Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Фисенко Кристина Юрьевна

Урок развития речи по русскому языку.

Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"

Цели:

Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же логически его располагать. 

Развивающая:Развивать речь учащихся. Развивать умение воспринимать содержание картины, её композицию;выражать своё отножение к изображённому, точно употреблять слова и словосочетания в тексте.

Воспитательная:Воспитывать уважительное отношение к прошлому.

Оборудование: презентация,  карточки, орфографические словари,детские рисунки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Орг.м.

– Настал первый день, первый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте : как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю злобу, обиду, беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.

  1. Посмотрите на доску, прочитайте слова. Какую сказку они вам напоминают?

Д! СЕСТРИЦА  АЛЁНУШКА                  КОЗЛЁНОЧЕК

БРАТЕЦ  ИВАНУШКА                             ВЕДЬМА

- Как называются слова, по которым можно определить тему текста? Какие опорные слова помогли вам понять, что речь идёт именно об этой сказке? Почему именно эти слова?

- Вы самостоятельно дома прочитали эту сказку. Какой вам представилась Алёнушка? (добрая, ласковая, заботливая, красивая, скромная, внимательная)

   2. После чтения сказки вы все свои чувства передали в рисунках. Обращаю ваше внимание на выставку.

Д! ВЫСТАВКА РИСУНКОВ

-Я предлагаю вам выбрать те, которые соответствуют той словесной характеристике героини, которую вы дали. (1,2 человека. Почему выбрали?)

- А в какой момент  вы особенно переживали за героиню сказки?

- Какой вы представляете себе Алёнушку, в тот момент, когда случилась беда? (грустная, печальная)

3. А вот теперь посмотрите на репродукцию картины «Алёнушка». Кто знает кто её автор? (Художник Виктор Михайлович Васнецов написал свою картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

СООБЩЕНИЕ О ХУДОЖНИКЕ.

- Нам подготовили сообщение о художнике, предлагаю послушать.

- Сегодня  на уроке мы с вами будем писать сочинение по картине. Предлагаю вам подумать, отличается ли ваше представление об Алёнушке от представления художника? ( нет, художник изобразил героиню, наверное, в тот момент, когда братец превратился в козлёночка, Аленушка очень грустна, печальна)

- На прошлых уроках  мы учились составлять тексты – описания по иллюстрации к сказке.

- Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке? (нет, это не иллюстрация, т.к. иллюстрация изображает эпизод из сказки, со всеми описанными в ней деталями. Здесь же изображена просто героиня сказки.)

Хочется добавить: художник создал обобщенный образ русской девушки и выразил своё отношение к ней. Он не старался в точности передать историю про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Художник словно вспомнил все сказки про бедных,  детей – сирот, несастных, обиженных, но добрых и трудолюбивых.

4. Обратите внимание  на позу девушки, на природу, которая её окружает.

- Закройте глазки (усилить музыку) попробуте представить себе эту картину.

- Что вы видите ярче всего? (Алёнушку, её печальное лицо, позу)

- Почему художник изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины? (она главный герой в этой картине. Художник хочет, чтобы мы сразу обратили на неё внимание.)

- Где находится наша героиня? (она сидит на озере у камня)

- В какой позе изобразил её художник? Почему? (Алёнушка положила голову на колени, ей грустно, она о чём-то печалится, смотрит в воду, пригорюнившись.)

- Так и хочется к ней обратиться следующими строчками:

 Алёнушка, Алёнушка,                        Как ивушка плакучая

Задумчивое солнышко,                       Над озером склонилася,

О чём ты опечалилась,                        Какое горе горькое

О чём ты призадумалась?                   С табою приключилося?

5. Я предлагаю вам сейчас поработать с карточками из лексического словаря настроений и убрать лишние (одинокая, грустная, весёлая…)

Д! СЛОВА ИЗ СЛОВАРЯ НАСТРОЕНИЙ

Дети друг за другом выходят и убирают лишние слова.

- Давайте прочитаем слова, которые остались. Все ли они подходят к образу Алёнушки?

- С помощью каких средств художник сумел показать нам, что эта девочка – сиротиночка? (увеличить Алёнушку)  ( Алёнушка бедно одета, на ней старенькая выцветшая кофта, старый сарафан)

- Распущенные волосы отождествлялись в древних поверьях с бедой, с опасностью, с тяжёлыми думами.

- Как живописец выразил в картине своё отношение к ней? (внимание на лицо) (Лицо у неё хотя и печальное, но красивое и доброе.)

6. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Вам нужно вставить в текст подходящие слова.

   Неподвижно смотрит         …        в мрачные воды омута.       …       поникла. Свешиваются запутанные пряди      …     . Печально сложены на коленях усталые       …      . Она точно сломанная ветка берёзы, что спускается рядом с     …       .

Помните, что у нас есть сундучок с подсказками. Если кто будет испытывать затруднения можно тихонько встать и воспользоваться подсказкой.

Проверка ( заслушать 1, 2 текста)

Вывод: Алёнушка, несомненно, центральный образ картины, но нам так же интересен пейзаж.

- Обратимся к словарю. Что такое ПЕЙЗАЖ? (это общий вид какой-то местности)

- Какова роль пейзажа на картине Васнецова «Алёнушка»? (Пейзаж – это фон, на котором происходит действие. Но также пейзаж здесь способствует раскрытию характера героини, передаёт состояние её души.)

- Что изображено на заднем плане картины? (Позади Алёнушки густой, тёмный лес. Серое небо.)

- На переднем? (Вода в озере  тоже тёмная, мутная, в ней отражается лес.)

7. Работа в группах по микротемам.

- Ребята, а что может быть тёмным? (ночь, небо, лицо, лес, глаза, коридор…)

- Как об этом можно сказать по-другому?

-  Как вы понимаете слово ПЕЧАЛЬ? Подберите синонимы.

- Каким бывает печальный человек? (Грустный, огорчённый, подавленный)

- Как художник показал нам, что приближается осень? (жёлтые листочки плавают в воде, на берёзках желтые листочки)

-Случайно ли художник выбрал именно это время года? (Нет. Осенняя природа грустная. Она словно грустит вместе с Алёнушкой. Она помогает понять нам состояние  души девочки. Лес тёмный и на душе у Алёнушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и в душе у девушки нет ничего светлого и радостного.)

- Обратите внимание   и подумайте, какие приёмы использует художник, чтобы передать настроение героини? (сообщение ученика о художественных приёмах) (Свет падает на лицо девушки, чтобы на тёмном фоне выделить её для зрителя. Краски тоже тёмные, они помогают лучше передать настроение Алёнушки.)

- Кто ещё грустит вместе с Алёнушкой? (верх картины)

(Птички (ласточки) они сидят рядом над головой Алёнушки, на изогнутой дугой веточке берёзке)

По сведениям знаменитого исследователя русской народной сказки Афанасьева , с которой Васнецов был знаком ласточка приносит добрые вести, утешение в несчастье. А берёза, растущая у воды, была знаком исцеления)

Вывод учителя: Даже если художник не вкладывал в свое полотно столь подробную символику, оно не производит впечатление безысходности, возможно потому, что мы знаем что в сказке… (добро всегда побеждает зло)

- А что чувствуете вы, когда смотрите на эту картину?

- Чем она вам нравится?

- Если бы вы были художниками, как бы вы назвали эту картину?

8. Знаете ли вы, эта картина помогла художникам других видов искусства создать свои произведения. Например, у поэта Александра Прокофьева есть стихотворение «Алёнушка». Сейчас нам его прочитает ученик нашего класса. А вы будьте внимательными и определите, будет ли поэт пересказывать картину? (читает ученик)

Пруд заглохший весь в зелёной ряске.

В ней тростник качается, шумит,

А на берегу, совсем как в сказке,

Милая Алёнушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,

Красен от гвоздик, от лилий бел,

Тополинный пух на платье синем,

С тополинных рощ он прилетел.

Но кукушка на сосне кукует.

И тропинка к берегу ведет.

Солнце щедро на воду такую

Золотые обручи кладёт.

- Верно. Стихотворение не пересказывает картину живописца. Образ Алёнушки собирательный.

Сюжет картины В.М.Васнецова навеян русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Образ Алёнушки пленяет глубокой искренностью и обаянием.

Вывод делает учитель:

Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне в лесной чаще, возле глубокого омута одиноко сидит Алёнушка. В её поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Взгляд тёмных, широко раскрытых глаз неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета Алёнушка бедно. На ней старенький, порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, хотя на дворе уже осень.

Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые осинки. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Общий тон картины неяркий, в нём преобладают тёмно-зелёный и жёлто-коричневый цвета.

Мы с вами всё ближе к тому моменту, чтобы приступить к написанию сочинения по картине. Но чтобы вы смогли изложить свои мысли правильно предлагаю обсудить план. Он состоит из 3 пунктов. Своё сочинение вы можете начать так…

В своей работе вы можете использовать орфографический словарик, где есть написание трудных слов или спросить у меня.

Итог: Наша первая часть работы подошла к концу. Я получила большое удовольствие от ваших ответов. Я почувствовала, что и вас затронула эта картина. А что для вас стало открытием? Что приобрели вы? С кем бы вам хотелось поделиться своими впечатлениями. На втором уроке вам предстоит написать сочинения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Рыбы. Узнавание предмета по описанию"

Данный урок, для учащихся 1 класса I, II вида...

Урок развития речи.Написание сочинения - миниатюры "Ландыш" (3 класс)

  Сочинение на уроках  русского  языка      Сочинения занимают особое место в школе. Сочинение – творческая рабо...

Урок развития речи. Тема: Сочинение «Верный друг» по серии картинок.

       Связность текста воспринимается как его сущностное свойство. Следовательно, как указывает Гальперин И.Р., проблема текста возникает лишь там, где есть, как минимум, д...

Урок развития речи 2 класс Составление рассказа – описания по картине Ф. П. Толстого

Разработка материала по  картине Ф. П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка...


 

Комментарии

Ахатова Аниса Гафуановна

Кристина Юрьевна, спасибо за конспект. Очень помогли.

Ахатова Аниса Гафуановна

Кристина Юрьевна, спасибо за конспект. Очень помогли.