Сущность проектной технологии в современной методике.
учебно-методический материал

В работе раскрывается сущность проектной технологии в современной методике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_proektnoy_tehnologii.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара

(МОУ «СОШ №30» г. Сыктывкара)

«30 №-а шöр школа»

Сыктывкарса муниципальнöй велöдан учреждение

(«30 №-а ШШ» МВУ»)

СУЩНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ЕЕ МЕСТО

В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ

                                                   

                                                    Автор – Елфимова Светлана Альбертовна,

                          учитель начальных классов

Сыктывкар,

2017

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  •  реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место принадлежит сегодня технологии проектов. Как известно, метод проектов в отечественном образовании не нов. Он широко использовался в советской школе еще в 20-30- х годах хх века. Технология учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

  • обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять ее целенаправленный поиск, обилие информации не приводит к системности знаний;
  • отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
  • ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, репродуктивный, воспроизводящий. Знания оторваны от жизни.

В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Проектная деятельность это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

В основу технологии положена идея, составляющая суть понятия «проект», Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Технология проектов всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Образовательный проект охватывает сразу несколько сфер знаний, поэтому выполняет интеграционную функцию. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Непременным условием проектной деятельности является наличие     заранее     выработанных     представлений о ее конечном продукте, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ деятельности школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Структура деятельности учителя и ученика

при использовании метода проектов

Таблица №1

Ученик

Учитель

 Определяет цель деятельности            

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».

Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

- мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся, с другой.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик   становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности на позиции сотрудничества;

- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

  а) исследовательские (планировать свою деятельность, выдвигать и генерировать идеи,  выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (слушать и понимать других, выражать себя, сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

в) оценочные (оценивать результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достает);

д) презентационные (строить устный доклад о проделанной работе, выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; выбирать способы и формы наглядной презентации результатов деятельности, изготавливать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле):

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Методологические принципы проектного обучения:

  • процесс работы не менее важен, чем ее результаты;
  • учебный процесс строится не в логике изучаемых предметов, а  в логике деятельности;
  • опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы воспитывает привычку доводить дело до конца, не останавливаться на полпути;
  • допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех учащихся;
  • комплексный характер системы проектного обучения создаёт условия для сбалансированного развития основных физиологических         и психологических функций школьника;
  • система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес как к процессу учебной деятельности, так и к ее результату;
  • гуманистический смысл системы проектного обучения состоит в том, что она не просто предполагает деятельность учащихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их творческих способностей.

Ведущие    идеи   организации   проектной   деятельности обучающихся:

-в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;

-образовательный процесс строится не в логике учебных предметов,   а   в   логике   деятельности,   имеющей   личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;

- каждому предоставляется возможность свободно выбирать        (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;

- проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;

- проектированию можно научиться. Для этого необходимо желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу.

Типология проектов.

Признаки типологизации.

1.        Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная).

Проекты:

  • практико-ориентированные;
  • информационные;
  • исследовательские;
  • творческие;
  • игровые.

2.        Предметно-содержательная область

 Проекты:

  • монопроект (в рамках одной области знания);
  • межпредметный проект.

3.        Характер координации проекта:

  • проект с открытой координацией;
  • проект со скрытой (неявной) координацией.

4.        Характер контактов:

  • внутришкольный;
  • региональный;
  • международный.

5.        Количество участников проекта:

  • индивидуальные;
  • парные;
  • групповые.

6.  Продолжительность проекта:

  • краткосрочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.

Проектная деятельность включает следующие этапы:

  1. разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);
  2. реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);
  3. оценка результатов проекта (нового, измененного состояния   реальности).

Оценка проекта.

Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект», «Оригинальный проект», «Дружный проект».

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося. Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  • количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

Список использованных источников:

  1. Биржева М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста// Начальная школа. 2007. №3.С. 42-45.
  2. Корниенко И.Б. Приемы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников// Начальная школа .2007. №11. С.8-12.
  3. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии// Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2004.
  4. Монахова Г.А., Монахов Н.В. Новейшие педагогические технологии. – М.: МАКС Пресс, 2006.
  5. Мылова И.Б. Профессиональные задачи учителя и способы их решения с использованием компьютера// Естествознание в школе. 2006. №1. С.55-58.
  6. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Организация проектной деятельности в школе: система работы/ авт.-сост. С.Г.Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
  9. Широва М.Ф. Учебный проект как средство развития познавательной активности//  Химия в школе. 2008. №2. С.29-33.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Сущность проектной деятельности и особенности учебных проектов".

В данной презентации в части 1 отражена сущность проектной деятельности, организация проектной деятельности младших школьников, процесс выполнения учебного проекта. Во второй части презентации дана по...

Проектная задача как актуальная технология организации современного урока

                    Перед учителем стоит задача поиска новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно дос...

Проектная задача как актуальная технология организации современного урока в начальной школе.

В статье освещается какие требования,этапы и результаты предьявляются  при использовании  метода "проектная задача" в начальной школе....

Сущность метода проектов как современной педагогической технологии

  Исследования ученых-методистов в области естественнонаучных дисциплин показывают, что проектная деятельность учащихся обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию те...