Главные вкладки

    Совместная деятельность педагогов и родителей.
    статья на тему

    Шибалова Наталья Владимировна

    Семья - первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает "педагогический треугольник" (учитель - ученик - родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. 

    В статье показаны формы работы с родителями в нашем лицее.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovmestnaya_deyatelnost_pedagogov_i_roditeley_1.docx19.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Совместная деятельность педагогов и родителей.

    Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.   С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

    От согласованных действий педагогов и родителей, в конечном счете, зависит качество воспитания, обучения и развития детей. Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства. Тем более, сегодня, когда осуществляется переход на новую парадигму образования — парадигму личностно - ориентированного взаимодействия, которое требует новых подходов, форм и методов совместной деятельности педагогов и родителей.

    На сегодняшний день стоит задача повсеместно - родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками учителя. Для этого нужно активно использовать инновационный компетентностный подход к работе с родителями.

    Инновационные формы предполагают:

    - активную позицию родителей,

    - партнерство с педагогами,

    - инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям,

    - применение полученных знаний в семейной среде.

            В работе с родителями в нашем лицее мы используем следующие формы:

    1. Цитаты и призывы к родителям.

    Как донести до родителей то, что они должны делать по отношению к своим детям? Как сделать так, чтобы они поняли про свои обязанности, про свое место в обучении и воспитании детей?

    Постоянно вывешиваем на стенде высказывания выдающихся педагогов и психологов или призывы – броские, короткие, точные по теме. Это западает в голову, заставляет задумываться и соответственно поступать. Например: «Хороший пример – лучшая проповедь», «Не вымещай на ребёнке свои обиды. Что посеешь, то и взойдёт», «Если крикнешь в кувшин, то и кувшин на тебя крикнет», «Гораздо легче стать отцом, чем остаться им», «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик». Есть у нас в копилке и высказывания для детей. Дети дома с родителями обсуждают их. Эти высказывания они часто применяют в практике. Например: «На добрый путь всегда готовым будь!», «У тебя всё получится!» «Кто не учится, тот блуждает в потёмках!», «Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает!».

    1. Акция «Читающая мама - читающая нация».

    2015 год в России объявлен годом литературы. В каждом классе Лицея № 1 проходит акция «Читающая мама -  читающая нация». На уроки внеклассного чтения приходят представители семьи (мамы, папы или бабушки) и читают вслух детям произведения. После прочтения они вместе обсуждают поступки героев, высказывают свое мнение, рисуют диафильмы к прочитанному.

    1. Акция «Родители  - детям».

    Все родители - профессионалы своего дела. Но не всегда  у них есть время для общения со своим ребёнком. И не все дети интересуются, чем же занимаются родители на работе? Поэтому мы привлекаем родителей для выступлений на классных часах и занятиях по внеурочной деятельности. Родители с удовольствием откликаются на приглашение учителя. Они проводят увлекательные и познавательные занятия.

     Например: запомнилась детям встреча со старшим преподавателем ИЭУП Софинской О. А., которая в игровой форме, очень доступно рассказала ребятам об экологии.  Такие встречи с родителями способствуют  развитию эмоций ребенка, вызывают чувство гордости за своих родителей.

    1. «Экипажи родителей и детей»

    В классе все дети совместно с родителями поделены на экипажи. В первом классе учитель делит сам. А в дальнейшем прислушивается к мнению родителей и детей. Такая форма организации позволяет тесно сотрудничать детям и родителям. Дети совместно с родителями готовят проектные,  исследовательские и творческие работы, сценки к праздникам, дни добрых дел. В результате родителя всегда в курсе жизни класса. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, посмотреть и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью и с классом в целом.

    1. Акция «Дети войны»

    В год семидесятилетия Победы в каждой школе проводится много мероприятий. В нашей школе учащиеся собирают материал для создания «Книги памяти». Наши учащиеся готовили материал «Дети войны». Они писали сочинения, готовили презентации о своих прадедушках и прабабушках. Некоторые  бабушки и дедушки также стали гостями в классе. Они рассказывали о трудностях военных лет и подвигах своих родителей. Общение с бабушками и дедушками   добротой и лаской заполняет нишу пустоты и одиночества, которая иногда окружает их внуков рядом с родителями.

    1. «Родительский сюрприз»

    Не стоит забывать, что родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Родители являются для своих детей ярким примером для подражания. Каждый ребенок хочет гордиться мамой и папой. В нашем лицее повод для гордости всегда есть. Родители  готовят спектакль  и дарят его детям.

    На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками учителя, создана атмосфера взаимоуважения. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Только в гармоничном взаимодействии школы и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.  Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.

         Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если школьное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

    Мы  не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

    Список используемых источников:

    1. Алексеева Л.В. В союзе с родителями. «Начальная школа», №11, 2001.

    2. Блинова М. В сотрудничестве с родителями. «Народная школа», №2, 2004

    3. Кондратьева Е.П. Проекты -2. Проблемы, поиск, опыт. Чебоксары. 2008

    4. Мартынов И.И. Семья + школа = счастливый ребенок. «Начальная школа»,№8, 2004

    5.  Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011

    6. Соловьева З.В. Педагогическая диагностика. Чебоксары. 2003

     7.  Хоменко, И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства. – Директор школы. – 2007. – № 4

    Электронные источники:

    www.zarobr.ru

    http://www.uroki.net/docnach/docnach18.htm

    www. in-exp.ru

    www. webkonspect.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместная деятельность педагогов и родителей.

    Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства....

    статья Совместная деятельность педагогов и родителей школьников

    Взаимодействие школы и семьи является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединённого общими заботами ...

    Доклад- презентация на ШМО классных руководителей. на тему: « Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода»

    Каждому педагогу известно, что дети отличаются друг от друга характером, способностями, интересами. У каждого из них - свои мысли и мечты, симпатии и предубеждения. Среди ребят выделяются яркие, сложн...

    Статья "Совместная деятельность педагога и родителей"

    Моя главная цель как первого учителя - создание и поддержание доверительных взаимоотношений между школой и семьей.  Помочь родителям в воспитании и обучении ребёнка  и одновременно поднять и...