Опыт работы по формированию естественно-научной грамотности
статья

Фёдорова Елена Николаевна

Текст выступления на семинаре.

Одним из компонентов функциональной грамотности  является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать  теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе  призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность успешно продолжить обучение в старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_formirovaniyu_eng.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре

Слайд 1 (тема и авторы)

Опыт работы по использованию различных форм организации учебного процесса для формирования  естественно-научной грамотности  младших школьников.

                Природа – это самая лучшая из книг,

                                                   написанная на особом языке.

                                          Этот язык надо изучать

Н. Гарин-Михайловский

        Одним из компонентов функциональной грамотности  является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать  теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе  призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность успешно продолжить обучение в старшей школе.  Сегодня представляем Вашему вниманию опыт работы учителей начальной школы по формированию естественно-научной грамотности младших  школьников.

Слайд 2  (слова Н. Гарина-Михайловского)

        Оно включает в себя не только знания, а ещё и умения применять эти знания в жизненных ситуациях.    Практическая значимость  нашего  опыта работы  состоит в выявлении и использовании наиболее эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса для формирования естественно-научной грамотности.

Слайд 3 (цель)

 Целью нашей  работы является  создание наиболее благоприятных условий для формирования естественнонаучной компетенции младших школьников.

 

Слайд 4   (задачи)

В соответствии с поставленной целью нами ставились следующие задачи. Они представлены на слайде.

  1. Накапливать опыт по формированию естественнонаучной грамотности младших  школьников
  2. Формировать систему естественнонаучных знаний с учётом возрастных особенностей через использование возможностей предметного содержания курса «Окружающий мир».
  3. Соединять теоретические знания обучающихся с их практическим использованием для решения конкретных задач.
  4. Выявлять наиболее эффективные формы организации учебного процесса с целью  создания у учащихся положительной мотивации к учению.

Слайд 5  (три составляющие)        

В предметном содержании  выделяем три основных составляющих,  являющихся опорами для формирования естественнонаучной грамотности младших  школьников.

  1. Я - природа (знакомство с многообразием живой и неживой природы). Ребенок получает знания о мире и методах научного познания.
  2. Я - общество (взаимосвязь между людьми: прошлое, настоящее, будущее). Которая включает в себя осведомленность ребенка в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
  3. Я - мир (взаимосвязь природы и общества). Понимание обучающимися ответственного отношения к ресурсам и окружающей среде. Проявление активной гражданской позиции при рассмотрении проблем связанных с естествознанием.

Слайд 6

Отражение всех трех составляющих можно увидеть и в следующей схеме.  

hello_html_m2816092f.png

( Описание схемы)

Естественнонаучную грамотность можно разделить на четыре области:

•        Узнавание жизненных ситуаций (контекст);

•        Понимание окружающего мира и знания о науке (знание);

•        Демонстрирование компетентностей (компетентности);

•        Отношения.

Слайд 7 (механизмы реализации)

      Цель и задачи реализуются  через предметное содержание курса

      «Окружающий мир», внеурочную и проектную деятельность.

  1. Урок.
  2. Внеурочная деятельность.
  3. Проектная и исследовательская деятельность
  4. Внеклассная работа, которая включает в себя:

-классные часы, кружки;

-акции, викторины;

-волонтёрская деятельность

-экскурсии.

Слайд 8 (межпредметные связи)

Используются  межпредметные связи на уроках изобразительного искусства, технологии, литературного чтения.

Слайд 9 (в кабинете биологии, физики, химии)

В своей работе по данному направлению активно используем сотрудничество с учителями биологии, физики, химии и возможности предметных кабинетов.  Например,  в рамках предметной недели проводился эксперимент в кабинете химии «Рисунки на молоке», в ходе которого дети познакомились со свойствами несмешивающихся жидкостей.

Слайд 10 Показ видеофрагмента.

      Слайд  11 (организация учебной деятельности)

              Основными формами проведения учебных занятий являются комбинированный урок, урок-исследование, проблемный урок, уроки конкурсы, экскурсии, практикумы.

      Слайд  12  (организация учебной деятельности)

          Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет  учащемуся стать полноправным участником  процесса  обучения.

      Слайд  13 (урок «Мусор»)

          На уроке окружающего мира в 1 классе «Откуда берется и куда девается мусор» моделировалась образовательная ситуация, в которой ребенок погружался в стандартные жизненные  обстоятельства.

Этап урока

Задача на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия и формируемые компетенции

1

Мотивационно-проблемный

Организация межличностного взаимодействия, создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации  в ходе показа сценки волонтерами

После просмотра сценки формулируют цель урока.

Фронтальная

Понимание проблемы и формулировка цели

Слайд  14 

(Показ сценки по накоплению мусора «Семейный вечер»)

          На данном уроке формируется такая компетенция, как понимание особенностей естественнонаучного исследования. Ребята формулируют проблему большого количества мусора, который ежедневно накапливается в квартирах.  Правильно ли мы выбрасываем мусор? Далее детьми  выдвигаются гипотезы, как уменьшить количество мусора. Поднимаются  такие практические вопросы, как  раздельный сбор мусора.  Куда можно отнести батарейки?  Можно ли сдавать на переработку разбитое стекло? Что такое компост?  К каким отходам относятся ватные палочки?  

Что такое петля Мебиуса?

Слайд  15 (Показ поиска петли Мёбиуса)

          В процессе урока формировались такие компетенции как, применение естественнонаучных знаний для объяснения явления.  Научно обосновывался процесс дальнейшего протекания событий. При рассмотрении петли Мёбиуса на упаковках ребята анализировали и интерпретировали данные, делали соответствующие выводы.

Слайд  16 (фото с диском)

         В конце занятия дали вторую жизнь компьютерному диску, превратив его в подставку под горячее. Тем самым,  показав один из способов решения проблемы мусора. С точки зрения формирования естественнонаучных компетенций объяснили  применение естественнонаучного знания для общества.

Слайд 17 (Примеры заданий)

         Наша задача, как педагогов, через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной естественнонаучной  грамотности.  Важно искать современные и интересные новому поколению ситуации: работа с различными видами карт, подсчет ударов  пульса, посадка дерева или кустарника. Эти ситуации наглядно показывают применение естественнонаучных знаний в жизни.

Например, одно из заданий учебника по окружающему миру 2 класс. Тема «Как избежать беды». Учащимся необходимо прочитать текст учебника «Мобильник потерялся» и сделать вывод: почему нельзя давать свой телефон незнакомцам и на основе интерпретации данных преобразовать их в памятку по действию в сложившейся ситуации. В результате выполнения задания формируем естественно-научные компетенции.

Слайд  18 и 19 (Примеры заданий из тетрадей)

          К сожалению,  в современных УМК по  окружающему миру количество заданий, формирующих естественно-научную грамотность,  ограничено. Можно встретить только их элементы. Поэтому используем задания из дополнительных источников. Например, задания на слайде.

При выполнении подобных заданий необходимо внимательно рассмотреть картинку или таблицу, проявить некоторое воображение, проанализировать данные.

      Слайд 20 (Фото опытов)

   Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я пойму. Лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений помогают практические работы и опыты, эксперименты. Например, сборка электрической цепи, очистка загрязненной воды с помощью фильтра, обнаружение  крахмала в продуктах питания, развитие растения из семени, изучение свойств снега и льда. Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. Практические работы позволяют формировать такие компетенции, как понимание особенностей естественно-научного исследования (формулирование целей исследования, оценивание способов, описание основных этапов, выдвижение объяснительных гипотез,  интерпретация данных, формулирование выводов).

Слайд 21 (Фото опыта из тетради.)

Данные задания учат  аргументировано (научно) объяснять явления, оценивать и планировать исследования, обоснованно интерпретировать данные и доказательства, учат  детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций.

Слайд 22 (Проектная деятельность, общее)

            Проектная деятельность  способствует формированию естественнонаучной грамотности. В процессе работы над проектом учащийся проходит  все три составляющие естественнонаучных компетенций. Научно объясняют явления, применяют методы естественнонаучного исследования, анализируя полученные данные, работая с различными источниками информации, оценивая результаты.

           Наши ребята работают как над проектами, предложенными  в учебнике окружающего мира, так и находят свои темы, соответствующие их интересам и увлечениям.  Ребята ежегодно участвуют в районном  Дне науке, где представляют свои проекты. Например, «Молоко и молодой молочный продукт – йогурт», «Что у нас в солонке?», «Мир шоколада», «Красная книга»

 Слайд 23 (Проектная деятельность    «Перевоплощение или следующая жизнь макулатуры»)

          Хотим подробнее остановится на работе Ивановой Анастасии  «Перевоплощение или следующая жизнь макулатуры». Видео

На видео представлен процесс изготовления бумаги.

Работая над проектом,  познакомились с историей появления бумаги, изучили  способы её получения, изготовили  бумагу в домашних условиях из

бумажных отходов и сделали из неё поделки.

Слайд 24  (Защита проекта)

Проект оказался интересен ребятам из других классов. На Дне Науки в районе в 2019 году заняли 1 место. В апреле 2019 года в городе Зеленоград в  МИЭТе получили грамоту за участие в научно-практической конференции школьников «Творчество юных» в секции «Мои первые шаги в науку».

          Работа над проектом позволила формировать такие естественнонаучные компетенции как, научное объяснение явлений, применение методов естественнонаучного исследования, анализ полученных данных, оценка результатов.

Слайд 25

 (Внеурочная деятельность)

           

В нашей школе формирование естественнонаучной грамотности не ограничивается рамками урока. Оно  продолжается  на    занятиях внеурочной деятельности  «Юный эколог» и «Разговор о правильном питании».

Слайд 26  (Внеурочная деятельность «Разговор о правильном питании»)

          Так, например, в рамках курса «Разговор о правильном питании» на одном из этапов занятия «Из чего варят кашу и как сделать её вкусной» дано задание,  направленное на  применение знаний в опыте деятельности.

На доске вывешены макеты кастрюль. В кастрюле есть задание-блюдо, а также ингредиенты, из которых нужно выбрать необходимые для конкретного блюда. Учащиеся каждой группы вставляют в кастрюлю нужные продукты и презентуют её классу.

На практическом этапе занятия дети применяют методы естественнонаучного исследования.

Созданные условия позволяют вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, испытывать свои интеллектуальные силы для определения возникающих проблем и умения решать их совместными усилиями.

Слайд 27 (Грамоты РПП)

          Хочется отметить, что работа в данном направлении имеет свои плоды. Ребята ежегодно участвуют в конкурсе «Разговор о правильном питании», занимая призовые места.  

Слайд 28  (Внеурочная деятельность ««Юный эколог». 

          Большие возможности для формирования положительной мотивации  и творческой самостоятельности младших школьников в формировании естественнонаучной грамотности открывает занятие «Юный эколог». В нашей школе огромную работу в этом направлении ведет Санталова Н.В. Основная форма работы – игровые технологии.  Это проведение занятий в форме  квестов, игр, викторин, конкурсов. «Поле чудес», «Крестики-нолики», «Разделяй с нами», «Чистая вода»,  «Хранители воды», «Мобильные технологии».

Слайд 29 (результаты)

            Практико-ориентированные задания позволяют  формировать естественно-научные компетенции, основы функциональной грамотности, повышают мотивацию при изучении предмета.

Результатом работы является

  • активное формирование мировоззренческих позиций младшего школьника;
  • формирование экологически грамотной, всесторонне развитой личности;
  • развитие когнитивных качеств,  творческого потенциала и самостоятельности учащихся;
  • развитие способностей младшего школьника к собственным суждениям и поступкам, к самоанализу и творчеству, самостоятельному, новому видению мира;
  • формирование готовности к переходу в среднее звено

Слайд 30

          Спасибо за внимание!

Желаем творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер- класс "Приемы формирования естественно- научной грамотности"

Мастер- класс для педагогов начальной школы по теме "Ориентирование на местности"...

Формирование естественно-научной грамотности

Использование перечисленных в статье методов и приёмов, их сочетание на уроках окружающего мира и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественно-науч...

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе»

приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе...

Формирование естественно – научной и финансовой грамотности во внеурочной деятельности.

Формирование естественно - научной и финансовой грамотности во внеурочной деятельности....

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе.

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе....