Конспект урока: "Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Золотникова Анастасия Александровна

Урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония". Открытие нового знания. Тема урока: Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект34.3 КБ
Файл презентация2.67 МБ
Microsoft Office document icon лист исследования439.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1-м классе.

Тема: Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков.

Тип урока Открытие нового знания (ОНЗ).

Цель: освоение нового способа обозначения звуков условными значками.

Задачи:

Обучающие:  систематизация фонетических знаний и закрепление умений учащихся; научить школьников понимать записи, сделанные условными значками звуков и самостоятельно делать такие записи.

Развивающие: развивать речь, память, мышление, т.е. способность к сравнению и обобщению, самоанализу, логическому изложению материала.

Воспитывающие: прививать интерес к изучению русского языка, формировать самостоятельность, потребность к коллективной исследовательской работе.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные:

Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: списывать, выполняя необходимый алгоритм действия; оценивать правильность выполнения действий на уроке; вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; слушать (читать) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознавать приобретённую информацию как способ решения задачи; применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник русского языка М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка».

I. Мотивация успеха. Актуализация знаний.

Начинаем урок русского языка.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

- Догадайтесь по известным обозначениям (на доске рассыпаны значки звуков), о чём пойдёт речь на уроке. 

- Звуки речи.

-Где можем проверить предположение?

- В учебнике.

-Открываем учебник с. 49. Прочитаем тему урока.

- Объявляю аукцион знаний на тему: «Что мы знаем о звуках речи».

(Звуки бывают гласные и согласные. Гласные произносятся с голосом, воздух не встречает преграду. Гласные бывают ударные и безударные. Когда произносим согласные, воздух встречает преграду. Согласные бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).

Одновременно на доске восстанавливается схема:

Сверим наши знания с авторским сообщением с.49 упр. 68.

Будем по очереди  читать информацию, а все хором договаривать недостающие слова (где стоят три точки) и озвучивать условные знаки.

- Подведём итог. Назовём знатока звуков речи.

II. Целеполагание.

- Как вы думаете, достаточно ли вы знаете о звуках речи? Хотите узнавать новое?

Предлагаю вам сегодня стать юными исследователями-лингвистами.

Лингвисты-это учёные, которые изучают язык.

Вторая тема сегодняшнего урока: «Новый способ обозначения звуков».

-Какую цель ставим на уроке? (Узнать новый способ обозначения звуков)

- Чтобы исследования прошли успешно, какими нужно быть?

-Активными, внимательными, помогать друг другу, соблюдать правило поднятой руки.

-Результаты наблюдений будем вносить в «Лист исследования». Объектом наших исследований будут слова и звуки, из которых они состоят.

Ознакомьтесь с критериями самооценки.

Критерии:

+ всё правильно, понятно; V есть неточности;      ! много ошибок, трудно.

1) Прочитаем название  1-го этапа. Исследование слов.

Положите перед собой карточки с характеристиками звуков.

Послушайте слово, выделите первый звук и покажите карточку с его характеристикой.

                  Воробей,   лягушка,   ослик,   медведь,  собака.

Эти слова у вас записаны в листе исследования. Вам нужно выписать1 слова в первый столбик, в которых первый звук мягкий согласный. Назовите эти слова.

Приготовимся списывать по памятке 1.

Во второй столбик запишите1 слова с первым твёрдым согласным звуком.

Какое слово осталось? Почему?

Назовите первые буквы всех слов.

Проверьте свою работу.  Слайд или (Документ камера).

-Оцените свою работу по вышеназванным критериям. Обведите нужный вам знак. Поднимите карточку с этим знаком.

Физминутка

Стоит в лесу избушка…

2) Прочитаем название  2-го этапа. Моделирование слов.

С. 51 Упражнение 69. Составьте по картинкам звуковые схемы слов.

Работаем в парах. Ребята первого ряда составляют звуковую схему слов лук,

2-го – мак, 3-го – рак.

Пара, выполнившая работу первой на каждом ряду, выносит для проверки схему на наборное полотно.  

- Что вы заметили, ребята?

- Слова разные, а схемы одинаковые.

Составим ещё звуковые схемы слов. Будут ли они одинаковыми?

стол  стул                            гусь лось

- Какие получились модели слов?

-Одинаковые.

Оцените в листе исследования  свою работу на 2-ом этапе.

3) –Назовите 3-ий этап. Открытие нового способа.

-Ещё раз посмотрите на схемы слов лук, мак, рак.             Стол, стул      гусь,  лось

-С какой проблемой мы встретились?

-Слова разные,  а схемы – одинаковые.

-Неужели нельзя звуки, которые мы слышим, точно показать?

Нужен другой способ обозначения звуков.

-Хотите узнать, что придумали учёные.

Можно использовать буквы, но ставить их в особые скобки.

Произнесите слова: [л у к],     [м а к],      [р а к]

Только теперь значки букв пишутся отдельно, нет соединения.

Конечно, такая запись не настоящее письмо, а придуманный способ точного указания звуков, но раз мы делаем это ручкой, то и используем слово «писать».

4) – Назовите 4-ый этап. Моделирование слов новым способом.

Попробуйте новым способом показать звуки слов  стол  стул на первой строчке, а гусь лось на второй строчке.

Как будете обозначать звуки?

(Значками букв, но ставить их в особые скобки).

В каких словах не удалось обозначить все звуки ?

гусь лось

Почему ? (Не знаем, как показать мягкий согласный звук)

Значит, нужен ещё один значок, который показывает, что согласный звук мягкий.

(Букву ь знак использовать в схеме нельзя, потому что звука он не обозначает, а в квадратных скобках договорились  обозначать звуки)

Учёные ещё придумали значок, похожий на запятую.

Произнесите обозначенные звуки: [п,] [р,] [т,]

Закончите звуковые записи слов гусь лось. Сверьте с образцом.

Конечно, такая запись не настоящее письмо, а придуманный способ точного указания звуков, но раз мы делаем это ручкой, то и используем слово «писать».

Посмотрите, что написано на карточках. Если написан звук, то хлопните в ладоши и произнесите его, если буква - молчок: [и]   и    п        [п]  р   [р]    [м] м [м,]   [н,]

-Оцените свою работу на 4-ом этапе.

5) –Назовите 5-ый этап. Звуковой диктант.

Я произнесу звуки, а вы обозначаете его новым способом:

[п] [о] [р,] [к] [к,]          Проверьте по экрану.

-Оцените свою работу на 5-ом этапе.

Рефлексия.

6) Какую цель исследования ставили?

Вы узнали новый способ обозначения звуков?

Как новым способом показывать мягкий согласный звук?

-Кто считает, что он всё понял, у него всё получилось – покажите знак +.

-Кто ещё сомневается в своих знаниях – покажите V.

- Кому было ещё трудно, много ошибок - !

Дома расскажите родителям, как можно новым способом показывать звуки слов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 17. Звуки речи

Слайд 3

«Аукцион знаний» Что мы знаем о звуках речи?

Слайд 4

Звуки русского языка Новый способ обозначения звуков

Слайд 5

Звуки русского языка. Новый способ обозначения звуков.

Слайд 6

Критерии оценивания: + всё правильно, понятно V есть неточности ! много ошибок, трудно

Слайд 7

Исследование слов

Слайд 9

Физминутка Физминутка

Слайд 10

2 . Моделирование слов

Слайд 12

3. Открытие нового способа

Слайд 13

4. Моделирование слов новым способом

Слайд 14

4. Моделирование слов новым способом

Слайд 15

5. Звуковой диктант

Слайд 16

5. Звуковой диктант [ п ] [ о ] [ р ' ] [ к ] [ к ' ]

Слайд 17

Выводы Какую цель исследования ставили? Как новым способом обозначаются звуки? Как новым способом показывается мягкость согласного звука? Заполните последний этап. Какие открытия сделали? [ р , ] [ п ] [ о ]



Предварительный просмотр:

 Лист исследования.

Тема урока: Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков.

Критерии оценивания:  

+    всё правильно, понятно;   V  есть неточности;    !  много ошибок, трудно.

Название этапа                 Задания

Самооцен-ка

1. Исследование слов.

+  V   !

2. Моделирование слов.

+   V   !

3. Открытие нового способа обозначения звуков.

4. Моделирование слов новым способом.

+  V    !

5. Звуковой диктант.

+  V    !

6. Вывод.

+  V    !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Уроки № 82 (чтение) и № 102 (письмо). Л.Н. Толстой. Рассказы для детей (с. 94). Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й’] на письме.

По методическому пособию В. Г. Горецкого, Н. М. Белянковой к УМК «Школа России», 1 класс. Подготовила Людкевич Е. И. учитель нач. классов «Кисловской СОШ»....

Урок русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов

Урок по разделу «Звуки русского языка» применением ИКТ разработан по программе УМК "Гармония". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностны...

Презентация к уроку русского языка. 1 класс. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов

На протяжении всего урока  в ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы , ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют информацию, уч...

Конспект урока "Звуки речи. Согласные и гласные звуки"

ТемаЗвуки речи. Согласные и гласные звуки.Педагогическая цельСоздать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать ...

Конспект урока по русскому языку в 1 классе "О работе букв Е,Ё,Ю,Я , как способ обозначения звука "й"

Урок проведен с целью: создать условия для развития  умения обозначать два звука буквами Ю,Я,Е,Ё в определённых позициях; формирования умения обозначать звук [й] двумя способами; развития фо...

Русский язык "Способы обозначения звука [Й] на письме"

Данный конспект представляет собой второй из двух часов по теме согласный звук [Й] по программе "Школа России"...