Подготовка и проведение родительских собраний
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Лисовая Ольга Петровна

Главной ступенькой сотрудничества родителей и учителя являются классные родительские собрания. Родительские собрания в начальной школе могут проводиться 4-5 раз в учебном году.   Для первых классов учитель может провести собраний больше. На собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, построение воспитательного процесса, итоги года. Следует подчеркнуть, что обсуждение успеваемости обучающихся класса, не должно  быть главным в проведении собрания. Родительские собрания не  должны констатировать ошибки и неудачи детей в учебе, а    просвещать родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка и проведение родительских собраний

       Главной ступенькой сотрудничества родителей и учителя являются классные родительские собрания. Родительские собрания в начальной школе могут проводиться 4-5 раз в учебном году.   Для первых классов учитель может провести собраний больше. На собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, построение воспитательного процесса, итоги года. Следует подчеркнуть, что обсуждение успеваемости обучающихся класса, не должно  быть главным в проведении собрания. Родительские собрания не  должны констатировать ошибки и неудачи детей в учебе, а    просвещать родителей.

   Родительские собрания могут быть:

  • Организационными;
  • Тематическими или текущими;
  • Итоговыми;
  • Общешкольными и классными.

   Чтобы подготовить и провести родительское собрание, на классного руководителя это налагает большую ответственность.

   Родительское  собрание проводит не только учитель класса, но на собрание приглашаются и сотрудники школьного социального центра:

- психологи;

- логопеды;

- социальные педагоги.

Этапы родительского собрания

  1. этап. Организация родительского собрания. На этом этапе определяется повестка собрания и приглашение всех участников.

     Очень важно, когда классный руководитель проведет собеседование с другими учителями, работающими в классе. Цель такой беседы – обсуждение персональных учебных достижений учащихся и особенности поведения их на уроках. Всю эту информацию, полученную во время собеседования, классный руководитель может использовать во время анализа и обобщения участия школьников в образовательном процессе. Но родителей также интересует и подробные результаты учебной работы их ребенка. Поэтому разумно подготовить сводные листы успеваемости на каждого обучающегося.

      Необходимо продумать и организацию явки родителей. Заблаговременно пригласить родителей, для этого разослать именные приглашения. Подготовить альбом класса, видеоматериалы, освещающие жизнь класса. внеурочную деятельность. Подготовить сам класс вместе с детьми, это расположит настрой родителей в лучшую сторону.  

2 этап. Подготовка сценария и проведения собрания. Это зависит от творчества учителя. Каждый учитель знает своих родителей и их настрой. Но любое собрание должно включать в себя ряд обязательных компонентов:

  • Анализ учебных достижений класса. Здесь классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. Но необходимо предупредить родителей, что ответит на частные вопросы успеваемости ребенка в ходе частной беседы.
  • Довести до сведения родителей социально-эмоциональный климат в классе. Учитель рассказывает  о своих наблюдениях поведения ребят в разных ситуациях. Но необходимо помнить, что надо  быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес ученика и их родителей.
  • Психолого-педагогическое просвещение. Ознакомить родителей с новинками педагогической литературы.
  • Обсуждение организационных вопросов: экскурсии, классные вечера. Здесь необходимо услышать отчет о проведенной работе, и информировать о предстоящих делах.
  • Личные беседы с родителями. Часто родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии, избегают родительские собрания. Задача учителя - обеспечить им чувство безопасности, дать понять родителям, что их тут не судят,  а стараются помочь.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.        Необходимо в конце собрания сделать выводы, сформировать необходимые решения. Обязательно дать информацию о следующем собрании. В конце собрания  желательно дать родителям опросные листы, заранее подготовленные  учителем, где важно выяснить отношение родителей к проведению собрания.

Правила подготовки классного  родительского собрания

Первое правило. Тема собрания должна быть актуальна для родителей.

Второе правило. Время должно быть удобное для родителей.

Третье правило. Обязательно довести до сведения план родительского собрания.

Четвёртое правило. Общение со стороны учителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Пятое правило. Самое главное правило учителя – не должно быть навешивания ярлыков.

Шестое правило. Собрание должно быть хорошо продуманным и полезным.

Несколько советов психологов:

  • За дверью кабинета оставить плохое настроение;
  • Определить время проведения родительского собрания;
  • Необходимо иметь список родителей для общения;
  • Ознакомить родителей с планом работы собрания;
  •  «Золотое правило» каждого учителя – начинать с позитивного, а затем о негативном;
  • Обязательно  предупредить родителей, что не вся информация учителя может быть передана детям;
  • В личной беседе оценивать успехи детей относительно их возможностей;
  • Родители должны уйти с собрания с чувством, что они в состоянии помочь своему ребенку;
  • Не забудьте поблагодарить родителей, что они нашли время прийти на собрание.

Не стоит:

  • Сравнивать успехи отдельных учеников. Помните: каждый ребенок индивидуален.
  • Делать негативную оценку всему классу.

     Помните! Каждый учитель должен быть предельно тактичным и корректным!

Литература.

  1. Дереклеева Н.И. родительские собрания 1-11 классы. – М.: Вербум-М. 2000
  2. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы д ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007.


Предварительный просмотр:

Подготовка и проведение родительских собраний

       Главной ступенькой сотрудничества родителей и учителя являются классные родительские собрания. Родительские собрания в начальной школе могут проводиться 4-5 раз в учебном году.   Для первых классов учитель может провести собраний больше. На собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, построение воспитательного процесса, итоги года. Следует подчеркнуть, что обсуждение успеваемости обучающихся класса, не должно  быть главным в проведении собрания. Родительские собрания не  должны констатировать ошибки и неудачи детей в учебе, а    просвещать родителей.

   Родительские собрания могут быть:

  • Организационными;
  • Тематическими или текущими;
  • Итоговыми;
  • Общешкольными и классными.

   Чтобы подготовить и провести родительское собрание, на классного руководителя это налагает большую ответственность.

   Родительское  собрание проводит не только учитель класса, но на собрание приглашаются и сотрудники школьного социального центра:

- психологи;

- логопеды;

- социальные педагоги.

Этапы родительского собрания

  1. этап. Организация родительского собрания. На этом этапе определяется повестка собрания и приглашение всех участников.

     Очень важно, когда классный руководитель проведет собеседование с другими учителями, работающими в классе. Цель такой беседы – обсуждение персональных учебных достижений учащихся и особенности поведения их на уроках. Всю эту информацию, полученную во время собеседования, классный руководитель может использовать во время анализа и обобщения участия школьников в образовательном процессе. Но родителей также интересует и подробные результаты учебной работы их ребенка. Поэтому разумно подготовить сводные листы успеваемости на каждого обучающегося.

      Необходимо продумать и организацию явки родителей. Заблаговременно пригласить родителей, для этого разослать именные приглашения. Подготовить альбом класса, видеоматериалы, освещающие жизнь класса. внеурочную деятельность. Подготовить сам класс вместе с детьми, это расположит настрой родителей в лучшую сторону.  

2 этап. Подготовка сценария и проведения собрания. Это зависит от творчества учителя. Каждый учитель знает своих родителей и их настрой. Но любое собрание должно включать в себя ряд обязательных компонентов:

  • Анализ учебных достижений класса. Здесь классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. Но необходимо предупредить родителей, что ответит на частные вопросы успеваемости ребенка в ходе частной беседы.
  • Довести до сведения родителей социально-эмоциональный климат в классе. Учитель рассказывает  о своих наблюдениях поведения ребят в разных ситуациях. Но необходимо помнить, что надо  быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес ученика и их родителей.
  • Психолого-педагогическое просвещение. Ознакомить родителей с новинками педагогической литературы.
  • Обсуждение организационных вопросов: экскурсии, классные вечера. Здесь необходимо услышать отчет о проведенной работе, и информировать о предстоящих делах.
  • Личные беседы с родителями. Часто родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии, избегают родительские собрания. Задача учителя - обеспечить им чувство безопасности, дать понять родителям, что их тут не судят,  а стараются помочь.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.        Необходимо в конце собрания сделать выводы, сформировать необходимые решения. Обязательно дать информацию о следующем собрании. В конце собрания  желательно дать родителям опросные листы, заранее подготовленные  учителем, где важно выяснить отношение родителей к проведению собрания.

Правила подготовки классного  родительского собрания

Первое правило. Тема собрания должна быть актуальна для родителей.

Второе правило. Время должно быть удобное для родителей.

Третье правило. Обязательно довести до сведения план родительского собрания.

Четвёртое правило. Общение со стороны учителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Пятое правило. Самое главное правило учителя – не должно быть навешивания ярлыков.

Шестое правило. Собрание должно быть хорошо продуманным и полезным.

Несколько советов психологов:

  • За дверью кабинета оставить плохое настроение;
  • Определить время проведения родительского собрания;
  • Необходимо иметь список родителей для общения;
  • Ознакомить родителей с планом работы собрания;
  •  «Золотое правило» каждого учителя – начинать с позитивного, а затем о негативном;
  • Обязательно  предупредить родителей, что не вся информация учителя может быть передана детям;
  • В личной беседе оценивать успехи детей относительно их возможностей;
  • Родители должны уйти с собрания с чувством, что они в состоянии помочь своему ребенку;
  • Не забудьте поблагодарить родителей, что они нашли время прийти на собрание.

Не стоит:

  • Сравнивать успехи отдельных учеников. Помните: каждый ребенок индивидуален.
  • Делать негативную оценку всему классу.

     Помните! Каждый учитель должен быть предельно тактичным и корректным!

Литература.

  1. Дереклеева Н.И. родительские собрания 1-11 классы. – М.: Вербум-М. 2000
  2. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы д ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки и проведения родительского собрания

Методика подготовки и проведения родительского собрания. Рекомендации Капраловой Р.М....

Методика подготовки и проведения родительского собрания.

Как  правильно  подготовить  и провести  роди тельское  собрание,  чтобы  родители  приходили  в  школу  на  каждое  собрание  с ...

Методика подготовки и проведения родительских собраний.

Презентация в помощь классным руководителям...

Рекомендации к подготовке и проведению родительских собраний

Как молодому педагогу подготовиться к проведению родительского собрания - здесь Вы найдете основные элементы подготовки собрания...

Технология подготовки и проведения родительского собрания

Технология подготовки и проведения родительского собрания...

Региональный Конкурс методических идей «Советы наставника» Номинация «Методические советы учителю при подготовке и проведению родительского собрания».

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – ...

Методика подготовки и проведения родительского собрания по выбору модуля ОРКСЭ родителями (законными представителями) обучающихся 3-его класса

 Процедура выбора учебных модулей предмета ОРКСЭ основана на федеральном Регламенте выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модуле...