Технология уровневой дифференциации
учебно-методическое пособие

Микрюкова Ольга Готлибовна

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_urovnevoy_differentsiatsii.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Технология уровневой дифференциации

  1. Понятие уровневой дифференциации

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:

  • форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
  • часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это:

  • создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
  • комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. 1

Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается, по - разному эффективен. Среди учащихся разных возрастов имеются школьники с высоким, средним и низким уровнем развития как практического, так и словесно-логического компонентов продуктивного мышления, с относительным преобладанием интуитивно-логического мышления над словесно-логическим. Часть учеников, обладающие логическим мышлением хорошо усваивают предметы естественнонаучного цикла, но не испытывают склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. Есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие точные науки.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям. Немаловажной задачей процесса обучения является развитие ученика: его интеллектуальной, эмоционально-ценностной, волевой сфер. При организации дифференцированного обучения, усиливаются развивающие функции процесса обучения.

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Понятие уровневой дифференциации давно употребляется в психолого-педагогической литературе, но его содержание дискуссионно.

Проблеме дифференцированного обучения посвящено значительное количество работ, в которых рассматриваются общие и частные аспекты данной проблемы.

Например ,И.Э.Унт рассматривает ее в своей книге «Индивидуализация и дифференциация обучения». Автор рассмотрела разнообразные приемы реализации дифференцированного обучения, в частности виды индивидуализированных заданий, организацию работы в стабильных и нестабильных группах. 2

Интересный вид дифференцированных заданий, предполагающих дозирование учебной помощи ученикам, рассматривает в своей работе Г.Д. Глейзер. Это – карточки-информаторы, которые наряду с заданием ученику включают элементы дозированной помощи, объем которой может варьироваться.3

А некоторые исследователи связывают дифференциацию обучения с формированием адекватной самооценки учеников, предлагая им самим выбирать объем и сложность выполняемых заданий.

Методика обучения учащихся правильному выбору рассматривается в работах Е.Ю.Кирилловой и Н.В. Промотовой. Авторы отмечают, что учить ребят правильному выбору в данной ситуации совершенно необходимо, так как иначе возможен неадекватный выбор, когда слабые ученики переоценивают свои силы и выбирают сложные задания, а сильные ученики стремятся подстраховать себя и ограничиться заданиями менее сложными. 4

В современной педагогической литературе часто встречается понятие вариативности, иногда смешиваемое с понятием дифференциации. Если дифференциация и индивидуализация характеризуются изменениями в содержании образования, то вариативность понимается переосмыслением содержания образования исходя из индивидуальных особенностей, как самого ученика, так и учителя. И поэтому, понятие вариативности намного шире понятий дифференциации и индивидуализации. Нет необходимости рассматривать понятие вариативности при рассмотрении более узкого понятия дифференциации.

1.2. Классификация форм уровневой дифференциации

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

- по уровню умственного развития (уровню достижений);

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

Отбирая индивидуально-типологические особенности учеников, которые могут служить основаниями дифференциации, можно руководствоваться следующими критериями:

- значимость индивидуально-типологических особенностей для процесса обучения;

- возможность выявления и учета особенностей в образовательной школе;

- широта распространения среди учащихся.

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

  • региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы)
  • внутришколъную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, по токи);
  • в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);
  • межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
  • внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).

Внутриклассную дифференциацию называют еще «внутренней», в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации.5

В качестве примера реализации технологии уровневой дифференциации я рассмотрела технологию уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В.Фирсова – кандидата педагогических наук, руководителя центра «Образование для всех», г. Москва.

В данной технологии предлагается введение 2 стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Добровольное восхождение от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

Целевые ориентации. 
1. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. 
2. Приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся.

Особенности содержания. 
Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из двух уровней требований : 
1. К содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся. 
2. К содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося, и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося. 
В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает: 

  • наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки
  • базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся
  • базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся ; 
  • система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют)
  • на ряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки.

Это обеспечивается уровнем обучения, который превышает уровень минимального стандарта. Пространство «ножниц» - зона ближайшего развития - заполнено дополнительными вариантами - «лестницей» деятельности. Здесь обучение происходит на индивидуальном максимально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию ученья.

Особенности методики:

  • блочная подача материала;
  • работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;

наличие учебно-методического комплекса:

  • банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову - систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов.

Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является ее органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений школьников. Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения», в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося. Критерии более высоких уровней строятся на базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачетов.

Предусматривается:

- тематический контроль;

- полнота проверки обязательного уровня подготовки;

- открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

- оценка методом сложения;

- двоичность в оценке обязательного уровня;

- повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;

- «закрытие» пробелов;

- возможность «дробных» зачетов;

- кумулятивность итоговой оценки.

Зачеты проводятся в учебное время, при этом:

- предусматривается резерв времени для доработки;

- возможна помощь учителя во время зачета;

- учащимся даются «ключи» к проверочным знаниям;

- на каждого ведется лист учета и контроля;

- в случае, если учащийся претендует на оценки 4 и 5, итоговый контроль предусматривает экзамен «на подтверждение» по всему материалу

.

Итак, основной целью использования технологии уровневой дифференциации является - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии уровневой дифференциации

"Дифференцированное обучения" методика обучения....

Презентация "Технология уровневой дифференциации.

Презентация о применении на уроках математики одной из технологий- уровневой дифференциации....

Презентация "Технологии уровневой дифференциации"

Презентация "Технологии уровневой дифференциации"...

Презентация "Технологии уровневой дифференциации"

Презентация "Технологии уровневой дифференциации"...

Применение технологии уровневой дифференциации в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

В статье раскрыты особенности применения технологии уровневой дифференциации в специальной школе 8 вида, дана подробная характеристика учащихся каждой из четырёх групп дифференциации, предлагаемой В. ...