Главные вкладки

    Конспект урока русского языка на тему "Звук и буква "Э""
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Чупина Наталья Александровна

    Конспект урока по обучению грамоте: Звук и буква "Э" (ПНШ).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата: 29 сентября, пятница

    Школа: МБОУ НОШ №95

    Класс: 1 «3»

    Урок: 3

    Время: 10:00 – 10:45

    Кабинет: 212

                          Учитель литературного чтения: Жилина Н.В.

      Методист ЧПК№1: Солопова Т.В.

                              Студент: Чупина Наталья, 34 гр.

     КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

    Тема: «Звук [э], Буквы Э,э.»

    Цель:  познакомить учащихся со звуком [э] и буквой  Э, которая его обозначает.

    Планируемые результаты:   

    Личностные:

    - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения;

    - оценивать своё поведение и поведение учащихся в соответствии с задачами учебной коммуникации;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.                                                                                                                                                                                

    Предметные:

    - анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков обозначаемых новой буквой.

    Тип урока: открытие новых знаний (комбинированный).

    Оборудование: компьютер, презентация, учебник «АЗБУКА»  

    Этап урока.

    Методы и приемы.

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Орг.момент.

    2мин.

    Здравствуйте, ребята! Встаньте ровненько, спинки выпрямите. А я напоминаю, меня зовут Наталья Александровна,  сегодняшний урок обучения грамоте проведу у вас я. Тихонечко, садитесь!

    Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

    К: настраиваться на урок.

    2.Мотивационный.

    Словесн: беседа.

    2 мин.

    -Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадки,  а вы внимательно слушайте и отвечайте по поднятой руке.

    Мимо рощи, мимо яра

    Мчит без дыма,

    Мчит без пара

    Паровоза сестричка

    Кто такая?    (Электричка).

    На стене в кинотеатре есть большое полотно

    Ходят взрослые и дети посмотреть сюда кино.   (экран)

    Подал Эдик Эллочке

    Эскимо в тарелочке,

    А Эллине с Аллочкой

    Эскимо на палочках.

    Это эскимо тебе, дарит лично буква …(Э).

    - Что общего во всех словах-отгадках? (буква э)

    Обосновывать свои высказывания.

    П: осмысленно читать текст.

     Р: принимать и сохранять задачу.

    3. Постановка учебной задачи и её решение.

     

    Словесный: ответы на вопросы.

    Словесный: беседа


    Словесный: беседа.

    Практич: игра.

    Практич.: письм. граммат.упр.

    30 мин.

    Кто может найти страницу в Азбуке, с которой нам предстоит сегодня поработать? (Стр.19)                                

    - Кто может мне назвать тему урока? (буква и звук Э) иллюстрация. Правильно, мы сегодня познакомимся с этой буквой и узнаем, какой звук она обозначает.

    Ребята, сегодня необычный урок, к нам явился Незнайка.

    -Скажите,  на что похожа буква Э?

    А вот Незнайка, выучил вот такое стихотворение. Прослушав его, ответьте, на что же похожа буква э?

    «  «С» немного встрепенулась,

    И тотчас перевернулась.

    Язычок нам показала

    И на Э похожа стала.»

    А вот еще одно..

    «Это – Э

    С открытым ртом

    И большущим языком»

    Ребята, давайте хором проговорим этот звук.

    Что  губки  делают,  когда  мы  говорим  этот  звук? (Воздух легко проходит, не встречает преград)

    Давайте  проверим, какой  это  звук  (гласный  или  согласный)?

    Можем  мы  его  пропеть  голосом?  (да,  значит  он  -  гласный)

    Поиграем  с  этим  звуком?

    Давайте  скажем  этот  звук  с  восхищением.  (Э! Э!  Э!)

    А теперь давайте скажем с  грустью. (Э– Э – Э)

    Давайте  будем  звать друзей, имена которых начинаются на букву «Э»,  может  кто–нибудь  отзовётся: Э –э э ля,  Э-э-дик,_

    А  вы  заметили,  что  когда  мы  зовём  кого-то,  мы  как бы  громче  произносим  один  звук.  

    Такой  звук,  выделяемый  голосом  называют  «ударным».

    Какой вывод можем сделать? Какой бывает звук «Э»? (ударным и безударным)

    Уу, Незнайка что-то огорчается, что же случилось то? Оказывается, случилось что-то непредвиденное. буква Э  по его мнению у нас ворчливая. И вот какие сведения, он получил об этой букве..

    «- Э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть не в самый конец алфавита… Эк, меня занесло куда! Эх, мне бы на первое место! Эй, буквы, пропустите-ка меня вперед!..

    Но буквы сказали:

    - Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно полезной быть.»

    -Ребята, откройте азбуку на странице 19.  

    Посмотрите в верхний левый угол. Что вы там видите? (лицо)

    С каким звуком будем сегодня знакомиться?

    Ребята, вы должны назвать картинки с обязательным условием, чтобы в этих словах присутствовала буква «э». Посмотрите на первую картинку (эльф), давайте с вами произнесем что это. А что мы видим под картинкой? (модель), что обозначается кружочком? (звук, который мы изучаем, гласный) (Безударный гласный звук) Подходит ли схема к картинке?  Сколько звуков произнесли? (3зв). Звук «э» какой по счету? Подходит? Давайте потянем звук. (Э-ээ льф). Давайте с вами дадим характеристику, почему называют гласным.

    Расскажите о звуке (э).

    Встречает преграды? Ребята вот мы и познакомились с новым звуком. Переходим дальше.

    Посмотрите на вторую картинку, что вы там видете? (Мальчика) Назовите его. (Эдик), давайте с вами произнесем кто это. А что мы видим под картинкой? (модель) Подходит ли схема к картинке?  Сколько звуков произнесли? (4зв)  Подходит? Давайте потянем звук. (Э-ээ дик). Давайте с вами дадим характеристику, почему называют гласным.

    Расскажите о звуке (э).

    И давайте с вами рассмотрим третью картинку. А как называют человека, который пишет стихи (Поэт), давайте с вами произнесем кто это. Это А.С. Пушкин, выдающийся поэт России. А что мы видим под картинкой? (модель) Подходит ли схема к картинке?  Сколько звуков произнесли? (4зв)  Подходит? Давайте потянем звук. (По э-э-э т). Скажите, почему данный звук «э» называют гласным?

    Определять цели и пути их достижения.

    Усваивать данные правила.

    Произносить звуки.

    Соотносить орфограммы с алгоритмом, доказывать свое мнение.

    Работать по иллюстрации учебника.

    Соотносить слово и модель к нему.

    К: высказывать своё мнение.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

    П: строить речевое высказывание.

    Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока.

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

    Физ.минутка.

    2мин

    А теперь давайте с вами отдохнем. Смотрите на меня и повторяйте все движения.

    Выполнять двигательные упражнения.

    4. Решение частных задач на основе анализа теста.

    Словесный: слово учителя, ответы учеников.

    Практич: отгадывание загадок.

    12 мин.

    А сейчас, я ребята проверю вашу внимательность.

    Хлопните в ладоши, если услышите звук [Э] в словах: ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, если, щётка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо.

    Молодцы, вы справились!

    Кто изображен? (девочка с именем Эля). А теперь отгадайте, почему здесь изобразили девочку?  Какое нужно задание выполнить?

    Отгадайте загадку: «Родственное мое, мне дано, люди пользуются, а мне редко приходится» (имя)

    Подскажите, может здесь какое-нибудь правило спрятано? Скажите, какая буква из двух печатных будет использоваться в этом слове? Посмотрите на модель, данную под картинкой. Какая будет особенность у модели этого слова в предложении? (Слово «Эля», имя собственное, поэтому первая буква в нем – прописная!)

    А теперь составьте предложение со словом Эля. Составьте схему этого предложения у доски.

    Отгадайте след.загадку: Живу без тела, говорю без языка,

    Плачу без горя, смеюсь без радости.

    Никому меня не видно, а всякому слышно. (Эхо)

    Какая картинка нам подходит? (2ая снизу)

    Давайте посмотрим, соответствует ли картинка и модель? Давайте с вами произнесем (Э-эхо). Какая особенность у данного слова?

    На каком месте стоит буква «Э»?

    А теперь посмотрите следующую картинку. Что вы на ней видите? А как называется когда вдвоем выступают? (Дуэт) Смотрим, подходит ли нам модель? Давайте с вами произнесем. (Д-у-э-э-т)

    На каком месте стоит буква «Э»?.

    А вот теперь объедините все 3 схемы. И ответьте нам, какой вывод мы можем сделать? (Буква «э» в словах может находиться или в начале или в середине слова).

    Ребята, вы помогли нашему другу Незнайке! Теперь он будет знать, как использовать букву «э».

    Воспроизводить сохраненную информацию.

    Отгадывать загадки, и соотносить с темой урока.

    Определять место стоящей буквы в словах.

    Р: принимать и сохранять поставленную учебную задачу.


    Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебой задачей.

    П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

    7. Рефлексия.

    Итог урока.

    5 мин.

    - Чему был посвящен наш урок? (Буква Э) Какие цели ставили перед собой? Достигли их?

    -Как мы поняли, что звук [э] гласный? (воздух проходит свободно.

    Ребята, кому  было трудно сегодня на уроке?

     А кому все легко и быстро удавалось?

     А настроение ваше изменилось? Достаньте 2 цветных карандаша. (Красный и зеленый) Покажите мне  цветным карандашом своё настроение. Если отличное настроение – поднимите зеленый карандаш, если плохое – красный. Хорошо, наше настроение почти не изменилось, оно такое же хорошее, как и вначале урока. Спасибо вам за урок.

    Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

    Р: осуществлять итоговый контроль


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Доброе утро!!! 29 сентября

    Слайд 2

    Электричка

    Слайд 3

    Экран

    Слайд 4

    Буква «Э»

    Слайд 5

    Тема урока: Звук [ э ] , буквы Э, э [ э ]

    Слайд 6

    Цели урока: Учиться читать … Познакомиться … Учиться отличать …

    Слайд 7

    1.Познакомиться … 2. Учиться отличать … 3. Учиться читать … с новыми звуками и буквой, которая их обозначает эти звуки и букву от других звуков и букв слоги, слова с новой буквой

    Слайд 8

    Эге-гей ребятки, я явился к вам! На что похожа буква «Э»?

    Слайд 9

    Буква «Э» - слишком ворчливая…

    Слайд 10

    Азбука, стр.19

    Слайд 12

    Составить схему предложения:

    Слайд 13

    13

    Слайд 14

    За что можете похвалить себя?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

    Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

    Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

    Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

    Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

    формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

    План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

    " 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

    Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

    Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...