Методы, формы организации деятельности учащихся, средства.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Дымбрылова Туяна Дондоковна

Методы, формы организации деятельности учащихся. средства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий

Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении всех предметов. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Поэтому я считаю, что использование именно современных инновационных педагогических технологий в обучении поможет достичь повышения познавательной активности школьников.

Основной моделью организации учебного процесса в нашей школе является технология индивидуального обучения, философской основой для себя, как и большинство учителей нашей школы, определяю технологию личностно-ориентированного обучения. Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.

Личностно - ориентированное обучение - это способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей (Якиманская И.С.)

Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных способностей школьников.

Основной замысел личностно - ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно - значимую основу. Важна при этом форма обсуждения детских «версий».

     В своей педагогической деятельности я использую следующие технологии и их элементы.

Игровые технологии. Цель: находить пути решения через игровую деятельность.

Основная задача игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к изучаемому   материалу, а для учителя сделать урок интересным и продуктивным.  Игровую технологию использую чаще всего в 1-м классе с использованием ИКТ. Зная, что любая игра должна способствовать решению основной учебной цели и задачи урока, чтобы помочь развитию творческих способностей детей стараюсь органично «вплести» ее в ткань урока и при этом всегда помню о тех требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к организации игр:

-игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;

-игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции (веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа). Поэтому цель игры должна быть достижимой, а используемое на уроке оформление – красочным и разнообразным;

-игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся.

Хочу отметить положительные и отрицательные моменты которые я увидела, используя игровые технологии:

Положительные стороны:

-Игровая технология соответствует психофизическому развитию учащихся начальной школы.

-Решает психологические проблемы во взаимоотношениях: ученик-учитель ,ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, учитель-группа.(например, на уроках адаптации)

-Формирует коммуникативные компетенции школьников.

-Формирует социально культурные компетенции.

-Расширяет кругозор по средствам.

Проблемы и пути их решения:

-Использование исключительно игровых технологий не даёт желаемых результатов, отсюда необходимость комплексного применения современных педагогических технологий.

- Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение, и дети могут увлечься игрой, и потеряется образовательное содержание. Применение игровых технологий требует очень тщательной подготовки к уроку, что бы учителю не заиграться самому.

Игру или игровой момент я провожу на различных этапах урока. Далее мною представлены лишь малая доля игровых упражнений. Например, на уроках обучения грамоте:

1«Оживление». Ученику предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете, находящемся в портфеле (о линейке, карандаше и т.д.)

2.Сочинение сказок «наизнанку».  Предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

3.«Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:

из крана на кухне полился апельсиновый сок;

из тучи вместо дождя стал падать изюм;

люди придумали таблетку от сна?

4. На уроках обучения грамоте- игра «Одень человечка»:

- Какую по твоему мнению одежду носит звук М?

- Как ты думаешь, какой звук спрятал от тебя своё имя: О, М, Х или Ц?

- Какие звуки одеваются одинаково? Почему?

- Почему звук [Щ’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий?

- Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?

5.На уроках математики с удовольствием «путешествуем» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняет определённые математические задания.

Например: В 1 классе по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 8»

«Скажи Колобку: «До свидания» и отправимся в гости к девочке, рост которой не более дюйма. (показ длины дюйма). Дюйм - старинная мера длины = 2 см 5 мм.

- Догадался, кто это? (Дюймовочка).Она живёт в доме № 8.

- Мимо домов с какими номерами мы пойдём, если будем двигаться только по правой стороне улицы? (Мимо домов № 2,4,6).

Далее Дюймовочка предлагает свои задания на знание состава чисел 5,6,7.

-Попрощаемся с Дюймовочкой и отправимся в гости к сказочному герою, который проучил директора кукольного театра Карабаса-Барабаса.

- Как его зовут? (Буратино).

Ведь Буратино никогда не учился в школе и поэтому не знает как решать примеры на сложение и вычитание.Так , давайте мы ему поможем...».

  Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

 Проблемное обучение. Мечта каждого учителя – это интерес в глазах ученика. Что же может породить этот интерес? Конечно, проблема, включённая в структуру урока. Именно поиск её решения способен вовлечь ребёнка в активное познание. Мне бы хотелось предложить фрагменты уроков по созданию проблемной ситуации на уроках, которые проводились мною.

  Математика. Ученики младших классов трудно представляют временные понятия, как секунда, минута, год, век. С этой целью при изучении данной темы я провожу интересные виды работ: нарисовать геометрические фигуры, записать ответы к примерам, решить разного типа задачи за определённое количество времени (в течение минуты). Знакомлю детей с данными статистики - минута в жизни государства, данные беру из СМИ. Прошу рассказать, что успевает сделать ученик за минуту, за час, за сутки (из режима дня). Ученики сами составляют задачи, используя данные о возрасте своих родных, сравнивают их возраст с возрастом долгожителей страны. Подбираю интересные данные о продолжительности жизни человека, животных, растений, спортивные рекорды, о скоростях полёта насекомых, птиц, самолётов, космических кораблях, о скорости движения транспорта, животных. При знакомстве с сутками и годом рассказала, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Сутки-промежуток времени, в течение которого Земля делает один оборот вокруг оси, когда же Земля сделает один оборот вокруг Солнца, пройдёт год. В связи с этим решали такие задачи:

1. Земля в своём движении вокруг Солнца проходит 30км/сек. Какое расстояние проходит Земля за сутки, за месяц, за год?

2. Через 10 секунд после молнии послышался гром. На каком расстоянии от наблюдателя произошёл грозовой разряд, если скорость звука в воздухе равна 330 м/сек?

Русский язык.

В 3 классе на уроках, посвященных имени существительному дается представление о предметности, понимаемое не только, как конкретный предмет (что учащимся младших классов понятно), но и о предметах выделяемых абстрагированием мышления, что вызывает затруднение в понимании. Например: темнота, холод, и др.

А. На уроках объяснения нового материала предлагаю следующие задания, позволяющие ученику самостоятельно вывести правило о том, что обозначает имя существительное.

Задание 1: Сравни правый и левый столбик.
Я ученик первого класса.                                        Я первого класса.
В пенале лежат ручки и карандаши.                    В пенале лежат.
Я кладу в портфель тетради,                               Я кладу в портфель.
учебники и пенал.

Учитель задает вопросы.

1. Обе ли записи слов являются предложением?

2. Если нет, то почему?

3. Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?

4. Выпиши пропущенные имена существительные, задавая им вопрос.

Вывод: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными.

Задание 2. Дается цепочка слов:

Машина, самолет, Маша, Жучка, Весновка, Алма - Аты, лопата, Мурка, Москва.

1. Можно ли среди этих слов выделить две группы?

2. Если можно, то, по какому принципу? (по написанию) .

Вывод: одни слова с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?

Вывод: имена собственные - отвечают на вопрос что?  кто? - это существительные имена людей и клички животных отвечают на вопрос кто? Все остальные имена собственные отвечают на вопрос что?

Б. Уроки закрепления по данной теме призваны решать задачи по умению выделять имена существительные от других частей речи.

  На этапе закрепления использовала такие задания:

Задание 1. Из данных слов выпиши имена существительные.

Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей

 Проверкой осуществляется контроль за прочностью усвоения полученных знаний, также за сформированностью грамматических умений и навыков. Ведущим средством проблемности на данном этапе является задание в виде текстов, где не только нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать.

Задание 1. Подчеркни в тексте имена существительные и объясни свой выбор.

Шел сильный снег. Дороги замело. Выглянуло солнце и снег перестал.

Задание 2. Что такое имя существительное: Придумайте по 5 существительных на тему природы, школы, посуды.

В. Проверка проводится в виде:

Задание 1.

1. Что вы знаете о существительном?

2. В какие группы вы можете объединить слова?

Машина, цветок, корова, Мурка, часы, Алла, Жучка, сорока; (группы, имена собственные, одушевленные и неодушевленные) .

Задание 2.

1. На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?

2. На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы?

3. Задание: выпишите в один столбик одушевленные, а в другой неодушевленные предметы.

Брат, мама, корабль, овраг, мороз, внук, река, бабушка, шуба, дуб, котенок. Коля, сосед урок, сирень, товарищ, воробей, день, рама.

Литературное чтение. В процессе преподавания я пришла к выводу, что развитию интереса к чтению способствует создание проблемных ситуаций, постановка вопросов проблемного характера, которые пробуждают сознание ребенка. Ученик по-иному начинают реагировать на прочитанное, высказывать свою точку зрения, спорить; он перестает быть сторонним наблюдателем, начинает сопереживать героям, подключает творческое воображение.  На уроках литературного чтения я стала использовать элементы технологии проблемного обучения.  Элементы технологии проблемного обучения на уроках чтения основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Например, урок «Люблю природу русскую. Осень.»

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Н. Заболоцкий

Проблемный вопрос: “Как ты думаешь, почему природа “открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна”? (Не все люди внимательны, наблюдательны; мы живём в диком ритме жизни, не успеваем даже посмотреть на то, что нас окружает.

Тема нашего урока – “Очарованье русского пейзажа…”, мы будем говорить о природе в произведениях русских писателей и художников.

     Приём «яркое пятно» заключается в сообщении интригующего материала, захватывающего внимание ученика, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание ученика.

Окружающий мир. На уроках   окружающего мира я использую дидактические игры, опыты и наблюдения, нестандартные ситуации, технические средства обучения, занимательные упражнения, схемы, таблицы и т.д

Конкретные примеры из опыта работы:

1.Проблемные ситуации с недостающими данными. Например:

«Какое полезное ископаемое используется для получения тепла? (не хватает знания о состоянии вещества: жидкое (нефть), твердое (каменный уголь), газообразное (природный газ)».

«Я загадала орган пищеварения. Какой?» (Не хватает знаний о функции этого органа и его местоположении в организме.)

«Растение очень высокое. Что это: дерево, куст или трава?» (Не хватает знаний о количестве и характере ствола.)

2.Проблемные ситуации, возникающие из-за противоречия между достигнутым результатом выполненного задания и отсутствием у учащихся теоретического обоснования.

В качестве примера, приведу измерение учащимися пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки. Результатом этого задания будет факт увеличения количества ударов в минуту и отсутствие теоретических знаний для обоснования этого факта.

3.Проблемные ситуации, возникающие при незнании способа решения задачи.

Например: «Человек обжегся. Что ему делать?» «Вы сломали руку. Ваши действия».

Каждый урок окружающего мира должен быть напряжением ума, попыткой понять закономерности природы и общества.

    Технология проблемного обучения имеет следующие преимущества: 
• Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; 
• Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; 
• Нацелена на формирование универсальных учебных действий; 
• Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.

Таким образом, технология проблемного обучения оптимально соответствует современным целям образования и требованиям общества к обучению подрастающего поколения.

Здоровьесберегающие технологии. Цель: формирование у младших школьников необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, учить использовать полученные знания в повседневной жизни. С целью предотвращения перегрузки учащихся, минимизации утомительности обучения использую элементы технологии: создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии, строгое соблюдение режима школьных занятий; обязательное выполнение гигиенических требований; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; провожу беседы с родителями по вопросам охраны здоровья детей, формирования их здорового образа жизни. Кроме того, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Особенно актуальным данные технологии становятся для нашей школы, так как наши дети уже имеют проблемы со здоровьем, врожденными или приобретенными. Поэтому на уроках я провожу физкультминутки, для того чтобы снять психическое напряжение у учащегося путем переключения на другой вид деятельности; добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений; возбудить интерес к занятиям физическими упражнениями; формировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Технология проектного обучения. Ведущее место методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения:

 

 Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Основная задача учителя выбрать проблему для проекта, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. В своей практике я стараюсь активно применять метод проектов в своей педагогической деятельности. Результатом использования проектной деятельности младших школьников в учебном процессе можно считать повышение уровня усвоения знаний, а также сформированность общеучебных умений школьников и определяющих достижение высокого уровня готовности и способности решать значимые для учащегося проблемы.

Информационно-коммуникативные технологии. Компьютерные технологии на уроках - мои  помощники. В своей работе я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к урокам, к отдельным темам, составляю   тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций. Компьютер помогает мне сделать  уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала. Я применяю различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); при организации внеурочной деятельности учащихся.  Применение ИКТ дает толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях. У учащихся повышается мотивация к изучаемым предметам, так как детям интересно работать за компьютером. С использованием ИКТ провожу физкультурные музыкальные паузы с различными двигательными упражнениями. При подготовке к урокам использую следующие диски: электронные приложения к учебникам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир».

Использование компьютерных технологий позволяет мне:

  • Повысить заинтересованность учащихся в изучении предмета.
  • Сравнительно быстро проводить проверку качества знаний при полной объективности. Обеспечить обратную связь.
  • Повысить темп и плотность урока.
  • Сделать обучение и воспитание творческим.
  • Повышать своё профессиональное мастерство.

 Вместе с детьми учимся создавать презентации - совместная работа сближает, объединяет, вдохновляет на новые проекты. Наглядность ИКТ, простота использования, безусловно, улучшает  учебный  процесс,  развивает  творческие   способности,  вызывает  живой  интерес  учащихся,  создаёт    положительную  мотивацию  к  самообразованию.

 Сейчас уже сложно представить школьное образование без интернета. Являюсь активным пользователем на сайтах, полезных для самообразования учителя и подготовки к урокам: «Про школу», «Современный учительский портал» «Инфоуроки», «Учительский портал» и другие.  Для повышения уровня   профессиональной компетенции   участвую в Вебинарах, проводимых издательством «Просвещение», по учебно-методическим комплексам которого я работаю. Вебинар – новая интернет- технология. Преимущество, которое я вижу: актуальная проблематика (согласно требованиям ФГОС); практическая направленность; высококвалифицированные ведущие; возможность участия как в полном цикле вебинаров, так и в отдельных вебинарах по заинтересовавшей меня проблематике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Конспекты уроков и методическое обоснование их...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Рабочая программа, 2 класс, русский язык по программе "Начальная школа 21 века"Технологическая карта урока математики, 1 класс по программе "Школа России"...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...