Интегрированные уроки как средство повышения мотивации учебного процесса
статья

Асманова Ольга Дмитриевна

Одним из средств осуществления межпредметных связей и формирования мотивов учения является интегрированный урок. В докладе  даны теоретические положения и взгляды на эту проблему, описана система конкретных педагогических действий,содержание, методы,приемы воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интегрированные уроки73 КБ

Предварительный просмотр:

           Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной

 стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в   нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.

                             

                                           И.Г. Песталоцци 

Интегрированные уроки как средство повышения мотивации учебного процесса

Актуальность проблемы повышения мотивации посредством межпредметных связей продиктована новыми социальными запросами,  предъявляемыми к обучению.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности  с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.

Преподаватели знают, что ученика нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Поэтому стоит задача по формированию и развитию у учащегося положительной мотивации к учебной деятельности.

Использование межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, пониманию взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Использование интеграции наук в преподавании учебных предметов в школе позволяет повысить качество знаний и развивать познавательный интерес учащихся по предмету.

В связи с новыми стандартами образования комплексный подход, межпредметные связи становятся очень перспективными, так как они позволяют отрабатывать и формировать универсальные учебные действия.

Одним из средств осуществления межпредметных связей и формирования мотивов учения является интегрированный урок.

       Урок – главная форма организации обучения и воспитания учащихся в школе. Все экспериментальные попытки найти ему равнозначную замену успеха не имели. Сегодня школа стоит на пороге рождения свободного урока, появляющегося как результат личностно ориентированного образования, сотрудничества учителя и ученика.

 Интегрированные межпредметные уроки являются одними из эффективных и хорошо себя зарекомендовавших инструментов организации учебного процесса.

 Они как нельзя лучше способствуют формированию целостного представления на окружающий мир у обучающихся, пониманий связей между явлениями, помогают получить умения применять знания одной из дисциплин к знаниям другой, формируют познавательный интерес.

Теоретические положения и взгляды на взаимосвязь наук выражены у Н.А. Корфа.

В статье «Теория Дарвина и вопросы педагогики» он пишет: «В наши дни все науки так тесно связаны между собой, что сильная мысль, нашедшая себе подтверждение в фактах, представляемых одной из отраслей человеческих знаний, отражается на всех остальныхИ не мудрено: в сущности, все науки имеют целью исследование человека и природы в их настоящем, прошлом и будущем…».

Свой взгляд на проблему межпредметных связей К.Д. Ушинский выразил в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Он полагал, что именно межпредметные связи помогают формировать у детей ясные, целостные представления об окружающем мире, а также развивать их мировоззрение. Главным в процессе усвоения знаний К.Д. Ушинский считал установление связей между старыми, уже приобретенными, и новыми знаниями. Ученый-педагог подчеркивал, что знания важно привести в систему: «Голова, наполненная обрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет…». К.Д. Ушинский первым в русской педагогике классифицировал межпредметные связи. Он строил их виды по различным ассоциативным связям (по противоположности, сходству, времени, единству места и т.п.), отражающих объективные взаимосвязи предметов и явлений.

Следует отметить, что в 80-е годы прошлого столетия в отечественной педагогике проводилось большое количество исследований, посвящённых обоснованию и реализации межпредметных связей в учебном процессе (Н.С. Антонов, П.Г. Кулагин, В.Н. Максимова, Н.А. Сорокин, А.В. Усова, Г.Ф. Федорец и др.). Учеными по итогам исследований были разработаны приёмы реализации межпредметных связей при изучении различных учебных предметов. Среди них постановка познавательных задач, обобщение, конкретизация, абстрагирование и др. Данные приёмы актуальны и в современной дидактике. Так, В.Н. Максимова предложила и обосновала разнообразные средства реализации межпредметных связей: вопросы межпредметного содержания, которые направляют деятельность учащихся на воспроизведение ранее изученного; межпредметные проблемные вопросы; проблемные ситуации; домашние задания межпредметного характера; комплексные задания; межпредметные задачи; комплексные наглядные пособия (обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.); межпредметные тексты; межпредметные контрольные работы; ведение межпредметных тетрадей; кроссворды межпредметного содержания; а также межпредметные уроки, семинары, конференции.

Заслугой этих ученых, на мой взгляд, явилось то, что они доказали, что именно реализация межпредметных связей способствует выработке межпредметных знаний и формированию обобщенных умений учащихся, применяемых в межпредметных видах деятельности.

         Применять межпредметные связи  уроках  мы стали  4 года тому назад, когда заметили явную тенденцию к снижению интереса к преподаваемым предметам (в частности, к английскому языку), и снижению уровня качества знаний. Причины мы видели в развитии общества, его компьютеризации, повальным увлечением детей компьютерными играми.

      Применение интегрированных уроков дало возможность охватить широкий диапазон знаний из разных областей, тем самым способствовать всестороннему развитию личности, углубленному знанию. Кроме всего прочего, у учащихся формируется познавательный интерес и желание познавать новое. При этом использование современной компьютерной техники, проектора и мультимедийной доски, позволило значительно повысить заинтересованность на уроках, снизить утомляемость, обеспечить более глубокое осмысление темы урока. Такие уроки неповторимы, надолго остаются в памяти учащихся.

        В нашей школе сложилась традиция проведения интегрированных уроков. Такие уроки учителя технологии проводят в паре с учителями иностранного языка, истории, физики, учителями начальных классов.

        Более подробно об интегрированных уроках в нашей школе нам расскажут наши учителя.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

       Формирование мотивации учения – одна из центральных проблем обучения. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Поэтому учителю необходимо использовать такие приемы и методы, которые позволили бы сформировать у учащихся положительную мотивацию к учебной деятельности.

Мотивом называют то, что в данный момент времени побуждает человека действовать определенным образом, делает его активность целенаправленной и поддерживает ее на определенном уровне.

Мотивация – это процесс образования мотива. Отсюда мотив – продукт мотивации, т.е. психической деятельности, конечной целью которой является формирование основания активности человека и побуждения к достижению выбранной цели.

К педагогическим средствам воспитания мотивов учения можно отнести приемы побуждающего воздействия, связанные с содержанием учебного материала, методами и формами обучения, наглядными и техническими средствами обучения, дидактическими материалами, личностью преподавателя, общественным мнением группы (коллектива). В воспитании мотивации невозможно отдать предпочтение тому или иному средству, потому что они разноплановы и одно средство никогда не сможет заменить другое. Каждому учителю необходимо знать воспитывающие возможности средств, которыми он располагает в конкретных условиях: содержания учебного материала, организации учебной деятельности учащихся, взаимоотношений, которые складываются в учебном процессе между педагогом и учащимися, а также внутриколлективных отношений.

В содержании учебного предмета заключены объективные возможности возбуждения познавательной и других потребностей и мотивов учения. Чтобы реализовать эти возможности содержания в развитии мотивации, учитель применяет ряд приемов побуждающего воздействия. Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и овладеваемых способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные связи; занимательность изучаемого материала; историзм, показ достижений современной науки и пр. Эта группа приемов направлена на то, чтобы создать у учащихся новые впечатления, вызвать удивление, обеспечить их раздумья, размышления. В этом случае учащиеся сталкиваются с противоречиями между воспринимаемыми знаниями и собственным небогатым еще жизненным опытом. Все это побуждает их мыслить, вызывает интерес к уроку.

В тесной связи с вышеназванными группами приемов выступают приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); использование компьютерных учебных пособий; постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.

Одним из средств осуществления межпредметных связей и формирования мотивов учения является интегрированный урок.

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые образовательные  программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.

Интегрирование:

   По виду - это межпредметная связь, которая на первоначальных этапах познавательной деятельности, играет роль побуждающего стимула;

Интегрирование:

   По уровню – это инновационная технология, представляющая собой высокую форму воплощения межпредметной связи на качественно новой ступени обучения.

Интегрирование:

   По форме – это технология, позволяющая:

  • решить проблему разобщённости предметов, что даёт возможность устанавливать связи между понятиями и определять их практическую направленность;
  • исключить повторы в учебных дисциплинах;
  • углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;
  • повысить творческий потенциал обучающихся;
  • расширить информационную ёмкость урока, интенсивность.

 Формы интегрирования:

Интегрированный курс, объединяющий многочисленные предметы, предусмотренные учебными планами общеобразовательного учреждения.

Интегрированный урок - наиболее эффективная форма обучения, так как изучаемый предметный материал тут же находит практическое применение при изучении  предметов.

Интегрированный фрагмент урока - использование интеграции не на всем уроке, а только на каком-либо этапе.

Цели интегрированного обучения.

  1. Создание оптимальных условий для развития мышления  обучающихся в процессе обучения на основе   интеграции  разных предметов.
  2. Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.                 
  3. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках.

При планировании и организации таких уроков преподавателю важно учитывать следующие условия:

  1. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
  2. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
  3. Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся преподавателем совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

  • предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
  • логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  • большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

Преимущества интеграции на уроке

1.   Знания по  общеобразовательным предметам познаются обучающимися в многообразии и единстве.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

  • Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
  • Они снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет
    переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают
    познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  • Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
    творчества преподавателя, способствует раскрытию способностей его учеников.
  • Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
    подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах.

Результаты интегрированного обучения и его значение

  • способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
  • даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  • формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  • повышает качество знаний обучающихся;
  • повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-научных дисциплин.

Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению.

Интегрированные уроки в нашей школе дают определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика. Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности учащихся.

 Повседневная учеба, радость познания со временем стали желанной деятельностью, так как мысль направлена на открытия, поиски, а не запоминание готового, данного учителем.

Хочется подчеркнуть, что за интегрированными уроками будущее. Два учителя могут лучше и быстрее контролировать работу всех учащихся, такие уроки интереснее готовить и немного легче проводить, даже «трудные» учащиеся на таких уроках стараются лучше работать.

                 Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Можно выделить следующие проблемы использования интегрированных уроков. Это:

  1. Отсутствие возможности скоординировать темы различных предметов (содержание нынешних программ слабо увязаны в целях интеграции);
  2. При доминировании одного предмета занижается роль других предметов (они лишь «обслуживают» основной предмет);
  3. Тема интегрированного урока не получает дальнейшего развития на последующих уроках.
  4. Не готовность вести такие уроки психологически, сложность их методической подготовки.

Используемые источники

  1. Антология педагогической мысли России XVIII в. /Вступ.ст. И.А. Соловкова. - М.: Педагогика, 1985. - 479 с. 1. Антология педагогической мысли России XVIII в. /Вступ.ст. И.А. Соловкова. - М.: Педагогика, 1985. - 479 с.
  2. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: учебное пособие для педагогических учебных заведений / под общ. ред. акад. А.И. Пискунова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 496 с.
  3. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.
  4. Максимова В.Н. Межпредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников //межвузовский сборник научных трудов. - Л., 1987. - 146 с.
  5. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М., Просвещение, 1988. - 192 с.
  6. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
  7. Семенов В.П. Проблемы языка как культурно-исторической среды// Русский язык в школе. 1990, №7.
  8. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. – Л., 1990.
  9. Камень Марина Емельяновна «Формирование основ информационно-коммуникационной культуры младших школьников». Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва 2015
  10. Санкина Н.В. Методическая разработка « Интегрированные уроки – средство повышения мотивации к учебной деятельности», г.Донской, 2011г.
  11. Соловьева Татьяна Анатольевна «Интегрированные уроки географии»- статья в интернете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»

Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе.

В методической разработке приводится методика использования ИКТ в образовательном процессе, которая может быть полезна  для успешного обучения на уроках русского языка. Раскрываются возможности и...

Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...

Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ, как средство повышения мотивации учебно-воспитательного процесса.

Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый. Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной и интерес...

Применение АРТ - технологий на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности младших школьников

Урок, на котором используются АРТ – технологии, раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способность самовыражения, обучает проектированию, прогнозирова...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО...