Методическое сопровождение педагогических работников образовательной организации
материал

Учиться, чтобы учить. Развиваться, чтобы развивать. Объединяться, чтобы объединять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологий игровой деятельности

в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся

(доклад на педсовете ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»)

Непременным условием своевременного и гармоничного развития ребенка (как зрячего, так и слепого) является игра. Игра – это свободная деятельность детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества ребенка, его активности, создаются условия для коллективных действий и формирования коллектива.

Игра в специальной школе для детей с нарушением зрения при позиции взрослого как равноправного партнера при организации условий игры позволяет не только расширить знания об окружающем и формировать мыслительные операции, но и развивать те психические качества, на которые ранее меньше обращалось внимание.

Игровая деятельность слепых и слабовидящих детей основана на нормальном функционировании всех сохранных анализаторов. Выпадение зрительных ощущений влечет за собой ослабление этого вида деятельности, так как возможности ребенка отражать мир взрослых и познавать действительность сужаются. Слепота изолирует ребенка от окружающего мира и при отсутствии вмешательства извне со стороны зрячих, слепой не включается в игровую деятельность, что тормозит его психическое развитие.

     Игровая деятельность слепого и слабовидящего ребенка должна направляться и регулироваться взрослыми.

   Специальных игр для слепых детей немного. Слепые дети все воспринимают так же, как и зрячие, только формы воспитательных мероприятий должны быть приспособлены к особенностям слепого ребенка. Вся наглядность: размер, форма, цвет, расположение проговаривается учителем, ощупывается руками ребенка.

   Слепому ребенку необходимо помочь научиться играть. Наши дети любят игры сюжетно-ролевые, познавательные, настольные, дидактические, и, конечно подвижные. Для восстановления зрительных функций и охраны остаточного зрения слепых и слабовидящих детей, систематически использую упражнения и игры для развития зрительного восприятия и компенсаторных возможностей учащихся.

 Например, я использовала дидактические игры для развития зрительных функций с мышлением: «Найди целый предмет по деталям», «Составить или дополнить сюжет изображения», что способствует развитию глазных мышц; тренируются такие зрительные функции, как локализация, аккомодация. Провожу работу, применяя игровые моменты, по развитию глазомера с учетом компенсаторных функций: «Найди одинаковые предметы», «Раздели круг». Для слабовидящих детей предлагаю упражнения для развития цветоощущения: «Определи цвет», «Подбери предметы по одинаковому цвету». Стараюсь в игровой форме побольше проводить игр и упражнений для развития бинокулярного (стереоскопического), глубинного зрения, используя игровой бинокль, мозаику, конструктор. Дети составляют композиции с учетом пространственного положения предметов по отношению друг к другу. Провожу игры и упражнения для стимуляции зрительных функций, сенсорные упражнения в игровой форме, например, «Обведи изображение по трафарету и заштрихуй», «Составь аппликацию из фигур», «Соедини детали».

Такие игры и упражнения помогают развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.

Дидактические игры помогают формировать у детей зрительные способы обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус), находить их форму в окружающих нас предметах. Различать и называть основные цвета: (красный, желтый, зеленый синий, коричневый, черный).  В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. На прогулке мы часто играем с мячом в такие игры: «Попади в цель», «Прокати мяч в ворота», «Шаги» - в этих играх дети учатся   соизмерять расстояние между объектами, определять величину предметов.

Подвижные игры характерны тем, что в них принимают активное участие одновременно все играющие, что особенно желательно при проведении игр со слепыми детьми. Для слепого ребенка хорошая ориентировка и развитый слух имеют особое значение. От ориентировки зависит его двигательная способность, а зрительное восприятие у него часто заменяется слуховым. Например, игры «Узнай по голосу», «Колокольчик», «Кот и мыши», «Море волнуется», «Хитрая лиса». Подвижные игры воспитывают у детей такие качества как выносливость, смелость, развивают быстроту реакции.  

Мои воспитанники очень любят играть в сюжетно-ролевые игры.  На внеклассных мероприятиях мы проводили в игровой форме занятия «Как вести себя в гостях», «Как вести себя за столом», «Принимаем гостей». Эти занятия расширяют кругозор детей, развивают наблюдательность, формируют культуру общения с одноклассниками.

Игровая физминутка присутствует у нас на каждом уроке и занятии, она способствует снижению утомляемости детей, вызванного учебной деятельностью, уменьшает влияние статической нагрузки на мышцы.  Влияет на настроение ребенка.  
У детей с нарушением зрения выполнение тонко-координированных действий   затруднено. Так, письмо, особенно безотрывное, шариковой ручкой или грифелем весьма утомительно для младшего школьника.     Формирование кисти руки продолжается еще длительное время после начала систематического обучения на протяжении всей начальной школы. Поэтому неслучайно часто встречаемые трудности, испытываемые детьми в начале обучения, связаны именно с письмом.

Письмо грифелем требует от ребенка постоянного мышечного и волевого напряжения. При письме чрезвычайно важно не только умение напрягать мышцы, но и расслаблять их, что достаточно трудно для детей, поэтому на занятиях целесообразно прерывать письменную работу гимнастикой для кисти рук и пальцев. Такие упражнения, если их повторять по 2-3 раза, повышают работоспособность детей, способствуют развитию мелких мышц кисти и совершенствованию координации точных движений небольшой амплитуды.

Предлагаю воспользоваться комплексом упражнений:

Комплекс 1

1. И. п. – руки согнуты в локтях на весу. Вращение кистей рук вправо и влево. Правая кисть вращается влево, а левая – вправо и наоборот.

2. И. п. – то же. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.

3. И. п. – то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются влево, пальцы правой руки – вправо.

Комплекс 2

1. И. п. – руки согнуты в локтях на весу. Круговое вращение рук в локтевых суставах перед собой, к себе и от себя.

2. И. п. – руки сложены «ладонь к ладони». Отвести большие пальцы рук в сторону и поочередно, начиная с указательного, проделать то же самое с остальными пальцами.

3. И. п. – пальцы рук в «замке». Прижать руки у груди, развернуть ладонями вперед, потянуться руками вперед.

Комплекс 3

1. И. п. – руки вытянуты вперед, ладони в стороны. Сцепить пальцы рук в «замок», повернуть руки к себе, вернуться в исходное положение.

2. И. п. – пальцы сцеплены в «замок». Свободное движение пальцев в «замке».

3. И. п. – руки согнуты в локтях на весу. Расслабить кисти рук, встряхнуть ими.

Ко всему прочему, пальцевые упражнения могут служить не только в качестве средства для снятия утомления с кисти рук и пальцев, но и как способ развития памяти, внимания, координации движения и т. п. В своей работе я использую игры «Письмо на ладони», «Ладонь-кулак», «Перекаты» и другие игры.  

Необычайно важно учить незрячих детей ориентироваться во времени и пространстве, и наиболее успешно это происходит в таких играх «Ищи по заданию», «Холодно – жарко» и другие. Временные представления формируются в различных играх со стихами, где требуется определить, было это событие или будет, в играх о времени года, играх с часами, где брайлевский циферблат.

Арсенал дидактических игр незрячих детей в значительной степени зависит от умелого и творческого подхода к этому вопросы со стороны учителя. В подавляющем большинстве возможно применение дидактических игр зрячих с изменением какого-либо условия, связанного с использованием зрения. Также можно по аналогии составлять специальные игры для незрячих детей. Ставя задачу развития незрячих и слабовидящих детей в игре, упражнения сохранных анализаторов, учитель старается использовать разнообразные игры.


Список литературы

  Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005 - № 11 – 75 с.

 Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий – М.: Терра-спорт, 2004

 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе - М.: АПК и ПРО, 2002 – 121 с.

 Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование» - 2006 - №1 (Серия «Педагогические советы»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.3.Участие педагогического работника в организации внеурочной занятости обучающихся. Форма 6

Организация внеурочной занятости обучающихся  через проведение кружковых и тематических занятий, способствующих расширению и углублению знаний, практических навыков обучающихся, стимулирует интер...

Второй Чемпионат России по педагогическому мастерству среди работников образовательных организаций - 2020 (презентация своей педагогической деятельности)

В самопрезентации представленна инновационная деятельность, результаты и достижения, а так же обобщение опыта своей педагогической деятельности....

5. ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...

Единый мультимедийный информационный комплекс, обеспечивающий методическое сопровождение педагогического процесса и профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений.

Единый мультимедийный информационный комплекс, обеспечивающий методическое сопровождение педагогического процесса и профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений....

Анализ работы районного методического объединения педагогических работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений Нижневартовского района, реализующих образовательную программу начального образовании за 2020/2021 учебный год

Анализ работырайонного методического объединения педагогических работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений Нижневартовского района, реализующих образовательную программу началь...