проект урока развития речи "«Знакомство с описанием как типом текста».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Цели урока :выявить структуру текста –описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Костина В.М учитель начальных классов,

первой квалификационной категории,

МАОУ «Гимназия№76»,г. Наб.Челны

Kostinavalentina1964@mail.ru

Проект урока развития речи во 2 б классе.

Тема урока: «Знакомство с описанием как типом текста».

Цель урока:

выявить структуру текста –описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание;

Задачи урока:

1)способствовать формированию саморефлексии знаний (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений)

2)способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;

3)актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ и синтез, аналогию.

4)путём постановки и решения учебной задачи продолжать учить самостоятельности в суждениях, в речевой деятельности,в самостоятельном поиске ответов на поставленные вопросы;

5)развитие эйдетической памяти.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге продуктивного непонимания(диалог оценочного характера).

Формы работы: внутригрупповая и  общеклассная  дискуссии, самостоятельная работа.

Приёмы работы :средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждения, обращение)

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности

-Доброе утро!

-Сегодня всем нам!

-Мир знаний ждёт впереди нас, друзья!

В путь отправляться настала пора!

Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!

Саморефлексия собственных знаний.  Общеклассная дискуссия.

Цель:

1) актуализировать учебное содержание;

2)актуализировать соответствующие мыслительные операции;

3)зафиксировать повторяемые понятия  в речи и в виде эталонов;

4) организовать уточнение алгоритма текста описания, который будет использоваться на уроке.

Прочитайте текст на экране.

На экране:

Серый котёнок увидел мышку. Он бросился за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котёнок за ней. Мышка убежала. А из банки вылез белый котёнок.

У нас есть котёнок Васька. Сам он серый, лапки чёрные. У него зелёные глазки, пушистый длинный хвостик. Ну, котик-коток!

Я мечтаю завести котёнка. Ведь кошка может поиграть со мной, поднять настроение. Кошки забавны и красивы. Поэтому мне хочется завести этого друга.

-Как вы думаете, какой из трёх текстов является описанием? Обоснуйте свою мысль.

-(Второй текст.)

-Как вы узнали? Докажите! Ведь всё тексты о котёнке!

-Этот текст отвечает на вопрос  к а к ой? Первый текст рассказывает, что произошло с котёнком  и отвечает на вопрос  ч т о с л у ч и л о с ь?  А третий текст отвечает на вопрос  п о ч е м у ? - почему Автор хочет завести котёнка.
-Согласны?(Дети пальчиками показывают своё мнение)

На экране: к а к о й ?

На прошлом уроке мы  составили алгоритм описания в виде значков. Вспомните его! (на экране появляются рисунки)

Проанализируйте, какого пункта алгоритма не хватает в нашем тесте? Как он звучит?

-Отношение автора к герою.

-Ваши варианты. (Дети придумывают и сообщают свои предложения учителю и ребятам).

-Ночь! (Дети закрывают глаза,  головы на парты)

-Наш герой пожаловал к нам в гости (учитель демонстрирует игрушку- котёнка), он дарит нам свою улыбку и рад ,что мы с вами справились с заданием. Чтобы Ваське не было грустно, к нам спешит ещё один герой. Догадайтесь, кто это?

На экране текст с пропущенными словами:

______-самая маленькая и самая нарядная птичка в мире. Их называют –птица-муха .Самые маленькие ______величиной со шмеля. У них цепкие и сильные ноги, нос вытянут, длинный словно спица. Пёрышки _____ так красивы, что похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются. Сказочно красивая птица _____!

-О ком идёт речь в тексте? (На экране появляются слова -к о л и б р и  ) Узнали этот тип текста? Можно его разбить на три части? Вспомните алгоритм типа текста, что вы можете сказать?(ответы детей).

-Текст не озаглавлен!

-Из трёх заголовков выберите один, который подходит к тексту. Докажите свой выбор.

На экране:

Почему колибри называют мухой?

Что случилось с колибри?

Сказочно - красивая птица.

Дети выбирают заголовок и обосновывают свой выбор опираясь на признаки  видов текста.

На экране: рисунок колибри

Разграничение области знания и незнания. Постановка учебной задачи.

Цель:

1)организовать выявление учащимися места затруднения:

2)организовать согласование плана достижения поставленной цели.      

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока.

4)организовать  фиксацию затруднения;

-Какие вопросы мы ставили на предыдущих уроках?

-Как строится описание, какие особые слова в нём используются, которые помогут построить такой текст?

-На какой вопрос мы ответили? Какой вопрос остался? Сформулируйте тему  и цель нашего сегодняшнего урока.

-Какие слова помогают построить описание.

-Как это можно узнать? Ваши предложения, что нужно сделать?

(слушаются предложения детей)

- У нас есть на доске текст, понаблюдаем за ним.

- Согласны с Юлей? (Дети пальчиками показывают своё мнение)

Решение учебной задачи : выдвижение и проверка гипотез.

Цель:

1) организовать выдвижение гипотезы и определить способы её проверки.

-Мы одобрили предложение Юли ,исследуем это описание.С чего начнём?

-Посмотрим на наш алгоритм! Он нам поможет!

доске:  алгоритм описания в виде значков.

-Ваши предложения о  поиске особых слов , использующихся в  описании.

-Посмотрим, какие слова в нём используются чаще.

-Мы ставим вопрос к тексту-описанию  к а к о й?

-И, дальше!

-Наверное, в описании должно быть слова , показывающие , что у колибри    к а к о е?

-Хорошие предложения!  Найдите слова, которые говорят  о том, к а к и е у колибри ноги,  к а к о й  нос,  к а к и е пёрышки.(Дети называют слова, выделяем их цветом на экране)

-Что называют такие слова? Как мы их назовём?

На экране:  слова-признаки

-С чем сравнивает автор  нос и пёрышки птицы? Почему? Произнесите слово сравнивает , подумайте, как можно назвать эти слова?

(Дети называют свои варианты)

-В науке их называют  

На экране:  слова-сравнения

-Подведём итоги нашего исследования.(слушаются предложения детей)

-Для чего нужны в текстеслова-признаки и  слова-сравнения?.(слушаются ответы  детей)

-Согласна с вами: для точности, образности предмета, животного. Авторы  используют и другие приёмы, о них мы узнаем чуть позже.

Воспроизведение открытых знаний(индивидуальная работа, самостоятельная работа ,мини-диалог)

Цель: организовать уточнение общего характера нового знания.

-А теперь отдохнём. Послушайте загадки и нарисуйте отгадки.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая

Самая болтливая.

Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Повернулась и в лес!

Дети рисуют отгадки, обмениваются рисунками в парах .

-Покажите отгадки всему классу. В каком мнении вы сошлись?

-Это –сорока!

-Докажите почему?

-Чем ещё интересны загадки?

-Я думаю в первой загадке слова-признаки, во второй все слова-сравнения. Они тексты-описания.

Творческое преобразование знаний.

Цель:

1) организовать включение в систему знаний;

2) организовать  творческое составление работ  ;

2)организовать реализацию согласованного плана действий .

Устраивайтесь удобнее, головки положите на парты, закрывайте глазки,  мы отправляемся с вами …(звучит музыка для релаксации)

-Мы свами на полянке невиданной красоты, опускаемся на траву, вдыхаем запах цветов, трогаем каждую травинку, чувствуем её нежность, слушаем голоса птиц. Вот пень,  он теплый , похож на букву С. На нём греется добрая кобра в виде буквы Е. Журчит тихий ручеёк  в виде буквы М,на нем крохотный зелёный островок Е. Солнце нам дарит свои теплые лучи , они скользят  будто буква Й. Сказочно- красивая птица фламинго несёт в клюве травинку К. С дерева в ладонь нам падает гладкий прохладный орешек А.   Мы прощаемся с лесом и возвращаемся в класс отдохнувшие и бодрые.

-На доске мышки , прибежавшие с нами из леса, они просят вспомнить нас какие буквы мы видели в лесу.(На каждой мышке с обратной стороны написана одна из букв, дети вспоминают «образы картинок –букв», по мере вспоминания мышкипереворачиваются образуя слово)

-Читаем, что образовалось у мышек?

        С е м е й к а        

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону текста описания.

Цель:

1)  организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2)зафиксировать достижение цели работы групп;

3) организовать проверку учащимися работ (работа в позиции  критиков и слушателей) ;

4) организовать включение в систему знаний,

5)проверить сформированность понятия текста - описания

-Нам тоже пора  создать свои семейки у нас в классе.( дети образуют группы)

Предлагаю теперь самим попробовать самостоятельно составить описание. Каждая семейка выбирает себе изображение птицы, зверя, жучка по выбору

Что вам в этом поможет?

-Эталон –описания,слова-признаки,  слова-сравнения.(под тихую музыку дети самостоятельно в группах составляют свои тексты) Представители группы вслух зачитывают свои  коллективные работы. Класс работает в позиции Критиков и Слушателей.  Учащиеся представляют свои проекты

Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

1)зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) согласовать домашнее задание.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

- Удалось нам достичь её? Докажите.

-Что помогло вам  справиться с поставленными заданиями?

  • -Оцените свою работу по лестнице успеха магнитиками. Каждый поставит свой магнитик на одну из трёх ступенек познания, которую он по-своему мнению достиг сегодня. Если у  вас не возникало трудностей при составлении текста-описания, поставьте магнитик на верхнюю ступеньку. Если вы составили текст-описание, но у вас возникли трудности при работе, то поставьте магнитик на вторую ступеньку. Если вы составили текст с ошибками, и у вас возникли трудности, то поставьте магнитик на первую ступеньку.

Учитель проводит рефлексию оценивания.

-Какие ещё трудности остались на конец урока?

Учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.

-На сказочной планете жили Зебрынь и Зебрёнок. Попробуйте дома составить описание одного из жителей сказочной планеты.

-Вы все сегодня хорошо потрудились, скажите друг другу спасибо

- Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи во 2 классе"Знакомство с описанием как типом текста".

Урок построенн в личностно-ориентированной технологии в системе интерактивногообучения.Технология урока предполагает максимальную опору на субъекктивный опыт каждого ученика, его анализ,сравнение, выб...

Урок русского языка во 2-ом классе "Типы текстов".

Знакомство учащихся с тремя типами текста: повествованием, описанием, рассуждением....

Урок развития речи в 4 классе "Изложение повествовательного текста с элементами описания"

Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов ( повествование, описание, рассуждение)Изложение повествовательного текста с элементами описа...

Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование.

Обучающиеся учатся самостоятельно анализировать содержание текста и определять его характер; соотносить содержание текста с его планом....

Конспект урока: "Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков."

Урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония". Открытие нового знания. Тема урока: Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков...

Конспект урока по учебной дисциплине письмо и развитие речи "Знакомство с предлогами"

Содержание урока соответствует программе и уровню учебных возможностей учащихся, прослеживаются межпредметные связи и связь с жизнью. Продуманы методические приемы обеспечивающие: снятие тревожности, ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Знакомство со звуком [Ц], буквой "Ц".

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи со старшими дошкольниками....