Урок развития речи во 2 классе"Знакомство с описанием как типом текста".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Урок построенн в личностно-ориентированной технологии в системе интерактивногообучения.Технология урока предполагает максимальную опору на субъекктивный опыт каждого ученика, его анализ,сравнение, выбор оптимального содержания этого опыта.первод его в систему понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostina_va.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Костина В.М учитель начальных классов,

первой квалификационной категории,

МАОУ «Гимназия№76»,г. Наб.Челны

Kostinavalentina1964@mail.ru

                                 

                            Проект урока развития речи во 2 б классе.

Тема урока: «Знакомство с описанием как типом текста».

Задача урока:

выявить структуру текста – описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание;

Цели урока:

1)способствовать формированию саморефлексии знаний (умению самостоятельно разграничивать область знания и незнания);

2)способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;

3)путём постановки и решения учебной задачи продолжать учить самостоятельности в суждениях, в речевой деятельности, в самостоятельном поиске ответов на поставленные вопросы;

4)развитие эйдетической памяти.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге продуктивного непонимания (диалог оценочного характера).

Формы работы: внутригрупповая и  общеклассная  дискуссии, самостоятельная работа.

Приёмы работы : средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждения, обращение)

Мотивация к учебной деятельности.

-Доброе утро!

-Сегодня всем нам!

-Мир знаний ждёт впереди нас, друзья!

В путь отправляться настала пора!

Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!

 Саморефлексия собственных знаний. Общеклассная дискуссия.

Прочитайте текст на экране.

На экране:

Серый котёнок увидел мышку. Он бросился за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котёнок за ней. Мышка убежала. А из банки вылез белый котёнок.

У нас есть котёнок Васька. Сам он серый, лапки чёрные. У него зелёные глазки, пушистый длинный хвостик. Ну, котик-коток!

Я мечтаю завести котёнка. Ведь кошка может поиграть со мной, поднять настроение. Кошки забавны и красивы. Поэтому мне хочется завести этого друга.

-Как вы думаете, какой из трёх текстов является описанием? Обоснуйте свою мысль.

-(Второй текст.)

-Как вы узнали? Докажите! Ведь всё тексты о котёнке!

-Этот текст отвечает на вопрос  к а к о й ? Первый текст рассказывает, что произошло с котёнком  и отвечает на вопрос  ч т о с л у ч и л о с ь ?  А третий текст отвечает на вопрос  п о ч е м у ? - почему Автор хочет завести котёнка.
-Согласны?(Дети пальчиками показывают своё мнение)

На экране: к а к о й ?

На прошлом уроке мы  составили алгоритм описания в виде значков .Вспомните его! (на экране появляются рисунки)

Проанализируйте, какого пункта алгоритма не хватает в нашем тесте? Как он звучит?

-Отношение автора к герою.

-Ваши варианты. (Дети придумывают и сообщают свои предложения учителю и ребятам).

-Ночь! (Дети закрывают глаза,  головы на парты)

-Наш герой пожаловал к нам в гости (учитель демонстрирует игрушку- котёнка), он дарит нам свою улыбку и рад ,что мы с вами справились с заданием. Чтобы Ваське не было грустно, к нам спешит ещё один герой. Догадайтесь, кто это?

На экране текст с пропущенными словами:

______-самая маленькая и самая нарядная птичка в мире. Их называют –птица-муха .Самые маленькие ______величиной со шмеля. У них цепкие и сильные ноги, нос вытянут, длинный словно спица. Пёрышки _____ так красивы, что похожи на драгоценные камни .На солнце они переливаются. Сказочно красивая птица _____!

-О ком идёт речь в тексте? (На экране появляются слова - к о л и б р и  ) Узнали этот тип текста? Можно его разбить на три части? Вспомните алгоритм типа текста, что вы можете сказать? (ответы детей).

-Текст не озаглавлен!

-Из трёх заголовков выберите один, который подходит к тексту. Докажите свой выбор.

 На экране:

Почему колибри называют мухой?

Что случилось  с колибри?

Сказочно - красивая птица.

Дети выбирают заголовок и обосновывают свой выбор опираясь на признаки  видов текста.

 На экране: рисунок колибри

Разграничение области знания и незнания. Постановка учебной задачи.

-Какие вопросы мы ставили на предыдущих уроках?

-Как строится описание, какие особые слова в нём используются, которые помогут построить такой текст?

-На какой вопрос мы ответили? Какой вопрос остался? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

-Какие слова помогают построить описание.

-Как это можно узнать? Ваши предложения, что нужно сделать?

(слушаются предложения детей)

- У нас есть на доске текст, понаблюдаем за ним.

-Согласны с Юлей? ? (Дети пальчиками показывают своё мнение)

Решение учебной задачи : выдвижение и проверка гипотез.

-Мы одобрили предложение Юли , исследуем это описание. С чего начнём?

-Посмотрим на наш алгоритм! Он нам поможет!

доске:  алгоритм описания в виде значков.

-Ваши предложения о  поиске особых слов , использующихся в  описании.

-Посмотрим, какие слова в нём используются чаще.

-Мы ставим вопрос к тексту-описанию  к а к о й?

-И, дальше!

-Наверное, в описании должно быть слова , показывающие , что у колибри    к а к о е?

-Хорошие предложения!  Найдите слова, которые говорят  о том, к а к и е у колибри ноги,  к а к о й  нос,  к а к и е пёрышки. (Дети называют слова, выделяем их цветом на экране)

-Что называют такие слова? Как мы их назовём?

На экране:  слова-признаки

-С чем сравнивает автор  нос и пёрышки птицы? Почему? Произнесите слово с р а в н и в а е т , подумайте, как можно назвать эти слова?

(Дети называют свои варианты)

-В науке их называют  

На экране:  слова-сравнения

-Подведём итоги нашего исследования.  (слушаются предложения детей)

-Для чего нужны в тексте слова-признаки и  слова-сравнения? .  (слушаются ответы  детей)

-Согласна с вами: для точности, образности предмета, животного. Авторы  используют и другие приёмы, о них мы узнаем чуть позже.

Воспроизведение открытых знаний(индивидуальная работа, самостоятельная работа ,мини-диалог)

-А теперь отдохнём. Послушайте загадки и нарисуйте отгадки.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая

Самая болтливая.

Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Повернулась и в лес!

Дети рисуют отгадки, обмениваются рисунками в парах .

-Покажите отгадки всему классу. В каком мнении вы сошлись?

-Это – сорока!

-Докажите почему?

-Чем ещё интересны загадки?

-Я думаю в первой загадке слова-признаки, во второй все слова-сравнения. Они тексты-описания.

Творческое преобразование знаний.

Устраивайтесь удобнее, головки положите на парты, закрывайте глазки ,  мы отправляемся с вами …(звучит музыка для релаксации)

-Мы свами на полянке невиданной красоты, опускаемся на траву, вдыхаем запах цветов, трогаем каждую травинку , чувствуем её нежность, слушаем голоса птиц. Вот пень,  он теплый , похож на букву С. На нём греется добрая кобра в виде буквы Е . Журчит тихий ручеёк  в виде буквы М ,на нем крохотный зелёный островок Е. Солнце нам дарит свои теплые лучи , они скользят  будто буква Й. Сказочно- красивая птица фламинго несёт в клюве травинку К. С дерева в ладонь нам падает гладкий прохладный орешек А.   Мы прощаемся с лесом и возвращаемся в класс отдохнувшие и бодрые .

-На доске мышки , прибежавшие с нами из леса, они просят вспомнить нас какие буквы мы видели в лесу.   (на каждой мышке с обратной стороны написана одна из букв, дети вспоминают «образы картинок –букв», по мере вспоминания мышки  переворачиваются образуя слово)

-Читаем, что образовалось у мышек?

С е м е й к а

-Нам тоже пора  создать свои семейки у нас в классе . ( дети образуют группы)

Предлагаю теперь самим попробовать самостоятельно составить описание. Каждая семейка выбирает себе изображение птицы, зверя, жучка по выбору

Что вам в этом поможет?

-Алгоритм – описания, слова-признаки,  слова-сравнения.(под тихую музыку дети самостоятельно в группах составляют свои тексты) Представители группы вслух зачитывают свои  коллективные работы. Класс работает в позиции Критиков и Слушателей.

Рефлексия знаний.

-Какую задачу мы ставили в начале урока? Удалось нам решить её?

-Оцените свою работу цветными магнитиками на доске. Каждый поставит свой магнитик на одну из трёх ступенек познания, которую он по-своему мнению достиг сегодня.

-На сказочной планете жили Зебрынь и Зебрёнок. Попробуйте дома составить описание одного из жителей сказочной планеты. Спасибо за сотрудничество!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"

Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог...

Урок развития речи "Рыбы. Узнавание предмета по описанию"

Данный урок, для учащихся 1 класса I, II вида...

проект урока развития речи "«Знакомство с описанием как типом текста».

Цели урока :выявить структуру текста –описания ;определить алгоритм составления текста описания и слова помогающие строить описание...

Урок развития речи. 4 класс. Сочинение - описание животного (кошка).

Урок развития речи, написание сочинения - описания животного (кошки). Материал расчитан на 2 урока (урок русского языка + урок литературного чтения)....

Урок развития речи 2 класс Составление рассказа – описания по картине Ф. П. Толстого

Разработка материала по  картине Ф. П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка...

Технологическая карта урока Развитие речи 3 класс " Устное описание перелётной птицы (скворец)"

Технологическая карта урока развитие речи языка в 3 классе  ТемаУстное описание перелётной птицы (скворец).Цели  Образовательные: Уточнение и систематизация знаний детей о перелетных пт...