Конспект урока русского языка по теме "Гласные звуки" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Смоленская Анастасия Константиновна

Конспект урока русского языка для 2 класса по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_glasnye_zvuki.docx744.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель

Смоленская Анастасия Константиновна

Класс

2 «А»

Тема

Гласные звуки. Признаки гласного звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная.

Педагогическая цель

Создать условия для определения особенностей гласных звуков и их различий с буквами.

Задачи

Образовательные:

  • Формулировать тему и цель урока;
  • Научиться определять особенности гласных звуков;
  • Соотносить количество звуков и букв в словах;
  • Определять функции букв е, ё, ю, я в зависимости от позиции в слове.
  • Формулировать высказывания, мнения, используя термины в рамках учебного диалога.

Развивающие:

  • Содействовать развитию познавательной активности, внимания, логического мышления и творческих способностей учащихся;
  • Развивать умения комментировать учебные действия при выполнении заданий;
  • Выполнять взаимопроверку, самопроверку учебных заданий;
  • Формировать умение работать самостоятельно и оценивать себя.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность;
  • Доброжелательность к своим одноклассникам.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Наблюдать за особенности гласных звуков;
  • Правильно определять звуки в словах;
  • Учиться различать звуки в словах;
  • Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными;

Метапредметные:

Познавательные: учиться понимать и формулировать учебную задачу и решать ее при помощи учителя; анализировать, обобщать, выделять главное.

Регулятивные: учиться осуществлять самоконтроль и самооценку собственной деятельности, находить и исправлять ошибки. 

Коммуникативные: развивать умение работать с разными источниками информации (с таблицей);

Личностные:  проявлять интерес к процессу работы с понятиями на уроке; учиться уважительному отношению к чужому мнению; принятие образа хорошего ученика.

Используемые технологии

- Развитие критического мышления;

- Здоровьесберегающие технологии;

- Технология использования в обучении игровых методов;

- Обучение в сотрудничестве.

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Компьютер.

Материал к уроку

-Физкультминутки на мультимедийной доске.

Ход урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Организационный момент.

-Здравствуйте ребята. Проверили свою готовность на уроке.

-На парте стоит контейнер со всеми нужными принадлежностями.

-Так же тетрадь и учебник.

Проверяют принадлежности на рабочем месте.

II

Мотивация учебной деятельности

-Сегодня у нас урок для самых активных ребят. Чтобы удачно справиться со всеми заданиями, надо обладать положительными качествами.

- Чему мы учимся на уроке русского языка?

- Правильно. Не забываем наше правило посадки. Спинки держим ровно и ручки лежат красиво.  

- Изучаем буквы, звуки и их характеристики. Составляем предложения из слов. Списываем слова и тексты. Пишем по диктовку. Изучаем разные правила и словарные слова.

III

Актуализация знаний

Пальчиковая гимнастика

Минутка чистописания

Повторение пройденного материала

- Ребята, урок начинать нельзя без зарядки для чего?

- Тогда делаем гимнастику для наших пальчиков.

- Выполняем зарядку каждый самостоятельно.

-Молодцы, хорошо справились. Открывает тетрадь, и записываем число и классная работа.

- На минутке чистописания мы будем писать букву г, а так же слоги и слова с этой буквой:

Г го гол голо голос

- Какие из этих слов имеют смысл?

- Что такое голос?

- Молодцы. Тогда разберёмся а зачем он нам сегодня на уроке нужен и чем он нам может помочь.

- Без зарядки для пальчиков.

Выполняют зарядку.

Открывают тетрадь, записываю число и классная работа.

Пишут букву г, слоги и слова.

- Гол и голос.

- Го́лос — способность человека издавать звуки при разговоре.

IV

Постановка проблемы

- Посмотрим на картинку. (Приложение 1).

- Что делает мальчик?

- Верно, послушаем что он поёт.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

- Выберите из карточек на доске, о чём поёт мальчик. (Приложение 2).

- Правильно, о гласных.

- Какие признаки гласных звуков называют в песенке?

- Какой признак гласных звуков могли бы вы добавить?

- Я предлагаю вам побыть немного артистами. А что делаю артисты перед концертом?

- Правильно, распеваются.

- А какие звуки поют мы с вами точно знаем, это … ?

- Давайте узнаем.
(Происходит импровизированная распевка).

- Какой мы с вами ещё раз, делается вывод:

- Да, верно.

Смотрят на картинку.

- Поёт.

Слушают.

Выбирают. 

- Могут тянуться, кричать, петь.

- При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград.

- Распеваются.

- Гласные.

- Гласные поются, а согласные-нет.

V

Формулировка темы, целей урока.

Для Калупиной

 -Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке, какая тема сегодняшнего урока?

- Посмотрите на доску, и найдите все буквы, о которых мы сегодня будем говорить.

Ш, С, Я, Д, Т, Ё, Ю, М, К, Е, З.

- Откроем учебник на с. 89.

- Прочитаем тему нашего урока.

- Ставим перед собой цель и определённые задачи.

-Тема урока:  Гласные звуки, и буквы которые они обозначают.

- Цель нашего урока изучить гласные звуки.

- Задачи: узнать как определить гласные звуки, какими буквами они на письме обозначают гласный звук.

VI

Изучение нового

Физминутка для глаз.

Работа с учебником

Физкультминутка

Работа с мнемотаблицам

Работа с загадками

Определение роли букв Я, Ю, Е, Ё в словах.

Перед тем как начать  работать в учебнике мы с вами выполним физминутку для глаз.

- Какой источник информации поможет нам  разобраться в нашей теме урока?

-Откройте учебник с.89, и прочитаем про себя «Сведения о языке» или «Сову».

-Какой мы можем сделать вывод?

- Выполним с вами упр. 136, с.90.

- И в каком из кружков изображены звуки? А буквы?

- Сколько гласных звуков в русском языке?

- А букв, обозначающих гласные звуки?

- Какой мы можем сделать вывод?

- Да, о каких буквах мы сегодня с вами собирались говорить.

- И чем они отличаются от других букв?

- Чтобы продолжить, мы с вами сделаем зарядку и отдохнём.

- Послушайте пожалуйста сказку и ответьте на загадки по теме. Возьмите мнемотаблицу. Приложение 3.

Жил-был звук И, пел, кричал, как все гласные. Но однажды к нему на плечо села галочка. Испугался звук И, стал коротким, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взял и ушел к согласным звукам. Но желание петь у него осталось. И стал звук предлагать согласным спеть с ним. (Й подходит к согласным, пытается пропеть. Не получается). Тогда обратился он к гласным. (Й подходит к гласным, пытается пропеть - получается). И о чудо! Нашлись друзья! А,О,У,Э. И в знак дружбы решили они обозначится отдельными буквами Я, Ю, Е, Ё.

На доска вывешиваются буквы, а под ними звуки йа, йу, йэ, йо. (Приложение 4).

Буквы заняли достойное место в алфавитном ряду и стали писаться в словах. Но однажды…

- А что случилось однажды, мы узнаем, когда разгадаем загадки и внимательно прислушаемся к звучанию слов.

1) Что больше всего на свете любит медведь?

2) В названии какой рыбы встречается буква-колючка Ё?

3) Зимой и летом одним цветом.

- В чем хитрость буквы Ё?

- На какие две группы вы бы поделили слова?

- Иногда звук [й] исчезает из обозначенной буквы.

- Продолжим нашу сказку.

Забеспокоились друзья и отправились к врачу. Они были напуганы тем, что с ними происходило.

- Что с вами? - спросил врач.

- Мы недомогаем. Что-то происходит у нас внутри.

- Нужен рентген, - сказал врач.

Сказано – сделано. Сделали рентген, посмотрел врач на снимок, а там…

- У вас же внутри [Й]! И краткое, по-другому.

- Мы знаем! Но почему звук й иногда исчезает? Это опасно?– забеспокоились буквы.

- Нет конечно. Это случается иногда. Просто [Й] играет с вами в прятки. Он невидимка и любит всех подурачить.

- Какое же лекарство вы нам посоветуете? – спросили буквы.

- Как можно чаще делайте фонетический разбор слов, с которыми вы работаете.    

И прописал доктор заключение: «Для физического спокойствия букв определить, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, когда 1». А для этого надо провести фонетический анализ в спецлаборатории школы №131 в кабинете 2 класса. Там как раз собрались эксперты. Они проведут анализ и дадут свое заключение.

Выполняют физминутку для глаз.

- Учебник.

Открывают учебник, читают.

- Гласные звуки состоят из голоса, при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград, гласный звук образует слог.

- В первом, во втором.

- Всего 6.

- 10 букв.

- Что букв больше чем звуков.

- Я, Ё, Ю, Е.

- Они особенные.

Выполняют зарядку.

Слушают сказку.

1. мёд.

2. ёрш.

3. елка.

- Слышится или один звуки или два.

- Где звучит [й] и где не звучит.

VII

Практическая деятельность

Вклеивание алгоритма

Работа по боратовому журналу

Звуко-буквенный анализ слов. Работа по алгоритму и в бортовом журнале. (приложение 5)

- У вас на столах, уважаемые эксперты есть бортовой журнал, в котором есть.

А так же вы сейчас вклеите себе в тетрадь алгоритм, т.е. последовательность действий для выполнения этой работы. Итак, ознакомимся. (приложение 6)

1. Прочитай слово.

2. Посчитай количество букв и запиши.

3. Произнеси слово по звуках.

4. Посчитай количество звуков и запиши.

5. Выясни место расположения букв Е, Ё, Ю, Я.

6. Сделай вывод.

Вывод: Буквы е, ё, я, ю обозначают 2 звука после Ь, Ъ знаков, в начале слова, после буквы, обозначающей гласный. А после буквы, обозначающей согласный, один звук и мягкость согласного.

 - Повторим с вами по бортовому журналу тему урока.

- Какие ключевые понятия мы с вами сегодня вспомнили?

- Нарисуем с вами рисунок по нашей теме.

- Теперь мы с вами, перейдём к колонке примеров.

- Воспользуемся нашим алгоритмом. И запишем слова из упр. 136, с.90.

- Используя алгоритм, определите, сколько звуков обозначают выделенные буквы. Запишите слова в бортовой журнал, определить количество букв и звуков в каждом слове.

Читают.

- Тема урока: Гласные звуки, и буквы которые они обозначают.

- Гласный звук и буква.

- Рисуют рисунок.

Работают по алгоритму.

VIII

Закрепление

 Упр. 137(с. 90).

- Посмотрите на рисунок и скажите: о каких буквах мы будем говорить в этом упражнении?

- Назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв.

-Запишите эти слова, в бортовой журнал. Поделите их на слоги.

- Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах?

- Определите место букв в слове. Сколько звуков они обозначают?

- Е, Ю, Ё, Я.

- Енот, ёж, юбка, яблоко.

- Слоги ЙЭ, ЙО, ЙУ, ИА.

IX

Итог  урока

- Сегодня мы с вами ставили перед собой цель изучить гласные звуки и задачи: узнать как определить гласные звуки, какими буквами они на письме обозначают гласный звук.

- Достигли мы своей цели и задач?

- Бортовой журнал вы забираете домой, чтобы использовать его в своей работе с домашним заданием.

 

- Да.

X

Домашнее задание

- Дома вы выполните задание на странице 91 упр. 138 письменно. Самостоятельно прочитать, и выписать любую пословицу с учебника в тетради и подчеркнуть буквы Я, Ё, Ю, Е.

Слушают объяснение задания.

XI

Рефлексия

Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на нашем уроке в бортовом журнале, переверните его, и ответьте да или нет.

Если утверждение, по вашему мнению, верное – отвечайте «да».

Если утверждение, по вашему мнению, неверное – отвечайте «нет».

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3539/20190606160732/OEBPS/objects/c_russ_2_43_1/8a8cfdf2-2204-4212-9665-d398cb160974.png

- Посчитайте свои баллы. И посмотрите, на какую оценку вы можете оценить свою работу.

- На этом наш урок закончен. Спасибо за работу.

Оценивают собственную деятельность на уроке с помощью бортового журнала, и да или нет.

Приложение 1

https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2020/01/1-640x733.jpeg

Приложение 2

Гласные

Дети

Ворчуны

Свистуны

Буквы

Приложение 3

Мнемотаблица

https://konspekta.net/mydocxru/baza12/1416671051.files/image348.png

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1546191/pub_5cb37013cc595b00b3b86a63_5cb37086f21f6200b3cefb26/scale_1200

https://img2.freepng.ru/20180821/los/kisspng-bracket-parenthesis-clip-art-image-accolade-first-opinions-about-this-new-update-page-2-g-5b7ccfdb0c3091.8750930015349063310499.jpg

https://konspekta.net/mydocxru/baza12/1416671051.files/image348.png

К

Согласным

https://image.flaticon.com/icons/png/512/116/116984.png

К

Гласным

https://image.flaticon.com/icons/png/512/116/116984.png

А

О

У

Э

Я

 Ю

 Е

 Ё

[йа]

[йу]

[йэ]

[йо]

1. мёдhttps://d2gg9evh47fn9z.cloudfront.net/800px_COLOURBOX6730779.jpghttps://media04.lokalkompass.de/article/2015/01/02/7/6497457_XXL.jpg

2. ёршhttps://honey74.pokupo.shop/user-files/sites/988/2020/06/804c4d93947c382c20abca8133344fd8.jpeg

3. елка

https://moi-raskraski.ru/images/raskraski/dlja-malenkih/vrach/raskraska-vrach11.jpg

https://konspekta.net/mydocxru/baza12/1416671051.files/image348.png

рентген

[й]

https://mir-s3-cdn-cf.behance.net/projects/max_808/a7e61565302251.Y3JvcCw5NDUsNzM5LDAsMjM.png

https://img2.freepng.ru/20180410/rtw/kisspng-pharmaceutical-drug-medicine-clip-art-pills-5acd32657c5443.7009179515233972215093.jpg

https://cache3.youla.io/files/images/780_780/5d/07/5d077f77de88543cb93b4714.jpg

«Для физического спокойствия букв определить, когда буквы

Е, Ё, Ю, Я обозначают

2 звука, когда 1».

https://i.ytimg.com/vi/S-8ZN0M82b0/maxresdefault.jpg

211 каб.

2 класс

Приложение 4

Я

Ю

Е

Ё

[йа]

[йу]

[йэ]

[йо]

Приложение 5

Бортовой журнал по теме «Гласные звуки, и буквы которые они обозначают»

Ф.И. ___________________________________________ Класс _______________ Дата __________

Ключевые понятия

Рисунок

Примеры

Упр. 137(с. 90)

1.____________________

2.____________________

Итоговая работа ДА или НЕТ

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3539/20190606160732/OEBPS/objects/c_russ_2_43_1/8a8cfdf2-2204-4212-9665-d398cb160974.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3539/20190606160732/OEBPS/objects/c_russ_2_43_1/8a8cfdf2-2204-4212-9665-d398cb160974.png

Баллы:

8  –  «5»

7 – 6  – «4»

5 – 4  –  «3»

Менне 3 – ничего

Оценка:

Приложение 6

Звуко-буквенный анализ слов.

Работа по алгоритму.

1. Прочитай слово.

2. Посчитай количество букв и запиши.

3. Произнеси слово по звуках.

4. Посчитай количество звуков и запиши.

5. Выясни место расположения букв Е, Ё, Ю, Я.

6. Сделай вывод.

Вывод: Буквы е, ё, я, ю обозначают 2 звука после Ь, Ъ знаков, в начале слова, после буквы, обозначающей гласный. А после буквы, обозначающей согласный, один звук и мягкость согласного.

 Примеры: яма, вьюга, маяк, ёж, юбка и т.д.

Звуко-буквенный анализ слов.

Работа по алгоритму.

1. Прочитай слово.

2. Посчитай количество букв и запиши.

3. Произнеси слово по звуках.

4. Посчитай количество звуков и запиши.

5. Выясни место расположения букв Е, Ё, Ю, Я.

6. Сделай вывод.

Вывод: Буквы е, ё, я, ю обозначают 2 звука после Ь, Ъ знаков, в начале слова, после буквы, обозначающей гласный. А после буквы, обозначающей согласный, один звук и мягкость согласного.

Примеры: яма, вьюга, маяк, ёж, юбка и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...

Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI век»...

Конспект урока русского языка "Непроизносимый согласный звук"

Урок русского языка знакомит учащихся с проблемой непроизносимого согласного звука и учит решать данную проблему. Урок начинается с разминки, которая показывает и развивает сообразительность, быстроту...

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс. "Твёрдый согласный звук [ ш ], буквы Ш, ш".

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс сопровождается мультимедийной презентацией....

Конспект урока русского языка на тему "Звук и буква "Э""

Конспект урока по обучению грамоте: Звук и буква "Э" (ПНШ)....