Развитие коммуникативной компетенции.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Материал поможет в общениии между различными сторонами образовательного процесса. Содержит описание способов коммуникации. Может быть использован при подготовке к индивидуальным беседам с учащимися и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnoy_kompetentsii.docx | 194.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной компетенции.
Учитель начальных классов: Беленькая Т.Я.
Общение является основой успешного обучения в школе для всех участников образовательного процесса. Учителя общаются с коллегами, родителя и учащимися. Ученики постоянно общаются между собой. Для получения хорошего результата важно помнить о правилах педагогического общения.
Услышать то, что тебе говорят, для младшего школьника является сложным и трудным процессом, требующим от ребёнка напряжения и концентрации. Бывает, что дети и взрослые не слушают то, что им говорят, только из-за того, что не умеют правильно выслушать собеседника.
Природа подарила человеку способность воспринимать информацию, а значит увидеть и услышать. Общение - одно из великих роскошей, которую имеет человек. В современном мире очень много средств общения, но, к сожалению, мы не всегда умеем слушать, а главное слышать друг друга. Дети, не имеют достаточного опыта и перенимают манеру общения у своих родителей и взрослых. Кто-то у друзей, а кто-то учиться общаться по фильмам и мультфильмам. Эти модели поведения часто бывают неверными и не приносят положительного эффекта. Конфуций говорил «Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить прежде, чем нужно; вторая- застенчивость, не говорить, когда это нужно и третья – говорить не наблюдая за вашим слушателем.
Научить слушать и слышать учителя, а также взрослого, является важным навыком, Он формируется в начальной школе, на протяжении всего курса обучения с 1 по 4 класс. И это одна из важных компетенций выпускника начальной школы.
Учитель часто понимает, что иногда ученики не слушают речь говорящего. Это происходит из-за ряда причин, которые представляют некий барьер восприятия речи. Учитель должен понимать и учитывать то, что у ребёнка есть свой внутренний мир и его, как и каждого взрослого может волновать его внутренние эмоциональные переживания. В эти моменты ребёнок воспринимает информацию выборочно. Лишь ту, что хочет слышать.
Большинство учителей используют в своих беседах технику активного слушания, делая это интуитивно. В процессе общения и взаимодействия между людьми важную роль играет понимание и сопереживание другому человеку. Беседа с применением сопереживания другому человеку будет сопровождаться в последовательной смене действий.
Приемы смены действий:
1.Поощрение речи собеседника
2.Использование уточняющих вопросов (по необходимости)
3. Использование перефразирования. Резюмирование смысла
4.Сопереживание.
Использование таких приёмов позволит считать Вас хорошим собеседником. Отражая чувства говорящего, Вы даёте ему понять, что понимаете его переживания.
Важно обращать внимание на слова, выражение лица, жесты и голос.
Выделяются приёмы слушания такие как нерефлексивный, без анализа (рефлексии), которое даёт собеседнику возможность высказаться. Можно определить его, как умение внимательно молчать. При этом важно не только молчать, но быть внимательным, иначе собеседник обидится, и общение станет представлять конфликтную ситуацию. Важно уметь поддерживать разговор с собеседником, дав ему понять об этом.
Ребёнок может не слушать учителя по нескольким причинам. Одна из них неприятно слышать то, что говорят. Это разрушает его авторитет, ущемляет самолюбие и наносит угрозу его самооценке. Именно поэтому ребёнок не старается понять то, что ему говорят, и игнорирует, пропускает такую информацию. Иногда и учитель поступает неправильно, считая себя умнее собеседника ребёнка, не вникает в переживания, считая их ерундой.
Взрослые должны помнить правила слушания:
Соблюдать позицию не вмешательства. «Минимум ответов». Любое слово может сбить с мыслей и отбить желание говорить.
Во время разговора нельзя быть судьёй и оратором, лучше воспринимать и впитывать всю сказанную вам информацию. В разговоре должна присутствовать обратная связь. Ребёнок должен понимать, что Вы его слушаете. Хорошо использовать короткие слова «Да», «Понятно». Они будут помогать говорить, приглашая продолжить разговор. Кивок головы также поможет поддержать разговор.
Перефразирование начинается фразой: «Если я тебя (Вас) правильно понял, то…», «Другими словами ты (Вы) считаете, что…». Всегда нужно обращать внимание на содержание, а не на эмоции собеседника. Нельзя перебивать говорящего. Перефразировать нужно только во время паузы.
В конце беседы нужно подвести итог. Резюмирование помогает осмыслить услышанное. Слушатель своими словами подводит итог основным мыслям собеседника.
Такой приём хорошо использовать во время совещаний и собраний, В ситуации, когда обсуждение проблемы затянулось, так как невозможно прийти к согласию.
Этот приём хорошо использовать в конце разговора по телефону или переписки сообщениями. Резюмировать можно мысль собеседника, с которой Вы не согласны, прежде чем возражать, тогда легче сразу ответить на суть сообщения.
Таким образом, перечисленные приёмы техники активного слушания будут иметь успешный результат на всех уровнях взаимодействия между участниками образовательного процесса. , что позволит развивать коммуникативную компетенцию и сформировать . личность выпускника начальной школы.
Список литературы:
- Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. – 2010. - № 2.
- Бардин С.М. Этика взаимных отношений / M/199
- Гейхман Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала.//Профессиональное образование, 2006г.
- Соловьёв Э.Я. Современный этикет и деловой протокол в России за рубежом./- 2003
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе./M/ 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка при использовании УМК М.З.Биболетовой
В статье дан анализ учебно-методического комплекса под редакцией М.З. Биболетовой. Информация – подается блоками, темами. Иноязычная речь служит коммуникативным средством обсуждения информации; предпо...
Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики.
Это мое выступление на РМО (п.Шиткино 12 марта 2012 г.), в котором рассказывается о развитии коммуникативных компетенций на уроках математики.Математическая компетенция — это способность структурирова...
«Развитие коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»
Выступление на педагогическом совете на тему: «Развитие коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»...
Речевые разминки - путь развития коммуникативной компетенции младших школьников.
В данном материале раскрывается актуальность проведения речевых разминок на уроках в начальной школе. Представлена структура,наиболее приемлемое время проведения разминки на уроке, разнообразие ...
Развитие коммуникативных компетенций учащихся в начальных классов в воспитательной системе.
Развитие инициативы и самостоятельности каждого ребёнка в воспитательной работе. Создание условий для проявления самостоятельности. Развитие личности ребёнка, формирование его коммуникатив...
«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»
«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»...
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"
Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...