Реализация инклюзивного образования в рамках общеобразовательной программы обучения предметов начальной школы через проектную деятельность
статья

Залилова Лилия Ришатовна

Статья посвящена реализации проектной деятельности на уроках начальных классовв рамках сельской школы. Ресурс проектной деятельности заявлен как помогающий оучать школьников с ОВЗ. Данная статья размещена также на портале ООО "Инфоурок". Материал прошел внешнюю экспертную оценку в рамках регионального методического семинара в декабре 2017 года. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0006b14f-2dd7a46e.docx242.84 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация инклюзивного образования в рамках общеобразовательной программы обучения предметов начальной школы через проектную деятельность

Залилова Л. Р., учитель начальных классов

МБОУ «Куртуковская ООШ имени В. П. Зорькина»,

Новокузнецкий муниципальный район, Кемеровская область

Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество, потому

что они могут нас чему-то научить

Жан Ванье

В настоящее время в отношении общества и государства к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступным для всех детей без исключения. Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.        

Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

В период обучения в начальной школе идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации. Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Каждому ребенку, когда ему трудно, нужна помощь и поддержка. В этом и есть истина инклюзии. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующее решение ПМПК и врачебной комиссии, то он может обучаться со всеми детьми. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, найти подход наиболее гибкий для удовлетворения потребностей в обучении.

И как тут не вспомнить слова Ш. Амонашвили. «Ребенок как лес, как река, как луг, не создашь условия – не вырастет то, что нужно». А одним из мощных рычагов возникновения желания учиться и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успешность в работе, ощущение радости на пути продвижения от незнакомого к знакомому, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результата своих усилий. Как создать такие условия, при которых овладение детьми доступным их возрасту объему представлений и понятий об окружающем мире будет успешным и полноценным. Как наполнить новую деятельность для них, вчерашних дошкольников, нечто таким, что в будущем будет для них иметь реальную ценность. А если в классе будет обучаться или уже обучается ребенок с ОВЗ, то непременно учителю необходим поиск оптимальных путей, средств, методов  успешной адаптации такого ученика. Создавать условия совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. Включить их в деятельность, в процессе которой каждый может сотрудничать и чувствовать себя причастным к общему делу. Каждый педагог ищет способы вовлечения школьников в активную деятельность, использует различные стратегии коллективного участия – игры, проекты, лабораторные работы и т.д.

Подробнее остановлюсь на проектной деятельности. Возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать в нее младших школьников обязательно нужно. Возможно это лишь элементы практической деятельности, и речь не пойдет о самостоятельно выполненным проекте, а будет являться начальным этапом вхождения в новую для ученика деятельность. Ведь она предполагает активное сотрудничество с учителем и родителями, в результате чего успешнее идет личностное, познавательное и коммуникативное развитие ребенка. Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность, но и как задания, сформулированные в виде проблемы. Учебники, разработанные под стандарт нового поколения, ориентируют учащихся в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. По сути учебник является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащихся в урочном времени.

Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребят остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Для формирования целостного представления учащихся об окружающем мире, об изучаемых предметах требуются интегрированные знания из различных областей.  Введение интеграции предметов через создание проектов позволяет обеспечить умение учиться, учиться действиям, чтобы они, сформированные на конкретном материале какого-либо урока могли быть использованы при изучении других предметов. Включение проектов в программу обучения позволяет ученикам переносить знания из одного предмета в другой, что является показателем их развития, характеризует продуктивность познавательной деятельности школьников. Программа «Школа России» уже с 1-го класса вовлекает учащихся и их родителей в создание проектов не только по отдельно изучаемому предмету, но и интегрированных (Рис. 1). Например, математика и чтение по теме «Числа в пословицах и загадках». Математика и окружающий мир «Задачи решаю- родной край изучаю», математика и изобразительное искусство «Украшение посуды геометрическими фигурами». Работа над проектом помогает понять школьникам взаимосвязь между преподаваемыми предметами. И пусть для них пока слово проект что-то непонятное и первые шаги такие робкие, но начало уже положено.

                   

Рис. 1. Проекты детей

Интеграция обучения положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интереса обучения, что особенно важно для детей с ОВЗ. Эти дети могут в соответствии со своими возможностями и интересами представлять свои проекты для одноклассников.  Наблюдая за мальчиком с ограниченными возможностями по речи, который в настоящее время обучается во 2 классе, могу сказать, что совместная работа с ним и родителями по выполнению проектов к урокам приносит результаты. Если все начиналось с того, что мальчик показывал только свой рисунок, следующий проект был с названием, который он озвучил одноклассникам. Постепенно у ребенка появилась уверенность и теперь мы слышим несколько предложений от него по теме проекта. Много еще предстоит коррекционной работы по устранению нарушения речи мальчика, но работа над проектами и дальнейшая их защита   позволяет осуществлять эффективное взаимодействие изучения теоретического материала и применения его на практике и в конечном счете способствует становлению творческой личности, повышению личной значимости и самореализации.

Включение         проектной деятельности в обучение предметов начальной школы дает положительный результат в формировании компонентов учебной деятельности для учащихся с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование готовности к самообразованию учащихся начальных классов через проектную деятельность"

Сообщение на методическом объединение учителей начальных классов. Из опыта работы....

Экологическое воспитание в начальной школе через проектную деятельность.

Экологическое воспитание начинается с раннего детства, когда ребенок начинает ходить, говорить, думать, мечтать, любоваться красотой родной природы....

ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении

Проектная деятельность в начальной школе, как с одна из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода в обучении....

ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении

Проектная деятельность в начальной школе, как с одна из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода в обучении....

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Индивидуализация процесса обучения позволяет существенно повысить эффективность обучения. В связи с этим актуальной задачей становится такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, ...

ПРОГРАММА по самообразованию. Воспитание духовно-нравственных ценностей в начальной школе посредством проектной деятельности.

Цель: Создание условий реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.В этом качестве программа обеспе...

Развитие устной речи обучающегося надомного обучения с интеллектуальными нарушениями через проектную деятельность

Доклад«Развитие устной речи обучающегося надомного обучения с интеллектуальными нарушениями через проектную деятельность».(из опыта работы) Речь является одним из главных, незаменимых...