Главные вкладки

    Методы, приёмы и формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе
    статья

    Бичан Надежда Владимировна

    Статья содержит описание методов. приёмов и форм работы с детьми ОВЗ в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metody_priyomy_i_formy_raboty_s_detmi_ovz.doc91.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методы, приёмы и формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе

    В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так  в нашу школу вошло инклюзивное  образование.

    Инклюзивное  образование – это  процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения  является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

    В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
          Этой задаче адекватен деятельностный подход обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность.
     

          Что же такое деятельность?  Деятельность – это работа, занятие, труд, но такие, которые вызывают в человеке коренные изменения, преобразующие себя самого.

          В результате введения деятельностного подхода отношение школьников

     к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею», а сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

          Ученик в таком образовательном процессе – деятель, а учителю отводится роль организатора и управленца этим процессом. Учитель не должен быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере должен показать ученикам, что:

    -         невозможно знать все, но можно и должно узнавать;

    -         вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.

         При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать, исправить или даже избежать ее.

    У деятельностного метода обучения есть свои преимущества

    -         он может применяться при изучении любого предмета;

    -         главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность на всех этапах урока: постановки учебной задачи; «открытия» нового знания; самоконтроля и самооценки, выполнения самостоятельной работы и др.;

    -         деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения;

    -         обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.

    Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы напомнить и общие принципы и правила коррекционной работы: 
    1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 
    2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
    3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 
    4. Проявление педагогического такта.
    Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

     «Метод» в переводе с греческого означает «путь».

    Методы обучения – способы работы педагога,  с помощью которых достигается усвоение обучающимися  знаний, умений и навыков, а также развитие и коррекция  их познавательных способностей.

    Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

    В педагогике существует достаточно большое количество классификаций методов обучения, в своей работе я опираюсь на классификацию К.Ю.Бабанского.

    • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
    • 
    методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
    • 
    методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

    Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

     Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов   интерес к учению использую метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха.

    Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. 

    В связи с этим важное значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

    В нашей школе обучаются дети с задержкой психического развития, у которых имеются сочетанные заболевания. 

    На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока (разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). И на каждом этапе урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы.

    Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для достижения целей и задач пользуется следующими методами:

    • методы, используемые для сообщения новых знаний – это методы объяснения, рассказа, демонстрации;
    • методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков;
    •  беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа –использование методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;
    • методы работы с  техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков и прочее.

    Дадим краткую характеристику некоторым методам обучения.

    Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.

    К рассказу предъявляются следующие требования:

    - определенность темы и содержания (запоминается лучше и усваивается легче);

    -четкость структуры(должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминацию, финал);

    - эмоциональность (связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями, событиями).

    Объяснение –метод овладения теоретическим учебным материалом. Особенность – теоретические доказательства, которые предполагают:

    - постановку познавательной задачи;

    -строгий, тщательный подбор фактического материала;

    - определенную форму рассуждений: анализ и синтез; наблюдения и выводы; индукция и дедукция;

    -использование иллюстративного материала;

    - формулировку выводов.

    Беседа – метод обучения представляющий собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Главное требование – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены так, чтобы ученики понимали предмет разговора.

    Работа учащихся с учебником, книгой является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умения и навыки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.

    Требования: - каждый ученик должен уметь находить то место, которое изучается;

    -учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания;

    - учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.

    Использование метода демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.

    Наблюдения и лабораторные работы. Основная цель – развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности.

    Экскурсии – один из самых распространенных методов обучения. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение.

    Практический метод – использование игр, занимательных упражнений, соревнований.

    Таким образом, в коррекционной школе используются те же методы обучения, что и в любой другой общеобразовательной школе, но,  в практическом  применении их, учитываются познавательные возможности детей с нарушенным интеллектом.

    Наиболее существенным признаком, отличающим методы обучения, применяемые в коррекционной  школе, от методов, используемых массовой школой, является их коррекционно-развивающая направленность.

    Она включает:

    • Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;
    • Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
    •  Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;
    • Предварение пропедевтикой изучения нового;
    •  Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
    • Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.

    Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой очень разнообразную группу обучающихся. Поэтому приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом состояния здоровья каждого ребенка. И очень важен контакт с их родителями (законными представителями), важно знать все особенности развития ребенка.

    Общие педагогические методы и приемы не используются изолированно, только в необходимом сочетании. Применяя тот или иной метод, как ведущий его необходимо подкреплять одним-двумя дополнительными. Например: на начальных этапах обучения ведущим методом может быть наглядно-практический, а дополнять его может беседа.

    Далее ведущим методом становится беседа, а наглядно-практический как дополнительный.

    Наши ученики не могут одновременно усвоить большой объем материала. И Вы должны четко понимать, что отдача будет минимальна, потому что Вы работает с особыми детьми и они в силу своих физических и психических данных не могут освоить программу наравне с обычными детьми. Поэтому необходимо дробление учебного материала на небольшие части. Сообщаемый только в словесной форме учебный материал, неподкрепленный наглядными или практическими действиями, слабо понимается школьниками, не запоминается, поэтому важно сочетать эти методы. У школьников связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом и требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь. Так устное изложение учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие активности учащихся. Пример: на уроках чтения и развития речи учителем часто используется метод иллюстрирования, детям легче запоминают произведение, если они нарисовали главных героев или событие из текста.

    Ценность того или иного метода достигается лишь в том случае, если он:

    а) ведет не только к усвоению знаний и способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие школьников;

    б) делает обучение максимально доступным и посильным для обучающихся на основе учета их познавательных возможностей на различных возрастных стадиях, обеспечивая вместе с тем условия для упражнения школьников в преодолении препятствий и трудностей, необходимых для развития у них морально-волевых качеств и творческой активности;

    в) обеспечивает высокий уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала;

    г) приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков и привычек систематической работы по самостоятельному приобретению знаний;

    д) предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы;

    е) способствует максимальной активизации учебной деятельности школьников.

    Немалое значение имеет также сочетание различных методов, которое   зависит не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности обучающихся, но и состава класса.    Например, одним обучающимся успешно сделать пересказ помогает использование беседы и иллюстративного блока, другие лучше и полнее рассказывают с опорой на словесный план, третьим ученикам нужно сочетание иллюстративного блока, беседы по прочитанному, чтение отрывков из текста.

    Среди учеников с особыми образовательными потребностями (особенно среди учащихся младших классов) велико количество детей с различными дефектами речи. И хотя над исправлением этих дефектов работает специалист-логопед, тем не менее это не умаляет роли учителя. Каждому учителю необходимо работать над выразительностью своей речи. Работая с детьми, имеющими проблемы с речью, необходимо самому уметь выразительно читать и рассказывать, выразительно говорить. Своей интонацией учитель оттеняет своеобразие излагаемого материала, делая его доступным для понимания учащихся.

    Усвоение учебного материала обуславливает темп речи учителя. Если учитель говорит быстро, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание быстро снижается, работоспособность падает. Ученик уже ничего не слушает и не слышит, он выключается из работы.

    Темп речи учителя имеет большое значение на всех годах обучения, но совершенно исключительное значение он имеет на занятиях в младших классах. Спокойная, ровная, но не лишенная эмоциональной окраски речь учителя дает большой педагогический эффект. Она должна быть проста в структурном отношении, понятна учащимся и немногословна. Такие требования к речи учителя предъявляются, потому что в условиях обучения детей с ОВЗ она является средством коррекции мышления учащихся.

    Успешная организация урока в коррекционной школе, где обучаются дети с ОВЗ, зависит от многих факторов: хорошего знания учителем возможностей каждого ученика, обеспечения щадящего и охранительного режима, учета личностных и индивидуальных особенностей каждого ученика. Но еще урок зависит от настроения, которое начинается с того самого момента, когда наши ученики только переступают порог класса. Дети, которые обучаются в наших школах, в основном, ведомые, им свойственно подражание; поэтому нотации и беседы в большинстве  случаев бесполезны, в них, как в зеркале,  отражается эмоциональный настрой самого учителя.

    Любой урок – это, прежде всего, общение. Коррекционно-развивающий урок необходимо строить так, чтобы детям было интересно общаться с учителем, узнавая одновременно что-то новое, закрепляя пройденный материал, применяя знания в новых условиях. Особенность организации работы с детьми  с нарушением интеллекта в том, чтобы коррекционно-развивающая направленность урока была не одним моментом или видом работ, а всем уроком,  его содержанием, психологической атмосферой и добрым отношением друг к другу. Пусть дети работают каждый в своем темпе, каждый с учетом своих возможностей и приходят к концу урока к общим выводам и итогам. Наиболее продуктивная форма работы на уроке  как в младших классах, так и в среднем и старшем звеньях – коллективная. Когда школьники имеют возможность с помощью учителя обсудить какой-то вопрос или задание все вместе.

    Для реализации некоторых выше перечисленных методов  обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи; не все обучающиеся с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь специалистов: учителя – дефектолога, учителя – логопеда и педагога – психолога. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, тогда когда дети уже имеют некоторый опыт подобной работы. Поэтому, здесь будут наиболее приемлемыми следующие методы:

    • объяснительно –иллюстративный;
    • репродуктивный;
    • частично поисковый;
    • коммуникативный;
    • информационно – коммуникационный;
    • метод проектов;
    • методы контроля;
    • самоконтроля и взаимоконтроля.

    Приемы обучения используемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения».

    Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.

    Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие приёмы обучения:

    Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, «смайлики»). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

    Использование магнитных букв, слов при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

    Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить.  Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

    Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазамииспользуется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

    Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз.  На слайдах можно разместить необходимый учебный материал, цветные фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране,  дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

    Использование картинного материала  для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

    Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

         Использование всего разнообразия существующих методов и приемов обучения  позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

    Объединяя соответствующим образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, учитель может стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у детей с особыми образовательными потребностями

    Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмы обучения:
    1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

    Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
     Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. 

    2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым  результатом.
    3. Дифференциация заданий.

    Дифференцированные индивидуальные задания:

    • Слоговые таблицы;
    • Индивидуальные карточки («Раскрась букву», «Раскрась цифру», «Допиши букву», «Закрась части мозаики», «Найди картинку со звуком в начале слова», «Составляем слова», «Деление на слоги», «Число-цифра» и т.д)
    • математические раскраски.

    4.Задания на развитие психических процессов.

    - задания с палочками;

    - «Четвертый лишний»;

    - «Поиск аналогов»;

    - «Способы применения предметов»;

    - «Продолжи логический ряд»

    - «Дорисуй и раскрась обеими руками»

    - «Дорисуй девятое»

    - «Найди пару», «Найди отличия»

    5. Задания на  развитие мелкой моторики:

    -штриховка;

    -конструирование из геометрических фигур;

    - лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);

    - раскрашивание;

    - работа с моделями  (наждачные буквы)

    6. Здоровье сберегающие технологии:

    - пальчиковые гимнастики;

    - дыхательные гимнастики;

    - физминутки и динамические паузы.

    6. Использование информационных технологий.

    Отдельно необходимо сказать об использовании интерактивной доски, презентации и фрагментов презентации по ходу урока
    Она позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.

     Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

    формирование положительной учебной мотивации;

    повышение познавательной активности учащихся;

    активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

    стимулирование самостоятельной деятельности;

    развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

    эффективное усвоение большого объема учебной информации;

    развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

    развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

    раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

    развитие навыков самостоятельного умственного труда;

    развитие универсальных навыков.

    Используемая литература:

    1.  Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. - №1. – с.77-83.
    2.  Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 128 с.
    3. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе

    Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе...

    Методические приёмы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе.

    Методические приёмы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе....

    Методические рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ в начальной школе.

    Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. В содержании рассмотрены особенности выявлен...

    Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ в начальной школе

    Выступление на тему "Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ"...

    "Формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе".

    Долгие годы система образования делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности. Их не брали в образовательные учрежде...

    Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе

    В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с огранич...

    МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОВЗ: БОГАТСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникаль­ность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности....