Метапредметные универсальные учебные действия: как оценить результат?
статья (4 класс)

Мозебах Наталья Валерьевна

Формы организации учебной деятельности направленные на формирование УУД. Исследование уровней сформированности УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья27.58 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: КАК ОЦЕНИТЬ РЕЗУЛЬТАТ?

Н. В. Мозебах

учитель начальных классов

МБОУ Новоселовской СОШ №5

ФГОС НОО ставит перед нами следующую цель и основной результат современного российского образования: «Развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира». Начальная школа работает в реализации нового образовательного стандарта уже четыре года, а это значит, что все привыкли к понятию «УУД».

Анализируя педагогическую диагностику, я заметила, что ценностной переориентации на развивающие цели нового стандарта пока не произошло. Начался долгий и серьёзный путь понимания через изучение литературы, участие на научно-практическом семинаре, обмен опыта с коллегами, посещение курсов. Результатами этого процесса мне и хотелось бы поделиться.

Работая по новым образовательным стандартам важно понимать, что получение знаний тесно связано с развитием УУД. Так, например, чтобы классифицировать, нужно владеть понятиями; чтобы доказывать свою точку зрения, надо иметь доказательную базу; чтобы научиться планировать, нужно быть постоянно включенным в деятельность по получению нового знания или его применению.

Следовательно, необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.

 На основе анализа деятельности учащихся мною сделан вывод о том, что на каждом этапе урока  при правильной организации ДЕ формируются определенные  УУД.

Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД

Этапы урока

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Эмоциональный настрой

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

3. Выявление места и причины затруднения.

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства).

Карта урока, интерактивные плакаты, презентация, проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

5. Реализация построенного проекта.

Проектная деятельность.

Частично поисковая, исследовательская деятельность.

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Работа с интерактивными тренажёрами.

 Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Групповая, парная работа.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Групповая, парная работа

взаимопомощь, работа по памяткам.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Самоанализ, самооценка.

Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.

Обобщенный материал позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД  формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Исследование уровней сформированности УУД.

Отслеживаю сформированность УУД по методике Т. В. Бегловой, М. Р. Битяновой. В первом классе диагностическое обследование проводилось на третьей-четвертой неделе обучения детей по рабочей тетради «Школьный старт» и в конце учебного года (апрель) по тетради «Учимся учиться и действовать». Затем мониторинг проводится в конце 2, 3 и 4 класса, в течение апреля по специальной тетрадь на два варианта Т. В. Меркуловой «Учимся учиться и действовать» для каждого ребенка.

Обработку результатов диагностики в рамках мониторинга осуществляла в два этапа. На первом этапе обрабатываю результаты выполнения учениками диагностических заданий и свожу результаты в мини-таблицы (как её заполнить, подробно описано в методических рекомендациях). На втором этапе составляю сводные таблицы в программеMicrosoftExcel, в интернете скачиваю файл для обработки данных с сайта zankov.ru и работаю с ним по прилагаемой инструкции.

Анализ результатов мониторинга по классу в целом дает возможность грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД. Выявляются группы учащихся по каждому умению. Это очень важная информация, которая позволяет подобрать для той или иной группы детей необходимые для их развития задания, образовательные ситуации, задать нужную степень самостоятельности.

Предметом мониторинга развития УУД учащихся 1 класса являются 8 умений:

- два регулятивных умения (планирование и оценка);

- шесть познавательных умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей).

Во втором классе проверяются все умения 1 класса и добавляются еще, т. е. проверяется уже 13 умений:

- три регулятивных умения (планирование, оценка и контроль);

- семь познавательных умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей, аналогии);

- три коммуникативных умения (речевые высказывания, точка зрения, вопросы).

Проведя мониторинг в конце второго класса, можно было проследить динамику развития УУД и получить неоценимую помощь в построении целенаправленной работы по достижению качества образования каждого ребёнка и класса в целом.

Индивидуальные результаты мониторинга УУД "Учимся учиться и действовать" 2 класс имеются на каждого ученика. Вот пример такой таблички «Индивидуальные данные ученика»:

 

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

Планирование

Оценка

Контроль

Анализ

Синтез

Сравнение

Классификация

Обобщение

Причинно-следственные связи

Аналогия

Речевое высказывание

Точка зрения

Вопросы

Карина

6

6

4

5

6

4

4

4

4

5

3

4

6

Уровень

БАЗОВЫЙ

БАЗОВЫЙ

БАЗОВЫЙ

Прогресс

ЕСТЬ ПРОГРЕСС

ЕСТЬ ПРОГРЕСС

 

Для каждого УУД в первой строке: 

Базовый уровень

 

Уровень ниже базового

 

Сводные показатели

Общий балл (max 78)

61

Общий уровень

БАЗОВЫЙ

Общий прогресс

ЕСТЬ ПРОГРЕСС

Таким образом, наблюдается положительная динамика в развитии всех видов УУД. Следовательно, использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию универсальных учебных действий.

 

        Литература

  1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г.
  2. М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова «Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных УУД. – 2-е изд.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
  3. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.  Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010г.
  4. Сайт - zankov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Метапредметные универсальные учебные действия"

Метапредметные  универсальные учебные действия делятся на познавательные, регулятивные и коммуникативные. Метапредметные  универсальные учебные действия обеспечивают овладение  кл...

Формирование метапредметных универсальных учебных действий у учащихся младших классов.

Особенности формирования метапредметных УУД в начальной школе...

«Формирование метапредметных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира» (из опыта работы)

Доклад на педагогическом совете о формировании метапредметных ууд на уроках окружающего мира по программе "Школа России"....

Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»

Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы...

Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.

отсеживать результативность работы по формированию метапредметных универсальных учебных действии на уровне отдельных классов....

Мастер-класс "Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Участники мастер-класса получат знания о формировании метапредметных УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные...

Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.

План отслеживания формирования УУД младших школьников....