Обобщение опыта работы по теме: " Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе"
опыты и эксперименты (2, 3, 4 класс)

Данный материал содержит рекомендации по использованию приёмов по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_eng.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

«Эффективные приемы работы по формированию

естественно-научной грамотности

в начальной школе»

 Подготовила:

 учитель начальных классов

Жигулина О.В.

Сл 1

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления :  

«Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе»

Сл 2

Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах.  Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием

Сл-3

Естественнонаучная грамотность отражает способность

человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Сл-4.

Можно выделить  4 составляющих естественно-научной грамотности младшего школьника:

  • -Готовность осваивать  и использовать знания о природе
  • -Осознание ценности  и научных знаний  о природе
  • -Осознание ценности  и научных знаний  о природе
  • -Способность к рефлексивным действиям

В начальной школе основным курсом где формируются основы функциональной естественно-научной грамотности является курс «Окружающий мир». На этих уроках   необходимо сформировать основные способы действий, подтверждающие овладение естественно-научной грамотностью ребёнка.

  • Наблюдение (видеть, а не только смотреть)
  • Анализ своих наблюдений
  • Экспериментирование
  • Чтение  и понимание  информационного текста
  • Умение пользоваться таблицами, графиками,

 диаграммами, картосхемами,

простейшими схемами

  • Использование различных  моделей

(глобус, интерактивные исследовательские модели…)

Сл-5

Нас волнует вопрос, как сделать процесс формирования естественно-научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка. В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании различных технологий, а так же методов и приёмов   обучения. 

Для развития естественно-научной грамотности можно использовать следующие технологии:

  • Технология проектной деятельности
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Технология оценивания учебных достижений
  • Технология продуктивного чтения

        Технология проблемного обучения.

Применение вышеуказанных технологий основывается на различных методах обучения.

Сл-6

Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Структурной единицей любого метода является методический приём.  Методический приём - это конкретное действие учителя и учащихся, направленное на достижение образовательного результата.

Одни и те же приёмы входят в различные методы обучения, один метод может быть реализован различными приёмами.

Сл-7

Рассмотрим некоторые из эффективных методов и приёмов, направленных на формирование естественно-научной грамотности.

Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.

  •  Приём «Шесть шляп»
  • Приём «Да-нетка» 
  • Приём «Лови ошибку»
  • Прием «Инсерт». 
  • Приём «РАФТ»
  • Приём «Дерево решений»
  • Приём «Кластер»
  • Приём «Корзина идей»
  • Прием «Бег ассоциаций»
  •  Приём « Слова - помощники» 
  • Приём «Исследование в форме наблюдения» 

Сл-8

Проектно-исследовательская деятельность создает условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих способностей, формирует потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретения опыта практической деятельности в различных сферах, самоопределения самореализации

Сл-9

Одним из приёмов проблемного обучения и одновременно  групповой деятельности является прием «6 Шляп», который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

  1. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
  2. Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Окружающий мир, 2 класс, «Разнообразие Животных».

Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

- Предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа - факты.

- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о животных только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа – позитивное мышление.

- Подумайте! Почему люди и растения не смогли бы жить на Земле без животных?

3группа. Чёрная шляпа - проблема.

-Докажите: если бы на Земле не было животных, человек бы не смог жить.

  Используйте материал учебника.

4 группа. Красная шляпа - эмоции.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут животные?

5 группа. Зелёная шляпа - творчество.

- Что бы вы сделали для того, чтобы на Земле с каждым годом становилось все больше редких животных?

6 группа. Синяя шляпа - философия.

- Обобщите высказывания других групп.

Сл-10

 Следующий приём- это использование ТРКМ (технология развития критического мышления:

 Приём « Лови ошибку» или ещё его можно назвать приём «Да-нет».

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера.

Например,

- Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает)

- Пауки – единственные насекомые, которые плетут паутину.(Пауки не являются насекомыми, т. к. у них 8 конечностей, они относятся к «паукообразным»

Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак:

  • Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
  • В начальных классах лучше дать установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
  • Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.

Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.

Сл-11

Инсерт —используют при работе с текстом, с новой информацией.

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

Например,  на уроке окружающего мира, на стадии «Осмысления» дети ищут ответ на вопрос: Как ухаживать за комнатными растениями?

Самостоятельно читают статью в учебнике.

- Во время чтения текста они делают на полях пометки:

«V» - уже знал;

«+» - новое для меня;

«-» - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопрос.

После прочтения, учитель задает вопросы: идет проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Данный прием можно применять и письменно, на листочках.

Данная работа может проводиться как индивидуально, так и в группе, в паре. Прием требует от ученика внимательного прочтения текста.

Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст. Необходимо начинать с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. 

Сл-12   Следующий, не менее интересный приём- это приём под названием РАФТ. Чаще всего такой приём я использую на этапе выполнения детьми домашнего задания. Суть его заключается в следующем:

              Определим параметры будущего ответа:

  • Р-роль (любой человек нашей планеты)( насекомое, животное, растение, камень, и.т.д.- любой предмет)
  • А-аудитория (кому вы будете писать) (жителям Марса) (аудитория может быть разнообразной, в зависимости от темы и того, о чём будет идти речь в ответе)
  • Ф-форма – рассказ (может быть стих, сказка, загадка т.д.
  • Т- тема («Насекомые) (Любая тема)

    Конкретизация: Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке, но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты. Рассказ будет предназначен для жителей планеты Марс.

Сл-13           Приём- «Дерево решений»

Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Ученикам дается задание.

Например: Проблема нехватки питьевой воды в некоторых районах.

Задача: найти варианты ее решения, определить преимущества и недостатки каждого варианта. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве. Группы или по очереди рассказывают о путях решения данной проблемы или меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.  

Сл-14        Прием «Кластер»

Этот приём  предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке. На представленном слайде кластер оформлен  в виде грозди.

Сл-15    Приём «Корзина идей».

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

 Сл-16     На представленном слайде вы видите «Корзину идей» при изучении тема « Вода в природе».

 Сл-17    Приём «Бег ассоциаций»»

 

Ассоциация (от средневекового латинского слова association – соединение) – это связь, возникающая при определенных условиях между объектами и явлениями окружающего нас мира.

   Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать, как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали приходящие на ум ассоциации.

    Например, загадали слово «солнце», записали ассоциации – круг, желтое, яркое, теплое, греет, свет, звезда, небо, блин и т.д.

   И на последнем этапе работы можно сочинить, загадку, используя слова-ассоциации.  

 «Я желтый круг, как теплый блин, на небо помещен. В науке же зовусь – звезда. Вы догадались, кто же я?»

Сл-18

Приём « Слова - помощники» 

   - Восстановление текста по опорным словам. Текст вы видите на экране.

Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зеленым -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.

(Масштаб, глобусом, вода, ледники, слева, суша, картой, справа

Сл-19

Использование вышеперечисленных приёмов, их сочетание на уроках окружающего мира и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественно-научно грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"

В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»

     Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с  твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.   Начальная школа призвана об...

Опыт работы по формированию естественно-научной грамотности

Текст выступления на семинаре.Одним из компонентов функциональной грамотности  является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать  теорию на практике и на осно...

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе»

приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе...

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе.

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе....