МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОВЗ: БОГАТСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья

Есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникаль­ность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovz.doc64.21 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОВЗ: БОГАТСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

 И ЭФФЕКТИВНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникаль ность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Следует отметить, что школа без поддержки и помощи общества не сможет создать качественную модель инклюзивного образования

Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы напомнить и общие принципы и правила коррекционной работы:

1 .Индивидуальный подход к каждому ученику.

  1. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
  2. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4.Проявление        педагогического такта.

                        Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

«Метод» в переводе с греческого означает «путь». Методы обучения - способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, а также развитие и коррекция их познавательных способностей. Приём обучения - часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

К методам организации и осуществления учебно- познавательной деятельности относятся: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация); практические (упражнения, трудовые действия репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

К методам стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности относятся: методы стимулирования и мотивации интереса к учению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности-это методы устного контроля и само контроля, методы письменного контроля и самоконтроля.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОB3, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля и самоконтроля.

Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов интерес к учению используем метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуации успеха.

Впечатление от успеха бывает так велико, что может кардинально изменить сложившееся отрицательное отношение к процессу обучения.

Однако не стоит впадать в крайность. Некоторые обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья склонны считать самым глав ным то, за что их хвалят или ставят в пример. Поэтому содержание похвалы и ее формулировка имеют большое значение в зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем. Таким образом, создание ситуации успеха способствует решению важнейших задач обучения и воспитания.

Не менее важным приёмом в начальных классах является словес ная поддержка, т.е. использование фраз типа: «Постарайся приложить усилия, и у тебя получится это задание», «Не расстраивайся, в следую щий раз тебе удастся выполнить задание быстрее и качественнее», «Я сейчас подскажу тебе, как правильно выполнить задание, а в следующий раз ты всё сумеешь сделать сам», «Я очень рада, что ты смог преодолеть себя и сделал это задание» и т.д. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого обучающегося в зави симости от его индивидуальных особенностей.

Данный материал будет полезен учителям начальных классов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

III научно-практическая конференция преподавателей края "Педагогические технологии: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность", апрель 2012

В материалах представлены два доклада, для пленарного заседания (открытия конференции) и участия в секции Освоение инновационного пространства в области различных дисциплин"...

Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Статью о методах работы с детьми с ОВЗ в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО второго поколения....

Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с огранич...

Методы, приёмы и формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе

Статья содержит описание методов. приёмов и форм работы с детьми ОВЗ в начальной школе....

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ

Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений....

Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школеВ Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образова...