Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Дрюнина Лилия Алексеевна

 

Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века» и убеждена в том, что комплект учебников и тетрадей по курсу «Литературное чтение» помогает добиться решения важнейших целей: научить читать и развить интерес к чтению и книге.

Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. То, что увлекает ребенка, заставляет его размышлять, вызывает чувство радости. Стараюсь, чтобы знакомство с новым произведением на уроке начиналось с эмоционально-эстетического восприятия и оставило в сердцах детей неизгладимое впечатление. Интересно проводить уроки, во время которых ученики могут проявить себя, внести элемент творчества. Конечно, это требует дополнительной подготовки к уроку, но надо создать такие условия на уроке, чтобы дети с разными способностями добились успеха в учении.

«Учение с увлечением» - вот девиз моей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteni1.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

во 2 классе

Автор – Дрюнина Лилия Алексеевна

Учебный предмет: литературное чтение

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: «Е.Трутнева «Осень»,  Э.Шим «Белка и Ворон»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с произведениями Э. Шима «Белка и Ворон», Е. Трутневой «Осень»; закрепить умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения; формировать понятия «сказка», «стихотворение»; умение правильно называть произведение (фамилию автора, название), тему и жанр.

2. Развивать читательские умения, навыков выразительного чтения, устную речь учащихся, технику чтения, творческое воображение, внимание, память.

3. Воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу, учить видеть и понимать красоту осенней природы, воспитывать любовь к природе, животным и бережное к ним отношение.

Формировать УУД:

Познавательные: воспринимать на слух художественное произведение, выполнять задания в учебнике и тетради, читать по ролям, показывая при чтении характер героя, использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач.

Личностные: развивать эстетические чувства, содействовать осознанию ценности изучаемого предмета, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать действия, в соответствии с поставленной задачей; умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности; проводить самоконтроль и самооценку; планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, воспитывать культуру диалогового общения.

 

Ресурсы:

основные:

учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А. Ефросинина),

рабочая тетрадь «Литературное чтение» № 1, 2 класс (автор Л.А. Ефросинина)

дополнительные:

выставка детских рисунков «Художник-Осень»,

маски-шляпы «Ворон», «Белка»,

индивидуальные светофорчики,

листы бумаги,

музыкальное оформление.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и хорошего настроения.

II. Фонетическая зарядка.

- А сейчас проведем тренировку для нашего голоса и язычков, чтобы на протяжении всего урока правильно и четко говорить.

Читаем наше стихотворение сначала в медленном, затем быстром темпе. Не забудьте про дыхание. Набираем воздух и читаем на выдохе каждое четверостишие.

Чтобы разговаривать,

Надо выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить.

III. Проверка домашнего задания.

А) - На дом вы получили творческое задание, представить, что каждый из вас Художник-Осень и нарисовать свою картину.

- Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились. Многие выполнили это задание.

Б) - А сейчас послушаем чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало».

- Чье чтение наизусть вам больше всего понравилось?

- Я согласна с вами. Получили оценки…

В) Работа с моделями.

- Сравните модели произведений, прочитанных дома.

- Определите жанр каждого произведения и его тему.

- Назовите произведение, относящееся к первой модели, ко второй модели.

Рисунок 1.                                                 Рисунок 2.

?

?

- Что общего у этих произведений?

(Они о природе, тема одна, есть заголовок и фамилии авторов, значит это авторские произведения).

- Чем различаются эти произведения?

(Одно из них рассказ, другое стихотворение, разные авторы, разное название).

- Молодцы, ребята!

IV. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование новой темы урока, постановка целей.

- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А вот куда догадайтесь сами.

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром,

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днем. (Осень). 

- Да, мы сегодня совершим путешествие в красочный мир осени, продолжим работу над выразительным чтением, будем анализировать, сравнивать, делать выводы, познакомимся с новыми произведениями о родной природе, познакомимся с лесными жителями, посмотрим, как они живут осенью.

V. Знакомство с произведением Э. Шима «Белка и Ворон».

- Одно из сегодняшних новых произведений вы сможете не только услышать, но и увидеть. Ребята нашего класса приготовили сценку по произведению Э.Шима.

Эдуард Юрьевич Шим родился в 1930 году, он очень любит природу, детей и хотел своими произведениями рассказать вам о красоте природы, рассказать её секреты, чтобы вы любили природу и бережно к ней относились, в его произведениях растения, животные оживают, превращаясь в сказочных героев.

- Будьте внимательны, чтобы ответить на вопросы после сценки.

Разыгрывание сценки «Белка и Ворон».

- Понравилось ли вам это произведение?

- Что вам понравилось?

- Какое настроение вызвало у вас это произведение?

Антиципация

- Подумайте, что это рассказ или сказка?

- Объясни.

- Как вы думаете, какое название имеет это произведение?

- Давайте посмотрим и сравним ваш ответ с ответом в учебнике.

- Откройте учебник. Прочитайте фамилию автора.

- Прочитайте заголовок.

- Прочитайте название произведения.

Работа с моделями.

- Покажите на модели, что вы сейчас услышали сказку.

- Почему вы нарисовали круг? (Это заменитель сказки).

- Закрасьте заменитель на модели.

- Каким цветом закрасили?

(Коричневым, так как эта сказка о животных).

VI. Выразительное чтение произведения учащимися.

VII. Беседа после чтения.

- Кто главный герой сказки Э.Шима? (Белка и Ворон).

- Как ворон и Белка обращаются друг к другу? Прочитайте.

- Какие вопросы задавала Белочка?

- Какая она по характеру? (Любознательная, трудолюбивая, вежливая).

- Что говорит о мудрости Ворона? 

VIII. Работа в тетради.

- Выполните задание в тетради.

- Найдите и прочитайте название произведения.

- Прочитайте и укажите, какими были Ворон и Белочка.

IX. Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

X. Знакомство со стихотворением Е.Трутневой «Осень».

- Осенняя природа побуждает людей творить. Изображать осеннюю природу можно по-разному. Вы были сегодня художниками и изображали осень с помощью красок, композиторы передают настроение осеннего дня с помощью музыки, а Евгения Трутнева «нарисовала» картину осени словами. Послушайте это произведение.

XI. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Звучит музыка.

XII.  Беседа после первичного восприятия.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Что вам особенно понравилось?

- Какими впечатлениями вам хочется поделиться?

- Какое настроение вызвало у вас это произведение?

- Что я вам прочитала?

(Это стихотворение, так как есть рифма, ритм, повторение одинаковых гласных, согласных, звучность.)

XIII. Чтение произведения учащимися.

- Давайте прочитаем так, чтобы передать радостное настроение, чтобы все почувствовали красоту осени. 

XIV. Работа с учебником.

- Прочитайте фамилию автора.

- Прочитайте заголовок.

- Прочитайте название произведения.

XV. Творческая работа. Анализ произведения.

- Какие картины природы вы представляли, когда читали это стихотворение.

- Как вы понимаете слова «стало вдруг светлее вдвое»?

- Что сказано о березке?

- Как вы понимаете слова «это платье золотое у березки на плечах»?

- Сейчас мы будем перечитывать стихотворение, а вы должны ответить на вопрос: какими красками вы бы передали настроение слов в каждом четверостишии?

Чтение первого четверостишия.

- Расскажите о ваших представлениях.

(Очень светло. Стоит березка в желтой листве, которая блестит на солнце.)

- Каким цветом вы бы могли раскрасить первый квадрат? (Желтым или золотым).

Чтение второго четверостишия.

- Какую картину вы представили, читая это четверостишие?

(На рябине и калине красные ягоды на деревьях, много птиц, под окошком бардовые георгины).

- Каким бы цветом вы бы раскрасили второй квадрат?

Чтение третьего четверостишия.

- Каким цветом можно раскрасить этот квадрат?

(Наверное, разноцветным, так как листья они и желтые и красные, а оранжевые и зеленые).

Чтение четвертого четверостишия и последних строчек.

-Что вы представляли, читая это четверостишие?

- Какой цвет по-вашему, соответствует данному фрагменту?

- Ребята, у нас получилась таблица цветонастроения.

- Дома вы еще раз прочитаете его целиком, соблюдая ритм, передавая настроение.

XVI. Выполнение заданий в тетради.

- Рассмотрите модели обложек и скажите, какая модель соответствует стихотворению Евгении Трутневой «Осень».

- А остальные? 

XVII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- С какими произведениями мы познакомились?

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Какие задания показались вам наиболее интересными?

- Продолжите предложения:

Мне понравилось…

Мне было трудно…

XVIII. Домашнее задание.

- Дома вы нарисуете рисунки к понравившемуся произведению, для создания классной книжки-малышки.

Дифференцированное задание.

Первая группа (слабо читающие дети) читают сказку Э.Шима по ролям, выполняют задание в учебнике;         

вторая группа (хорошо читающие дети) учат стихотворение наизусть, выполняют задание в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

Какие бывают скороговорки. 3 класс. Урок по литературному чтению УМК «Начальная школа ХХI века».

Поможет сформировать умение отличать скороговорки по их строению, открыть понятие «группы скороговорок»,  повторить понятие «скороговорка», развить творческое мышление учащихся; память,...

Рассказы о животных. Урок литературного чтения УМК " Начальная школа XXI века" 2 класс

Конспект урока и презентация  по произведениям К. Ушинского " Лиса Патрикеевна", П Комарова " Оленёнок"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...

Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский "Барсучий нос"

Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК:  «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК:  «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема:  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель:  осветить некоторые м...