Конспект урока "Звуки речи. Согласные и гласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Абалмасова  Алина Александровна

Тема

Звуки речи. Согласные и гласные звуки.

Педагогическая цель

Создать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать развитию умения делить слова на слоги, правильно ставить ударение

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Знают основные различия гласных и согласных звуков; умеют различать в устной речи гласные и согласные звуки; осуществляют звуковой анализ слова; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений

Личностные результаты

Оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявляют интерес к трудовой деятельности, природе родного края

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) трудовой деятельности; контролируют свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи.

Познавательные: общеучебные – познают окружающий мир по сюжетным картинкам и собственным наблюдениям; логические – выделяют частное в гласных и согласных звуках.

Коммуникативные: описывают сюжетную картинку, используя выразительные средства языка

Основное содержание темы, понятия и термины

Гласные и согласные звуки, звуковой состав слова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zvuk.docx215.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: Звуки речи. Согласные и гласные звуки.

  1. Необходимо дать :
  1. Понятие звука – все что мы слышим это звуки, звуки окружающей природы.
  2. Звуки речи.
  3. Звуковой состав слова.
  4. Схема звука, Схема слова состоящая из звуков.
  5. Понятия гласного звука. Схема.
  6. Понятие согласного звука. Схема.
  1. Языковой материал.
  1. Звуки окружающего мира.
  2. Звуки речи.
  3. Слово.
  4. Слово.
  5. Гласные звуки.
  6. Согласные звуки
  1. Повторение.

Ход урока

  1. Организационный момент.

«Ребята, встаньте все у своих парт. Здравствуйте. Присаживайтесь.»

«Настраиваемся на рабочий лад и сейчас проверим все ли у вас есть на партах: книга, ручка, тетрадь. Все готовы работать, начнем наш урок»

  1. Проверка д/з.
  2. Повторение.

Вывесить картину

http://crosti.ru/patterns/00/13/16/161b6edd34/picture.jpg

«Немного побеседуем по картине. Опишите картину»

«Чем вы сейчас пользовались?»

«Составьте предложения»

«Составьте схему предложений деленного на слова»

«Из чего состоят слова ?»

  1. Актуализация знаний.

«Поиграем в игру «Тишина» мы сейчас все замолчим и послушаем тишину»

«Вот можно ли послушать тишину, когда у нас так тихо?»

 « А за окном тихо?» (Здесь исходить из того, что ответят дети)

«А как вы понимаете что за окном едят машины(птицы поют)?» (потому что слышим)

  1. Изучение нового материала.
  1. Звуки окружающего мира.

« Правильно, мы слышим . Все что мы с вами слышим называется звуками»

«Какие звуки вы  слышите  ?»

«А какие звуки мы сейчас не слышим, но знаем что он издает этот звук?»

Вывесить картинку собаки, дождя, коровы , ветра.

«Так почему мы все это слышали?» (потому что их издавали)

«Значит предметы могут издавать звуки. Все что мы слышим это звуки окружающей мира.»

«Что мы с вами только, что узнали ?» (мы слышим звуки и звуки окр. мира)

  1. Звуки речи.

«А что мы сейчас здесь слышим в классе?»

«А почему мы слышим себя ?» (Потому что мы тоже при  разговоре произносим звуки)

«А для чего люди произносят звуки?»

«Люди произнося звуки для того чтобы пользоваться речью. Значит наша речь состоит из звуков»

«Так что мы только что узнали?»

« Звуки которые произносит человек в процессе речи, так и называются – звуки речи.»

«Звуки которые мы слышим – это звуки окр. мира. А звуки которые мы произносим – это звуки речи»

  1. Звуки составляют слова.

«Из чего состоит наша речь?» (предложения- слова –слоги)

«Из чего состоят слова?» (из звуков)

«Когда мы с вами произносим слова, мы произносим звуки»

Повесить картинку – аист.

«Кого вы видите на картинке?»

«Нарисуйте схему слова»

«Разделим слово на слоги, «Прохлопаем»»

«Сколько слогов в слове?»

«Нарисуйте схему слова деленного на слоги»

 

«Послушайте внимательно как я произнесу слово»

А И С Т

«Какой первый звук вы услышали в слове ?»    А

«Какой второй звук вы услышали в слове ?»     И

«Какой третий звук вы услышали в слове ?»    С

«Какой четвертый  звук вы услышали в слове ?»  Т

«Что мы можем сказать о слове аист?» (4зв)

«Значит слово аист состоит из 4 звуков»

  1. Схема слова состоящего из звуков.

«Что вы узнали о слове аист ?»

«На этой схеме мы видим что наше слово состоит из 4 звуков?»

«Для того чтобы показать что в слову 4 звука, каждый звук мы поместим в свой домик»

«Сколько там нужно построить домиков, для звуков?»

        

   « В первом домике живет звук А»

«Во втором домике живет звук И»

«В третьем домике живет звук С»

«В четвертом домике живет звук Т»

«А когда мы произносим слово, мы произносим каждый звук отдельно?»

«Значит в схеме каждый звук должен стоять друг за другом»

«Так как мы можем начертить схему слова аист» ( с помощью квадратиков)

«Что нам показывает новая схема?»

Конец первого урока.

  1. Понятие гласного звука.

А)Гласные можно пропеть.

 «Назовите первый звук?»

«Представьте себе что вы певец/певица и вам нужно пропеть песню без слов, с помощью первого звука»

Поем ааааааа…

«Что мы только что сделали?»

«Так звук А поется?»

«Значит звук А можно пропеть»

Б) Произношении во рту не возникает преград.

«Посмотрите внимательно что нудно сделать чтобы правильно произнести звук А»

  1. Открыть ротик
  2. Опустить язык вниз
  3. Произнести звук.

«Вам что-нибудь мешало при произношении этого звука?»

«Т.е. звук проходит свободно, следовательно при произношении звука А во рту не было преград.»

В) В образовании звука участвует голос.

«У нас в горлышке есть специальный орган, с помощью которого мы говорим. Приложим к горлышку ладошку. Произнесем слово мама. Что-то чувствуете?»

«Вот это как раз и дрожит этот орган. Он в виде двух пластинок и когда мы говорим, пластинки дрожат и получается звук. Этот орган называется – голосовые связки»

«А теперь приложим ладонь и произнесем звук А. Работают речевые связки ?»

«Мы произнесли звук А, речевые связки дрожали и поэтому получился голос»

«Значит в образовании звука А участвуют голосовые связки и голос»

«Так что мы узнали про звук А?»

«Раньше слово «голос» обозначало слово «глас» , следовательно звуки которые образуются с помощью голоса называются – гласные»

«Что мы знаем об этой схеме»

«А видно на схеме, что звук А гласный?»

« Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом» (закрасить квадрат)

«Выделите второй звук»   И

А)Гласный звук можно пропеть

«Опять представляем что мы певец/певица и поем звук И»

Поем иииии….

«Звук И поется?»

«Значит звук И можно пропеть»

Б) «Посмотрите внимательно что нудно сделать чтобы правильно произнести звук И»

1) Немного вытянем ротик

2) Язычок упирается в нижние зубки  

3) Произносим звук

«Во время произношения во рту вам что-то препятствовало ?»

«Значит во время произношения звука И  во рту преград не образуется»

В) «Приложим ладошку к горлышку и произнесем звук И»

«Голосовые связки работают ?»

«Значит этот звук образован с помощью голоса»

«Следовательно какой этот звук? Почему?»

«Как мы отметим на схеме что это гласный звук?»

  1. Понятие согласного звука. Схема.

«Выделите 3 слог» С

А)«Пропоем этот слог»  С!

«Можно ли пропеть этот звук?»

«Значит этот звук пропеть нельзя»

Б) «Посмотрите как правильно произносить звук С»

1) губки вытягиваем

2) Язык упирается в зубки

3) Произносим звук

« Во время произношения, звук проходит свободно?» ( нет есть препятствия)

«При произношения звука во рту образуется препятствие»

В) «Приложим к горлышку ладошку, произнесем звук С. Голосовые связки работают ?»

« Приложите вторую ладошку к губкам и произнесите звук. Что вы чувствуете?» (Воздух)

« Значит звук С образован с помощью шума»

«Что мы узнали про звук С»

«Такие звуки которые находятся рядом с гласными , называются – согласными. Образован при

помощь со+гласный»

«Следовательно звук С согласный»

«Видим мы на схеме что 3 звук у нас согласный?»

« На схеме согласные звуки мы будем отмечать  цветом»

«Какой 4 звук?» Т

А) Пропоем звук

«Можно ли пропеть звук?»

«Значит звук Т попеть нельзя»

Б) «Посмотрите внимательно что нудно сделать чтобы правильно произнести звук Т»

1) Вытягиваем губки, при этом зубки у нас не сомкнутые, есть щель

2) Язык упивается в зубки

3) произносим звук

«Во рту при произношении были преграды?

В) ) «Приложим к горлышку ладошку, произнесем звук Т. Голосовые связки работают ?»

« Приложите вторую ладошку к губкам и произнесите звук. Что вы чувствуете?» (Воздух)

« Значит звук Т образован с помощью шума»

«Что мы узнали про звук Т»

«Значит звук Т какой ?»

  1. Закрепление.

«Теперь разберем слово РОСА»

«Разобьем слово на слоги , прохлопаем»

«Поставьте ударения в слове»

«Сколько звуков с слове, нарисуйте схему?»

«Какой первый звук в слове»    Р

А) Пропоем звук

«Можно ли пропеть звук?»

«Значит звук Р попеть нельзя»

Б) «Посмотрите внимательно что нудно сделать чтобы правильно произнести звук Т»

1) Открываем губки

2) Язычок у нас находится в невесомом состоянии, т.е. ничего не касается.

3) Произносим звук

«Во рту при произношении были преграды?»  (язык упирается в небу)

В) ) «Приложим к горлышку ладошку, произнесем звук Р. Голосовые связки работают ?»

« Приложите вторую ладошку к губкам и произнесите звук. Что вы чувствуете?» (Воздух)

« Значит звук Р образован с помощью шума»

«Что мы узнали про звук Р»

«Значит звук Р какой ?»

«Выделите второй звук»   О

А)Гласный звук можно пропеть

«Представляем что мы певец/певица и поем звук О»

Поем ооооо….

«Звук О поется?»

«Значит звук О можно пропеть»

Б) «Посмотрите внимательно что нудно сделать чтобы правильно произнести звук О»

1) Вытягиваем готик – «дудочкой»

2) Язычок находится в невесомости.

3) Произносим звук

«Во время произношения во рту вам что-то препятствовало ?»

«Значит во время произношения звука О  во рту преград не образуется»

В) «Приложим ладошку к горлышку и произнесем звук О»

«Голосовые связки работают ?»

«Значит этот звук образован с помощью голоса»

«Следовательно какой этот звук? Почему?»

«Как мы отметим на схеме что это гласный звук?»

«Выделите 3 звук» С

А)«Пропоем этот слог»  С!

«Можно ли пропеть этот звук?»

«Значит этот звук пропеть нельзя»

Б) «Посмотрите как правильно произносить звук С»

1) губки вытягиваем

2) Язык упирается в зубки

3) Произносим звук

« Во время произношения, звук проходит свободно?» ( нет есть препятствия)

«При произношения звука во рту образуется препятствие»

В) «Приложим к горлышку ладошку, произнесем звук С. Голосовые связки работают ?»

« Приложите вторую ладошку к губкам и произнесите звук. Что вы чувствуете?» (Воздух)

« Значит звук С образован с помощью шума»

«Что мы узнали про звук С»

«Выделите 4 звук»   А

А)Гласный звук можно пропеть

«Поем звук А»

Поем аааа….

«Звук А поется?»

«Значит звук А  можно пропеть»

Б) «Посмотрите внимательно что нудно сделать чтобы правильно произнести звук А»

1) Открываем ротик

2) Язычок упирается в нижние зубки.

3) Произносим звук

«Во время произношения во рту вам что-то препятствовало ?»

«Значит во время произношения звука А  во рту преград не образуется»

В) «Приложим ладошку к горлышку и произнесем звук А»

«Голосовые связки работают ?»

«Значит этот звук образован с помощью голоса»

«Следовательно какой этот звук? Почему?»

«Как мы отметим на схеме что это гласный звук?»

  1. Рефлексия

«С чем мы сегодня познакомились?»

«Что вы нового узнали?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Слабые и сильные позиции гласных звуков"

Целью данного урока является развитие у учащихся умений письма с пропуском орфограмм слабых позиций гласных. Использованы различные методы и приемы обучения, а также формы работы....

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Конспект урока: "Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков."

Урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония". Открытие нового знания. Тема урока: Звуки речи. Знакомство с новым способом обозначения звуков...

Конспект урока по русскому языку « Безударные гласные звуки, их обозначение на письме»

Тема урока: « Безударные гласные звуки, их обозначение на письме»Тип урока:  открытие нового знания (ОНЗ)Основные цели:Предметные-1)формировать умение находить в словах буквы безударн...

Конспект урока русского языка по теме "Гласные звуки" (2 класс)

Конспект урока русского языка для 2 класса по программе "Школа России"....

Конспекты уроков по русскому языку "Безударный гласный звук в корне слова" (2 класс)

Конспекты уроков по русскому языку "Безударный гласный звук в корне слова" (2 класс)...