Главные вкладки

    План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»
    план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

     

    План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века»

    Тема. В. Сутеев «Под грибом»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока литературного чтения в 1 классе

    УМК «Начальная школа XXI века»

    Тема. В. Сутеев «Под грибом»

    Цели и задачи урока:

    1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.

    2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.

    3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, согласованности при работе в паре.

    1. Организация класса. (Слайд №1)

    - Литературное чтение – прекрасный урок,

    Много полезного в каждой из строк,

    Стих это будет, сказка, рассказ –

    Вы учите их – они учат вас!

    -Каким вы хотите видеть наш урок?

    -Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости.

    Слайд № 2

    Подарите каждому

    По кусочку солнышка,

    Пусть добром наполнятся

    Души их до донышка.

    -Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

    Правила работы на уроке

    2. Актуализация знаний.  

    Отгадывание  кроссворда.

    • Кто  разносит  новости  по  лесу?   (сорока)
    • О  ком  говорят,  трудолюбивый  как  …   (муравей)
    • Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать.    (утёнок)
    • Порой за себя ему бывает неловко, Торчит у него вместо носа морковка.   (снеговик)
    • В  чём  приносит  Дед Мороз  подарки  детям?  (мешок)
    • Он зимой в берлоге спит,  потихонечку храпит.

     А проснется, ну реветь,   Как зовут его -    (медведь).

    - Прочтите  слово,  которое  получилось.   (Сутеев). Вывешивается портрет.

    - Какое  произведение Сутеева  мы  читали?(Три котенка)

    - О чём,  и  о  ком  писал  Владимир  Сутеев?

    - Что вы знаете о Владимире Григорьевиче Сутееве?

    (Родился в Москве, в семье врача)

    С 14 лет подрабатывал: рисовал   дипломы для победителей спортивных соревнований,  работал инструктором физкультуры в младших классах школы.

    Профессиональную деятельность он начинал как художник-мультипликатор. На студии «Союзмультфильм» Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино («Муха-цокотуха», «Волшебный магазин», «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Петя и Красная Шапочка» и др.).

    Сутеев сам иллюстрировал и  свои произведения, и произведения других авторов.  Художник и писатель, режиссёр и постановщик мультфильмов – это всё совместил в одном лице Владимир Григорьевич Сутеев.   Сутеева обладал одной уникальной способностью: он одинаково владел правой и левой рукой, причём,  одновременно одной рукой мог писать, а  другой – рисовать.  

    Открываются таблички – писатель, художник, режиссёр, постановщик мультфильмов.

    Знакомство с выставкой книг

    В домашней библиотеке ребят есть такие книги.

    Учитель показывает  книги со сказками В. Г. Сутеева.  

    Игра «Зоркий глаз»

    - Каждый ряд получает свою таблицу с буквами. Среди этих букв надо найти слово, называющее предмет на рисунке под таблицей.

    - Что изображено на рисунке? (дождь, гриб, звери)

    -Найдите эти слова, закрасьте нужные клетки красным карандашом.

    Зоркий глаз

    1 ряд

    а

    р

    л

    б

    х

    б

    т

    д

    о

    и

    г

    ч

    л

    ж

    в

    ж

    е

    е

    д

    ь

    к

    к

    п

    м

    ы

    2 ряд

    т

    о

    н

    ю

    х

    й

    г

    ь

    в

    и

    и

    р

    и

    ш

    ю

    б

    р

    п

    в

    п

    у

    к

    а

    ы

    м

    3 ряд

    г

    л

    о

    р

    и

    ф

    в

    п

    е

    к

    ж

    т

    з

    в

    н

    и

    с

    п

    ж

    з

    б

    ч

    з

    х

    с

    - Проверим вашу работу. Внимание на слайд (Слайд 3)

    - Прочитайте слова еще раз: дождь, гриб, звери.

    - Составьте из этих слов предложение. Слова можно переставлять, можно добавлять другие слова.

    (Звери спрятались от дождя под грибом)

    Как вы думаете, почему используем эти слова?

    Какова тема урока? Табличка.

    Какова цель? (продолжить знакомство со сказкой, развивать навык чтения)

    - Давайте послушаем ваше чтение.(Чтение отрывками)

    - Ответы на вопросы №1, №2.

    -Какая из этих сказок народная, а какая авторская?

    -Почему так называем?

    Вы внимательно слушали сказку. 

    Назовите мне   главного героя  сказки

    (учитель вывешивает рисунок гриба на доску)

    А почему он главный герой?

    - Потому что он собрал всех  героев вместе.

    Назовите остальных героев сказки в том порядке, в котором они приходили к грибку?

    (называют героев, дети вывешивает рисунки на доску под грибок)

    На доске у нас собрались все герои вместе. Они будут наблюдать за вами и даже помогать вам.

    - Выборочное чтение текста

    Просмотр презентации, чтение отрывка. Слайды№4-13

    - Кто первый нашёл грибок? ( Муравей) Найдите и прочитайте об этом в тексте

    - Кто у Муравья попросил убежища? (Бабочка) ) Найдите и прочитайте с какими словами Бабочка обратилась к Муравью.

    - С какой интонацией нужно нам прочитать обращение Бабочки? (Жалобно)

    - Кто прибежал за Бабочкой? (Мышка) Прочитайте и её просьбу.

    - Кто из героев употребил в своей речи «волшебное» слово? ( Воробей сказал «Пожалуйста»)

     Физминутка Игра «Дождик»

    Рассердилась туча злая    

    И закапал мелкий дождь.

    Капля – раз, капля - два

    Очень медленно сперва.

    А потом, а потом,

    Всё бегом, бегом, бегом!

    Дождь, дождь, надо нам

     Расходиться по домам!

    Гром, гром, как из пушек-                    

    Нынче праздник для лягушек.

    Ливень туча посылает

    И стеной вода течёт.

    Где бы спрятаться от ливня?

    Нас под грибом Лунтик ждёт.

    Солнце вышло из-за тучки,

    Мы протянем к солнцу ручки.

    Покачивание головой из стороны в сторону, «погрозить пальчиком».

    Медленное ритмичное постукивание пальцем по ладоням.

     

    Бег в кругу с ускорением.

     

    Ходьба на месте.

     Стучать кулаком об кулак.

    Прыжки по кругу.

    Руки перед собой, движение ладонями вниз-вверх

     

    Пожать плечами, посмотреть по сторонам. Поднять руки вверх, изобразить шляпку гриба над головой.

    Поднять руки вверх, развести в стороны.

     

    Учитель. Ребята, а вы догадались, почему всем хватило места под грибом? Может, гриб был волшебный?

    Дети. Прошёл грибной дождь, гриб вырос.

    Учитель. Как можно охарактеризовать животных, укрывшихся под грибом?

    Дети. Они были дружные.

    Поделитесь друг с другом своими мнениями по шестому вопросу. Какую из двух пословиц можно сделать названием всех этих сказок?

    Слайд № 15

    Не в свои сани не садись.

    В тесноте, да не в обиде.

    Учитель. Чему можно поучиться в этой сказке? (Добру, взаимовыручке,    дружелюбию, желанию помочь) карточки

    Какова главная мысль сказки?


    Работа  в парах ( по карточкам)

    Карточка №1

     Дождь пережидает                    еле-еле, чуть…

    Кое-как уместилсяльётся струёй

    Вода ручьём течёт подвиньтесь ближе друг к другу

    Потеснитесь немножко   ждёт, когда кончится дождик

      - Соедините словосочетания с его значением                                                    

    Карточка №2

    -  Прочитайте слова сначала по слогам, а затем целыми словами. ( чтение организовывается по очереди)

    Спря-тать-ся

     спрятаться

    Пе-ре-жи-да-ет

    пережидает

    По- тес- ни- лись

    потеснились

    Про- мок- ла

    промокла

    Ма – лень- кий

    маленький

    Не-множ- ко

    немножко

    Группа ребят. Создание диафильма.

    Проверка по доске(животные рядом с грибочком).

    III.Заключительная часть

    - Ребята,  у вас на столах лежат листочки-прямоугольники. На них написаны качества настоящего друга. Прочитайте слова.

    Взаимопомощь

    Честность

    Возьмите карандаш любого цвета, какой вам понравится. Раскрасьте тот прямоугольник в котором написано качество, присущее героям сказки «Под грибом». Условие! Можно раскрасить только один прямоугольник!

    Переверните прямоугольники.

    На обратной стороне для вас есть задание-тест

    - Я буду читать вопрос и предлагать три варианта ответа под буквами а,б,в. Выберите только один, на ваш взгляд правильный ответ и закрасьте букву красным карандашом.

    Тест

    1.  Муравья застал:

    а) Снег

    б) Дождь

    в) Град

    2. Муравей:

    а) пустил бабочку под грибок

    б) не пустил бабочку под грибок

    в) предложил поменяться местами

    3. Из птиц под грибом прятался:

    а) цыпленок

    б) попугай

    в) воробей

    4. Эта сказка учит:

    а) трудолюбию

    б) дружбе

    в) как спастись от дождя

    - Проверьте ваши работы. Внимание на экран!

    (Слайд 17)

    - Ребята, кто выполнил тест без ошибок?

    - С какой сказкой мы познакомились на уроке?

    - Кто автор этой сказки?

    Какова главная мысль сказки? В тесноте, да не в обиде!

    (Слайд 18)

    - Каким качеством обладают друзья – герои сказки?

    - В память о нашей встрече, я бы хотела подарить вам раскраски из сказки В. Сутеева «Под грибом». Раскрасьте их дома, а завтра попробуйте собрать цветной мультфильм по сказке «Под грибом»

    -Ребята, как вы думаете, почему  у этой  сказки  счастливый  конец?

    - Потому  что герои нашей сказки  были  настоящими  друзьями. Они помогали друг  другу, переживали друг  за друга.

    -В сказке есть одна поговорка, в которой и заключена главная мысль . Кто знает, какая это поговорка? (В тесноте да не в обиде)

    Итог урока

    Сегодня придёте домой, а мама спросит:

    - Что нового ты сегодня узнал на уроке?

    - Чему научился? Что ты ответишь?

    Я познакомился с новым автором.

    Узнал, что он создавал мультфильмы.

    Побывал в роли   сказочного  героя (назвать героя)

    Учился красиво  и правильно  читать.

    А еще я узнал, что очень хорошо иметь много друзей.



    Предварительный просмотр:

    взаимопомощь

    честность

    храбрость

    взаимопомощь

    честность

    храбрость


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Начальная школа 21 века". Звуковой анализ слов "кот", "кит".

    Данная презентация поможет первоклассникам выполнить звуковой анализ слов....

    Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

    Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века» и убеждена в том, что комплект учебников и тетрадей по курсу «Литературное чтение» помогает добиться решения важнейших целей: научить читать и развить...

    План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

    Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

    Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

    Тема  урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена  в  программе Notebook 10.К...

    Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

    Тема урока:  С.Михалков  « В снегу стояла ёлочка»Предметная область  литературное чтение Класс  2-йЗадачи урока....

    Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д Н. Мамин -Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича"

    Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д.Н.Мамин - Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича" Презентация...

    Открытый урок по литературному чтению 3 класс. Программа "Начальная школа XXI века" Тема: "А.П.Чехов "Белолобый".

    Открытый урок по литературному чтению 3 класс. Программа "Начальная школа XXI века" Тема: "А.П.Чехов "Белолобый"....