Главные вкладки

    проект урока развития речи "«Знакомство с описанием как типом текста».
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Цели урока :выявить структуру текста –описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_razvitiya_rechi.docx28.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Костина В.М учитель начальных классов,

    первой квалификационной категории,

    МАОУ «Гимназия№76»,г. Наб.Челны

    Kostinavalentina1964@mail.ru

    Проект урока развития речи во 2 б классе.

    Тема урока: «Знакомство с описанием как типом текста».

    Цель урока:

    выявить структуру текста –описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание;

    Задачи урока:

    1)способствовать формированию саморефлексии знаний (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений)

    2)способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;

    3)актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ и синтез, аналогию.

    4)путём постановки и решения учебной задачи продолжать учить самостоятельности в суждениях, в речевой деятельности,в самостоятельном поиске ответов на поставленные вопросы;

    5)развитие эйдетической памяти.

    Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге продуктивного непонимания(диалог оценочного характера).

    Формы работы: внутригрупповая и  общеклассная  дискуссии, самостоятельная работа.

    Приёмы работы :средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждения, обращение)

    Ход урока:

    Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: создать мотивацию к учебной деятельности

    -Доброе утро!

    -Сегодня всем нам!

    -Мир знаний ждёт впереди нас, друзья!

    В путь отправляться настала пора!

    Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!

    Саморефлексия собственных знаний.  Общеклассная дискуссия.

    Цель:

    1) актуализировать учебное содержание;

    2)актуализировать соответствующие мыслительные операции;

    3)зафиксировать повторяемые понятия  в речи и в виде эталонов;

    4) организовать уточнение алгоритма текста описания, который будет использоваться на уроке.

    Прочитайте текст на экране.

    На экране:

    Серый котёнок увидел мышку. Он бросился за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котёнок за ней. Мышка убежала. А из банки вылез белый котёнок.

    У нас есть котёнок Васька. Сам он серый, лапки чёрные. У него зелёные глазки, пушистый длинный хвостик. Ну, котик-коток!

    Я мечтаю завести котёнка. Ведь кошка может поиграть со мной, поднять настроение. Кошки забавны и красивы. Поэтому мне хочется завести этого друга.

    -Как вы думаете, какой из трёх текстов является описанием? Обоснуйте свою мысль.

    -(Второй текст.)

    -Как вы узнали? Докажите! Ведь всё тексты о котёнке!

    -Этот текст отвечает на вопрос  к а к ой? Первый текст рассказывает, что произошло с котёнком  и отвечает на вопрос  ч т о с л у ч и л о с ь?  А третий текст отвечает на вопрос  п о ч е м у ? - почему Автор хочет завести котёнка.
    -Согласны?(Дети пальчиками показывают своё мнение)

    На экране: к а к о й ?

    На прошлом уроке мы  составили алгоритм описания в виде значков. Вспомните его! (на экране появляются рисунки)

    Проанализируйте, какого пункта алгоритма не хватает в нашем тесте? Как он звучит?

    -Отношение автора к герою.

    -Ваши варианты. (Дети придумывают и сообщают свои предложения учителю и ребятам).

    -Ночь! (Дети закрывают глаза,  головы на парты)

    -Наш герой пожаловал к нам в гости (учитель демонстрирует игрушку- котёнка), он дарит нам свою улыбку и рад ,что мы с вами справились с заданием. Чтобы Ваське не было грустно, к нам спешит ещё один герой. Догадайтесь, кто это?

    На экране текст с пропущенными словами:

    ______-самая маленькая и самая нарядная птичка в мире. Их называют –птица-муха .Самые маленькие ______величиной со шмеля. У них цепкие и сильные ноги, нос вытянут, длинный словно спица. Пёрышки _____ так красивы, что похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются. Сказочно красивая птица _____!

    -О ком идёт речь в тексте? (На экране появляются слова -к о л и б р и  ) Узнали этот тип текста? Можно его разбить на три части? Вспомните алгоритм типа текста, что вы можете сказать?(ответы детей).

    -Текст не озаглавлен!

    -Из трёх заголовков выберите один, который подходит к тексту. Докажите свой выбор.

    На экране:

    Почему колибри называют мухой?

    Что случилось с колибри?

    Сказочно - красивая птица.

    Дети выбирают заголовок и обосновывают свой выбор опираясь на признаки  видов текста.

    На экране: рисунок колибри

    Разграничение области знания и незнания. Постановка учебной задачи.

    Цель:

    1)организовать выявление учащимися места затруднения:

    2)организовать согласование плана достижения поставленной цели.      

    3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока.

    4)организовать  фиксацию затруднения;

    -Какие вопросы мы ставили на предыдущих уроках?

    -Как строится описание, какие особые слова в нём используются, которые помогут построить такой текст?

    -На какой вопрос мы ответили? Какой вопрос остался? Сформулируйте тему  и цель нашего сегодняшнего урока.

    -Какие слова помогают построить описание.

    -Как это можно узнать? Ваши предложения, что нужно сделать?

    (слушаются предложения детей)

    - У нас есть на доске текст, понаблюдаем за ним.

    - Согласны с Юлей? (Дети пальчиками показывают своё мнение)

    Решение учебной задачи : выдвижение и проверка гипотез.

    Цель:

    1) организовать выдвижение гипотезы и определить способы её проверки.

    -Мы одобрили предложение Юли ,исследуем это описание.С чего начнём?

    -Посмотрим на наш алгоритм! Он нам поможет!

    доске:  алгоритм описания в виде значков.

    -Ваши предложения о  поиске особых слов , использующихся в  описании.

    -Посмотрим, какие слова в нём используются чаще.

    -Мы ставим вопрос к тексту-описанию  к а к о й?

    -И, дальше!

    -Наверное, в описании должно быть слова , показывающие , что у колибри    к а к о е?

    -Хорошие предложения!  Найдите слова, которые говорят  о том, к а к и е у колибри ноги,  к а к о й  нос,  к а к и е пёрышки.(Дети называют слова, выделяем их цветом на экране)

    -Что называют такие слова? Как мы их назовём?

    На экране:  слова-признаки

    -С чем сравнивает автор  нос и пёрышки птицы? Почему? Произнесите слово сравнивает , подумайте, как можно назвать эти слова?

    (Дети называют свои варианты)

    -В науке их называют  

    На экране:  слова-сравнения

    -Подведём итоги нашего исследования.(слушаются предложения детей)

    -Для чего нужны в текстеслова-признаки и  слова-сравнения?.(слушаются ответы  детей)

    -Согласна с вами: для точности, образности предмета, животного. Авторы  используют и другие приёмы, о них мы узнаем чуть позже.

    Воспроизведение открытых знаний(индивидуальная работа, самостоятельная работа ,мини-диалог)

    Цель: организовать уточнение общего характера нового знания.

    -А теперь отдохнём. Послушайте загадки и нарисуйте отгадки.

    Непоседа пёстрая,

    Птица длиннохвостая.

    Птица говорливая

    Самая болтливая.

    Бела, как снег,

    Черна, как жук,

    Вертится, как бес,

    Повернулась и в лес!

    Дети рисуют отгадки, обмениваются рисунками в парах .

    -Покажите отгадки всему классу. В каком мнении вы сошлись?

    -Это –сорока!

    -Докажите почему?

    -Чем ещё интересны загадки?

    -Я думаю в первой загадке слова-признаки, во второй все слова-сравнения. Они тексты-описания.

    Творческое преобразование знаний.

    Цель:

    1) организовать включение в систему знаний;

    2) организовать  творческое составление работ  ;

    2)организовать реализацию согласованного плана действий .

    Устраивайтесь удобнее, головки положите на парты, закрывайте глазки,  мы отправляемся с вами …(звучит музыка для релаксации)

    -Мы свами на полянке невиданной красоты, опускаемся на траву, вдыхаем запах цветов, трогаем каждую травинку, чувствуем её нежность, слушаем голоса птиц. Вот пень,  он теплый , похож на букву С. На нём греется добрая кобра в виде буквы Е. Журчит тихий ручеёк  в виде буквы М,на нем крохотный зелёный островок Е. Солнце нам дарит свои теплые лучи , они скользят  будто буква Й. Сказочно- красивая птица фламинго несёт в клюве травинку К. С дерева в ладонь нам падает гладкий прохладный орешек А.   Мы прощаемся с лесом и возвращаемся в класс отдохнувшие и бодрые.

    -На доске мышки , прибежавшие с нами из леса, они просят вспомнить нас какие буквы мы видели в лесу.(На каждой мышке с обратной стороны написана одна из букв, дети вспоминают «образы картинок –букв», по мере вспоминания мышкипереворачиваются образуя слово)

    -Читаем, что образовалось у мышек?

            С е м е й к а        

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону текста описания.

    Цель:

    1)  организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

    2)зафиксировать достижение цели работы групп;

    3) организовать проверку учащимися работ (работа в позиции  критиков и слушателей) ;

    4) организовать включение в систему знаний,

    5)проверить сформированность понятия текста - описания

    -Нам тоже пора  создать свои семейки у нас в классе.( дети образуют группы)

    Предлагаю теперь самим попробовать самостоятельно составить описание. Каждая семейка выбирает себе изображение птицы, зверя, жучка по выбору

    Что вам в этом поможет?

    -Эталон –описания,слова-признаки,  слова-сравнения.(под тихую музыку дети самостоятельно в группах составляют свои тексты) Представители группы вслух зачитывают свои  коллективные работы. Класс работает в позиции Критиков и Слушателей.  Учащиеся представляют свои проекты

    Рефлексия деятельности на уроке.

    Цель:

    1)зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

    2) оценить собственную деятельность на уроке;

    3) согласовать домашнее задание.

    -Какую цель мы ставили в начале урока?

    - Удалось нам достичь её? Докажите.

    -Что помогло вам  справиться с поставленными заданиями?

    • -Оцените свою работу по лестнице успеха магнитиками. Каждый поставит свой магнитик на одну из трёх ступенек познания, которую он по-своему мнению достиг сегодня. Если у  вас не возникало трудностей при составлении текста-описания, поставьте магнитик на верхнюю ступеньку. Если вы составили текст-описание, но у вас возникли трудности при работе, то поставьте магнитик на вторую ступеньку. Если вы составили текст с ошибками, и у вас возникли трудности, то поставьте магнитик на первую ступеньку.

    Учитель проводит рефлексию оценивания.

    -Какие ещё трудности остались на конец урока?

    Учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.

    -На сказочной планете жили Зебрынь и Зебрёнок. Попробуйте дома составить описание одного из жителей сказочной планеты.

    -Вы все сегодня хорошо потрудились, скажите друг другу спасибо

    - Спасибо за сотрудничество!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи во 2 классе"Знакомство с описанием как типом текста".

    Урок построенн в личностно-ориентированной технологии в системе интерактивногообучения.Технология урока предполагает максимальную опору на субъекктивный опыт каждого ученика, его анализ,сравнение, выб...

    Урок русского языка во 2-ом классе "Типы текстов".

    Знакомство учащихся с тремя типами текста: повествованием, описанием, рассуждением....

    Конспект урока развития речи. 1 класс. Работа с деформированным текстом.

    Ученикам предлагается составить текст на тему масленицы. В уроке использовано большое количество наглядного материала (карточки с опорными словами и номерами предложений, тематические картин...

    Урок развития речи в 4 классе "Изложение повествовательного текста с элементами описания"

    Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов ( повествование, описание, рассуждение)Изложение повествовательного текста с элементами описа...

    Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование.

    Обучающиеся учатся самостоятельно анализировать содержание текста и определять его характер; соотносить содержание текста с его планом....

    Конспект урока: "Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков."

    Урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония". Открытие нового знания. Тема урока: Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков...

    Конспект урока по учебной дисциплине письмо и развитие речи "Знакомство с предлогами"

    Содержание урока соответствует программе и уровню учебных возможностей учащихся, прослеживаются межпредметные связи и связь с жизнью. Продуманы методические приемы обеспечивающие: снятие тревожности, ...