Статья "Организация практической деятельности на уроках географии для учащихся с ОВЗ"
статья

Перерва Елизавета Александровна

  Продуктивная практическая деятельность, а также успешное Формирование понятий и представлений у слабослышащих и глухих учащихся происходит лишь в том случае, если педагог учитывает целый ряд особенностей развития такого ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра естественнонаучного образования

Аттестационная работа

Тема: «Особенности организации практической деятельности на уроках географии с обучающимися с ОВЗ» 

                                                                                           Выполнила:

Перерва  Елизавета Александровна,

                                слушатель курсов повышения квалификации

«ФГОС: организация практической работы на уроках географии»

Учитель географии ГБОУ  школы-интерната №20

Петроградского района г. Санкт-Петербурга

Руководитель:

Гаврилин  Роман Александрович,

Преподаватель кафедры  ЕНО

Санкт- Петербург

                                                                                  2019

                                                     Оглавление:

  1. Оглавление………………………………………..2
  2. Введение…………………………………………..3
  3. Основная часть………………………………...4 – 7
  4. Выводы…………………………………………….8
  5. Рекомендации…………………………………. ….9
  6. Заключение……………………………………….10
  7. Список используемых источников…………..…11                  

Введение

  Продуктивная практическая деятельность, а также успешное Формирование понятий и представлений у слабослышащих и глухих учащихся происходит лишь в том случае, если педагог учитывает целый ряд особенностей развития такого ребёнка.

   В работе со слабослышащими детьми необходима коррекция и компенсация задержки психофизического развития и отклонений в эмоционально-волевой сфере, которые часто встречаются у детей с нарушениями слуха.  Также необходимо иметь в виду, что слух и речь – теснейшим образом связанные между собой функции. Поражение слуха вызывает и задержку развития речи. Первый дефект – глухота ведёт к тому, что даже в условиях специального обучения учащиеся овладевают речью замедленно и своеобразно. Кроме того ограничение слуха заметно влияет на внятность речи. Отмечается, что в отличие от слышащих у слабослышащих и глухих учащихся  бедный активный словарь, скорость восприятия относительно ниже, чем у слышащих сверстников, и она существенно зависит от прошлого опыта ребёнка. Таким образом, обучение речи становится одним из основных условий умственного развития детей с нарушениями слуха.

Специальная работа над развитием понимания значений слов, знакомство с обобщающими терминами присутствуют почти на каждом уроке. Однако система понятий формируется у таких детей труднее и медленнее, чем у слышащих, даже в том случае, когда над этим ведётся специальная работа. Имеется и определённая специфика в развитии зрительного восприятия. Оно играет более важную роль в жизни этих детей, так как является главным источником представлений об окружающем мире. В силу этого педагогу надо уделять внимание развитию у детей умений правильно воспринимать и понимать изображённое: карты, схемы, картины, чертежи. Это необходимо ещё и потому, что специфическим способом восприятия устной речи при нарушении слуха является чтение с губ.  Для успешного чтения с губ важны многие факторы: темп речи, характер артикуляции, выразительность мимики и жестов, содержание передаваемой информации, употребляемые слова, грамматические конструкции.

      Во время урока необходимо создавать положительное эмоциональное отношение к педагогу, к учебной деятельности. У слабослышащего ребёнка при обучении важными оказываются внешняя привлекательность наглядных пособий и игровая форма учебной деятельности, значимым для учащихся является переживание успеха и возникновение уверенности в своих силах.

                                                                Основная часть


      В начале каждого урока целесообразно проводить специальную речевую зарядку. Она нацеливает ребят сразу на то, о чём пойдёт речь на уроке. Можно отрабатывать технику произношения номенклатуры, новых трудных для произношения слов, например: течение Гольфстрим, Бенгальский залив, Огненная Земля .Новые термины выписываются на доске, чтобы ученики могли использовать их при ответе. Для речевой зарядки можно брать сходные по звучанию слова, которые путаются в речи ребят: нагорье и плоскогорье, мантия и магма, торф и торт. Для отработки новых понятий можно писать на доске слова: газообразный… жидкая… твердый… Ученикам предлагается подобрать подходящие существительные.

      На этапе проверки домашнего задания требуется предельное внимание учителя, не пропускать ошибок в речи детей. Слабослышащим учащимся должно быть ясно, где ошибки и как надо говорить правильно. Учитель отслеживает: употребляются ли новые слова и правильно ли они произносятся. Если они произносятся верно, обязательно следует похвала и обращается внимание всего класса. Конечно же, приходится задавать наводящие вопросы отвечающему, так как даже старшеклассники не могут дать развёрнутого рассказа самостоятельно. Если ученику не понятно значение отдельных слов, работа с текстом учебника невозможна: не будет понятно содержание текста в целом. На уроке постоянно ведётся работа не только над объяснением новых понятий, но и над закреплением уже имеющегося у ребят словаря. Однако мало добиться правильного написания и произношения терминов. Надо научить школьников понимать смысл слов в контексте.              Многим учащимся недоступна аналитико-синтетическая деятельность в работе с текстовым материалом. Поэтому они испытывают большие трудности из-за недостаточного объема представлений, а так же довольно часто наблюдается непонимание лексической структуры слов, фраз и предложений. Важным средством, которое помогает педагогу в работе, является словарная работа. В каждом учебнике есть словарь терминов, но его недостаточно. Поэтому обязательной формой работы будет запись в рабочую тетрадь новых слов по ходу объяснения там же, где делаются необходимые рисунки, схемы и записи по теме урока. Сделанный таким образом простейший опорный конспект или шпаргалку, ребёнок видит, готовясь к следующему уроку, а так же в любой другой момент, если необходимо уточнить информацию. Для лучшего запоминания материала теоретическое содержание подкрепляется продуктивными методами работы (зарисовки, работа с табличками, картинками, схемами, опора на карточки с речевым материалом). Начиная с шестого класса, учащиеся встречаются с огромным многообразием новых слов и понятий. Слабослышащему, а тем более глухому ребенку трудно держать в памяти такое многообразие, поэтому на уроках часто используются карточки речевого словаря.

       Большим подспорьем в работе всегда являются технические средства и пособия - слайды, фрагменты фильмов, карты на электронных носителях, презентации, коллекции и многое другое. Использование всего этого учителем облегчает учащимся усвоение понятий и программы в целом, так как учебный материал воспринимается не только через слово, а и зрительно. Несмотря на то, что география традиционно рассматривается как устный предмет, на уроках часто используются и письменные виды работ. Наряду с чисто географическими заданиями учащимся предлагается, например, придумать предложение со словами, записанными на доске, или письменно объяснить значение некоторых слов. Словами в данном случае являются всё те же термины, номенклатура или новые понятия. Применение подобных видов работы служит главной цели урока – более прочному и глубокому усвоению знаний по предмету.

     
             Проблема организации практической  работы состоит в разработке наиболее эффективных методов и методических приёмов для обучения географии слабослышащих детей и в связи с отсутствием специальной учебной литературы для специальных школ II вида. Создание рабочей программы по географии обусловлено отсутствием специальных программ для детей с нарушением слуха, специальных учебников и методических пособий.

        Основное общее и среднее (полное) общее образование учащиеся специальной (коррекционной) школы II вида получают на основе, теоретически разработанной не для этого контингента, по программам и УМК общеобразовательных школ. Учебные программы для общеобразовательных школ требуют корректировки, так как уровень речевого и слухового развития слабослышащих детей недостаточен и ограничен.

       На этапе усвоения новых знаний с помощью практической деятельности специальной литературой рекомендовано применять: письменную речь, наглядные пособия и наглядно-действенные средства (фрагменты видеофильмов, презентации и др.). Под письменной речью в данном случае понимается чтение. К сожалению, специальные учебные пособия по географии для ОУ II вида отсутствуют. Учебные пособия для массовых школ перегружены текстовым материалом и недостаточно снабжены иллюстрациями. Средняя скорость чтения текста учебника с комментариями учителя на уроках не более одного предложения в минуту.

        Поэтому необходимо выделять главное, объединяя весь необходимый материал в 10-15 предложений (общее количество слов текста на уроке в средней школе ОУ II вида не более 100, в старшей школе не более 150). Текст пишется на доске или распечатывается на бумаге и раздается индивидуально каждому учащемуся, затем разбираем новый материал, используя таблицы, рисунки, иллюстрации, видеофрагменты и презентации. Ученики читают текст. Педагог корректирует произношение, добиваясь правильного, четкого и громкого звучания слов, объясняет новые и непонятные детям термины.

      На  этапе закрепления материала хорошо использовать карточки с деформированным текстом. На уроках географии такие тексты используют при изучении географического положения материка, страны, рельефа, природных зон. Например, при изучении внутренних вод Южной Америки учащиеся пользуются примерно таким деформированным текстом:

Реки Южной Америки относятся к бассейнам океанов: …, … .

Самые крупные реки: …, …, …, … .

Река … - самая многоводная на Земле.

Она берет начало … и впадает … .

Течет в направлении с … на …

Питание реки …, … .

Крупнейшие озера на материке : …, … .

       Таким образом работа с карточкой - это не только проговаривание и запись новых слов глухими детьми, но и формирование важнейших учебных действий, развитие мышления, а также лучший способ для запоминания терминов и понятий.

      Разновидностью практической работы являются упражнения на дополнение предложения вторым, логически связанным с ним.

Например:

«Климат тундры субарктического пояса суровый» Далее учащиеся дополняют: «Зима долгая, холодная. Лето короткое, холодное».

В задания по составу предложения могу вводиться замена одного слова другим, сходным по значению. Например: Россия находится (расположена) в двух частях света. Климат тундры суровый (холодный).

             Еще одним из практических приемов можно выделить «Озвучивание знаков».

При изучении природных зон России учащиеся пользуются схемами, на которых обозначены знаки-символы (средние зимние и летние температуры), опорные слова (умеренно- континентальный, черноземы, травянистая растительность), рисунки животных (степной орел, хомяк, сайгак). Опираясь на схему, учащиеся дают характеристику природной зоны:

Степь – это безлесная зона. Климат степей Русской Равнины – умеренно-континентальный. Холодная зима -10 на востоке, жаркое лето +23. Почвы степей плодородные черноземы. Типичными растениями степной зоны являются дерновинные злаки: ковыль, типчак, тонконог. Животный мир-это грызуны-суслики, хомяки, полевки, сайгак, степной орел.

       Таким образом, описанные выше варианты практической деятельности помогают коммуникативному обучению учащихся на уроке географии, желанию высказать свои мысли, обогащают разговорную речь учащихся, поддерживают интерес к изучаемому материалу.


                                                                         Выводы

         Недостатки произношения, сопровождающиеся недоразвитием звукового анализа, затруднения, испытываемые в процессе чтения, мешают сознательному усвоению учебного материала и создают большие трудности при обучении. Усвоению программного материала мешают и различные формы общего недоразвития речи. Особенно характерными для слабослышащих являются:  ограниченный словарный запас,  аграмматизмы, нарушение звукового состава слов. Бедность словарного запаса сковывает фантазию учащихся. Речь таких детей, как устная, так и письменная, отличается неточным словоупотреблением. Особенно много ошибок подобного рода бывает после того как учитель объяснил новый материал. Должно пройти время, прежде чем учащиеся освоят значение слова, научатся его верно употреблять. Можно часто услышать фразы при ответе: «Навигация - это место, где река освободилась от льда», «Миссисипи имеет исток и устье, которые впадают в Мексиканский залив», «Тихий океан-самая большая река». Стойкими ошибками являются искажения слов повторяемые из года в год разными учениками. Например: умеренный пояс произносится, как «уверенный»; кварц – как «скварц», «шкварц», «кварец». Имена известных мореплавателей Магеллан произносится как « Магелант», а Колумб как «Клумб», фамилия же Крузенштерн почти недоступна для произношения учащихся. Подобные аграмматизмы засоряют речь очень долго. «Воздух невидимая, прозрачная вещество», «Географическая положение Африка хорошая». Примеры показывают, что урок географии в нашей школе помимо своего прямого назначения, должен быть направлен и на развитие речи учащихся. Поэтому необходимо отметить, что кроме обычных целей и задач, выдвигаемых на уроке географии, ставятся и специальные: обогащение словарного запаса, доработка таких географических понятий, с которыми уже ознакомились раньше; развитие речи детей в целом, всех её компонентов – лексики, грамматики, произношения.


                                                                Рекомендации

       Применительно к глухим и слабослышащим детям целесообразно на уроке организовать практически действенный поиск. Мыслительный поиск становится возможным для них лишь на более поздних этапах. Этим детям следует предоставлять самостоятельность с большой осторожностью. При возникновении трудностей и противоречий необходимо раскрывать возможность их преодоления. Следует совместно с учащимися спланировать поиск путей, ведущих к решению вопроса, расчленив этот поиск на короткие этапы, так как глухие с трудом отказываются от однажды усвоенных представлений. Учитывая относительную замедленность развития, и осуществляя индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитель обязан выдвигая соответствующие требования, выжидать результаты. Помощь нужно оказывать до тех пор, пока не будет достигнут результат, и не уменьшать этой помощи длительное время.


                                                                  Заключение

            В настоящее время всё больше и больше становится детей – инвалидов, которые могут обучаться и воспитываться только в специальных коррекционных школах. Актуальность работы обусловлена отсутствием государственных образовательных программ и учебных пособий по географии для обучения слабослышащих детей. Проблема работы состоит в поиске наиболее эффективных методов и методических приёмов для обучения географии слабослышащих детей и в связи с отсутствием специальной учебной литературы для специальных школ II вида.


                                           Список  используемых источников:

  1. « Психология глухих детей». Под ред. И.М. Соловьёва, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой. М., «Педагогика», 1971
  2. Т.В. Забелинская «Методические аспекты преподавания географии в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах I-II», статья https://refdb.ru

  1. Дефектология №1, 1977, П. Олерон. «Психологическая оценка глухого ребёнка». М., «Педагогика»
  2. Дефектология №5, 1977, Н.И. Зимина «Словарная работа на уроках географии». М., «Педагогика».
  3. О.В.Крылова «Уроки географии. 7 класс». М.М «Просвещение»
  4. И.Г. Выготская, Н.А. Гегелия, Т.И. Кочеровская. « Исправление нарушения звукопроизношения у подростков». М.: «Просвещение», 1977г.
  5. Э. А. Вартаньян, «История с географией или имена собственные на карте мира во времени и пространстве» / Э.А. Вартаньян. - Самара, Издательский Дом «Бахрах», 1996. – 224с.
  6. Пивоварова, Г.П. Занимательная география: Книга для учащихся / Г.П. Пивоварова. – М.: Просвещение, 1998. – 189 с.
  7. Краткий психологический словарь; редактор-составитель Карпенко, Л.А. / под общей редакцией А.В. Петровского и М. Ч. Ярошевского – Ростов-на Дону, 1998. – 502 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре по теме "Развитие самостоятельности младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».

В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы  на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды ...

Практическая работа по теме: «География мировых природных ресурсов». 10 класс

Практическая работа по теме:"География мировых природных ресурсов". 10 класс...

Научно-практическая конференция "Самореализация учащихся через включение в деятельность на уроках русского языка и литературного чтения"

Теоретические и практические знания самореализации детей на уроках русского языка и литературного чтения....

Реализация ключевых компетенций учащихся в учебной и практической деятельности

Реализация ключевых компетенций учащихся в учебной и практической деятельности...

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Методический семинар "Самостоятельная работа как главная форма организации практической деятельности учащихся на уроке"

Методический семинар "Самостоятельная работа как главная форма организации практической деятельности учащихся на уроке"...