Обобщение опыта работы по теме: " Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе"
опыты и эксперименты (2, 3, 4 класс)
Данный материал содержит рекомендации по использованию приёмов по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_eng.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Любимовская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
«Эффективные приемы работы по формированию
естественно-научной грамотности
в начальной школе»
Подготовила:
учитель начальных классов
Жигулина О.В.
Сл 1
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления :
«Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе»
Сл 2
Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием
Сл-3
Естественнонаучная грамотность отражает способность
человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Сл-4.
Можно выделить 4 составляющих естественно-научной грамотности младшего школьника:
- -Готовность осваивать и использовать знания о природе
- -Осознание ценности и научных знаний о природе
- -Осознание ценности и научных знаний о природе
- -Способность к рефлексивным действиям
В начальной школе основным курсом где формируются основы функциональной естественно-научной грамотности является курс «Окружающий мир». На этих уроках необходимо сформировать основные способы действий, подтверждающие овладение естественно-научной грамотностью ребёнка.
- Наблюдение (видеть, а не только смотреть)
- Анализ своих наблюдений
- Экспериментирование
- Чтение и понимание информационного текста
- Умение пользоваться таблицами, графиками,
диаграммами, картосхемами,
простейшими схемами
- Использование различных моделей
(глобус, интерактивные исследовательские модели…)
Сл-5
Нас волнует вопрос, как сделать процесс формирования естественно-научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка. В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании различных технологий, а так же методов и приёмов обучения.
Для развития естественно-научной грамотности можно использовать следующие технологии:
- Технология проектной деятельности
- Информационно-коммуникативные технологии
- Технология оценивания учебных достижений
- Технология продуктивного чтения
Технология проблемного обучения.
Применение вышеуказанных технологий основывается на различных методах обучения.
Сл-6
Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Структурной единицей любого метода является методический приём. Методический приём - это конкретное действие учителя и учащихся, направленное на достижение образовательного результата.
Одни и те же приёмы входят в различные методы обучения, один метод может быть реализован различными приёмами.
Сл-7
Рассмотрим некоторые из эффективных методов и приёмов, направленных на формирование естественно-научной грамотности.
Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.
- Приём «Шесть шляп»
- Приём «Да-нетка»
- Приём «Лови ошибку»
- Прием «Инсерт».
- Приём «РАФТ»
- Приём «Дерево решений»
- Приём «Кластер»
- Приём «Корзина идей»
- Прием «Бег ассоциаций»
- Приём « Слова - помощники»
- Приём «Исследование в форме наблюдения»
Сл-8
Проектно-исследовательская деятельность создает условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих способностей, формирует потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретения опыта практической деятельности в различных сферах, самоопределения самореализации
Сл-9
Одним из приёмов проблемного обучения и одновременно групповой деятельности является прием «6 Шляп», который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
- Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
- Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Окружающий мир, 2 класс, «Разнообразие Животных».
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
- Предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа - факты.
- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о животных только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа – позитивное мышление.
- Подумайте! Почему люди и растения не смогли бы жить на Земле без животных?
3группа. Чёрная шляпа - проблема.
-Докажите: если бы на Земле не было животных, человек бы не смог жить.
Используйте материал учебника.
4 группа. Красная шляпа - эмоции.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут животные?
5 группа. Зелёная шляпа - творчество.
- Что бы вы сделали для того, чтобы на Земле с каждым годом становилось все больше редких животных?
6 группа. Синяя шляпа - философия.
- Обобщите высказывания других групп.
Сл-10
Следующий приём- это использование ТРКМ (технология развития критического мышления:
Приём « Лови ошибку» или ещё его можно назвать приём «Да-нет».
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера.
Например,
- Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает)
- Пауки – единственные насекомые, которые плетут паутину.(Пауки не являются насекомыми, т. к. у них 8 конечностей, они относятся к «паукообразным»
Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак:
- Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
- В начальных классах лучше дать установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
- Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
Сл-11
Инсерт —используют при работе с текстом, с новой информацией.
Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
Например, на уроке окружающего мира, на стадии «Осмысления» дети ищут ответ на вопрос: Как ухаживать за комнатными растениями?
Самостоятельно читают статью в учебнике.
- Во время чтения текста они делают на полях пометки:
«V» - уже знал;
«+» - новое для меня;
«-» - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопрос.
После прочтения, учитель задает вопросы: идет проверка понимания и первичное закрепление.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
Данный прием можно применять и письменно, на листочках.
Данная работа может проводиться как индивидуально, так и в группе, в паре. Прием требует от ученика внимательного прочтения текста.
Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст. Необходимо начинать с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом.
Сл-12 Следующий, не менее интересный приём- это приём под названием РАФТ. Чаще всего такой приём я использую на этапе выполнения детьми домашнего задания. Суть его заключается в следующем:
Определим параметры будущего ответа:
- Р-роль (любой человек нашей планеты)( насекомое, животное, растение, камень, и.т.д.- любой предмет)
- А-аудитория (кому вы будете писать) (жителям Марса) (аудитория может быть разнообразной, в зависимости от темы и того, о чём будет идти речь в ответе)
- Ф-форма – рассказ (может быть стих, сказка, загадка т.д.
- Т- тема («Насекомые) (Любая тема)
Конкретизация: Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке, но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты. Рассказ будет предназначен для жителей планеты Марс.
Сл-13 Приём- «Дерево решений»
Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Ученикам дается задание.
Например: Проблема нехватки питьевой воды в некоторых районах.
Задача: найти варианты ее решения, определить преимущества и недостатки каждого варианта. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве. Группы или по очереди рассказывают о путях решения данной проблемы или меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Сл-14 Прием «Кластер»
Этот приём предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке. На представленном слайде кластер оформлен в виде грозди.
Сл-15 Приём «Корзина идей».
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока
На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Сл-16 На представленном слайде вы видите «Корзину идей» при изучении тема « Вода в природе».
Сл-17 Приём «Бег ассоциаций»»
Ассоциация (от средневекового латинского слова association – соединение) – это связь, возникающая при определенных условиях между объектами и явлениями окружающего нас мира.
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать, как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали приходящие на ум ассоциации.
Например, загадали слово «солнце», записали ассоциации – круг, желтое, яркое, теплое, греет, свет, звезда, небо, блин и т.д.
И на последнем этапе работы можно сочинить, загадку, используя слова-ассоциации.
«Я желтый круг, как теплый блин, на небо помещен. В науке же зовусь – звезда. Вы догадались, кто же я?»
Сл-18
Приём « Слова - помощники»
- Восстановление текста по опорным словам. Текст вы видите на экране.
Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зеленым -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.
(Масштаб, глобусом, вода, ледники, слева, суша, картой, справа
Сл-19
Использование вышеперечисленных приёмов, их сочетание на уроках окружающего мира и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественно-научно грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы
Презентация выступления на МО учителей начальных классов...
Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»
Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....
Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"
В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....
Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»
Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи. Начальная школа призвана об...
Опыт работы по формированию естественно-научной грамотности
Текст выступления на семинаре.Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на осно...
Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе»
приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе...
Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе.
Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе....