Главные вкладки

    Формирование коммуникативных УУД на уроках развития речи с помощью игровых технологий
    учебно-методический материал по окружающему миру на тему

    Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД с помощью игр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uud.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

        Сызранский филиал государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2

    г. о. Жигулевск

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках развитие речи с помощью игровых технологий

    Выполнил:

                                                             учитель начальных классов Т. Н. Серова

         Каждый из нас знает, какое   большое значение придает школа развитию речи учащихся. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это  умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях,  умение высказывать свою точку зрения на события и поступки,  умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций,  умение выполнять различные роли в группе, умение сотрудничать в паре.

         Формирование коммуникативных УУД очень важно для учащихся четвертых классов, так как они переходят в новую среду обучения. И самое важное для них это научиться  вступать в учебный диалог с новыми учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; научиться задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, уметь формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.  Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

         Одним из предметов, на которых формирование коммуникативных УУД будет более эффективным, является «Развитие речи окружающий мир». В своей работе учитель может использовать различные формы работы:

     организация взаимной проверки заданий,

     взаимные задания групп,

     обсуждение участниками способов своего действия,

     учебные игры, соревнования,

     работа в группах.

         Средством  развития коммуникативных способностей  является  игра.

          Игра – это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность.  По мнению психологов -  игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей. Рассмотрим более удачные виды игр для развития коммуникативных умений:

           Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой  участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли.

          Игра-сказка

    Берется простенькая небольшая сказка. Участники делятся на 2 команды. Каждому участнику необходимо взять на себя роль какого-нибудь героя. Задача проиграть сказку, а другая команда должна угадать, что это за сказка.

         Игра «Пятерки»

    Детям раздаются карточки, на которых написаны сказочные или литературные персонажи. Пять персонажей из одного и того же произведения должны отыскать друг друга и проинсценировать фрагмент из сказки или рассказа.

          Сюжетная игра – направлена на раскрепощение  ученика, учащиеся выполняют  определенные  роли,  проигрывают определенный  сценарий,  диалог.  Например,  диалог  от  имени  животных   и  растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки,  Е.  Чарушина. Сюжетная игра не занимает  много  времени,  дети  с  интересом  и  вниманием следят и участвуют в ней. Мы   при изучении темы «Полезные ископаемые» выступали  в  роли  геологов, которые  путешествуют  по  родному  краю  и  открывают  различные   полезные ископаемые. Нужно было  назвать полезные ископаемые их свойства, применение, показать условный  знак,  показать на карте месторождение данного полезного ископаемого, так же играли в игру «Экологи» давали анализ деятельности человека.

         Игры с правилами (дидактические игры). К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют коммуникативному, познавательному, двигательному развитию. Основной  компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила.

    В совместной деятельности мы используем игры на  умение слушать и слышать друг друга.

        Игра «Словесный волейбол»

    Все становятся в круг. Кидаем мяч через центр круга. При этом называем слово, существительное. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет подходящий по смыслу глагол или прилагательное. Например, "облако" - плывет, "костер" - горит, кто называет бессмыслицу - выходит из игры.

         Часто довались детям задания:

     1. Подготовьте устный рассказ о герое, о личных впечатлениях по прочитанному  (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами).

     2 Поиграем в театр, чтение по ролям; обсуждение творческих работ обучающихся по вопросам:

    - оцени свое сочинение, как ты считаешь, что тебе особенно удалось?

    - согласны ли с тобой товарищи?

    (умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других)

         Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).         Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.

          Групповая работа школьников предполагает свои правила:

    - нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);

    - совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности;

    - не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.

         Кроме этого, нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми. Для групповой работы можно использовать время на уроках, а так же  привлекать другие формы, например, проектные задания, по развитию коммуникативных навыков под руководством учителя.

         Вот некоторые  учебные задания по предмету Развитие речи окружающий мир», которые я использовала на уроках для  формирования коммуникативных УУД.

         - Учебная ситуация «Поезд скороговорок».

     (На каждую парту детям кладётся 1 лист со скороговоркой. Работая в парах, дети прочитывают скороговорку и перемещаются на освободившееся место. При подведении итогов учитывается, какая пара за определённый отрезок времени успела больше сменить мест и прочитать скороговорок). В результате работы формируются коммуникативные, познавательные, личностные и регулятивные УУД.

    Мы коллективно составили  памятку для всей семьи «Как нам защититься от болезнетворных бактерий». Затем дети в парах составляли памятку «Как уберечь природу», а дома они вместе с  родителями  записывали  свои дополнения.

    При изучении раздела «Земля и человек» выполняли следующие задания:

         - используя различные источники информации, найди вместе со взрослыми растение, которое соответствует твоему Дню Рождения. Затем они коллективно рисовали те растения, которые у многих были одинаковые. И готовили в парах сообщение об этих растениях.

    Изучая тему «Звездное небо» выполняли  следующее задание:

         - узнай под каким зодиакальным созвездием ты родился? Узнай кто из твоих одноклассников тоже родился под этим созвездием. И составьте вместе сообщение об этом созвездии.

         - раздавались названия созвездий (Большая и Малая медведица, Орион и другие), дети в группе должны были нарисовать созвездие и рассказать о них (задания в группе дети распределяли самостоятельно)

         - дети получали рисунок созвездия. Им надо было узнать его подготовить сообщение (данное задание выполняли в парах)

         - разделив класс на группы по 4 человека, давалось задание составить кроссворд из 6 слов по  теме «Зеленое царство растений» («Вода»,  «Энергия» и т.д.). После составления кроссворда поменяйтесь с другой группой и попробуйте разгадать его.

         - проводили соревнование на лучший проект по темам:  «Родной край — часть большой страны», «Что такое Родина?», «Природа России», «Что мы знаем о Москве?». Проект можно было составлять в группах по самостоятельному выбору.

    Практиковали коллективное сочинение загадок с помощью опорных слов. Например:

     Она падает с небес,                                     Ходит,  бродит по коврам,

     Ручейком бежит сквозь лес.                       Водит носом по углам.        

     Бьёт из  под земли ключом,                        Где прошёл, там пыли нет

     Лежит снегом под окном.                           Пыль и сор – его обед.

    Затем дети пробовали в парах сочинять загадки. Затем обсуждали чья загадка более точная, в какой прослеживается рифма.

     Часто проводим упражнение «Небольшие выступления».

    Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.

    Использую речевые упражнения: придумай продолжение текста;  рассказ, где все слова на одну букву («Тавтограммы»)

     Ксюша купила кировский кефир, килограмм картошки и кусок красной кеты.                                                      

     Ксюша капнула каплю кефира на край красной кофты, которую купила крёсна

     Кот Кеша кушал кусок красной кеты.

    Придумай рассказ  используя данные слова: прекрасный, ужасный, вкусный, опасный, чудесный, ясный. Дети выполняли данное задание в парах.

     Пробовали коллективно, после чтения басен Эзопа и  И.А.Крылова, которые использовали для речевых минуток,  сочинять сенквейны.

    Лисица.                                                                           Мышь.                                                  

     Трусливая, бессильная.                                        Добрая, благодарная.

     Испугалась, пустилась, осталась.                       Пробежала, умоляла, спасла.

     Она испугалась свирепого льва.                        Она освободила сильного льва.

     Трусиха.                                                                   Спасительница

               

             Ворона.

     Доверчивая, глупая.

     Нашла, взгромоздилась, уронила.

     Она поверила хитрой лисе.

     Простофиля.

    Литература:

    1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М. Просвещение 2008 г.

    2.Логинова О.Б. «Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая тема "Формирование ключевых компетенций на уроках развития речи"

    В данной работе обобщаю свой опыт по развитию речи учащихся на уроках русского языка....

    Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

    Методическая разработка  урока развития речи с применением информационных технологий.  3 класс. Из портфолио учителя  ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...

    Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

    Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...

    Статья по русскому языку по теме:Формирование коммуникативно - речевых умений(устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи

    Статья посвящена теоретическим основам работы по развитию речи младших школьников на основе коммуникативного принципа  в обучении. Представлена система заданий и упражнений, включающих работу над...

    Уроки развития речи в формировании коммуникативных умений у учащихся с ОВЗ в начальной школе.

    Выступление на педагогическом совете школы, в котором раскрываются основные аспекты уроков развития речи в формировании коммуникативных умений у учащихся с ОВЗ в начальной школе....

    Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи джазовых рифмовок

    Формирование  коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи джазовых рифмовокJazz chants - рифмованный текст под джазовые композиции. Для работы с подростками за основу были выбр...

    Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»

    Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии».  Конспект и презентация...