Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: опыт использования.
статья

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikulina_t.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Никулина Т. Е.,

воспитатель группы продленного дня,

ГБОУ  школа №634

с углублённым изучением английского языка

Приморского района

 Санкт- Петербурга

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: опыт использования.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления.
Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации воспитательного процесса. 

Виды здоровьесберегающих технологий, которые я использую в своей работе: 
-Медико — профилактические — они обеспечивают сохранение здоровье детей под руководством медработников;
Физкультурно — оздоровительные — они направлены на физическое развитие и укрепление здоровья: развитие физических качеств, двигательной активности
- Здоровьесберегающие образовательные — это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья школьников.

         Цель данной технологии становление осознанного отношения ребенка к здоровью, накопления знаний о здоровье, развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять здоровье. Ведущий принцип этих технология — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности.          - Технология обеспечения социально — психологического благополучия ребенка.

Данная технология обеспечивает психическое и социальное здоровья ребенка. Основные задачи этой технологии - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного самочувствия, психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками, взрослыми, в школе, семье. 
        - Технология валеологического просвещения родителей и учащихся — задача данной технологии — обеспечение валеологической образованности родителей учащихся. 

-Игровые технологии - применение в образовательном процессе игровых технологий.

        -Личностно – ориентированное обучение.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важные условия организации педагогического процесса.

Определяю цели и задачи предстоящей деятельности, исходя из выбора применяемых технологий.

Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения и конструирования здоровья в период обучения в школе.
            Задачи:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здоровья;
- развитие творческих способностей;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
- внедрение инновационных педагогических технологий;

         Методы:

-Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

-Привитие ученикам  элементарных гигиенических навыков.

-Правильная организация учебной деятельности:

-Рассаживая учащихся, принимаю во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух. Детей небольшого роста усаживаю ближе к доске, более рослых – сзади. Один раз в месяц меняю местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

-При подготовке каждого урока, оцениваю качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья.

- Смена форм работы ученика-сохранение работоспособности на уроках.

-Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

- Проведение физкультурных минуток.

В состав упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз  включаются:

— упражнения по формированию осанки;

— укреплению зрения;

— укрепления мышц рук;

— отдых позвоночника;

— упражнения для ног;

— упражнения на ковре;

— релаксационные упражнения для мимики лица;

— потягивание;

— массаж области груди, лица, рук, ног;

— психогимнастика;

— упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

-Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому я стараюсь не требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.

-На уроках математики, русского языка, литературного чтения, информатики используем игровые моменты, ситуации. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д.

-Уроки окружающего мира проходят в форме уроков – наблюдений: например, «Явления природы»,  уроков – практикумов: «Здоровая пища», уроков здоровья: «Если хочешь быть здоров, закаляйся!», уроков-исследований: «Какой бывает вода?», уроков – поисков: «Зимующие птицы».

-   Психологический климат урока во многом зависит от эмоциональной составляющей педагогического общения. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состояния утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки.

-Взаимодействие семьи и школы . Реализация  проводится  через уроки, классные часы и собрания, индивидуальные занятия, тренинги, беседы и т.д., что позволяет сформировать у детей и родителей представление о здоровом образе жизни и сформировать навыки заботы о собственном здоровье.

-Увеличение двигательной активности детей во внеурочной деятельности

-Поддержание экологического пространства класса.

-Выполнение рекомендаций медицинских работников.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, повысить уровень компетентности в вопросах здоровьесбережения, в развитии физических навыков, двигательной активности  и, в целом, общего состояния здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Выступление и презентация по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Эколого-гигиенические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Педагогический опыт: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе."

Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодн...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ.

Забота о здоровье детей – главная цель правительства Российской Федерации: предупредить те или иные нарушения, связанные со здоровьем учащихся.Опасности усугубляются с внедрением в нашу современ...