Технология подготовки и проведения родительского собрания
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Шевырева Анна Владимировна

Технология подготовки и проведения родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология подготовки и проведения родительских собраний

Примерное положение о классном родительском собрании

  1. Правила проведения собраний
  1. Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.
  2. Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.
  3. Главным методом проведения собрания является диалог.
  4. Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до даты проведения собрания.
  5. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за 4 дня до проведения собрания.
  6. Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.
  7. Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.
  8. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).
  9. Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.
  1. Принципы проведения родительского собрания
  1. Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
  2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.
  3. У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.

Методические рекомендации по проведению родительского собрания

  1. Собрание организуется один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1 – 1,5 часа.

В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.

  1. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода сценария, программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
  2. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится на обсуждение, порекомендовать прочесть книги или использовать домашнее сочинение детей.
  3. Важно заранее продумать оформление классной комнаты – подготовить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей.
  4. Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание:
  • запись в дневнике учащегося с проверкой подписи родителей
  • звонок по телефону
  • использование дружеских связей родителей
  • индивидуальное приглашение на бумаге с указанием темы собрания
  • индивидуальное приглашение, отправленное по электронной почте
  • приглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлению
  • стихотворная открытка
  • приглашение с помощью родительского комитета

ПРИГЛАШЕНИЕ

Уважаемые Татьяна Ивановна и Игорь Григорьевич!

Приглашаем вас на родительское собрание,

которое состоится 13 сентября 2012 года в 18.00 в кабинете № 1.

Тема собрания: «Влияние семейной атмосферы на успеваемость учащихся».

                                                                                                  Классный руководитель

  1. Как начать собрание и расположить родителей к разговору?
  • использование цитат, эпиграфов; оформление доски
  • поприветствовать и поблагодарить родителей
  • лирическое начало (стихи, инструментальная музыка)
  • знакомство родителей с проблемой и регламентом
  • по-особому (необычно) рассадить родителей
  • выставка творческих работ учащихся
  • реклама педагогической литературы
  • видеоролик о жизни класса или выступление детей
  • начать собрание с результатов анкетирование учащихся, родителей
  • отметить работу родительского комитета
  • использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме собрания
  • выразить радость от общения с родителями и их детьми
  1. Формы проведения собрания:
  • педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ученику).
  • собрание-диспут
  • деловая игра
  • родительские конференции по обмену опытом воспитания
  • конференция отцов
  • итоговые совместные собрания детей и родителей
  • собрания-чаепития «за круглым столом»
  • презентация семейного воспитания

  1. Правила составления выступления классного руководителя и советы психолога:
  • перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
  • самый приятный звук для человека – его имя; положите пред собой список с именами и отчествами родителей;
  • перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
  • не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
  • предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
  • поблагодарите всех, кто нашёл время придти (особенно отцов);
  • выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей
  • создание психологического портрета ребёнка с помощью определённых значков, объяснённых родителям
  • представление детей по номинациям
  • анализ дел (отметить каждого)
  • о плохом сказать в общем, не называя фамилий
  • в неуспевающих  учениках найти хорошее и похвалить их за что-то при всех
  • доведите до родителей мысль: что «плохой ученик» не означает «плохой человек»
  • о хорошем – при всех, о недостатках – индивидуально
  • написать благодарность в дневнике за учёбу, помощь, трудовые дела и др.
  • в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей
  • дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться
  • награждение родителей грамотами
  • родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.

Не стоит:

  • осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
  • сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
  • давать негативную оценку всему классу;
  • переоценивать значение отдельных предметов;
  • использовать в общении с родителями назидательный тон

Будьте предельно корректны и тактичны!

Необходимо учитывать, что на собрание родители часто приходят прямо с работы. Тихая спокойная музыка помогает немного отдохнуть, пока собираются все.

Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток по теме родительского собрания.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Общение с ребёнком

    Общение с детьми должно быть не меньше 3-4 часов в сутки. Уважаемые родители, не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребёнок научился вас слышать.

    Помните, что если вы – человек добрый, вас будут окружать добрые люди, если вы злой – злые.

    Воспитание – это передача детям вашего жизненного опыта. Будьте милосердны!

    Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу – здесь всегда поймут и вас, и вашего ребёнка.

Примерная структура родительского собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 минут).
  2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему (5 – 7 минут).
  3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя) оно должно быть ярким, лаконичным, доступным        (10 – 15 минут).
  4. Обсуждение проблемы родителями (20 минут).
  5. 1) Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. С самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не надо «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

2) Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребёнок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Необходимо быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников».

3) Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач классного руководителя. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.

4) Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера и т. д) состоит из двух составляющих: отчёта о проведённой  работе и информации о предстоящих делах (финансовые проблемы лучше заранее обсудить с родительским комитетом).

  1. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, для выяснения причин этих проблем и нахождении совместного решения.
  2. Осмысление итогов родительского собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить отношение родителей к проведённому собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей: всё это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно  так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

Родительские собрания нужны:

  • для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и чётко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;
  • как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах;
  • для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;
  • как консультативные по профориентации детей, по занятости в системе дополнительного образования, по программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, учителей-предметников и т. п. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;
  • как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребёнку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
  • совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов;
  • как показ «товар лицом», когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умении и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны для родителей и для детей;
  • собрания – лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц), как школу для родителей

Подготовка собрания

  1. Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.
  2. Уточнить регламент, продумать ход собрания.
  3. Разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание;
  4. Продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе.
  5. Продумать выставочный или информационный материал.
  6. Определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить
  7. Продумать свой внешний вид – это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножечко праздник.

Правила поведения классных руководителей на родительском собрании

  1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
  2. Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
  3. Дать понимание, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
  5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
  6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребёнка.

Некоторые секреты успешности родительского собрания

  1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
  2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они ещё не знают друг друга.
  3. Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х классов.
  4. Определите одну самую сложную проблему разговора и на её обсуждении постройте собрание.
  5. Жёстко определить регламент собрания. Беречь время родителей.
  6. Умело определить день и час родительского собрания
  7. Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведений родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама…»
  8. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.
  9. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
  10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Как учителю организовать беседу с родителями

  1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.
  2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.
  3. Взаимопонимание быстрее наладиться, если учитель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнёра.
  4. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.
  5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.
  6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребёнка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведения ребёнка прежде, чем он поймёт отношение к нему родителя.
  7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать всё возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.
  8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчуждённость.
  9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.
  10. Постарайтесь «прочувствовать больные струнки» родителей и не задевайте их.
  11. Воспринимайте всё, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.

Примерная тематика родительских собраний

1 класс

  1. «Первый раз в первый класс»: адаптация первоклассников в школе
  2. Режим дня школьника.
  3. Как помогать ребёнку в приготовлении уроков.
  4. Поощрения и наказания в семье: разумный баланс.
  5. Как поддерживать в школьниках желание учиться.
  6. Дружбы и ссоры в детском коллективе.
  7. Мир эмоций и чувств ребёнка.
  8. Как развить вундеркинда.
  9. Особенности развития внимания детей 7-8 лет.

2 класс

  1. Воспитанность и воспитуемость.
  2. Особенности режима дня второклассника.
  3. Развитие самостоятельности школьников при приготовлении домашних заданий.
  4. Упрямство: от противостояния к пониманию.
  5. Товарищество и дружба. Особенности взаимоотношений.
  6. Роль игры в школьном возрасте.
  7. От чего зависит успешность обучения?
  8. Принципы семейного воспитания.
  9. Книга – источник знаний.
  10. Итоги года и перспективы развития.

3 класс

  1. Задачи развития третьеклассника.
  2. Роль семьи в формировании мотивации учения.
  3. Вредные привычки в детском возрасте.
  4. Способности и одарённость.
  5. Самостоятельность и её границы.
  6. Воспитание толерантного взаимодействия с окружающим миром.
  7. Радость коллективного труда. Формирование совместной деятельности.
  8. Развитие творческих способностей учащихся.
  9. Самооценка наших детей.

4 класс

  1. Компьютерные игры: возможные опасности.
  2. Природа детской агрессивности.
  3. Как научить ребёнка защищать себя в ситуации насилия на улице.
  4. Права и обязанности школьника.
  5. Значение проектной деятельности в развитии учащихся.
  6. Оценка или отметка?
  7. Общаться с ребёнком. Как?
  8. Как помочь ребёнку подготовиться к переходу в среднюю школу.
  9. Развитие системы ценностей, как основа успешного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки и проведения родительского собрания

Методика подготовки и проведения родительского собрания. Рекомендации Капраловой Р.М....

Методика подготовки и проведения родительского собрания.

Как  правильно  подготовить  и провести  роди тельское  собрание,  чтобы  родители  приходили  в  школу  на  каждое  собрание  с ...

Методика подготовки и проведения родительских собраний.

Презентация в помощь классным руководителям...

Рекомендации к подготовке и проведению родительских собраний

Как молодому педагогу подготовиться к проведению родительского собрания - здесь Вы найдете основные элементы подготовки собрания...

Подготовка и проведение родительских собраний

Главной ступенькой сотрудничества родителей и учителя являются классные родительские собрания. Родительские собрания в начальной школе могут проводиться 4-5 раз в учебном году.   Для первых ...

Региональный Конкурс методических идей «Советы наставника» Номинация «Методические советы учителю при подготовке и проведению родительского собрания».

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – ...

Методика подготовки и проведения родительского собрания по выбору модуля ОРКСЭ родителями (законными представителями) обучающихся 3-его класса

 Процедура выбора учебных модулей предмета ОРКСЭ основана на федеральном Регламенте выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модуле...