Статья.Готовность младшего школьника к проектной деятельности.
статья

Федорова Светлана Фаридовна

Проектная деятельность, как метод, способствующий формированию у учащихся начальных классов,активной жизненной позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          СТАТЬЯ

Готовность младшего школьника к проектной деятельности.

Проектная  деятельность  вошла в современные   учебные программы по требованию ФГОС, как метод способствующий  формированию у учащихся активной деятельностной  жизненной  позиции.

Проект, в переводе с латинского – бросание вперед, которое происходит под воздействием внутреннего  творческого подъёма, мотивирующего  к самостоятельной  деятельности.

Суть  идеи проектной деятельности  - стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности которая  ведет к появлению новых знаний и умений..

 Идея метода проекта возникла во второй половине XIX века в США,

 

 Предусматривала, как обязательное и необходимое условие – участие трех сторон – педагога, родителей и детей…

Дж. Дьюи охарактеризовал  проектную деятельность как «Обучение посредством делания». Под проектом, им   подразумевалась  всякая  активность, всякая деятельность детей, которая  была  выбрана детьми  свободно, и от этого - выполнялась  охотно, « от всего сердца».

В отечественной педагогике методика проектного обучения начала развиваться,  практически, параллельно с  американскими  исследователями.

 Было замечено, что    от того, что   знания ребенком  добывались  самостоятельно  они  легче и прочнее усваивались.

 На современном этапе, изучив метод проекта в начальной школе, ученые говорят о том, что для младшего школьника проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, деятельность, направленная на  развития умений принимать самостоятельные решения.

 Результат носит практический характер (продукт проекта), и значим для ребенка.

 Для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

Имеется широкая  возможность решить проблемы взаимодействия родителей и школы, привлечь родителей к активному сотрудничеству.

Должно быть, обязательное единство разных сторон процесса обучения.

Тесное, разумное  взаимодействие педагога, родителей и детей.

 Необходимо  поощрять  инициативу родителей, их творчество, сотрудничество с ребенком( совместный поиск информации, совместное изготовление продукта проекта, совместные презентации продукта).  

Не нужно бояться давать родителям  возможность самореализации. Особенно, на первых этапах   введения проектной деятельности в процесс обучения.  Ребенок  наблюдает за деятельностью родителей, берет пример. Родитель для него – образец для подражания …

Ребенок  имеет возможность испытывать чувство гордости (это моя мама так красиво  делала)…  

Ребенок, глядя на творческий порыв и небезучастность  родителей,   учится быть инициативным.  

Возникает, через общее дело, тесное сотрудничество и необходимый в процессе воспитания, контакт родителей и ребенка.

 Доверительные отношения, заинтересованность…. Занимаясь совместным  делом – ребенок и  родитель «проживают общую жизнь»….

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра, каждый из них, сможет сделать самостоятельно.

   Изучая метод проектов в начальной школе, современные ученые

(  Матяш Н.В.), утверждают  и доказывают, что

неверно  утверждать , что в начальной школе не может быть  полноценного проекта, а только проектные задачи…  

 Работая  в начальной школе над конкретной  проектной задачей,  непременно возникнет ситуация, когда решение оной задачи потянет за собой решение множества других и бросок вперед, который характерен методу проектов,  непременно произойдет….  

Н.В.Иванова описывает показатели готовности младшего школьника к проектной деятельности, с учетом возрастной специфики.

 Проект должен быть посильным для выполнения. И при тесном  сотрудничестве  родителей и  педагога  успешно может быть очень эффективным.

Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников.

Занимаясь проектами, ученики включаются в реальную творческую самостоятельную  деятельность, которая способствует их развитию,   создаёт предпосылки для воспитания нового, творчески активного поколения, подготовленного для жизни и деятельности в информационном обществе.

 В начальной школе Проекты могут быть:

1. Исследовательские.

2. Информационные.

3. Творческие.

4. Игровые.

5. Практические.

По количеству участников:

Индивидуальные

Парные  

Групповые

По продолжительности проведения:

 -Краткосрочными (на одном - двух уроках);

 -Средней продолжительности (от недели до месяца);

 -Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

  Этапы работы над проектом ( четыре  основных этапа):

  Подготовительный  - мотивация (погружение в проект )

1.планирование;

2.аналитический этап;

3.этап обобщения информации;

4.этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

      Этапы работы над проектом:

Первая неделя -Подготовительный этап ( Планирование).

Цель этапа: развивать умение  осознавать себя .

Задачи этапа :воспитательные ,образовательные

        На подготовительном этапе создается  ситуация, для  коллективного обсуждения    и выбора темы. Необходимо построить работу так, чтобы каждый мог  в какой-то мере проявить себя.

         На первом этапе ребята:

1.Определятся с темой проекта

2.Наметят задачи  (например, найти как можно больше информации )

3.Распределят роли в каждой группе (например: художник-оформляет проект, ученый   - объясняет, научный сотрудник – редактирует  найденную интересную и полезную информацию по теме).

4.Оределятся с продуктом  проекта  каждой группы – обсуждают вид  и содержание создаваемого продукта (например, продуктом каждой группы может быть комплекс упражнений утреней зарядки, который представлен  в виде небольших плакатов. С опорой на созданные плакаты, группы рассказывают о комплексе упражнений утренней зарядки. Сопровождая рассказ – показом комплекса физических упражнений).

5.Решают,  каким путем осуществить поиск информации (спрошу у  учителей, смогу узнать у родителей; найду в интернете,  использую специальные  справочные пособия,  учебник; найду необходимую дополнительную  литературу в библиотеке и т д.).

6.Определят средства реализации проекта - материалы, необходимые инструменты, инвентарь для создания  продукта ( ватман -, цветные карандаши, фломастеры, ножницы - для создания плакатов;

8.Составят план работы  каждой группы. В плане учитываются все, что касается работы над проектом - (сроки проведения, состав групп, материалы, оборудование, источники получения информации, участники проекта, с кем будут сотрудничать…).

         Вывод: на первой неделе, процесс работы над проектом (подготовительный этап), способствовал  созданию условий для решения воспитательных задач: выработки положительных нравственных качеств и привычек нравственного поведения через коммуникативное общение. Развитие волевых усилий( не очень хочу ,но буду делать, потому что это всем нужно). Развитие целеустремленности,  коллективизма, дисциплини- рованности, настойчивости, а также, товарищеской взаимопомощи. Развивалось умение организовать.

         Каждый, выполняя совместные практические действия на первом этапе проекта, неминуемо вступает в определенные отношения с коллективом, что способствуют вхождению детей в коллектив, формируют у них нравственную привычку жить интересами коллективами.

        Ребенком предъявляются  определенные требования к себе (развитие самооценки). Благодаря этому   дети приучаются выполнять  определенные  установленные правила общения , у них вырабатываются навыки и привычки правильно вести себя в коллективе.  

         Все это поможет ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности, общаться и легче  социализироваться в обществе.

         Образовательных задач: при тесном сотрудничестве с преподавателем учились ставить учебную задачу. Учились  определять нужный источник информации

         Вторая неделя .  2. Аналитический этап (Анализ.)

Цель этапа: самостоятельный поиск, получение и анализ  необходимой информации.

Задачи этапа: образовательные, воспитательные.

 Это этап самостоятельного проведения исследования и анализа самостоятельно найденной ребенком информации. Проходит во внеурочное время:

1. Ребенок анализирует  собственную задачу, исходя из цели проекта(дома в сотрудничестве с родителями).

2.Ищет и собирает  необходимую информацию из различных источников: книги, социологический опрос, интернет

3.Обменивается информацией с другими учащимися, учителями, родителями (с целью поделиться собственными находками, опытом,  добытыми знаниями и  с целью уточнения истинности  найденной информации).

4.Анализирует полученные данные (действительно ли пригодятся? Для чего. Соответствует ли найденная информация цели и теме).

         Вывод: на второй неделе, процесс  работы над проектом (Аналитический этап) способствовал  созданию условий для решения:

1.Образовательных задач. Во время поиска информации  происходит  обогащение ребенка  специальными знаниями. Ребенок ищет информацию в разных направлениях и  учится анализировать : что такое? для чего нужно? Какую пользу приносит? Ребенок теоретически знакомится.  Происходит не только получение знаний, но   расширение и углубление их.  Через поиск  информации   происходит развитие познавательных способностей,  развитие качеств ума.

2. Воспитательных задач.  Развития творческих проявлений личности - расскажу о том, что узнал, ребятам. Научусь  делать сам и придумаю, как  лучше  научить  товарищей.  

        3неделя.Практический

этап(Обобщение. Представление(презентация).

Цель этапа: Структурирование найденной информации. Оформление (перекодирование информации из одной формы в другую). Передача полученных  знаний и умений (презентация). Анализ результатов выполненного проекта и оценка деятельности.

Этапы направлены на обмен теоретическими знаниями и практическими умениями.   Этапы открывают возможность   для создания условий общения детей. Общаясь – дети делятся полученными знаниями и умениями. Процесс воспитания  и обучения     происходит через коммуникативное  общение.

         На третьей неделе активно  идет практическая работа:  

Группы готовятся к презентации проекта. Во внеурочное время каждая группа  оформляет  найденную информацию (например, рисуют плакаты, Готовят краткие сообщения для представления проекта, используя найденную информацию.

Повторяя, отрабатывая технические стороны, обсуждая ошибки и удачи, внося свои идеи и поправки,  в тесном сотрудничестве, обучая друг друга и помогая друг другу.

1.Обобщение и представление полученных результатов работы (Подготовка к презентации). Происходит структурирование, оформление найденной информации.  Группы, на учебном занятии, делятся  друг с другом найденной, информацией. Группы  представляют друг другу свои мини проекты, сопровождая рассказ показом (например, оформленные плакаты могут служить самостоятельно изготовленным  наглядным пособием - инструкцией .Наглядное пособие облегчает передачу устной  информации. Учит четкой последовательности передачи информации.

Каждая группа  работает под под контролем преподавателя. Корректируются  ошибки теоретические и практические.

Советуются с преподавателем. Выбирают нужное и самое важное. Систематизируют. Объединяют работу нескольких  групп  в единое целое. Выстраивают общую логическую схему действий, которая поможет при представлении продукта проекта.

        Преподавателю необходимо контролировать, чтобы учащиеся, в диалоге грамотно обменивались знаниями и особенно  умениями,  полученными в процессе  выполнения различных видов работ над проектом. Соблюдали технику безопасности. Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на создание условий (например, проблемной ситуации) при которых  детьми самостоятельно делаются выводы, рождаются новые  идей каждой группы, происходит обобщение информации,

2.Защита проекта (презентация).            

         Защита проекта может проводиться в форме  урока,открытого занятия  (например, для учащиеся более младших классов). Возможна  форма открытого занятия для родителей («Наши достижения».)Группы, объединившись, совместно рассказывают о своих открытиях и находках (по выбранной теме), сопровождая рассказ показом продукта проектной деятельности (например плакатов), сопровождая рассказ - показом

 3.Анализ результатов выполненного проекта и оценка качества.

На данном этапе происходили самооценка и самоанализ выполненной работы. Выясняют, достигнута  ли поставленная цель? Через проблемную ситуацию созданную преподавателем  могут прийти к самостоятельному   открытию знаний ( для чего нужно ? ) Обсуждают, какую роль сыграл каждый в общем деле? Обсуждают, что удалось, а что пока  не очень и по какой причине. Делятся своими наблюдениями и выводами, корректно задавая вопросы и давая ответы, приводят аргументы.  

         Вывод:  На третьей  неделе (практический этап)  работы над проектом,  способствовал  созданию условий для решения:

1. Воспитательных задач.

Воспитание индивидуальных черт и свойств личности. Воспитание активности, чувства коллективизма, организованности. Воспитание творческих проявлений личности.  Воспитание самопознания и самовоспитания. Оценки и самооценки. 2.Образовательных задач :обогащение  специальными знаниями,  пополнение, расширение и углубление их. Есть возможность  передачи самими  обучающимися определенной совокупности знаний  друг другу.

Организация работы:

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта. Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

Формулируют (в результате обсуждения в группе) цель проекта.

  Принимают участие, советуют….

Помогают

советом

в выборе темы.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление критериев оценки результатов.

распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

•  Помогает распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

•  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3.  Аналитический

Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель –работа над проектом.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4.  Обобщение

Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает  полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения

.

Готовят продукт

 и презентацию.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГ...

Готовность младших школьников к проектной деятельности

«Формирование готовности младших  школьников к проектной деятельности  с использованием компьютерныхинформационных технологий»...

Включение младших школьников в проектную деятельность

Статья об использовании проектной деятельности в начальной школе....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Метод  «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и...