Статья на тему: «Обучение и воспитание в коллективе с помощью игровой технологии»
статья

Королева Мария Васильевна

В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и отношений с миром, соблюдение которых обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. В данной стате рассматриваются особенности обучения и воспитания в коллективе начальной школы с помощью игровой технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Обучение и воспитание в коллективе с помощью игровой технологии»

 Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и отношений с миром, соблюдение которых обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Двуплановость — характерная особенность игры. Играющий, с одной стороны, реально действует, решая конкретные, часто нестандартные задачи. С другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее конкретными обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект игры.

Для детей младшего школьного возраста игра — способ овладения учебными навыками. Игра способствует разностороннему развитию, обучению и воспитанию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в жизни, когда вырастет. В игре проявляются и формируются интересы и склонности детей, развиваются чувства, фантазия, смекалка, трудолюбие, коллективизм и другие качества личности.

Игровая технология являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

            Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

           Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

          В   жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);

- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. 

      Игровая технология основывается на активизации деятельности учащихся.  Направлена на решение следующих задач:

1.Обучение в доступной для младших школьников форме, направленной на усиление мотивационной сферы.

2.Обучение и воспитание в коллективе.

3.Развитие творческих способностей.

4.Развитие интереса к учению.

5.Усиление адаптации детей к новым условиям обучения.

6.Сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся.

         Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровой технологии, способствующей активизации познавательной деятельности учащихся и ведущей к более осмысленному усвоению знаний, если:

- игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр). 
          Данную технологию использую в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.

       Игровая технология должна быть хорошо организована. Соблюдая основные этапы игровой технологии:

1.Предварительный (этап подготовки - разработка игры, ввод в игру);

2.Организационно-методический;

3.Этап проведения игры;

4.Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. На каждом этапе ученик имеет возможность проявить себя с лучшей стороны. Слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важными, чем знание предмета.

        Использую грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков, называемые «Подготовительными играми» и «творческие игры», цель которых способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений.

        Использую различные виды игр:

по виду деятельности:

- двигательные («Охотники и утки» 1-4 класс, «Удочка» 1-4 класс),

- интеллектуальные («Анаграмма» 2-4 класс, «Эрудит» 2-4 класс), - психологические («Угадай, кто ты» 1-4 класс, «Передай пантомиму» 1 – 4 класс)

по характеру процесса:

- обучающие («Возможные вопросы» 1-4 класс, «Небылицы» 1-4 класс), - диагностические («Найди и вычеркни» 2-4 класс, «Запомни и расставь точки» 2-4 класс),

- развивающие («Кто больше» 1-4 класс, «Повесь на елку» 1-4 класс)  и другие).

Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания.

    Мною замечено, что через игру:

- дети больше познают учебный материал;

- чувствуют себя более раскрепощенными;

- проявляют большую активность;

- обогащают свой словарный запас;

- умеют пользоваться им, то есть применять в разговорной речи.

       В результате проведения «уроков – игр» учащиеся стали чувствовать себя намного увереннее, стали преобладающими положительные эмоции, дети стали более организованны, лучше понимают учебную задачу,  у них снизилась психологическая тревожность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных УУД на уроках развития речи с помощью игровых технологий

Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД с помощью игр....

Статья " Формирование УУД при помощи игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучаю...

Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий

1. Информационная карта передового педагогического опыта             3...

"Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС"

Формирование коммуникативных навыков Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно е...

4 ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллектива...

Статья « Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий»

Статья  « Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи  игровых технологий»...

Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС

По мнению Л.С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы...