим помощником в моей работе.  

Рассмотрим суть некоторых  Интернет-форм;

1. Веб-конференция или вебинар.  Посмотрим в энциклопедии Википедии: «Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции нужно просто ввести URL (адрес сайта) в окне браузера.» Это новое понятие Вебинар пришло к нам с Запада. Постепенно новое понятие вебинар вживается в нашу реальность и несколько видоизменяется.

Формат вебинара предоставляет возможность докладчику передавать информацию участникам семинара, находящимся на расстоянии друг от друга, позволяя им слышать и видеть друг друга.

Сейчас вебинар – это не только семинар онлайн, но и уроки онлайн, лекции онлайн, организованные при помощи web-технологий в режиме реального времени. Во время вебинара его участники находятся у своих компьютеров, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника.

Различные платформы для проведения вебинаров предоставляют также возможность использования таких модулей, как чат(ы); опрос; демонстрация контента; совместная работа и др. Их сочетание позволяет обеспечить решение разнообразных дидактических задач.

Главная особенность вебинаров – интерактивность, возможность демонстрировать, отдавать, принимать и обсуждать информацию.

Благодаря Интернету и новым формам обучения, теперь мы можем обучаться, проводить уроки, лекции, тренинги в онлайн режиме, не выходя из дома. Это экономит время и деньги.

Как правило, вебинары предоставляют следующие возможности:

  • многосторонняя видео- и аудио-конференция;
  • загрузка и просмотр презентаций и видео;
  • текстовый чат;
  • опросы;
  • демонстрация экрана компьютера лектора слушателям.

Во время проведения вебинара посредством аудио- и видеосвязи в режиме реального времени происходит взаимодействие между преподавателем и обучаемыми. Возможность транслирования видео позволяет видеть преподавателя, который при объяснении материала может демонстрировать презентацию или другие документы. Во время обучения преподаватель и слушатели могут обмениваться своими файлами или предоставлять доступ к ким. Электронная доска позволяет оставлять записи всем участникам вебинара в соответствии с их правами. Эффективным средством сопровождения лекции является демонстрация рабочего стола с показом действий, которые совершает участник вебинара.

Интерактивные средства дистанционного взаимодействия, такие как чат, голосование и опрос, позволяют собрать информацию по тому или иному вопросу. Совместное использование приложений предоставляет слушателю вебинара и преподавателю возможность манипуляции программным обеспечением, запущенным на другом компьютере.

Управление удаленным рабочим столом пользователя позволяет получить полный контроль над его компьютером. Необходимо отметить, что существует возможность записи и последующего просмотра мероприятия, что существенно повышает заинтересованность слушателей к участию в вебинарах в процессе обучения.

Вебинары полезны тем, кто желает учиться и получать новые знания.

Преимущества вебинаров.                                                                                                      1. Экономия средств на обучение                                                                                      Во-первых, стоимость онлайн-обучения гораздо ниже по сравнению с открытыми семинарами и тренингами. Во-вторых, не нужно тратить деньги на проезд, гостиницу и питание. Затраты на организацию учебного процесса также минимальны: все, что нужно – это персональный компьютер, подключенный к сети Internet, колонки и, при необходимости, веб-камера. В-третьих, есть много бесплатных вебинаров.

2. Возможность интерактивного участия                                                                     Участники вебинара могут увидеть презентации, видео, рабочий стол лектора точно так же, как если бы находились в лекционном зале. Можно задать свой вопрос лектору в чате и получить рекомендацию по конкретной ситуации, участвовать в опросах и голосованиях, обмениваться с коллегами мнением относительно выбранной темы в чате, дать и получить совет.

3. Для вебинаров не существует границ и расстояний                                             Участвовать в вебинаре можно, находясь в любом месте – на работе, в командировке, на отдыхе, дома. Можно слушать лектора, который находится в другом городе или даже в другой стране.

4. Экономия времени                                                                                            Технология вебинаров предполагает обучение короткими сессиям: обычно от 1 до 4 часов. Не надо тратить время на проезд до офиса обучающей компании, на командировки, перелеты, переезды и гостиницы. То есть с помощью вебинаров можно учиться практически без отрыва от работы.

5. Вебинар является эффективным способом обучения                                                    Вы сможете за короткое время подобрать наилучшего лектора и компанию. Вы сможете быть в курсе новых методик, приемов или знаний, повышая свой профессионализм и личные качества. Кроме того, вы сможете получить запись вебинара — практически все вебинары записываются, а так же теоретический материал в виде презентаций.

Вместе с тем анализ опыта проведения вебинаров позволяет выявить ряд проблем, влияющих на эффективность их использования в процессе повышения квалификации: технические (прежде всего низкое качество каналов связи, скорость Интернета); мотивационные, психологические (готовность к освоению новых средств ИКТ); организационные (наличие организационных условий для проведения и участия в вебинарах); компетентностные (уровень ИКТ-компетентности специалистов системы образования).

2. Медианары - это совершенно новая упрощенная форма вебинаров, с помощью которой учителя имеют возможность пополнять свое портфолио и совершенствовать собственные знания. Новая упрощенная форма вебинаров для учителей принесет массу положительных эмоций и впечатлений, ознакомит с современными методами обучения и воспитания, подарит полезное времяпровождение.

Ввиду модернизации современной сферы образования нашей страны в корне меняется позиция учителя в образовательном процессе. На сегодняшний день его основной задачей является – мотивация учеников на новые проявления и достижения в науке, проявление инициативы и самостоятельности. Современный учитель должен уметь организовать самостоятельную деятельность ученика таким образом, чтобы он максимально смог раскрыть собственный потенциал и развить свои способности.  

4. Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный не только для того, чтобы пользоваться методическим наработками других педагогов, не только пассивно наблюдать за работой форумами, но и стать активными участниками сообщества, создать свой блог, а также для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Так создается персональная медиасреда педагога, которая позволяет учителю самому делиться своими наработками, предоставлять свои материалы для других, тем самым помогая педагогу становиться значимым в жизни других учителей. В этом выражается не только профессиональное, но и духовное, личностное развитие педагога.

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Цели сетевого сообщества:

  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • обмен опытом учения-обучения;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • поддержка новых образовательных инициатив.

          Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами (участниками) и ситуациями, которые помогают думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

  • Совместное мышление. Познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.
  • Толерантность. Важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.
  • Освоение децентрализованных моделей. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно время. Каждый член сообщества может выполнять свои операции.
  • Критичность мышления. Коллективная, общая деятельность множества участников, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий.

В сетевых педагогических сообществах можно поддерживать активность, используя следующие формы деятельности:

  • Обучающий семинар
  • Виртуальная конференция
  • Конкурс
  • Проект
  • Акция
  • Виртуальная экскурсия
  • "Мастерская" или мастер-класс
  • Опрос
  • Обсуждение в чате
  • Фестиваль проектов
  • Телеконференция
  • Проектировочный семинар

Кадровый анализ педагогов – участников различных профессиональных сообществ убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 85% активной аудитории портала – учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты, что позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.

Участвуя в различных педагогических сообществах, учитель имеет возможность:

  • обучаться и приобретать знания, умения и компетенции;
  • получать самую современную информацию по интересующей теме;
  • иметь доступ к методической базе разработок;
  • общаться с коллегами на различных форумах;
  • получать квалифицированные консультации и советы экспертов;
  • участвовать в работе профессиональных сообществ;
  • публиковать свои материалы;
  • принять участие в обсуждении опубликованных материалов;
  • участвовать в профессиональных конкурсах и др.

В настоящий момент я, как учитель начальных классов принимаю участие в деятельности таких сайтов и сетевых сообществ, как:

  • Социальная сеть работников образования nsportal.ru. (nsportal.ru/savonik-olga-vladimirovna)
  • Ведущий образовательный портал России «Инфоурок»    

           (infourok.ru/user/savonik-olga-vladimirovna)

  • ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал (proshkolu.ru/user/savonik43)
  • Мультиурок – ведущий образовательный портал России (multiurok.ru/olgasavonik49)

5. Дистанционные конкурсы и тестирования.  Дистанционные конкурсы для педагогов – это прекрасная возможность получить оценку  работам и стараниям, соревнуясь с коллегами по всей России!

Заочные конкурсы стали максимально доступными и удобными в современном быстроразвивающемся мире. Более нет необходимости очного посещения комиссии, тратить личное или рабочее время, все рассмотрения конкурсных работ нашей коллегией жюри происходят максимально быстро, ваш диплом будет готов уже в течение 24-х часов! Прием работ осуществляется круглосуточно.

Вывод: При разнообразии интернет-источников каждый из них имеет свою цель, своё содержание. Находясь в постоянном поиске качественных ресурсов для педагога, учитель становится в некотором смысле учителем самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование как условие профессионального роста педагога"

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного у...

Самообразование учителя в современном мире необходимое условие профессионального роста.

Самообразование учителя в современном мире необходимое условие профессионального роста....

Самообразование учителя в современном мире необходимое условие профессионального роста.

Самообразование учителя в современном мире необходимое условие профессионального роста....

Статья на тему: "Самообразование как условие профессионального роста педагога"

Самообразование как условие профессионального роста педагога Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для...

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Самообразование как условие профессионального роста педагога...

Доклад «Самообразование как источник индивидуального роста современного педагога»

Самообразование педагога есть необходимое условие его профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учит...

"Самообразование как условие профессионального роста".

Дипломная работа на тему "Самообразование как условие профессионального роста"...