Из опыта работы с оборудованием естественно – научной лаборатории CORNELSEN. Разработки уроков.
методическая разработка (3 класс)

Николаева Наталия Николаевна

Работа с переносными лабораториями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_laboratoriyami_cornelsen.docx18.76 КБ
Файл ispolzovanie_perenosnyh_laboratoriy.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа с лабораториями CORNELSEN  «Наблюдение за погодой»

 Автор:  Николаева Н.Н.., учитель начальных классов ГБОУ  Школы № 1955

 Тема урока: Как измеряют температуру? Что такое погода?

 Цели урока:  Познакомить детей с различными видами термометра и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха. Дать общее представление о погоде; изучить четыре составляющие погоды - температуру, облачность, осадки, силу ветра; освоить навыки чтения показаний измерительных приборов из лаборатории Cornelsen.

Оборудование:  1. Различные термометры – комнатный, уличный, медицинский, водный; 2. Стаканы с теплой и холодной водой; 3. Переносная лаборатория  "Cornelsen"; 4. Мультимедийный проектор.  

 I. Орг. момент.

 II. Сообщение темы и целей урока.

 - Что мы с вами будем сегодня изучать, вы узнаете, отгадав загадку.

 Есть общее название  Природы состояния.  От времени года зависит. ПОГОДА

 III. Знакомство с термометром – практическая работа.  

 1.  - Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода? - Как вы оделись сегодня? В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки. - Как мы, находясь дома, можем определить, во что надо одеться, чтобы не замерзнуть или не покрыться потом?  (Посмотреть температуру воздуха за окном.) Температуру воздуха измеряют специальным прибором, он называется термометр (показать). Температура измеряется в градусах.   - Сегодня мы с вами рассмотрим термометр, узнаем какие виды термометра бывают, и научимся определять температуру воздуха.                    

А поможет нам в этом чемоданчик Корнельсона. Вам такой чемоданчик уже знаком по 1 классу.

 2. Практическая работа. - Сейчас я вам раздам термометры, и мы их внимательно рассмотрим. - Только хочу предупредить сразу, что термометр – прибор очень хрупкий, поэтому обращаться с ним нужно осторожно. Будьте внимательны!

- Из чего же состоит термометр? Его части: стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала. На шкале каждое деление соответствует одному градусу. Около делений стоят цифры. Найдите 0 – это граница между градусами тепла и холода.

 - Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, а ниже 0 – количество градусов холода.

 - Поглядев на термометр за окном, мы можем определить сколько градусов тепла или холода на улице, и в соответствии с этим выбираем одежду.

 - А теперь мы научимся правильно измерять и записывать температуру. Во-первых, чтобы уличный термометр правильно показывал температуру воздуха на улице, надо укрепить его около того окна, которое меньше всего в течение дня нагревается солнцем. Во-вторых, термометр должен находиться на уровне глаз.

 - Если градусы выше 0, то это градусы тепла, записываются они со знаком «+», если ниже 0 – то это градусы холода и записываются они с помощью знака «–». Вместо слова «градус» становится маленький кружочек.

 - Например, температура воздуха в классе +22.

- А сейчас мы с вами потренируемся определять градусы температуры и записывать их. С помощью этой модели термометра я буду показывать температуру, а вы называть количество градусов и записывать их на доске.

- Молодцы! Теперь я уверена в том, что вы умеете определять температуру и сможете ее даже записать.

 3. Виды термометра.

- Но мы с вами познакомились только с одним термометром, уличным. А они бывают разные, давайте рассмотрим их. Учитель показывает:  комнатный термометр для измерения температуры в помещении,  водный термометр для измерений температуры воды, медицинский термометр для измерения температуры тела человека.

- Посмотрите на эти термометры внимательно. Что вы можете сказать? (Все они сходны по строению: есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.)

-Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы? В медицинском термометре шкала начинается с 34°, т. к. нормальная температура тела человека 36,6°. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37° и самая высшая отметка 42°, т. к. выше температура у человека быть не может.  

- На водном термометре шкала от 0° до 100°. Почему?  (При 0° вода превращается в лед, а при 100°закипает.)        

  -На комнатном термометре шкала от -20° до +50°, а на уличном - от  -40° до +50°. Почему?

 

4. Практический опыт с водным термометром.

- Давайте посмотрим, как действует термометр на примере водного термометра.  Учитель опускает термометр в стакан с теплой водой.

 - Посмотрите, что происходит со столбиком жидкости в         трубке термометра?        

 - Определите температуру воды, не вынимая термометр из стакана. (Учитель проходит по рядам, показывая ученикам термометр в стаканчике с водой.) Далее учитель помещает этот же термометр в стакан с холодной водой.

- Посмотрите, что произошло со столбиком жидкости? Определите температуру холодной воды.

 - Точно также работает и уличный термометр. Если на улице становится холоднее, жидкость опускается, если становится теплее, то поднимается.        

 IV. Что такое погода?

- Ну а сейчас мы попробуем разобраться, что же такое погода. И поможет нам в этом мальчик Сережа. Открываем уч. с. 18. Читаем текст.

- Как вы думаете, зачем Сереже надо знать, какая сегодня погода?

- А вы, собираясь в школу, узнаете о погоде? Как вы это делаете?

 - Расскажите мне, из чего состоит погода?           Температура воздуха          Ветер          Облачность          Осадки

 - Сейчас мы с вами подробно поговорим об этих составляющих погоды. И даже сможем побывать в роли метеорологов.

 - А кто знает, что это за профессия такая?

- Будем составлять прогнозы погоды. И в этом нам поможет чемоданчик Корнельсона. К каждой составляющей погоды я буду показывать карточку с условными обозначениями этих погодных условий. А потом и вы сами попробуете с помощью этих карточек составлять прогнозы и описывать погоду.

 1. - Температура воздуха чем измеряется? (Термометром)

- А какие мы слова используем, чтобы описать температуру воздуха? (Холодно-тепло-жарко)

 2. Облачность.

- Теперь поговорим про небо. Каким оно бывает?  Когда нет облаков, небо чистое, солнечное, погоду называют ясной. Облачность – это скопление облаков. Когда небо частично закрыто облаками, говорят «облачно» или «переменная облачность». Пасмурно – когда небо затянуто облаками и его совсем не видно. Учитель оказывает карточки.

 3. Осадки – бывают в виде дождя (моросящий, ливень), снега. - Какие еще осадки вы знаете? (Град, роса, иней, туман, гроза.) С помощью проектора показываются изображения этих осадков.

 4. Ветер.  

– Каким он бывает? Сила ветра: сильный, порывистый, тихий;  Направление – западный, северный и т. д.;  Температура - холодный, теплый.

 5. – Итак, мы с вами поговорили обо всех составляющих погоды, узнали, с помощью каких карточек из чемоданчика  Cornelsen можно обозначать их. И сейчас мы побудем в роли метеорологов. Я буду объявлять прогноз погоды, а вы с помощью карточек должны эту погоду проиллюстрировать на специальной доске.

- Завтра будет ясная погода, без осадков, температура воздуха + 25°. (Ученик у доски прикрепляет карточки к фланелевой доске.)

 - Нас ожидает пасмурная погода, дождь,  температура воздуха +10°.

- Ну а теперь вы сами попробуйте объявлять погоду. (Один ученик рассказывает погодные условия, а другой показывает на доске.)

 V. Итог урока.  

 - С помощью какого прибора измеряют температуру? - Как они устроены? Какие виды термометров вы узнали? - Что такое погода?  

- Как называют людей, которые предсказывают погоду?  

       

 

 

 

                                             



Предварительный просмотр:

Николаева Н.Н. – учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 1955

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ ПЕРЕНОСНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

CORNELSEN НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Тема урока: Звук и тон.

Цели урока: Формировать начальные представления о звуке, его

возникновении и распространении, показать разнообразие звуков

окружающего мира, обеспечить опыт исследования и объяснения природных

явлений; показать необходимость бережного отношения к ушам; развитие

умения работать в группах, парах, творческое развитие детей.

Оборудование:

1. Переносная лаборатория "Cornelsen";

2. Мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать.

II. Сообщение темы урока.

- Ребята, сегодня у нас будем не совсем обычный урок. Мы совершим

путешествие на фабрику звуков. Нам предстоит не просто отвечать на

вопросы, выполнять какие-то задания, мы с вами станем мастерами звуков.

Будем сами создавать звуки, исследовать их, познакомимся с музыкальными

инструментами и даже послушаем их.

III. Работа над новой темой.

- Ребята, послушайте стихотворение и скажите, почему не слышна тишина в

классе?

В нашем классе.

В нашем классе тишина

Почему-то не слышна:

То линейка упадет,

То резинка пропадет,

То Потапова под партой

Чей-то тапочек найдет.

Кто-то хрюкнет, кто-то гавкнет,

Кто-то скрипнет, кто-то чавкнет.

«Рты закрыли, сели ровно!» -

Говорит Мария Львовна. –

«Будем слушать тишину».

Я чего-то как чихну!

Засмеялся Витька сзади.

«Тише, тише!» - шепчет Надя.

Ничего опять не вышло,

Тишины у нас не слышно.

- Так почему же не слышна тишина в классе?

- Скажите одним словом, что мы слышим в классе? (Звуки.)

IV. Практическая работа.

- Сегодня на уроке мы будем использовать лабораторию Корнельсона. Здесь

находятся разнообразные предметы, которые помогут нам узнать, что такое

звук, как он образуется и, какие звуки бывают.

(Перед уроком учитель раскладывает необходимые для работы предметы на

партах детей.)

- Некоторые задания мы будем выполнять в парах, а некоторые группой.

(У учителя на столе имеется такой же набор предметов, как и у детей. И во

время работы учитель проделывает те же опыты с предметами, показывая это

детям.)

1. - Сейчас мы с вами попробуем получить звук. Для этого нам понадобится

резонатор (он необходим для усиления звуков) и гибкая пластина. Положите

гибкую пластину на край стола. На нее сверху поставьте резонатор. Для

этого у него имеются специальные пазы. Плотно прижмите коробку к самому

краю стола и держите ее так, чтобы она не могла двигаться. Отклоните

свободный конец пластины вниз и отпустите. Он начнет колебаться.

- Что мы с вами слышим при этом? (Звук.)

- А теперь проделаем то же самое, но с вязальной спицей.

Дети проделывают опыт, учитель делает то же самое у себя на столе.

- Что же у вас получилось? (При колебании спицы возник звук.)

- А что вы мне можете сказать о звуке при колебании пластины и спицы.

Одинаковый он или разный? ( При колебании пластины звук низкий, а при

колебании спицы – высокий.)

2. – Проведем еще один опыт. Для него нам понадобится емкость с водой и

камертон. Выполнять это задание будет один человек от группы. Ударьте

камертон о край парты и поместите его в воду, но неглубоко.

- Что появилось на поверхности воды? (Круги, вызванные колебаниями

камертона.)

- Почему же это произошло? (Мы привели в действие камертон, а вода

показала звуковые волны.)

- Мы увидели, что звук представляет собой невидимую волну, это колебания

воздуха.

3. – Звуковые колебания мы сможем увидеть и проделав опыт с другими

предметами. Поставьте перед собой

резонатор. Возьмите камертон и

установите его в маленькое

отверстие в резонаторе. Теперь нам

понадобится молоточек. Ударьте

им по камертону. Что мы слышим?

(Звук.)

- А кто почувствовал, что

происходит с камертоном, когда по

нему ударяют молоточком? (Он

начинает дрожать.)

- Резонатор усиливает эту дрожь, и

вы ее можете почувствовать.

- Теперь поднесите бусинку, подвешенную на нитке, к вилке камертона.

- Что происходит? (При каждом соприкосновении с колеблющимся

камертоном бусина отскакивает от него.)

- Итак, как бежит звук? (невидимой волной)

- Что улавливает эту волну? (уши)

- Что боятся уши? (шума, резких, громких звуков)

- Как надо относиться к ушам? (бережно)

- Как мы должны беречь уши?

4. – Итак, мы с вами побывали мастерами, творцами звуков. Создавать звуки

можно по-разному. Какие предметы издают звуки? (есть бытовые

предметы, животные и музыкальные инструменты)

- И вот сейчас мы с вами станем музыкантами. Узнаем, на какие группы

можно разделить все музыкальные инструменты, прослушаем о них

сообщения, подготовленные несколькими учениками, и будем сами создавать

такие инструменты.

Сообщение о струнных инструментах.

- А теперь мы создадим простейший струнный инструмент.

- Возьмите 2 колка и установите их в отверстия резонатора. Зацепите

широкую и узкую резинки за крючки на крышке коробки резонатора.

Натяните их и закрепите в прорезях колков.

- Похож этот предмет на струнный инструмент?

- Тогда вы можете поиграть на нем и послушать звуки, которые мы

получаем.

- Что вы услышали? (Широкая резинка издает низкий звук, а узкая –

высокий.)

- Значит от чего зависит высота звука? (От толщины резинки.)

Сообщение об ударных инструментах.

–А сейчас сделаем ударный инструмент. На резонатор натяните две узкие

резинки вдоль его длинной стороны. На

них выложите пластинки по

увеличению размера.

- Какой инструмент у нас получился?

(Металлофон.)

- Возьмите молоточек и поударяйте по

пластинкам.

- Что мы при этом слышим? (Звук.)

- Одинаковый ли он? (Нет.)

- А от чего зависит? (От длины

пластинки.)

- Ребята, как вы думаете, о каких инструментах мы еще с вами не

поговорили? А знаете ли вы, что надо сделать, чтобы услышать звук в

духовых музыкальных инструментах? (Подуть в них)

- А какое явление природы похоже на такие инструменты? (Ветер)

- Помните нашу любимую физминутку про ветер?

Физ. минутка

Сообщение о духовых инструментах.

– И еще один инструмент, с которым мы поработаем – это духовой. У меня

есть вот такая флейта. На что она похожа? (На губную гармошку.)

- Сейчас я буду дуть в эти отверстия, а вы послушайте, что получится.

Дети говорят, что мы слышим звуки, меняющиеся в зависимости от длины

пробирки.

- Сейчас я пущу эту флейту по группам. В это время вы можете взять колок и

посвистеть в него. Как вы слышите, звук получается очень высокий и

пронзительный.

- Мы можем создать и свою губную гармошку. Возьмите резонатор и

вставьте в отверстия колбочки разной длины. Подуйте над отверстиями

пробирки, стараясь издавать звуки. Одинаковые ли они?

- Разницу в получающихся звуках вы можете увидеть и поработав с уже

готовым пособием у вас на партах. Что вы видите в нем? (Чем короче

пробирка, тем выше звук)

– А сейчас познакомимся с еще одним инструментом. Это музыкальная

шарманка.

Сообщение

У меня есть небольшая модель шарманки. Сейчас мы послушаем, как она

звучит. Для того чтобы звук стал более громкий, я поставлю шарманку на

резонатор. Ведь мы помним, что он усиливает звуки. Когда я кручу ручку

шарманки, она задевает выступы на пластинках, и мы слышим звуки.

- Попробуйте сами.

- Итак, мы с вами сегодня побывали и создателями звуков, и музыкантами.

А сейчас я проверю, умеете ли вы различать звуки. Сможете ли назвать мне

тот предмет, который издает этот звук.

Работа с презентацией.

VIII. Итог урока.

- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. На уроке мы узнали очень

много важного и интересного. Давайте повторим это.

- Как получается звук?

- Какой он бывает?

- Как вы думаете, а зачем нам изучать звуки? Где нам это может

пригодиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования цифровой естественно — научной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР» в школьном курсе «Окружающий мир»

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001154 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001138В статье рассматривается современный подход к исследовательской и практической деятельности учащегося...

Мастер-класс «Исследовательская работа в начальной школе с помощью мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск-Гломир»

Мастер-класс предназначен для учителей начальной школы. Главная задача мастер-класса - научить пользоваться ЛабДиском, познакомить с его возможностями при организации работы научно-исследовательского ...

УМК «Перспектива» Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе с использованием естественно – научной лаборатории «Весовые измерения» учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Тема«Как изучают окружающий мир»ЦельПознакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира;- побудить учащихся к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, изм...

ЛабДиск ГЛОМИР. Естественно-научная лаборатория для начальной школы

Использование ЛабДиска ГЛОМИР в начальной школе позволяет:- овладевать практическими способами работы с информацией;- развивать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтро...

«Исследовательская работа в начальной школе с помощью мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск-Гломир»

«Исследовательская работа в начальной школес помощью мобильной естественно-научной лабораторииЛабДиск-Гломир»Цель мастер-класса: сформировать готовность слушателей использовать современные технические...

Опыт работы по формированию естественно-научной грамотности

Текст выступления на семинаре.Одним из компонентов функциональной грамотности  является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать  теорию на практике и на осно...