Статья "Совместная деятельность педагога и родителей"
статья (1 класс)

Менская Марина Александровна

Моя главная цель как первого учителя - создание и поддержание доверительных взаимоотношений между школой и семьей.  Помочь родителям в воспитании и обучении ребёнка  и одновременно поднять их ответственность за воспитание возможно только в результате систематической, последовательно организованной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost_pedagoga_i_roditeley.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность классного руководителя и родителей по созданию комфортной образовательной среды

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №1»

г. Липецк

Менская Марина Александровна

Семья и школа – это берег и море.  На берегу, ребёнок делает первые шаги,  а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа… (Л. Кассиль)

Моя главная цель как первого учителя - создание и поддержание доверительных взаимоотношений между школой и семьей.  Помочь родителям в воспитании и обучении ребёнка  и одновременно поднять их ответственность за воспитание возможно только в результате систематической, последовательно организованной работы.

Какие задачи я ставлю перед собой, планируя совместную работу с родителями?

• формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся;

• привитие навыков здорового образа жизни;

• развитие интересов, склонностей, способностей учащихся;

• подготовка ребёнка к саморазвитию и самовоспитанию.

Организуя работу с семьей, стараюсь учитывать следующее:

1) Постоянно и всесторонне изучать и знать семьи обучающихся. Это очень важно.

Со своими учениками я начинаю работать, когда им едва исполнилось 5 лет. То есть долгие 6 лет сотрудничаю с ними и, следовательно, с их родителями.

За это время   мы становимся если не друзьями, то добрыми знакомыми, у нас устанавливаются доверительные взаимоотношения. Родители открыто рассказывают мне о проблемах со здоровьем своих детей. Думаю, все со мной согласятся, что не из праздного любопытства я спрашиваю у бабушки-опекуна, почему отца моего ученика лишили родительских прав, как в 4 года он потерял маму. Или, например, родители высказывают тревогу по поводу поведения своего ребёнка на уроках, зная о его психологически проблемах. Благодарят за понимание, за терпение учителя. Высоко оценивают наш труд.

Причины изменения в поведении ребенка таятся не только в его возрасте, но и в семейных проблемах.

 2) Своей добросовестной работой, чутким отношением к ученикам стараюсь завоевывать доверие родителей. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество, ведь мы с родителями решаем общую задачу, значит, должны идти в одном направлении. Помню, что у каждого ребёнка есть свой мир, свои представления о жизни, и они не обязательно должны быть похожими на мои. Стараюсь уйти от штампов.

В своей работе я практикую видео и фотопослания для родителей своих учеников  (с их согласия, разумеется) в нашу группу в вайбере. Понятно, что родители не могут видеть своих детей в школьной обстановке. Это им не доступно. Поэтому родители имеют представление о школьной жизни  только со слов. А эти послания приоткрывают завесу и создают позитивные впечатления о школе, об одноклассниках  ребёнка.

3) В общении с родителями избегаю назидательного тона, нравоучений, замечаний. Это раздражает взрослых, восстанавливает их против вмешательства, как им кажется, в их личные дела. Нужно учитывать, что большинство из них знают о своих обязанностях, стремятся выполнить их, но не всегда умеют сделать это правильно. От того, как будет обращено слово

педагога, каким тоном, при каких обстоятельствах оно будет сказано, часто зависит результат.

4) Помню о ранимости родительских чувств.  Стаюсь не давать критическую оценку ребенку на родительском собрании. Для обсуждения проблемных моментов самый приемлемый способ - личная беседа, но  и в ней стремлюсь больше говорить о положительных сторонах ребенка. Есть множество причин, чтобы похвалить каждого. Он слабо учится, но он прекрасно дежурит, у него хорошие организаторские способности, он участвовал в соревнованиях, ему вручили грамоту….  Успех класса создается из успеха каждого ученика. Если классный руководитель видит не только негативные стороны, а прежде всего положительные, то родители это обязательно оценят.  И тогда родитель сам будет говорить о недостатках своего ребенка и критично оценивать.

5) Точно так же показываю детям положительные качества их родителей и, опираясь на это, способствую повышению родительского авторитета.

6) Самокритичность педагога поднимает его авторитет в глазах родителей. Каждый человек может ошибиться. Мы живые эмоциональные люди. Важно уметь признать свою неправоту. Учу этому и ребят. Главное не поступок, а то, как мы выходим из конфликтных ситуаций. Я уверена: дети намного великодушнее нас, взрослых. Я всегда благодарю своих учеников за то, что они прощают мне мою вспыльчивость, и друг друга они быстро прощают.

7) Особое внимание уделяю установлению взаимоотношений между родителями.

На первом собрании я говорю о том, что не только детям, но и родителям предстоит прожить вместе 11 лет школьной жизни. Непросто сохранить доброжелательные отношения между совершенно разными людьми, которых свела судьба быть родителями одноклассников.

Важно, чтобы между родителями, несмотря на разницу в возрасте, разность интересов, установились коллективистские отношения. Всякая инициатива активно рассматривается и, как правило, единодушно принимается. Многие стали дружить семьями. Вместе ходят с детьми на праздники, выезжают за город.

Безусловно, могут возникнуть конфликтные ситуации. Чаще всего родителей возмущают ссоры между детьми. Хотя мы, взрослые, прекрасно понимаем, что это естественно. Дети ссорятся и вскоре мирятся. А вот между родителями пробегает чёрная кошка. И уже прежних отношений не восстановить, след в душе остаётся.

     Подводя итог, хочется отметить, что использование этих нехитрых, проверенных многолетним опытом приёмов позволяет мне устанавливать и поддерживать с родителями доверительные партнёрские взаимоотношения в течение всего периода обучения в начальной школе. Это очень важно для создания целостной картины мира у наших детей.

«Зачем тебе всё это?» - спросит человек далёкий от школы. Это просто твоя работа. Зачем тебе брать груз проблем совершенно чужих тебе людей? Надо сказать, что некоторые придерживаются этого правила. Но и отношения не складываются. Возникает непонимание. Тогда о каком сотрудничестве  может идти речь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность педагогов и родителей.

Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства....

Совместная деятельность педагогов и родителей.

Семья - первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает "педагогич...

статья Совместная деятельность педагогов и родителей школьников

Взаимодействие школы и семьи является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами ...

Методическая разработка Исследование проблем младших школьников и пути их решения в совместной деятельности педагога с родителями и детьми

Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо? Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс. Ищем ре...

Методические рекомендации по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного здоровья семьи, способствующего социальной адаптации ребенка во взрослой жиз

В работе представлены методические материалы по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного зд...

«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ»

Взаимодействие школы и семьи является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами ...