Урок развития речи.Написание сочинения - миниатюры "Ландыш" (3 класс)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Лукьянова Елена Михайловна

          Сочинение на уроках  русского  языка

 

     Сочинения занимают особое место в школе. Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности, активности, увлечённости. Работа начинается с выбора темы, то есть того предмета, о котором будет писаться или рассказываться.

     Темы бывают  широкие и узкие.  Главное  наблюдать, всё замечать, запомнить, осмысливать. Везде можно найти что-то интересное, важное, необычное, достойное внимания.

     Задача педагога учить детей видеть то, что видят все, и замечать то, чего не заметил никто.

    Предлагаю разработку урока, мини-сочинение «Ландыш». Работа проводилась в несколько этапов,  не только на уроках русского языка, но и на уроках  окружающего мира, литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_landysh_3_klass.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

         Сценарий урока  русского языка 3 класс (развитие речи).

                  Подготовила учитель начальных классов

                         Лукьянова Е. М.

                        ГБОУ  лицей  №488, г. Санкт-Петербург

                                          2013г.

Тема:  Мини-сочинение «Ландыш»

Цели: 1) закрепить знания о разных частях речи;

           2) формировать интерес к поисковой деятельности;

           3) развивать логическое мышление;

           4) создавать условия для развития образного воображения;

            5) способствовать развитию монологической речи;

            6) формирование навыка самостоятельной исследовательской деятельности;

            7) продолжение работы над пополнением  активного и пассивного словарного запаса.

                                  Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Проверьте свою готовность к уроку. Настройтесь на урок и приготовьтесь к интересной работе, к написанию мини-сочинения.

             О первый ландыш! Из-под снега

             Ты просишь солнечных лучей

              Какая девственная нега

              В душистой чистоте твоей! ( А. Фет)

- О чём это стихотворение?

- Какие встретились непонятные слова?

            Девственная                              нега

             Нетронутое                            счастье (блаженство)

-Как называются устаревшие слова, которые  не  употребляются в современном  русском языке?  (архаизмы)                                                               - Как будет звучать эта поэтическая  фраза, если сказать её современным языком?  

                          Какое нетронутое  счастье

                          В душистой чистоте  твоей!

-Что такое  ландыш? (цветок)

- Где растёт?

-Назовите  однокоренные слова  к слову  цветок. (Цветик, цветочек)                                        - Запишите тему  на своём рабочем листе (ландыш) и одно из однокоренных слов.                                                                                                                                  - Какие ассоциации вызывает у вас слово «ландыш»?

         счастье                                      красота

         тепло                                          радость

         нежность                                    утро

         хрупкость                                  жемчуг

-А вы знаете, что существует  древнерусская легенда: «Морская царевна  Волхова  полюбила  юношу Садко, но тот отдал своё сердце любимице полей и лесов  Любаве. Опечаленная  Волхова  вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли  ландыши – символы чистоты, любви  и  грусти.  ( Звучит мелодия Рахманинова «Нежность» Сара  Брайтман)                                                                                                                                 – Какими существительными  можно дополнить наш ассоциативный  ряд? (чистота, любовь, грусть)                                                                                            - Запишите  под цифрой   4  образы, которые  вам понравились, и  которые  вы будете  использовать  в своём  сочинении.                                                                   - Я  хочу  предложить  ещё  один образ  этого  цветка.  Этот  чарующий, загадочный  цветок  с тонким  ароматом, слегка кружащим  голову,  до  боли в сердце, до «бешеного  обожания» - любил  Пётр  Ильич  Чайковский.  Во  Флоренции  (Италии)  оглушённый  неистовым  запахом  магнолий  и  буйствующих  роз, композитор  так  затосковал, что обратился к поэзии:

        О, ландыш, отчего так  радуешь ты  взоры?

         Другие   есть   цветы, роскошней  и пышней

         И  ярче  краски  в  них,  и  веселей узоры

         Но  прелести  в  них нет  таинственной  твоей…

         Твоё  благоуханье… как  музыка…

         Стесняет  мне дыханье.

-Что  вспоминал в далёкой  стране композитор? (Родину)                                            - Значит, ландыш   у композитора создавал  образ  Родины.                                    Что  такое  Родина? (место, где человек родился)                                               - П. И. Чайковский  создал  известное  музыкальное  произведение  «Времена года».                                                                                                                                     -   Послушайте  мелодию  из этой серии «Апрель» (подснежник).

II.

- А теперь представьте существительное  в виде магнита. Какие имена  прилагательные  притянуло  бы  к  себе  слово  «ландыш»? (ответы детей)                     - Я  хочу  вам  помочь .  Предлагаю  стихотворение  В. Брюсова. Прочитайте  его. Подчеркните  прилагательные.

            Ландыш милый, ландыш нежный,
           Белый ландыш, ландыш снежный,
           Наш цветок!
           Встал ты меж зеленых створок,
           Чтоб тебя, кто только зорок,
           Видеть мог.

             Колокольчики качая,
            В воздухе веселом мая,
            Бел и чист,
            Ты, как звезды, в травах светишь,
            Ты узором тонким метишь
            Полный лист.                                                                                                

–Назовите  прилагательные  в  стихотворении, говорящие  о  ландыше.

             милый                         снежный

             нежный                       чистый

             белый                           бел              краткие

                                                    чист            прилагательные  

                                     

-Какие необычные прилагательные  встретились?  ( бел и чист- краткие прилагательные)

-Кто знает, почему поэт  использовал  эпитет снежный?

-Выберите  прилагательные, которые  вам понравились  и  запишите  под  цифрой  2.

III.

- Слов, какой части речи  не  хватает?  (глаголов)

-Что  делает  ландыш?      растёт

                                             радуется

                                             благоухает  (издаёт  аромат, приятно пахнет)

                                             звенит

                                             удивляет

                                                 …

-Запишите  под цифрой   3  три слова-глагола.                

IV.

На столах стоят шкатулки.

-Я приготовила вам сюрприз. Откройте шкатулки.

-Что вы почувствовали? (приятный запах, аромат)

-Кто его узнал?

-Что удивило вас?

-Что вы вспомнили, представили?

-Много поклонников у этого цветка – за раннее  его цветение, за аромат – запах цветов.

Ландыш вдохновил  на  создание  произведений не только писателей, поэтов, композиторов, но и парфюмеров – создателей  ароматических  веществ, духов.

- Запишите  предложение под цифрой 5. (Ваше отношение   к  ландышу)

V.

- Прочитайте, что у вас получилось, материал, который вы будете использовать  во  время  написания сочинения.

-Теперь вы можете приступить к написанию  мини  - сочинения. (Звучит  музыка)

VI.    Обсуждение сочинений в группах.

- Обсудите сочинения. Автор лучшего сочинения  прочитает  его всем  нам.

-Автора прошу пройти в кресло. (Чтение  сочинений  в кресле  автора.)

VII.     Итог  урока.

-Ваши  сочинения  были  итогом  нашей работы  всего урока.

                                     

               

         

                                                                                         

                            Правило написания

  1. Одно слово - существительное. Тема.
  2. Два слова - прилагательные, которые могут быть соединены союзами  или  предлогами.
  3. Три слова – глаголы.
  4. Предложения, которые выражают  твоё  отношение  к первой строке, теме.       

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                             Автор_______________________

                                                                             Дата_________________2013 г.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"

Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Урок развития речи. Тема: Сочинение «Верный друг» по серии картинок.

       Связность текста воспринимается как его сущностное свойство. Следовательно, как указывает Гальперин И.Р., проблема текста возникает лишь там, где есть, как минимум, д...

Урок русского языка Обучающее сочинение "Зима" 4 класс

Цель: умение строить речь в определенной композиционной форме, систематизироватьсобранный материал , продолжить формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости ,устойчивого внимания ; в...

Технологическая карта урока русского языка "Развитие речи. Написание подробного изложения" (УМК "Школа России", 3 класс, 2ч.)

Тип урока:  урок развивающего контроляЦель урока: формирование способностей, позволяющих осуществлять контроль в процессе воспроизведения повествовательного текста; обучение детей способам самоко...