Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе
методическая разработка

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_dostizheniya_rezultatov.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе

На современном этапе развития общества начальное образование призвано создать необходимые условия для формирования у учащихся потребности в активном познании окружающего мира; приобретения навыков самоорганизации, обеспечивающих высокую эффективность всех видов учебной и внеучебной деятельности; становления построенных на принципах гуманизма отношений; овладения базовыми умениями выявлять и реализовывать индивидуальные задатки и способности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.
В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

-личностные результаты

-метапредметные результаты

-предметные результаты

Ориентация образовательных стандартов (а следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке– она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.

Это налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности:

- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

- использование критериальной системы оценивания;

- использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания.

В системе оценивания в начальной школе используются:

  1. Преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой; внешняяоценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах;
  2. субъективные илиэкспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов  и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ, или тестов) процедуры и оценки;
  3. оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения;
  4. разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
  5. интегральная оценка, в том числе портфолио, выставки, презентации и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и  т.д.)
  6. самоанализ и самооценка обучающихся;

Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно сформулировать следующим образом. Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было:

- устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

  - давать общую  и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

- отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и, в частности, в достижении планируемых результатов освоения программы начального образования;

- обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

- отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей:

- учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования;

- родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка;

- учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся.

Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное,  итоговое) оценивание.
  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  4. Оценивать можно только то, чему учат.
  5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Онимогут вырабатываться ими совместно.
  6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Итак, система оценивания – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.

Из чего складывается итоговая оценка? Как оценить, освоена ли система опорных знаний, без которых ученику будет трудно учиться в основной школе? Овладели ли выпускники начальной школы учебными способами действий, которые позволят им успешно осваивать основы наук? Как связаны планируемые результаты и система оценки их достижения? Как вообще предлагается строить систему оценки достижения требований стандарта? Но, конечно, главный вопрос — как разрабатываются и используются измерители. На эти и другие вопросы отвечает данная статья: «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе»

Итоговая оценка выпускника и ее использование

в системе образования

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их

для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня.

2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов выставлена оценка«хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 %заданий базового уровня и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня.

Как уже отмечалось, итоговая оценка формируется на основе накопленной оценки, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся за годы обучения в начальной школе, и результатов итоговых проверочных работ.

При этом итоговые проверочные работы проводятся по двум основным предметным областям (математике и русскому языку) и двум междисциплинарным программам («Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»).

Целью итоговых проверочных работ по математике и русскому языку является оценка способности выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами математики и русского языка.

Комплексная работа оценивает сформированность отдельных универсальных учебных способов действий: познавательных (общеучебных, логических, постановки и решения проблем), коммуникативных (например, умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) и регулятивных (например, действие контроля и оценки во внутреннем плане) на межпредметной основе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книга "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

Книга "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий"    Источник - сайт  ФГОС http://www.yar-edudep.ru/fgos ...

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе по ФГОС

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполага...

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (стандарты второго поколения)...

Презентация на тему "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе"

Презентация к докладу на тему Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (стандарты второго поколения)...

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе на уроках ИЗО.

Полноценное развитие каждого -- это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего, гармоничного развития личности, при отсутствии которого нет и не может быть полноценно развитого интелл...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Место системы оценки в педагогических технологиях достижения стандарта. Основные требования к системе оценивания Планируемые результаты как основа оценки достижений стандарта....

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Мониторинг процесса формирования УУД

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполага...