ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
статья

Симанчук Рашида Фягимовна
Индивидуализация процесса обучения позволяет существенно повысить эффективность обучения. В связи с этим актуальной задачей становится такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения осуществляется с учётом индивидуальных различий учащихся, уровня развития их способностей к учению, самостоятельности при решении познавательных задач, когда учебная деятельность ученика обеспечивается на уровне его потенциальных возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

«ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Автор работы:

слушательница курсов

Симанчук Рашида Фягимовна

Куратор курсов:

Казачкова Татьяна Борисовна,

 к.п.н., доцент кафедры ЕНО

Санкт-Петербург
2017
год

Содержание:

1.Введение………………………………………………………………………3

2.Основная часть

    2.1 Индивидуализация процесса обучения в современном

          образовательном процессе……………………………………………...4

    2.2 Технологии диалогового взаимодействия как средство

 индивидуализации процесса обучения………………………………………8

    2.3 Примеры практического использования

          технологий диалогового взаимодействия……………………………..12

3.Выводы………………………………………………………………………..16

4.Список использованной литературы………………………………………17

    Приложения…………………………………………………………………19

1.Введение.

Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли. 

В. А. Сухомлинский.

Актуальность. Индивидуализация процесса обучения позволяет существенно повысить эффективность обучения. В связи с этим актуальной задачей становится такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения осуществляется с учётом индивидуальных различий учащихся, уровня развития их способностей к учению, самостоятельности при решении познавательных задач, когда учебная деятельность ученика обеспечивается на уровне его потенциальных возможностей.

Цель работы: обогащение опыта работы в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе  технологиями диалогового взаимодействия, как средством для рационального использования и развития способностей знаний, умений и навыков субъекта деятельности, востребованных в современном обществе.

Задачи:

  • рассмотреть проблему индивидуализации процесса обучения в современном образовании;
  • изучить технологии диалогового взаимодействия как способ индивидуализации процесса обучения;
  • рассмотреть примеры практического применения технологий диалогового взаимодействия на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

2. Основная часть.

2.1 Индивидуализация процесса обучения в современном образовательном процессе

  Проблема индивидуализации обучения в теории и школьной практике далеко не новая. Её необходимость возникла тогда, когда появилась классно-урочная система обучения. Каждый человек по-своему воспринимает информацию, перерабатывает и усваивает её. Зависит это от психофизиологических особенностей, опыта, воли, характера, эмоциональных отношений, мотивации. Индивидуализация обучения означает «учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются» (И.Э.Унт).

   Возможности фронтальных занятий для обучения каждого конкретного ученика с учётом его индивидуальности ограничены, так как фронтальная работа требует объективно одинакового темпа для изучения одного и того же материала у разных по своим индивидуальным особенностям учеников. На практике после изучения любой темы чаще всего остаётся часть учащихся, которые что-нибудь из пройденного на уроке материала да не поняли. Поэтому часть учащихся переходит  к изучению нового материала так и не усвоив предыдущий материал. Возникает противоречие между доминированием фронтальных форм организации учебной деятельности и индивидуальным характером усвоения содержания образования. Поэтому многие видные педагоги прошлого и современности обращаются к проблеме индивидуализации обучения. С понятием индивидуализации обучения сопряжено понятие индивидуального подхода. И.С. Якиманская  определяет его так: это основной психолого-педагогический принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого ребёнка. Индивидуальный подход означает позицию педагога, предполагающую ориентацию на индивидуально-психологические особенности обучающихся, а индивидуализация обучения есть реализация данного дидактического положения, подчёркивает в диссертационном исследовании В.Е. Приходько.   В разные периоды развития общества и школы проблема индивидуализации обучения решалась по своему, сообразно историческим условиям. Большое влияние на её постановку оказали принципы гуманизма, который признаёт ценность человека как личности и ученика, в частности, его право на свободу, развитие и проявление всех способностей. Начиная с 2010 года, в российских школах реализовывается Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. за № 15785). В общих положениях ФГОС НОО указывается в частности, что стандарт направлен на обеспечение:

  1. условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

  В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического  гражданского  общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

– переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

– учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

  При этом необходимо ответить на принципиальный вопрос: следует ли все формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса подстраивать под наличные индивидуальные особенности учащихся.  Этот вопрос связан с проблемой о соотношении обучения и развития ребёнка. Отечественная педагогика придерживается точки зрения о диалектической взаимосвязи обучения и развития личности. В начале ХХ века Л.С. Выготский обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности: обучение должно идти впереди развития и вести его за собой. При этом подчёркивается: «Обучение стимулирует, ведёт за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически».

  Несмотря на теоретически оформленные представления о сущности индивидуализации обучения, в педагогическом сообществе эта идея понимается неоднозначно. Е.А. Александровой выделены четыре группы представлений о процессе индивидуализации обучения. Первая- приравнивает индивидуализацию обучения к внеурочным , внешкольным занятиям учащихся. Вторая- предполагает самостоятельную работу обучающегося вне коллектива учащихся: экстернат, репетиторство, заочное обучение, семейное воспитание. Третья - предусматривает выбор обучающимся учебных дисциплин в рамках регионального и школьного компонентов учебных планов образовательных учреждений в условиях традиционной классно-урочной системы. Четвёртая – предлагает индивидуальные образовательные траектории учащихся, изыскивает потенциальные возможности взаимодействия учеников и педагогов на занятиях и во  внеурочной деятельности. Большая часть данных позиций ограниченно реализует теоретические представления об индивидуализации обучения.

    Е.А. Александрова, Э.Г. Гельфман, Н.Б. Крылова, М.А. Холодная, И.С. Якиманская и др. учёные утверждают, что объективные условия для индивидуализации обучения создаются в ситуации разнообразия и вариативности образовательной среды, разнообразия форм взаимоотношений учащихся с разным уровнем подготовки и разным складом ума. Чем богаче и разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика и опираться на них, - к такому выводу  приходит И.С. Якиманская . Дифференциации подлежат не дети, а учебный материал. Таким образом можно сформулировать комплекс педагогических условий, необходимых для обеспечения индивидуализации обучения: - процессуальные условия - персональный темп прохождения учебного материала; завершённость обучения на каждом его этапе; рациональное  сочетание коллективных и индивидуальных форм работы учащихся; подвижный состав учебных групп; - содержательные условия – разнообразие и вариативность образовательной среды, разнообразие форм взаимоотношений учащихся; вариативное построение учебной программы , позволяющей формировать каждому учащемуся свою траекторию обучения, включая последовательность изучения тем: дифференциация учебного материала по уровням и способам его освоения учащимися; - управленческие условия – сопровождение индивидуализации обучения комплексным мониторингом; ориентация на достигнутый уровень каждого ученика; корректно поставленная дидактическая задача; готовность учителей к осуществлению индивидуализации обучения; включение учащихся в процедуру совместной с педагогами разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

  В реальном учебном процессе сложно выполнить требование «дойти до каждого», поэтому нужно иметь в виду относительное воплощение индивидуализации обучения в практике общеобразовательных школ. С одной стороны, можно говорить об относительности учёта индивидуальных особенностей учащихся, когда, во-первых, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а сходные особенности групп учащихся; во-вторых, учитываются лишь известные особенности, исходя из тех или иных задач; в-третьих, происходит учёт особенностей лишь некоторых отдельных, а не всех учеников; в-четвёртых,  учёт индивидуальных особенностей учащихся осуществляется эпизодически.

 Ещё Гегель, который в своё время работал директором гимназии, весьма резко подметил: «…мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразовываться с нею и развивать её, является совершенно пустым и ни на чём не основанным. Для этого у него нет времени. Своеобразность детей терпима только в семейном кругу, но в школе начинается жизнь…по общим для всех правилам. Тут приходится заботится о том , чтобы дети отвыкли от своей оригинальности». Чаще всего во время урока учителю  

  Чаще всего во время уроков учителю удаётся индивидуализировать обучение посредством дифференциации учащихся по группам на основе их уровня знаний или развития, организации самостоятельной работы на основе блока индивидуальных заданий и проведения консультаций с отдельными детьми. Индивидуальный подход не осуществляется т.к.в подавляющем большинстве случаев учебная работа организуется общим фронтом; учителя «проходят программу», организуют работу не с каждым учеником , а с классом; индивидуальные планы и программы отсутствуют. Не помогает и многообразие программ почти по каждому  учебному предмету, т.к. всем ученикам класса приходится обучаться в рамках одной программы, выбранной учителем или администрацией школы из имеющихся вариантов, рекомендованных Министерством образования.

  Таким образом, главная причина, сдерживающая индивидуализацию обучения, - наличие общего фронта при организации учебных занятий. В результате, даже владея данными об индивидуальных особенностях учащихся, учитель испытывает затруднения в их использовании при проведении учебных занятий.

  Следовательно, ориентация образования на индивидуализацию обучения требует существенных изменений в организации и технологиях образовательного процесса в школе.  

 

2.2 Технологии диалогового взаимодействия как средство

 индивидуализации процесса обучения

    Индивидуализация обучения, вообще говоря, означает развитие индивидуально-личностных качеств и ученика и учителя в образовательном процессе. В этом случае образовательный процесс должен стать моделью межличностных отношений всех его участников. Средством для моделирования межличностных отношений в учебном процессе могут быть технологии диалогового взаимодействия.

    Технологии, в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких (это когда один говорит, а остальные слушают) является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в четырёх организационных формах (индивидуальной, парной, групповой и коллективной – работа в парах сменного состава) будем называть технологиями диалогового взаимодействия.

    Использование этих технологий, как правило, не просто улучшает результаты образовательного процесса, но в корне меняет суть таких категорий, как качество, информация, культура, время и энергия. Основной механизм технологий диалогового взаимодействия -  работа в диалогических парах.

    Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощёно и комфортно. В дружественной атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются, что особенно важно.

    Диалог на уроке – это особая коммуникативная среда, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности; это особая форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе; это способ отношений, в котором проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

    При использовании технологий диалогового взаимодействия у ученика исчезает один из вечных страхов – страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, страх не угадать то направление размышления, которое угодно учителю, страх вообще показаться глупым, не способным так же быстро думать, говорить, как говорит учитель, страх не справиться с таким огромным объёмом материала.  

    Технологии диалогового взаимодействия позволяют ученику строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который продуман и организован учителем. Учитель при этом соблюдает следующие принципы организации учебного процесса:

  • создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
  • включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении темы;
  • работает вместе со всеми, учитель равен ученику в поиске знания;
  • исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через самореализацию в продуктивной деятельности предоставляет возможность ученику развивать самооценку;
  • соблюдает чередование индивидуальной и коллективной работы, что создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, даёт реальное понятие о диалогическом способе поиска истины.

    Преобразовательная работа учащегося и учителя на уроке или внеурочном занятии с использованием технологий диалогового взаимодействия осуществляется посредством усиления (суммирования) коррекционной работы при организации взаимодействия в парах сменного состава, в группах, в процессе рефлексии и социализации.

    Для равноправного взаимодействия в диалоговом обучении школьникам нужны новые умения. Для того, чтобы ученики могли их приобрести и закрепить необходимо организовать работу в парах. Сначала организовываются пары постоянного состава, - те, в которых ученики обычно сидят на уроках. Когда ученики немного привыкнут к работе в парах, можно ввести пары ограниченной сменности, - ученик меняет партнёра под руководством учителя (и по выбору учителя). Только после того, как ученики хорошо освоятся с работой в парах, вводятся пары сменного состава со свободным выбором партнёра. В первый раз для работы в парах лучше выбрать простейший материал, возможно даже из уже пройденного и хорошо усвоенного учениками. Продолжительность работы в паре для начала не более 10-15 минут, для начальной школы – не более 5 минут. При организации работы учебной группы, состоящей из пар необходима оптимальная посадка участников, посадка при которой участники сидят «через уголок», - это очень важный элемент работы в парах. При такой посадке взгляды партнёров в парах не параллельны друг другу, как было бы, если партнёры сидели напротив друг друга. Посадка «через уголок» является наиболее комфортной и психологически, и технически. Например, в этом случае легко читать вместе один и тот же текст, есть возможность наклонить ухо ко рту партнёра и лучше его слышать в общем гуле голосов всей группы. В одной группе (в одном помещении) могут изучаться несколько тем (связанных между собой, образующих вместе какой-то блок материала, подлежащего изучению) одновременно. Такая организация позволяет ученику легко переключаться от одной темы к другой, если он быстро усваивает материал. Возможно также попеременное участие в разных группах, что снижает утомляемость. Управляется и контролируется вся работа с помощью листков учёта. По виду взаимодействия учеников в паре существует несколько типов алгоритмов:

  1. Учитель и ученик. Один ученик в паре выполняет вспомогательную функцию, - он «Учитель». Он может вообще ничего не знать, например, при взаимном диктанте он просто диктует написанный заранее текст. Затем партнёры меняются ролями. Такой алгоритм работы в паре используется в «ТВЗ» (технология взаимообмена заданиями - учимся работать по образцу), «ТВТ» (технология взаимной передачи тем – учимся пересказывать своими словами, сохраняя смыслы).
  2. Взаимное обучение. Каждый ученик имеет (знает, умеет, т.е. является носителем Информации) что-то такое, чего не имеет другой. Сначала один ученик обучает второго, а затем они меняются ролями. Такой алгоритм работы в паре используется в «ТМР» (Методика Ривена- методика чтения  по абзацам).
  3. Совместное изучение. Оба партнёра помогают друг другу в изучении того, чего они оба не знают. Такой алгоритм работы в паре используется в «ТОП» (технология обсуждения проблемы – поиск истины), «ТОМР» (технология, обратная Методике Ривена – восстановление текста).

    Здесь возникает вопрос «а откуда у партнёров в паре берётся новая информация, новые навыки?» или «чему могут научить друг друга двое, которые сами ничего не знают?» Существует такое понятие, как «ввод информации в пару». Ввод информации в пару необходим при работе по алгоритмам 1 и 2. Существуют такие варианты ввода информации:

  • Самоввод. Это самый предпочтительный вариант. В нём каждый ученик самостоятельно что-то изучает или кто-то его обучает вне учебного процесса, например при работе над домашним заданием (родители, дедушка и бабушка, братья и сёстры, другие родственники).
  • Ввод от специалиста. В качестве специалиста может выступать учитель или другой носитель информации. Предпочтительно такой ввод делать непосредственно в учебном процессе, - фронтально или индивидуально, когда остальные участники заняты какой-то работой, например, работают в парах по теме на повторение.

В результате работы пары образуются какие-то новые материалы. Всегда важно заранее продумывать, как эти новые материалы использовать дальше? Нужны ли они будут в дальнейшем и зачем? Если материалы могут быть использованы, то как участники должны их оформить? (Например, материалы могут быть использованы при повторении, при подготовке к контрольной работе, и т.п.). Особенно важную часть материалов на выходе составляют те из них, над которыми участники будут работать дома, собирая и оформляя новые материалы для работы в парах в следующий раз.

    Социализация. Все, кто работает в парах, уверенно подтверждают, что коллектив становится более дружным, сплочённым. Важно также, что при введении работы в парах, постепенно происходит смена неформальных лидеров. Если раньше лидерами были те, кто сильнее, кто может увлечь проказами, кто богаче одевается и так далее, то при введении работы в парах начинают пользоваться большим уважением дети, которые больше знают и лучше могут  объяснить материал партнёру; те, с кем приятнее работать в паре; те, кто умеет слушать партнёра. Парная работа позволяет приглашать на урок старшеклассников, или взрослых (пап-мам или бабушек-дедушек, а также просто интересных людей) и включать их непосредственно в работу в парах. Такая работа существенно расширяет и углубляет социализацию детей.

   Что касается рефлексии, то она совершенно необходима в ТДВ. Пьер де Шарден определил, что «рефлексия – это приобретённая сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающем своей специфической устойчивостью и своим специфическим знанием, - способность уже не просто знать, а знать что знаешь». Поэтому рефлексия очень важна при применении технологий диалогового взаимодействия и вообще в образовательном процессе. При рефлексии ученику необходимо произвести такие мыслительные операции как:

  1. Не оценивая себя, скрупулёзно восстановить ситуацию и вспомнить себя в ней (свою деятельность, содержание и течение мыслей, ощущений).
  2. Критически рассмотреть свою деятельность, выяснить, что сделал не так.
  3. Корректировать содержание цели и искать на основе двух первых операций пути достижения цели.

   2.3 Примеры практического использования

          технологий диалогового взаимодействия

    Для того, чтобы каждый урок был направлен на индивидуализацию процесса обучения и реализовывал её в полной мере необходимо ориентироваться на:

-использование инновационных педагогических технологий, в том числе технологии диалогового взаимодействия, для максимального раскрытия личности каждого ребёнка;

-постоянное использование деятельного подхода в обучении, создание ситуации успеха для каждого ученика;

-принцип принятия «другого», Взгляд на ученика как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества.

    Технологии диалогового взаимодействия применимы на каждом типе урока и на каждом этапе урока, например:

-при изучении нового материала;

-при закреплении пройденного материала;

-при организации контроля и проверке знаний учащихся.

    В начальной школе могут быть использованы такие приёмы работы как:

-взаимные диктанты в парах постоянного состава;

-разучивание стихотворений в парах;

-работа в парах сменного состава по карточкам;

-взаимообмен заданиями;

-обсуждение проблем;

-сочинение сказки (задачи, эксперимента).

    Рассмотрим некоторые приёмы. Например, взаимный диктант:

Диктанты друг для друга ученики могут подготовить либо дома по заданию учителя, либо составить их на уроке или диктовать подготовленный учителем материал. Работа организуется в соответствии с дидактическими задачами.

    Просто диктант: ученики на уроке диктуют друг другу и учатся правильно писать термины, символы, знаки, собственные имена, географические названия, даты, формулы, названия событий. Каждый ученик под диктовку товарища записывает в свою тетрадь выбранное для данного диктанта задание, затем они меняются тетрадями для проверки. Надо заметить, что ученики в начальной школе любят такой вид работы, им нравится чувствовать себя в роли  учителя и нравится, когда работу проверяет их товарищ, поэтому относятся к работе со всей серьёзностью. При работе в парах сменного состава у каждого ребёнка своя карточка. Сколько детей в классе, столько разных заданий. Учитель записывает на доске критерии оценки данного диктанта и в конце работы каждый сам при участии партнёра выставляет себе оценку за работу (если конечно, это повторение, а не отработка нового материала). Например, дети работали 5 минут: за 10 слов, написанных без ошибок – «5»; за 8-9 слов, написанных без ошибок – «4», за 6-7 слов, написанных без ошибок – «3».

     Другие виды диктантов: диктант с последующим устным комментированием;  диктант с последующими письменными комментариями.

    Задания с последующим устным выполнением: ученики, работая в парах, в тетради записывают задания, которые им диктуют партнёры и устно проговаривают выполнение этого задания. Тот, кто диктовал , слушает, вносит свои замечания, если необходимо, и ставит условное обозначение о правильно выполненном задании (например «плюсик»). Несколько примеров, которые могут быть содержанием этого диктанта:

1. Ученику продиктован арифметический пример или задача.

2. Если это урок письма, то предложение. Он записывает задание в свою тетрадь, а затем устно выполняет его.

3. Ученик под диктовку записывает слово, а  затем устно образует однокоренные слова с заданными приставками или суффиксами. Слова не обязательно составлять самому, можно найти в тексте.

4. Продиктованы и записаны географические названия. Теперь нужно найти и показать их на карте или на глобусе.

Такие задания дают детям возможность отрабатывать материал самостоятельно с помощью партнёра.

    Технология «Взаимообмен заданиями». Суть работы пары: партнёры обладают определёнными знаниями и в паре передают информацию друг другу.

Во внеурочной деятельности, а также на уроках  в начальной школе  я использую такой приём, как, сочиняем (сказку, загадку, задачу, эксперимент):

Учитель рассаживает учеников в пары и говорит ученикам: - Сейчас мы сочиним сказку, - каждый сочинит свою собственную. Возьмите лист и напишите веру своё имя и фамилию, поставьте дату. Спросите у партнёра, с какого предложения можно начать сказку. Дайте партнёру свой листок и попросите его записать одно предложение для сказки. Затем придумайте «своё начало» сказки и запишите одно предложение в листок партнёра. После этого смените партнёра в паре. В следующей паре читайте вслух начало своей сказки и попросите партнёра придумать, сказать вслух и написать в Ваш листок продолжение к ней. То  же самое Вы делаете для сказки своего партнёра. В конце работы ученики зачитывают вслух получившиеся «произведения».

Сочинение загадки по алгоритму  я применяю на внеурочной деятельности.

     Курс по выбору «Мир фантазии» может изучаться в 3 классе общеобразовательных учреждений в рамках раздела ФГОС НОО «Внеурочная деятельность» (программа духовно-нравственного развития личности). Он ставит своей задачей обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения. Методологическую основу курса составляют приёмы развития творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

     Карточки для занятия № 4 «Сочинение загадок»

    Основная мысль занятия: можно придумывать загадки, описывая, на что похож предмет.

    Цель - научиться пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок.

  Этап «Сочинение загадок»

7-10 мин - на изучение алгоритма.

10-12 мин на работу в группах по сочинению загадок

 Примеры объектов для загадок:

пуговица, кнопка, лампочка, гитара, кольцо, щётка, гвоздь, шляпа, варежка…

  При подведении итогов работа оценивается как с точки зрения правильности выполнения, так и со стороны оригинальности и «интересности» предложенных сравнений.

  В конце работы нужно подчеркнуть, что, пользуясь таблицей, можно придумать множество различных загадок. Чтобы они были интересные, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения (Приложение 1,2).

    Как технологии диалогового взаимодействия использовать на уроках технологии? Как научить сразу 30 учащихся во втором классе, например, выполнять тамбурные стежки? В практике парного обучения есть несколько вариантов «ввода в пару» информации, - то есть решение задачи о том «как оба, которые ничего сами не знают или не умеют, могут друг друга чему-то научить?»,- то есть как сделать так, чтобы каждый партнёр в паре мог другого чему-то научить?

    Один из вариантов такой: дать всему классу  какое-то задание, а пока они его выполняют, обучить одну малую группу какому-нибудь навыку или приёму; причём, ученики в парах друг другу помогают. Затем ученики из «обученной» группы выступают в роли «учителя» («инструктора») для других групп  по  одному «учителю» на группу,  который обучает учащихся в группе тому, чему сам научился.

3.Выводы

  При использовании технологий диалогового взаимодействия в корне меняется деятельность учеников и деятельность преподавателя по сравнению с традиционным преподаванием. Использование этих технологий, как правило, улучшает результаты образовательного процесса.  Если иметь в виду воплощение индивидуализации обучения в практике общеобразовательных школ, то ТДВ могли бы стать хорошим инструментом решения этой проблемы.   Вывод о том, что  технологии диалогового взаимодействия применимы и работают  можно сделать из определения  технологии в инженерном смысле слова:

Технологии присущи следующие параметры,-

-у неё есть необходимые и достаточные компоненты;

-при соблюдении этих компонент всегда получается результат запланированного качества.

    Коллективная форма обучения, к которой относится обучение в ТДВ, воспитывает  людей  ответственных друг перед другом, понимающих истинный смысл свободы как системы ограничений, которые исполняются добровольно и с высокой степенью гарантии. Обучение в паре обеспечивает столь высокое качество коммуникации, что никакие конфликты между учениками не возникают, а спорные вопросы решаются без использования давления и силы. Ученики, работая в парах, приобретают высшую квалификацию в самостоятельном поиске и отборе необходимой информации. Можно привести ещё много доводов в пользу технологий диалогового взаимодействия. Ясно одно, что при систематическом и планомерном использовании технологий диалогового взаимодействия выигрывают все:  ученики, учителя, родители, государство в целом.

Список использованной литературы:

  1. Казачкова Т.Б., Харина Г.Н  Как выучить легко таблицу умножения. Учебно-методическое пособие учителю начальной школы из серии «Твои шаги к успеху»– Санкт-Петербург, 2011. – 48 с.
  2. Казачкова Т.Б. «…И нам любое дело по плечу» Учебно-методическое пособие(Классному руководителю для самообразования)– Санкт-Петербург, 2010. – 135 с.
  3. Суркова О.П. Математика. Справочник. Начальная школа. – Саратов: Лицей, 2012.- 128 с.
  4. Гин, Светлана. Первые дни в школе: Методические рекомендации по адаптации детей к школе: Пособие для учителя 1 класса/Школа креативного мышления; Светлана Гин, Ирина Прокопенко. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 80 с.
  5. Гин, Светлана. Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: Пособие для учителя /Школа креативного мышления; Светлана Гин. –М.: ВИТА-ПРЕСС,2014. – 96с.
  6. Гин, Светлана. Мир фантазии. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: Пособие для учителя 3 класса /Школа креативного мышления; Светлана Гин. –М.: ВИТА-ПРЕСС,2014. – 144с.
  7. Гин, Светлана. Мир человека. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: Пособие для учителя 2 класса /Школа креативного мышления; Светлана Гин. –М.: ВИТА-ПРЕСС,2014. – 160с

Электронные ресурсы:

  1. Лебединцев В.Б .https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4088 
  2. КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ФГОС НОО с изменениями на 18 мая 2015 г (с официального сервера Правительства РФ).
  3. Индивидуализация обучения как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников на уроках математики       Илюшкина Ю.К., Пименова Т.С. Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/313973/
  4.  Мухина В.С.«Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество» Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/37-personal-development/117-the-identity-of-the-child-of-primary-school-age
  5. Использование технологии индивидуализации обучения на уроках математики начальных классов Иннокентьева Ж.Н. Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/598749/
  6. Индивидуализация обучения: реализация принципа индивидуального подхода в обучении учащихся начальной школы Режим доступа:  http://studopedia.org/9-195202.html
  7. Общие основы индивидуализации и дифференциации обучения Режим доступа:http://studopedia.org/9-195203.html
  8. Диалоговые технологии обучения Жижерина Л.Е. Режим доступа: http://www.psy-files.ru/bibl/misc/944-dialogovye-tehnologii-obucheniya-dto.html
  9. Технологии диалогового взаимодействия в рамках                      внедрения ФГОС Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/fizika/prochee/tiekhnologhii_dialoghovogho_vzaimodieistviia_v_ramkakh_vniedrieniia_fgos

Приложение 1

Карточка №1  для занятия №4 «Сочинение загадок»

Цель:- научиться пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок.

 По ходу сочинения загадки заполняется таблица:

                      _____________________

         На что похож объект?

       Чем отличается?

 Последовательность (алгоритм выполнения) работы:

  1. Выбрать объект (записывается на верхней строчке). Например, расчёска.
  2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: «На что похож объект?» (всего 3-4 сравнения). Например, расчёска похожа на забор, на пилу, на траву…
  3. Заполнить правую часть таблицы: «Чем отличается?». Например: чем расчёска отличается от забора? (Через забор можно перелезть.) Чем расчёска отличается от пилы? (Пилой можно пилить.) Чем расчёска отличается от травы? (Трава растёт.)
  4. Вставить слова-связки «как……, но не…….».
  5. Прочитать готовую загадку. Например: «Что это: как забор, но не перелезть; как пила, но не пилит; как трава, но не растёт?».

Образец заполненной таблицы:

                   Объект:    расчёска          

         На что похож объект?

       Чем отличается?

     как      забор

  но не         перелезть

     как        пила

  но не        пилит

    как        трава

  но не        растёт

Приложение 2

Задание для самостоятельной работы: Пользуясь алгоритмом сочините загадку для объекта  ………………. .

                                   Объект:_____________________

         На что похож объект?

       Чем отличается?

Загадка:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание для  работы в паре: Пользуясь алгоритмом сочините загадку для объекта  ………………..

                                   Объект:_____________________

         На что похож объект?

       Чем отличается?

Загадка:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"

В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные тех...

Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе

Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Новая грамотность предпо...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Теоретические основы применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....

Обучение русскому языку в начальной школе через технологию системно-деятельностного подхода.

Как организовать работу на уроке с позиций деятельностного подхода? Основополагающим подходом, выбранном в новом стандарте, является системно-деятельностный подход. Именно с опорой на него разработана...