01. "Типы проектов"
проект

Федяева Ольга Александровна

Данный материал описывает типы проекта по разным признакам: по комплексности и характеру контакта; по количеству участников; по продолжительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_proektov.docx31.16 КБ
Файл tipy_proektov.pptx209.71 КБ

Предварительный просмотр:


"Типы проектов"

Выступление на школе педагогического мастерства.

Подготовила:

Федяева Ольга Александровна

Типы проектов.

        Классификация проектов по комплексности и характеру контактов:

        Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы.                         Разумеется, работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).

        Межпредметные. Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По характеру контактов проекты могут быть:

внутриклассными; внутришкольными; региональными (в пределах одной страны); международными.
        Последние два типа проектов являются
телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

        По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

Преимущество персональных (индивидуальных проектов):

план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.

у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.

учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.

формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущество групповых проектов:

в проектной группе формируются навыки сотрудничества.

проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.

в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

        По продолжительности выполнения выделяют следующие проекты:                         Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока.
        
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.
        
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.
        
Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

        Разумеется, в реальной жизни чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Однако метод исследовательских проектов занимает центральное место и вместе с тем вызывает наибольшие трудности. Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся, на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Литература:

 

        1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

        2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

        3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

        4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

        5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

        6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

        7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.

        8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

        9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

        10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007.

        11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование

Приложение

Исследовательский проект «Путешествие по берегу реки»

                В сопровождении педагогов и родителей дети совершают путешествие по реке, знакомясь с названием объектов, встречающихся на пути; постигают смысл слов «путешествие», «путешественник», эмоционально откликаются на новое; отражают впечатления от услышанного и увиденного в рисунках и рассказах.

День первый

1. Беседа на тему «Путешественники».

Вопросы: Кого можно назвать путешественником?

                 Куда можно отправиться в путешествие?

                 Как можно путешествовать?

                 Какими качествами должны обладать путешественники?

                 Как путешественники готовятся в дорогу?

                 Что бы вы хотели узнать о путешественниках?

2. Совместно с детьми определяется маршрут, привлекаются родители, организуется подготовка.

День второй

                Наблюдение за рекой с берега. Определение направления течения, температуры воды; рассматривание ракушек, камешков, коры деревьев, насекомых и птиц, находящихся на берегу.

День третий

                Обмен впечатлениями, обсуждение того, как оформить и представить результаты путешествия.  Презентация результатов знакомства прошла в игре «Я расскажу, а вы отгадайте».

Информационный проект «Дети Сталинграда»

                С помощью педагогов и родителей дети узнают историю Сталинградской битвы, знакомятся с судьбами детей войны, постигают смысл слов «жизнь» и «смерть», эмоционально откликаются на рассказы очевидцев, отражают впечатления от услышанного и увиденного в рисунках и рассказах.

Содержание проекта:

1. Оформление выставок, посвященных победе под Сталинградом.

2. Беседа о Сталинградской битве с показом иллюстраций, видеоматериалов.

3. Беседа «Как жили дети в военном Сталинграде».

4. Чтение отрывков из книг о Сталинградской битве.

5. Просмотр фильмов: «Дом Павлова», «Город-герой Сталинград».

6. Встречи с ветеранами.

7. Экскурсия в музей .

8. Тематическое рисование. Выставка детских работ.

9. Праздник, посвященный победе под Сталинградом.

10. Оформление альбома «Мы не хотим войны» с рисунками и рассказами детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Типы проектов» . Подготовила: Федяева Ольга Александровна

Слайд 2

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов: Монопроекты . Межпредметные .

Слайд 3

Классификация проектов по характеру контактов: Внутришкольные . Внутриклассные . Региональные. Международные. телекоммуникационные

Слайд 4

Классификация проектов по количеству участников : Индивидуальные. Групповые.

Слайд 5

Преимущество персональных (индивидуальных) проектов: П лан работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью. У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него. У чащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.

Слайд 6

Преимущество групповых проектов: В проектной группе формируются навыки сотрудничества. П роект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне . Н а каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.

Слайд 7

Классификация проектов по продолжительности выполнения: Мини - проекты. Недельные проекты. Долгосрочные (годичные) проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы проектов в начальной школе

Типы проектов отличаются многообразием.  В соответствии с типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжитель...

проект урока развития речи "«Знакомство с описанием как типом текста».

Цели урока :выявить структуру текста –описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание...

Педагогический проект "Использование технологий деятельностного типа, как ресурс качественного образования"

Деятельностный подход  лежит в основе многих педагогических технологий:Проектной  деятельности.Интерактивных методов  обученияПроблемно – диалогового  обученияВитагенного  под...

Проектная деятельность в начальной школе: цели, принципы организации, методы и типы проектов.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающи...

Проектная деятельность .Типы учебных проектов .

Типология учебных проектов, формируемая компетентность, тип деятельности учащегося....

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....