Главные вкладки

    План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Яковлева Валентина Бадмаевна

    конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок 1
    Развитие речи. Повторение. Пишем письма

    Цели: повторить правила написания писем; развивать умение логично излагать свои мысли.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину в семь локтей.

    Ахикар из Ассирии

    – Как вы понимаете эти строки?

    – Спишите высказывание правильно, соблюдая технику письма.

    II. Повторение изученного материала.

    1. Экскурс «По страницам учебника «Русский язык».

    – Ребята, четвертый год мы с вами работаем по учебнику «Русский язык», который разработан авторами С. В. Ивановым, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой. Весь материал в нем представлен блоками. Каждый урок относится к определенному блоку.

    – Помните  ли  вы,  как  называются  тематические  блоки  в  учебнике? («Правописание», «Развитие речи», «Как устроен наш язык».)

    – Какие рубрики нам встречались на страницах учебника? («Давай подумаем», «Тайны языка», «Путешествие в прошлое».)

    – Объясните назначение этих рубрик.

    – Что изучают разделы языка: «Фонетика», «Состав слова», «Лексика», «Синтаксис»?

    – Что еще интересного, важного, увлекательного открыли вы для себя, путешествуя по страницам учебников русского языка?

    – Чему вас учили уроки блока «Развитие речи»?

    2. Постановка задач по изучению курса русского языка в 4 классе.

    В четвертом классе вы продолжите учиться грамотно писать, правильно и логично излагать свои мысли на письме, узнаете много интересных фактов из истории языка, а в минутке чистописания запишете наиболее известные афоризмы из сокровищницы мировой мудрости.

    Показать книгу «Мудрость тысячелетий» В. Балязина.

    III. Работа по теме урока.

    1. Чтение и анализ письма авторов учебника к детям.

    – Какой блок учебника открывает наш первый урок русского языка в 4 классе?

    Авторы учебника написали вам письмо. Прочитайте его.

    – Что выражено в содержании этого письма?

    – Кто знает, как называется лицо, которому письмо адресовано? А лицо, которое адресует свое письмо кому-нибудь?

    – Запишите: адресант – отправитель письма; адресат – получатель письма.

    – Понятны ли вам те вопросы, которые задают авторы? С какой просьбой обращаются к вам авторы учебника?

    2. Правила написания писем.

    – Вспомните правила написания писем.

    Создавая письмо, вы должны ориентироваться на своего адресата. Возраст, пол, уровень образования, профессия, даже настроение воспринимающего ваше письмо – это характеристики, которые нельзя не учитывать в той или иной мере при написании письма.

    – Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:

    а) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре;

    б) другу (приятелю);

    в) официальному лицу?

    Как можно обратиться к незнакомому человеку? Сделайте вывод о том, как влияют отношения между автором текста и адресатом на обращение.

    – Как вы обратитесь к авторам учебника?

    – Как вы подпишете письмо?

    – Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли вами основная мысль, выразили ли вы то, что хотели сказать, правильно ли, точно, убедительно и в то же время просто подобраны слова.

    – И, конечно же, письмо должно быть грамотно и аккуратно оформлено. Мы с вами знаем, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Уважающий себя и свой труд человек (а написание письма – это тоже труд) никогда не допустит небрежности, неточности, неряшливости в оформлении результатов своего труда. Пишите красиво, разборчиво любое письмо.

    Уделите также внимание языку: не допускайте речевых недочетов, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок (повторов, неблагозвучия и т. д.).

    3. Самостоятельная работа.

    Напишите письмо авторам учебника, честно и откровенно ответив на поставленные вопросы.

    IV. Итог урока.

    – Кто из вас хотел бы прочитать свое письмо, адресованное авторам учебника?

    – Кто испытывал затруднения в составлении письма? Кому нужно еще потренироваться в написании писем?

    – Как  вы  думаете,  авторам  учебника  приятно  получать  письма  от ребят?

    – По каким критериям мы отберем ваши письма для отправления авторам учебника? По какому адресу направим нашу корреспонденцию?

    Ваши  письма  я  обязательно  перешлю  по  этому  адресу  авторам учебника.

     Домашнее задание: вспомнить, что изучали в разделах «Фонетика» и «Словообразование»; подготовить и подписать конверты для отправления писем авторам учебника.

    Урок 2
    Повторяем фонетику и словообраЗование

    Цель: повторить знания и умения разбора слов по составу, фонетического разбора слов.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.

    (Древний Египет.)

    II. Повторение изученного.

    1. Вопросы по теме «Фонетика».

    – Что изучает фонетика?

    – Сколько в русском языке гласных звуков? А букв?

    – На какие группы делятся согласные звуки?

    – Что такое транскрипция слова?

    2. Запись на доске:

    Дочь, елка, ночью, герой, опять, моя, знаю, рыбка, поет, юла, солнце, свистнул, пьет, съел, лень, стулья, вестник.

    3. Работа по вариантам (у доски – трое учащихся).

    – Запишите слова, в которых:

    I вариант – букв больше, чем звуков;

    II вариант – одинаковое количество букв и звуков;

    III вариант – звуков больше, чем букв.

    Последующая проверка.

    4. Запишите транскрипцию слов:

    рыбка, стулья – двое учащихся у доски.

    – Проверьте работы своих товарищей у доски.

    5. Работа по учебнику: упражнение 2, с. 5–6.

    Упражнение 3, с. 6 – слово по выбору.

    6. Вопросы по теме «Словообразование».

    – Что изучает раздел «Словообразование»?

    – Какая часть слова изменяет его форму?

    – Какая часть слова образует новые слова?

    – Что называется основой слова?

    – Без какой части слово не может существовать?

    7. Работа в парах. Упражнение 4, с. 6.

    – Разберите любое из слов по составу.

    8. Выполнение упражнения 5, с. 6.

    – Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова. У имен прилагательных отметьте основу и окончание.

    III. Итог урока.

    – О каких разделах русского языка говорили мы сегодня на уроке?

     Домашнее задание: упр. 5, с. 6 – остальные задания к тексту.

    Урок 3
    Вспоминаем изученные орфограммы.
    отработка орфографических правил,
    изученных во 2–3 классах

    Цель: закрепить и повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Если не исправишь зло, оно удвоится.

    (Древний Египет.)

    II. Повторение изученного.

    1. Словарная работа.  Упражнение  1  (тетрадь «Пишем грамотно», № 1, с. 3).

    – Вставьте буквы в слова.

    – Проведите взаимопроверку.

    – В каких словах были допущены ошибки?

    – Прочитайте слова 1 мин. Запишите в тетрадь слова по памяти.

    2. Работа по вопросам.

    – Прочитайте вопросы на доске.

    – Что такое орфограмма?

    – Зависит ли способ проверки от того, в какой части слова находится орфограмма?

    – Какие орфограммы гласных вы знаете?

    – Какие орфограммы согласных вы знаете?

    – Какие орфограммы корня вы знаете?

    – Как вы на них ответите?

    – Все согласны с ответом, или есть дополнения?

    3. Выполнение упражнения 2 («Пишем грамотно», № 1, с. 3).

    – К каким ответам на вопросы данные слова могут подойти в качестве примера?

    4. Работа по учебнику.  Упражнение  3,  с. 8  (трое  учащихся – у доски).

    – Какие слова остались? Почему?

    III. Работа по выбору.

    – Я предлагаю вам работу по выбору: это упражнение 4 на с. 9 учебника и упражнение 4 на с. 4 в орфографической тетради.

    – Прочитайте задание. Вам все понятно?

    IV. Итог урока.

    – Какие орфограммы мы повторяли на уроке?

    V. Дополнительно: работа в тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 3, № 3.

     Домашнее задание: упр. 2, 5, с. 8, 9 учебника.

    Урок 4
    Вспоминаем изученные орфограммы.
    отработка орфографических правил,
    изученных во 2–3 классах

    Цели: повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Люби людей, чтобы люди тебя любили.(Древний Египет.)

    II. Повторение изученного.

    1. Работа по карточкам.

    – Ребята, у меня на карточках подготовлены для вас вопросы. Вы можете подойти, выбрать любой вопрос и ответить на него. Все остальные внимательно слушают своего товарища. Возможны дополнения, исправления.

    Вопросы на карточках:

    1) Как проверить орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова»?

    2) Как  проверить  орфограмму  «Непроизносимые  согласные  в  корне слова»?

    3) Как проверить орфограмму «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»?

    4) Когда написание слов с двойными согласными нужно заучивать, а когда можно объяснить? Приведите примеры.

    5) Подбери и назови свои примеры к орфограмме «Непроизносимые согласные в корне слова».

    6) Подбери свои примеры к написанию двойных согласных в корне:

    – на стыке приставки и корня;

    – на стыке корня и суффикса.

    2. Выполнение упражнения 2, с. 10 учебника.

    гибкий                поздний                        аллея

    гладкий                местный                        грамм

    сладкий                гигантский

    редкий

    чуткий

    сказка

    III. Самостоятельная работа.

    Выполнение упражнения 1 (учебник, с. 10).

    IV. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 4.

    Упражнения 1, 2 – с объяснением.

    V. Работа по учебнику: с. 11, упражнение 5.

    – Какие орфограммы в словах вы заметили?

    – На сколько групп вы разделите все слова?

    – Запишите слова по группам.

    VI. Итог урока.

    – Какие орфограммы мы повторяли на уроке?

     Домашнее задание: учебник, с. 11, упр. 3, с. 12, упр. 6 (подготовка к словарному диктанту).

    Урок 5
    Повторение. Пишем письма.
    Совершенствование речевых умений

    Цель: повторить правила написания писем.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Полезно слушать слова других.

    (Древний Египет.)

    II. Вводная беседа.

    – Ребята, самые длинные и радостные каникулы уже позади. Вы хорошо отдохнули, загорели. Кто-то уезжал к родственникам в деревню, кто-то был в загородном лагере, кто-то в санатории. У вас появились новые друзья, вы узнали много интересного, возможно, с вами даже приключились невероятные истории.

    Вам хочется поделиться своими впечатлениями с друзьями, с родственниками?

    – Что же можно сделать, чтобы все рассказать своему другу (подруге), которого нет рядом? Конечно же, написать письмо.

    – Какие правила написания писем вы знаете?

    III. Работа по учебнику, с. 12–13.

    – Прочитайте письма, которые написали Сережа и Таня.

    – Кому писал письмо Сережа?

    – Все ли тебе понятно?

    – Что хотелось бы уточнить?

    – Кому написала письмо Танюша?

    – Как вы думаете, понятно ли ее письмо дедушке с бабушкой?

    – О чем забыли, когда писали письма, Сергей и Таня?

    С. 12, правило и упражнение 2 устно.

    – Как я уже сказала, у вас тоже немало интересных историй.

    Напишите письмо своему другу или подруге в классе и расскажите о том, как прошло лето, что было интересного и что вам запомнилось больше всего.

    IV. Самостоятельная работа.

    V. Проверка задания.

    – Ребята, может быть, кто-то из вас прочитает нам свои письма?

    – Мы послушаем, и, если есть какие-то ошибки в составлении письма, вместе их исправим.

    VI. Итог урока.

    – Что мы повторяли сегодня на уроке?

     Домашнее задание: Я думаю, вы не забыли, что воспитанный человек всегда отвечает на письма. Дома обязательно напишите ответ на письмо, которое вы получили.

    Урок 6
    Повторяем признаки имени существительного

    Цель: повторить признаки имени существительного.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Чтобы сохранить друзей, нужно прощать.

    (Древний Египет.)

    – Как вы понимаете этот афоризм?

    II. Словарная работа.

    – Запишите слова с комментированием: какие буквы пишем, какие подчеркиваем.

    Аккура́тно,  алле́я,  килогра́мм,  мета́лл,  перро́н,  су́́мма,  ссо́ра,  телегра́мма.

    – Составьте предложение, в котором было бы не менее двух словарных слов.

    III. Работа по повторению изученного.

    Сегодня на уроке мы будем вспоминать о самой представительной, самой существенной, состоятельной, ведущей части речи в грамматике.

    Вы уже догадались, о какой части речи мы будем говорить? Конечно же, об имени существительном.

    – Вспомните и расскажите все, что вам известно об имени существительном.

    1. На доске:                студент (м. р.) –

                                    учитель (м. р.) –

                                    массажист (м. р.) –

                                    воспитанник (м. р.) –

                                    оса (ж. р.) –

    – К данным существительным запишите пару по роду. Укажите род.

    – Ко всем ли словам подобрали пару? Почему?

    2. Выполнение упражнения 3 (устно) – учебник, с. 14.

    3. Работа в парах. Упражнение 2, с. 14.

    IV. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

    – Прочитаем текст рубрики. Интересно?

    – А знаете ли вы, что означает ваше имя?

    – Найдите в библиотеке ответ на этот вопрос.

    V. Работа по учебнику. Упражнение 4, с. 15.

    – Так  какой  же  признак  имени  существительного  иллюстрирует  эта таблица?

    «Давайте подумаем» – чтение рубрики и ответ на вопрос.

    VI. Итог урока.

    – Какие признаки имени существительного мы успели сегодня повторить?

     Домашнее задание: с. 15, упр. 5.

    Урок 7
    Повторяем правописание окончаний
    имен существительных 1-
    го склонения

    Цель: повторить алгоритм определения окончаний имен существительных 1-го склонения.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Поступай с человеком так, как он сам поступает с другими.(Древний Египет.)

    II. Словарная работа.

    Охо́тник, тайга́,

    охота, таёжный

    – Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные в корне.

    – Подберите родственные слова.

    – Составьте словосочетания с этими словами.

    (Удачная охота, таёжный житель.)

    III. Повторение изученного.

    1. Выберите карточку с вопросом и подготовьте ответ.

    а) К 1-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е.

    б) К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.

    в) К 1-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

    2. Что вам помогает правильно писать безударные окончания имен существительных 1-го склонения? Опорные слова или таблица падежных окончаний?

    – Выберите опорные слова 1-го склонения. Объясните свой выбор.

    Рожь, дядя, слон, весна, земля, колесо, книга.

    3. Заполните таблицу окончаний имен существительных 1-го склонения: «Пишем грамотно» № 1, с. 6, № 2.

    IV. Работа по учебнику.

    1. Выполнение упражнения 1, с. 17 – устно.

    2. Выполнение упражнения 2, с. 17 – письменно.

    V. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

    1. Выполнение упражнения 3, с. 6 – объяснение по цепочке.

    2. Выполнение упражнения 4, с. 7 – самостоятельно вставить в слова пропущенные буквы.

    – Обменяйтесь  тетрадями  и  проверьте  работу  своего  товарища  по парте.

    – Запишите в тетрадь по памяти столько слов, сколько запомнили.

    VI. Итог урока.

    – Что мы вспоминали и повторяли на сегодняшнем уроке?

     Домашнее задание: учебник, с. 18, упр. 3.

    Урок 8
    Повторяем правописание окончаний
    имен существительных 2-
    го склонения

    Цель: повторить окончания имен существительных 2-го склонения.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Беспричинная ссора – вот признак глупости. (Древняя Индия.)

    II. Словарный диктант.

    Аллея, ссора, сумма, аккуратно, телеграмма, перрон, металл, килограмм, ботинки, болото, везде, впереди, организм, кастрюля, комната.

    III. Повторение изученного.

    – Выберите из группы слов те существительные, которые относятся ко 2-му склонению. Объясните свой выбор.

    Береза, дом, рожь, дерево, погода, ночь, жара, мороз, лещ, ключ, облако, море.

    – Выберите опорные слова для 2-го склонения.

    Земля, весна, рожь, слон, колесо, солнце, брат.

    – Как еще можно определить безударное окончание имен существительных 2-го склонения? (Вспомните таблицу окончаний.)

    IV. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

    Выполнение упражнения 2, с. 7 – заполнить таблицу окончаний.

    V. Работа по учебнику.

    Выполнение упражнения 1 (устно), с. 19.

    VI. Работа по выбору.

    – Я предлагаю вам работу по выбору: упражнение 2 из учебника, с. 19, упражнение 3 из тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 8.

    VII. Вспомните: какая буква пишется в окончаниях после шипящих и ц под ударением?

    – Прочитайте ответ ученицы Гали на с. 20.

    – Права ли Галя?

    – Выполните упражнение 4 на с. 20.

    VIII. Итог урока.

    – Что вспомнили на уроке?

     Домашнее задание: тетрадь «Пишем грамотно» № 1, с. 8, упр. 4; учебник – с. 20, упр. 3 (устно).

    Урок 9
    Повторяем правописание окончаний
    имен существительных 3-
    го склонения

    Цель: повторить алгоритм определения безударного окончания существительных 3-го склонения.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение – вот шесть признаков дружбы.

    (Древняя Индия.)

    II. Повторение изученного.

    – О существительных какого склонения мы еще не вспоминали?

    – Какова особенность существительных 3-го склонения?

    1. Выполнение упражнения  1  –  с  комментированием  (учебник,
    с. 21).

    2. Выполнение упражнения 2.

    – Объясните написание выделенных букв.

    – Запишите под диктовку: сорока, сахар, солёный, вороной, на дубе, в шубе, в море, в печке.

    III. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

    1. Выполнение задания: проверьте работу ученицы Даши.

    Правильно  ли  Даша  заполнила  таблицу  окончаний  3-го  склонения? (С. 9, упражнение 1.)

    2. Выполнение упражнения 2 на с. 9 – письменно.

    IV. Запишите одним словом:

    – Существительные мужского рода 2-го склонения с уменьшительно-ласкательным  суффиксом,  образованные  от  слов:  медведь, волк, барсук (медвежонок, волчонок, барсучонок);

    – существительные мужского рода 2-го склонения с суффиксом -щик, обозначающие профессию и образованные от слов: камень, стекло (каменщик, стекольщик).

    V. Самостоятельная работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

    Выполнение упражнения 4, с. 10.

    VI. Итог урока.

    – Назовите все грамматические признаки имени существительного.

    – Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные окончания существительных 3-го склонения?

     Домашнее задание: учебник, с. 22, упр. 3 (подготовка к словарному диктанту); тетрадь «Пишем грамотно» № 1, с. 10, упр. 3.



    Предварительный просмотр:

    Урок 1
    Развитие речи. Повторение. Пишем письма

    Цели: повторить правила написания писем; развивать умение логично излагать свои мысли.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину в семь локтей.

    Ахикар из Ассирии

    – Как вы понимаете эти строки?

    – Спишите высказывание правильно, соблюдая технику письма.

    II. Повторение изученного материала.

    1. Экскурс «По страницам учебника «Русский язык».

    – Ребята, четвертый год мы с вами работаем по учебнику «Русский язык», который разработан авторами С. В. Ивановым, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой. Весь материал в нем представлен блоками. Каждый урок относится к определенному блоку.

    – Помните  ли  вы,  как  называются  тематические  блоки  в  учебнике? («Правописание», «Развитие речи», «Как устроен наш язык».)

    – Какие рубрики нам встречались на страницах учебника? («Давай подумаем», «Тайны языка», «Путешествие в прошлое».)

    – Объясните назначение этих рубрик.

    – Что изучают разделы языка: «Фонетика», «Состав слова», «Лексика», «Синтаксис»?

    – Что еще интересного, важного, увлекательного открыли вы для себя, путешествуя по страницам учебников русского языка?

    – Чему вас учили уроки блока «Развитие речи»?

    2. Постановка задач по изучению курса русского языка в 4 классе.

    В четвертом классе вы продолжите учиться грамотно писать, правильно и логично излагать свои мысли на письме, узнаете много интересных фактов из истории языка, а в минутке чистописания запишете наиболее известные афоризмы из сокровищницы мировой мудрости.

    Показать книгу «Мудрость тысячелетий» В. Балязина.

    III. Работа по теме урока.

    1. Чтение и анализ письма авторов учебника к детям.

    – Какой блок учебника открывает наш первый урок русского языка в 4 классе?

    Авторы учебника написали вам письмо. Прочитайте его.

    – Что выражено в содержании этого письма?

    – Кто знает, как называется лицо, которому письмо адресовано? А лицо, которое адресует свое письмо кому-нибудь?

    – Запишите: адресант – отправитель письма; адресат – получатель письма.

    – Понятны ли вам те вопросы, которые задают авторы? С какой просьбой обращаются к вам авторы учебника?

    2. Правила написания писем.

    – Вспомните правила написания писем.

    Создавая письмо, вы должны ориентироваться на своего адресата. Возраст, пол, уровень образования, профессия, даже настроение воспринимающего ваше письмо – это характеристики, которые нельзя не учитывать в той или иной мере при написании письма.

    – Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:

    а) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре;

    б) другу (приятелю);

    в) официальному лицу?

    Как можно обратиться к незнакомому человеку? Сделайте вывод о том, как влияют отношения между автором текста и адресатом на обращение.

    – Как вы обратитесь к авторам учебника?

    – Как вы подпишете письмо?

    – Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли вами основная мысль, выразили ли вы то, что хотели сказать, правильно ли, точно, убедительно и в то же время просто подобраны слова.

    – И, конечно же, письмо должно быть грамотно и аккуратно оформлено. Мы с вами знаем, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Уважающий себя и свой труд человек (а написание письма – это тоже труд) никогда не допустит небрежности, неточности, неряшливости в оформлении результатов своего труда. Пишите красиво, разборчиво любое письмо.

    Уделите также внимание языку: не допускайте речевых недочетов, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок (повторов, неблагозвучия и т. д.).

    3. Самостоятельная работа.

    Напишите письмо авторам учебника, честно и откровенно ответив на поставленные вопросы.

    IV. Итог урока.

    – Кто из вас хотел бы прочитать свое письмо, адресованное авторам учебника?

    – Кто испытывал затруднения в составлении письма? Кому нужно еще потренироваться в написании писем?

    – Как  вы  думаете,  авторам  учебника  приятно  получать  письма  от ребят?

    – По каким критериям мы отберем ваши письма для отправления авторам учебника? По какому адресу направим нашу корреспонденцию?

    Ваши  письма  я  обязательно  перешлю  по  этому  адресу  авторам учебника.

     Домашнее задание: вспомнить, что изучали в разделах «Фонетика» и «Словообразование»; подготовить и подписать конверты для отправления писем авторам учебника.

    Урок 2
    Повторяем фонетику и словообраЗование

    Цель: повторить знания и умения разбора слов по составу, фонетического разбора слов.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.

    (Древний Египет.)

    II. Повторение изученного.

    1. Вопросы по теме «Фонетика».

    – Что изучает фонетика?

    – Сколько в русском языке гласных звуков? А букв?

    – На какие группы делятся согласные звуки?

    – Что такое транскрипция слова?

    2. Запись на доске:

    Дочь, елка, ночью, герой, опять, моя, знаю, рыбка, поет, юла, солнце, свистнул, пьет, съел, лень, стулья, вестник.

    3. Работа по вариантам (у доски – трое учащихся).

    – Запишите слова, в которых:

    I вариант – букв больше, чем звуков;

    II вариант – одинаковое количество букв и звуков;

    III вариант – звуков больше, чем букв.

    Последующая проверка.

    4. Запишите транскрипцию слов:

    рыбка, стулья – двое учащихся у доски.

    – Проверьте работы своих товарищей у доски.

    5. Работа по учебнику: упражнение 2, с. 5–6.

    Упражнение 3, с. 6 – слово по выбору.

    6. Вопросы по теме «Словообразование».

    – Что изучает раздел «Словообразование»?

    – Какая часть слова изменяет его форму?

    – Какая часть слова образует новые слова?

    – Что называется основой слова?

    – Без какой части слово не может существовать?

    7. Работа в парах. Упражнение 4, с. 6.

    – Разберите любое из слов по составу.

    8. Выполнение упражнения 5, с. 6.

    – Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова. У имен прилагательных отметьте основу и окончание.

    III. Итог урока.

    – О каких разделах русского языка говорили мы сегодня на уроке?

     Домашнее задание: упр. 5, с. 6 – остальные задания к тексту.

    Урок 3
    Вспоминаем изученные орфограммы.
    отработка орфографических правил,
    изученных во 2–3 классах

    Цель: закрепить и повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Если не исправишь зло, оно удвоится.

    (Древний Египет.)

    II. Повторение изученного.

    1. Словарная работа.  Упражнение  1  (тетрадь «Пишем грамотно», № 1, с. 3).

    – Вставьте буквы в слова.

    – Проведите взаимопроверку.

    – В каких словах были допущены ошибки?

    – Прочитайте слова 1 мин. Запишите в тетрадь слова по памяти.

    2. Работа по вопросам.

    – Прочитайте вопросы на доске.

    – Что такое орфограмма?

    – Зависит ли способ проверки от того, в какой части слова находится орфограмма?

    – Какие орфограммы гласных вы знаете?

    – Какие орфограммы согласных вы знаете?

    – Какие орфограммы корня вы знаете?

    – Как вы на них ответите?

    – Все согласны с ответом, или есть дополнения?

    3. Выполнение упражнения 2 («Пишем грамотно», № 1, с. 3).

    – К каким ответам на вопросы данные слова могут подойти в качестве примера?

    4. Работа по учебнику.  Упражнение  3,  с. 8  (трое  учащихся – у доски).

    – Какие слова остались? Почему?

    III. Работа по выбору.

    – Я предлагаю вам работу по выбору: это упражнение 4 на с. 9 учебника и упражнение 4 на с. 4 в орфографической тетради.

    – Прочитайте задание. Вам все понятно?

    IV. Итог урока.

    – Какие орфограммы мы повторяли на уроке?

    V. Дополнительно: работа в тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 3, № 3.

     Домашнее задание: упр. 2, 5, с. 8, 9 учебника.

    Урок 4
    Вспоминаем изученные орфограммы.
    отработка орфографических правил,
    изученных во 2–3 классах

    Цели: повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Люби людей, чтобы люди тебя любили.(Древний Египет.)

    II. Повторение изученного.

    1. Работа по карточкам.

    – Ребята, у меня на карточках подготовлены для вас вопросы. Вы можете подойти, выбрать любой вопрос и ответить на него. Все остальные внимательно слушают своего товарища. Возможны дополнения, исправления.

    Вопросы на карточках:

    1) Как проверить орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова»?

    2) Как  проверить  орфограмму  «Непроизносимые  согласные  в  корне слова»?

    3) Как проверить орфограмму «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»?

    4) Когда написание слов с двойными согласными нужно заучивать, а когда можно объяснить? Приведите примеры.

    5) Подбери и назови свои примеры к орфограмме «Непроизносимые согласные в корне слова».

    6) Подбери свои примеры к написанию двойных согласных в корне:

    – на стыке приставки и корня;

    – на стыке корня и суффикса.

    2. Выполнение упражнения 2, с. 10 учебника.

    гибкий                поздний                        аллея

    гладкий                местный                        грамм

    сладкий                гигантский

    редкий

    чуткий

    сказка

    III. Самостоятельная работа.

    Выполнение упражнения 1 (учебник, с. 10).

    IV. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 4.

    Упражнения 1, 2 – с объяснением.

    V. Работа по учебнику: с. 11, упражнение 5.

    – Какие орфограммы в словах вы заметили?

    – На сколько групп вы разделите все слова?

    – Запишите слова по группам.

    VI. Итог урока.

    – Какие орфограммы мы повторяли на уроке?

     Домашнее задание: учебник, с. 11, упр. 3, с. 12, упр. 6 (подготовка к словарному диктанту).

    Урок 5
    Повторение. Пишем письма.
    Совершенствование речевых умений

    Цель: повторить правила написания писем.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Полезно слушать слова других.

    (Древний Египет.)

    II. Вводная беседа.

    – Ребята, самые длинные и радостные каникулы уже позади. Вы хорошо отдохнули, загорели. Кто-то уезжал к родственникам в деревню, кто-то был в загородном лагере, кто-то в санатории. У вас появились новые друзья, вы узнали много интересного, возможно, с вами даже приключились невероятные истории.

    Вам хочется поделиться своими впечатлениями с друзьями, с родственниками?

    – Что же можно сделать, чтобы все рассказать своему другу (подруге), которого нет рядом? Конечно же, написать письмо.

    – Какие правила написания писем вы знаете?

    III. Работа по учебнику, с. 12–13.

    – Прочитайте письма, которые написали Сережа и Таня.

    – Кому писал письмо Сережа?

    – Все ли тебе понятно?

    – Что хотелось бы уточнить?

    – Кому написала письмо Танюша?

    – Как вы думаете, понятно ли ее письмо дедушке с бабушкой?

    – О чем забыли, когда писали письма, Сергей и Таня?

    С. 12, правило и упражнение 2 устно.

    – Как я уже сказала, у вас тоже немало интересных историй.

    Напишите письмо своему другу или подруге в классе и расскажите о том, как прошло лето, что было интересного и что вам запомнилось больше всего.

    IV. Самостоятельная работа.

    V. Проверка задания.

    – Ребята, может быть, кто-то из вас прочитает нам свои письма?

    – Мы послушаем, и, если есть какие-то ошибки в составлении письма, вместе их исправим.

    VI. Итог урока.

    – Что мы повторяли сегодня на уроке?

     Домашнее задание: Я думаю, вы не забыли, что воспитанный человек всегда отвечает на письма. Дома обязательно напишите ответ на письмо, которое вы получили.

    Урок 6
    Повторяем признаки имени существительного

    Цель: повторить признаки имени существительного.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Чтобы сохранить друзей, нужно прощать.

    (Древний Египет.)

    – Как вы понимаете этот афоризм?

    II. Словарная работа.

    – Запишите слова с комментированием: какие буквы пишем, какие подчеркиваем.

    Аккура́тно,  алле́я,  килогра́мм,  мета́лл,  перро́н,  су́́мма,  ссо́ра,  телегра́мма.

    – Составьте предложение, в котором было бы не менее двух словарных слов.

    III. Работа по повторению изученного.

    Сегодня на уроке мы будем вспоминать о самой представительной, самой существенной, состоятельной, ведущей части речи в грамматике.

    Вы уже догадались, о какой части речи мы будем говорить? Конечно же, об имени существительном.

    – Вспомните и расскажите все, что вам известно об имени существительном.

    1. На доске:                студент (м. р.) –

                                    учитель (м. р.) –

                                    массажист (м. р.) –

                                    воспитанник (м. р.) –

                                    оса (ж. р.) –

    – К данным существительным запишите пару по роду. Укажите род.

    – Ко всем ли словам подобрали пару? Почему?

    2. Выполнение упражнения 3 (устно) – учебник, с. 14.

    3. Работа в парах. Упражнение 2, с. 14.

    IV. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

    – Прочитаем текст рубрики. Интересно?

    – А знаете ли вы, что означает ваше имя?

    – Найдите в библиотеке ответ на этот вопрос.

    V. Работа по учебнику. Упражнение 4, с. 15.

    – Так  какой  же  признак  имени  существительного  иллюстрирует  эта таблица?

    «Давайте подумаем» – чтение рубрики и ответ на вопрос.

    VI. Итог урока.

    – Какие признаки имени существительного мы успели сегодня повторить?

     Домашнее задание: с. 15, упр. 5.

    Урок 7
    Повторяем правописание окончаний
    имен существительных 1-
    го склонения

    Цель: повторить алгоритм определения окончаний имен существительных 1-го склонения.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Поступай с человеком так, как он сам поступает с другими.(Древний Египет.)

    II. Словарная работа.

    Охо́тник, тайга́,

    охота, таёжный

    – Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные в корне.

    – Подберите родственные слова.

    – Составьте словосочетания с этими словами.

    (Удачная охота, таёжный житель.)

    III. Повторение изученного.

    1. Выберите карточку с вопросом и подготовьте ответ.

    а) К 1-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е.

    б) К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.

    в) К 1-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

    2. Что вам помогает правильно писать безударные окончания имен существительных 1-го склонения? Опорные слова или таблица падежных окончаний?

    – Выберите опорные слова 1-го склонения. Объясните свой выбор.

    Рожь, дядя, слон, весна, земля, колесо, книга.

    3. Заполните таблицу окончаний имен существительных 1-го склонения: «Пишем грамотно» № 1, с. 6, № 2.

    IV. Работа по учебнику.

    1. Выполнение упражнения 1, с. 17 – устно.

    2. Выполнение упражнения 2, с. 17 – письменно.

    V. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

    1. Выполнение упражнения 3, с. 6 – объяснение по цепочке.

    2. Выполнение упражнения 4, с. 7 – самостоятельно вставить в слова пропущенные буквы.

    – Обменяйтесь  тетрадями  и  проверьте  работу  своего  товарища  по парте.

    – Запишите в тетрадь по памяти столько слов, сколько запомнили.

    VI. Итог урока.

    – Что мы вспоминали и повторяли на сегодняшнем уроке?

     Домашнее задание: учебник, с. 18, упр. 3.

    Урок 8
    Повторяем правописание окончаний
    имен существительных 2-
    го склонения

    Цель: повторить окончания имен существительных 2-го склонения.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Беспричинная ссора – вот признак глупости. (Древняя Индия.)

    II. Словарный диктант.

    Аллея, ссора, сумма, аккуратно, телеграмма, перрон, металл, килограмм, ботинки, болото, везде, впереди, организм, кастрюля, комната.

    III. Повторение изученного.

    – Выберите из группы слов те существительные, которые относятся ко 2-му склонению. Объясните свой выбор.

    Береза, дом, рожь, дерево, погода, ночь, жара, мороз, лещ, ключ, облако, море.

    – Выберите опорные слова для 2-го склонения.

    Земля, весна, рожь, слон, колесо, солнце, брат.

    – Как еще можно определить безударное окончание имен существительных 2-го склонения? (Вспомните таблицу окончаний.)

    IV. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

    Выполнение упражнения 2, с. 7 – заполнить таблицу окончаний.

    V. Работа по учебнику.

    Выполнение упражнения 1 (устно), с. 19.

    VI. Работа по выбору.

    – Я предлагаю вам работу по выбору: упражнение 2 из учебника, с. 19, упражнение 3 из тетради «Пишем грамотно» № 1, с. 8.

    VII. Вспомните: какая буква пишется в окончаниях после шипящих и ц под ударением?

    – Прочитайте ответ ученицы Гали на с. 20.

    – Права ли Галя?

    – Выполните упражнение 4 на с. 20.

    VIII. Итог урока.

    – Что вспомнили на уроке?

     Домашнее задание: тетрадь «Пишем грамотно» № 1, с. 8, упр. 4; учебник – с. 20, упр. 3 (устно).

    Урок 9
    Повторяем правописание окончаний
    имен существительных 3-
    го склонения

    Цель: повторить алгоритм определения безударного окончания существительных 3-го склонения.

    Ход урока

    I. Чистописание.

    Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение – вот шесть признаков дружбы.

    (Древняя Индия.)

    II. Повторение изученного.

    – О существительных какого склонения мы еще не вспоминали?

    – Какова особенность существительных 3-го склонения?

    1. Выполнение упражнения  1  –  с  комментированием  (учебник,
    с. 21).

    2. Выполнение упражнения 2.

    – Объясните написание выделенных букв.

    – Запишите под диктовку: сорока, сахар, солёный, вороной, на дубе, в шубе, в море, в печке.

    III. Работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

    1. Выполнение задания: проверьте работу ученицы Даши.

    Правильно  ли  Даша  заполнила  таблицу  окончаний  3-го  склонения? (С. 9, упражнение 1.)

    2. Выполнение упражнения 2 на с. 9 – письменно.

    IV. Запишите одним словом:

    – Существительные мужского рода 2-го склонения с уменьшительно-ласкательным  суффиксом,  образованные  от  слов:  медведь, волк, барсук (медвежонок, волчонок, барсучонок);

    – существительные мужского рода 2-го склонения с суффиксом -щик, обозначающие профессию и образованные от слов: камень, стекло (каменщик, стекольщик).

    V. Самостоятельная работа в тетради «Пишем грамотно» № 1.

    Выполнение упражнения 4, с. 10.

    VI. Итог урока.

    – Назовите все грамматические признаки имени существительного.

    – Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные окончания существительных 3-го склонения?

     Домашнее задание: учебник, с. 22, упр. 3 (подготовка к словарному диктанту); тетрадь «Пишем грамотно» № 1, с. 10, упр. 3.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

    План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века»Тема. В. Сутеев «Под грибом»...

    план - конспект урока « Путешествие в страну английского языка»

    План урока во 2-ом классе "Путешествие в страну английского языка"...

    План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Школа 21 века".

    Вашему вниманию предлагается урок по литературному чтению во 2 классе по теме: "М. Пришвин. Ребята и утята". Этот материал могут использовать учителя начальных классов для своей работы. К уроку прилаг...

    План-конспект урока«Перенос слова»в теме: «Язык-главный помощник в общении» Предметная программа и ее автор: «Русский язык.3 класс» автор Л.Ф.Климанова и др., учебно-методического комплекса «Перспектива

    1.      Цель урока:1) повторить правило переноса слова; 2)продолжить формировать опыт применения ранее сформированных знаний и действий.2.     Тип урока: к...

    План-конспект урока 3кл. «Наша слава – русская держава!»

    План-конспект урока 3кл. «Наша слава – русская держава!»...

    План-конспект урока, технологическая карта по русскому языку на тему: "Существительные с подвижным и неподвижным ударением".

      Необходимость  изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативн...