Презентация работы творческой группы "Lesson study“
методическая разработка

Валова Анна Сергеевна

Можно рассматривать  Lesson study как средство для развития и усовершенствования преподавания посредством концентрации внимания на обучении учащихся и  определить способы использования Lesson study в качестве инструмента для совершенствования практики группы учителей, совместно планирующих, преподающих, наблюдающих и анализирующих обучение на исследуемых уроках. Анализ урока, проведенный даже опытным учителем, может указать на возможные пути его совершенствования, учитель становится более заинтересованным в процессе преподавания, мотивированным, вдохновленным к новой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_raboty_tvorcheskoy_gruppy.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение
средняя школа  №4
«Центр образования»

Презентация работы

творческой группы "Lesson study“

                                                                                 Автор: Валова Анна Сергеевна, учитель-логопед

г.Тутаев, 2016

1, 2 слайд

Система  образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых      в практической деятельности подходов в преподавании и обучении.  При всем многообразии технологий обучения в педагогической практике: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем.        

Однако, в любом случае учиться только на своей практике сложно и не всегда эффективно. Например, для таких целей конструктивное обсуждение урока с коллегами может быть очень полезным.

           3 слайд

Ярким примером того является    Lesson study  или «Урок - исследование », который    имеет корни  японской начальной школы, где  широко распространено профессиональное развитие практики.  Работая в небольшой группе, учителя сотрудничают друг с другом, совместно обсуждают цели обучения, планируют фактически урок  (так называемый "урок исследования»), чтобы наблюдать, как это работает на практике, а затем пересмотреть и доложить о результатах для того, чтобы другие учителя могли извлечь из этого пользу. Таким образом, можно рассматривать  Lesson study как средство для развития и усовершенствования преподавания посредством концентрации внимания на обучении учащихся и  определить способы использования Lesson study в качестве инструмента для совершенствования практики группы учителей, совместно планирующих, преподающих, наблюдающих и анализирующих обучение на исследуемых уроках. Анализ урока, проведенный даже опытным учителем, может указать на возможные пути его совершенствования, учитель становится более заинтересованным в процессе преподавания, мотивированным, вдохновленным к новой работе.

            Lesson Study помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении.       Учителя, использующие подход Lesson Study, утверждают о том, что, акцентируя внимание и, таким образом, узнавая больше о потребностях в обучении и поведении отдельных исследуемых учащихся, они в определенной степени больше познают индивидуальность каждого из всех своих учащихся. Следовательно, в отличие от преподавания для некоей «середины» класса, между сильными и слабыми учащимися, Lesson Study позволяет учителям быть более осведомленными и учитывать потребности каждого учащегося на протяжении всей своей практики, не «перегружая» свой опыт второстепенной информацией.

4 слайд

 Для всех практикующих учителей на сегодняшний день, Lesson study  это мощный, профессиональный подход к обучению, который предполагает:

  • наиболее эффективный способ профессионального развития
  • способствует созданию профессионального сообщества учителей
  • помогает учителям сфокусироваться на том, как думают учащиеся

5 слайд

Учителя нашей школы начали использовать  данный подход в 2014-2015  учебном году. В группе 6 педагогов (2 учителя общеобразовательных классов, 3 учителя классов для учащихся с  ОВЗ и учитель-логопед). В группе два молодых специалиста. В начале учебного года  руководителем творческой группы Lesson study был составлен план работы на год. Он был составлен таким образом, чтобы каждый педагог группы провёл циклы уроков в своём классе, побыл наблюдателем в других классах, взял интервью у  учащихся. Все педагоги активно участвовали в разработке и анализе уроков своих коллег.

     На 2015-2016 учебный год был составлен другой, более подробный план работы творческой группы. Каждый педагог в группе строил циклы своих уроков в соответствии с проблемой класса.

Подход Lesson study представляет собой цикл, включающий не менее трех Lesson study, совместно планируемых, преподаваемых, наблюдаемых и анализируемых группой учителей, который включает в себя определенное количество этапов.

6 слайд

1. Что такое ключевая идея как фокус для исследования?

Учителя, проводящие уроки с применением подхода Lesson study, должны уметь определять  не только конкретные цели и задачи, но и ключевую идею исследования, новый подход, с помощью которого будет решаться существующая проблема в учебной деятельности учащихся. Она, как правило, формулируется в виде вопроса. Например: «Как мы можем научить учащихся 3-а  класса более эффективно использовать возможности работы в группе для стимулирования общения среди учеников с целью «совместного мышления», для того, чтобы улучшить их обучение?» По сути дела ключевая идея есть цель исследования. Согласовывая ключевую идею будущих уроков, учителя должны ответить на многие вопросы для себя, которые представлены на слайде

Поэтому следующим этапом совместного планирования учителями уроков будет изучение исследовательской литературы.

Слайд 7

2. Изучение исследовательской литературы

Что мы будем изучать? Конечно же, необходимо изучить специальную литературу по данному вопросу. Учителям предстоит кропотливая работа по сбору необходимой информации для моделирования содержания урока, заданий, инструментария, выбора форм и методов работы. Для обобщения всей необходимой информации учителям предстоит запланировать несколько встреч для планирования, сколько их будет – это зависит от учителей, совместно организующих подготовку к уроку.

А что же дальше?

         Слайд 8

 3. Определение учителями класса для «исследования» и кандидатуры трех «исследуемых» учеников, представителей 3-х уровней: высокого, среднего и ниже среднего (низкого).

Учитывая то, что в классе есть учащиеся, имеющие разные уровни подготовленности, важно понимать, насколько предлагаемые задания и упражнения на уроке соответствуют уровню подготовленности учеников. Учителя должны при составлении заданий прописывать ожидаемые результаты учащихся. Научность данного подхода, подтверждающая ее эффективность, будет выражаться в сборе достоверных данных об учении ученика в процессе урока и после него при проведении интервьюирования  исследуемых учащихся.

         Слайд 9

4. Проведение урока

Очень важно, чтобы учитель, проводящий урок, помог учащимся позитивно настроиться на урок, тем более, что на уроке будут присутствовать еще учителя - наблюдатели и будет производиться видеосъемка. Учитель в процессе занятий дает возможность учащимся, за которыми ведется наблюдение, отвечать наравне со всеми, не выделяя их.

         

Слайд 10,11

5. Наблюдение на уроке  за тремя «исследуемыми» учениками.

Учителя-наблюдатели ведут наблюдение каждый за своим учеником, внося результаты своего наблюдения в специально разработанную для данного урока схему наблюдения урока. Схема наблюдения должна быть удобная, желательно в ней отразить все этапы урока. Учитель наблюдатель должен иметь план проводимого урока. Это поможет в дальнейшем учителям-наблюдателям на уроке сравнивать устные ответы учащихся с правильными ответами предложенных заданий.

Слайд 12,13

6. Интервьюирование учащихся

Интервьюирование нескольких учащихся класса после проведенного урока поможет учителям выяснить их мнения об эффективности исследовательского урока. Вопросы для интервьюирования должны быть конкретными и направленными на получение обратной связи в виде деятельностной рефлексии.

Слайд 14

7. Обсуждение исследовательского урока

Обсуждение исследовательского урока можно представить как углубленную рефлексию по уроку всех участников. Учителя обсуждают исследовательский урок, соблюдая его определенную структуру. Очень важно учителям научиться не давать оценку уроку или действиям учителя. Вначале учителя обсуждают результаты наблюдения за обучением трех «исследуемых» учеников на основе сопоставления с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, с последующим установлением причин произошедших изменений. Затем обсуждают обучение класса в целом. При обсуждении хода исследовательского урока и процесса преподавания учителя отмечают положительные моменты всех этапов урока, проведенного учителем и деятельности учеников, а также предлагают свои предложения по улучшению урока.

         Слайд 15

8. Совместное планирование группой следующей реализации подхода Lesson study

Обсуждение проведенного урока и планирование следующих уроков, с учетом корректировки полученных результатов исследования учителей, помогут повысить качество и эффективность последующих уроков. Следующие уроки также проводятся по той же установленной структуре. Результативность такой организации учебного процесса можно будет проследить по динамике изменений успеваемости учащихся через фокус предложенного исследуемого подхода учителями – исследователями.

Слайд 16

10. Популяризация и обобщение полученных результатов по применению подхода Lesson study

Сформированные новые понятия учителями должны стать достоянием для их обобщения и представления учителям, заинтересованным в данных исследованиях. То есть они должны представлять результаты использования подхода Lesson Study широкой аудитории коллег посредством презентации, демонстрации уроков  или коучинга.

         Слайд 17

Таким образом, организация такой практики  как исследование урока имеет ряд преимуществ, среди которых выделяются следующие:

1. Целевая направленность

Зачастую академические исследования, проводимые в школах, оторваны от реалий современного образовательного процесса, в то время как исследования урока непосредственно отражают существующую реальность в данном ученическом и педагогическом коллективе, в данный момент и при конкретных условиях.

2. Один из способов профессионального развития

Проведение исследования деятельности с последующим её анализом способствует тому, что педагог становится более уверенным в том, что он делает. Как следствие, отношение учителя к процессу планирования и проведения урока меняется существенно, так как систематизированное проведения рефлексии способствует выработке умения критически взглянуть на проблему.

3. Взаимодействие с коллегами

Одной из слабых сторон педагогического процесса является изоляция учителя, вызванная нехваткой времени для проведения обсуждений с коллегами новейших технологий и авторских наработок. Работая в командах, учителя имеют возможность делиться опытом, идеями и стратегиями, доказавших свою эффективность на практике, возможность выработать и апробировать новые методы с целью усовершенствования педагогических навыков.

4. Возможная модификация школьной системы

Проведение исследований подобного типа напрямую влияет на образовательную ситуацию и стратегию развития школьной системы в будущем, так как исследование урока проводится не просто с целью усовершенствования умений и навыком конкретного учителя, а всего педагогического коллектива.

5.  Анализ собственной работы

Слайд 18

Преимущества Lesson Study для учителя-логопеда: Сотрудничество учителя-логопеда с учителями начальных классов  в данной творческой группе очень ценно, т.к.  учитель-логопед вникает во все тонкости школьной программы по русскому языку и чтению и другим дисциплинам. Учитель -  логопед может сделать коррекционную работу доступной для  обучающихся, зная особенности программы, выработать единые требования к ученику со стороны учителя начальных классов и учителя-логопеда. Учитель - логопед периодически распространяет информацию среди учителей о специфике и содержании коррекционной работы с учащимися, зачисленными на занятия, и одновременно получает информацию об их успеваемости. Может чаще наблюдать за учащимися, зачисленными на логопедические занятия. Данный подход позволяет своевременно предупредить, выявления нарушений письма и чтения. Учитель – логопед, наблюдая за учащимися на уроках учителей,  может  анализировать письменные работы, чтение   учащихся,  и  далее обращает внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями.

Слайд 19

Наша творческая  группа на начало года разработала сборник методических материалов «Использование педагогического подхода Lesson study в образовательном процессе». Данное пособие  было продемонстрировано  на  выставке продуктов инновационной деятельности, которая проходила в рамках муниципальной конференции «Стратегия развития системы образования: приоритетные направления и механизмы реализации». И данный продукт нашей группы  занял первое место на выставке.

         Слайд 20

Маргарет Мид сказала: «Многие сомневаются в том, что небольшая группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В действительности, как показывает история, именно так всегда и происходит…»   Поэтому давайте меняться и мир изменится вместе с нами. А еще  Джон Дьюи сказал: «Если хотите изменить мир — идите в школу и начинайте оттуда!»

Список литературы:

  1. Lesson Study: руководство пит Дадли. Pete Dudley 2011
  2. Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П.
    Управление современной школой. Выпуск II. Организация и содержание методической работы: Практич. пособие для школьной администрации, руководителей методических объединений, методистов, учителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. -Ростов-н/Д: Изд-во "Учитель”, 2003. -288 с.
  3. Жайтапова А.А. Научно-методическое обеспечение профессионального роста учителей на этапе перехода к модели образования, ориентированного на результат. - Алматы: РИПК СО , 2004. - 236 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочное планирование урока математики в 4 классе по теме: "Сравнение дробей " (Lesson study)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5919875","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5919880","at...

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ПОДХОДА LESSON STUDY

Система  образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, уси...

Технология "case - study" в изучении иностранного языка

Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Представленный для анализа случай должен желательно отражать реал...

Использование метода "Case study"

quot;Case study" - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать спос...