Формирование естественно – научной и финансовой грамотности во внеурочной деятельности. Кейс - технология.
учебно-методический материал (3 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Кейс - технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_-_tehnologii.docx295.45 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс-технология.

Личностно-значимый

познавательный вопрос

Вода входит в состав любого живого организма. Наш организм на 3/4 состоит из воды. За год человек выпивает около 750 литров воды. Потеря организмом жидкости оказывается более опасной, чем недостаток продуктов питания. Без воды человек не может прожить больше недели, а без еды гораздо дольше.

       Согласно недавним исследованиям, наше здоровье зависит от воды, которую мы пьем. Поэтому вода, которую ты пьёшь, должна быть чистой. Некачественная, загрязненная вода вызывает ухудшение состояния здоровья и даже гибель человека, особенно она губительна для детей. По санитарным нормам любая вода, которая течёт из крана, должна отвечать государственным стандартам качества питьевой воды. Но уже давно в своих докладах, на научных конференциях, ученые биологи всё чаще говорят, что из нашего крана течёт далеко не питьевая вода, а скорее техническая.

Задумывался ли ты, каким образом вода попадает в твой дом? Какими способами можно проверить качество воды? Хотите научиться простым природным способам проверки чистоты воды и способам очистки воды?

Текст 1

  • Текст 1. Текст 1. Чтобы вода приносила пользу, её необходимо очистить от всяких вредных примесей и доставить чистой человеку. На водопроводных станциях вода проходит стадии очистки и в результате оказывается довольно чистой, соответствует нормам ГОСТа (Государственного стандарта качества). Современные станции по очистке воды представляют собой сложный комплекс специальных сооружений и устройств .

C:\Users\1047830\Documents\My Bluetooth\637143_6.jpeg

Рассмотрите схему городской  водоочистительной станции.

Какие этапы очистки проходит вода, прежде чем попасть к нам в дом?

Текст 2.

Текст 3.

Текст 4.

Текст 5

  • 2 В нашем мире существует множество источников загрязнения природной воды, порожденных деятельностью людей.
  •    Вода в промышленности используется в огромных количествах, и после использования сбрасывается в промышленную канализацию. Промышленные сточные воды подвергают очистке, но полностью очистить их невозможно. Многочисленные заводы, фабрики и производства являются источниками загрязнения воды.
  •    Для промышленности и транспорта требуется топливо, для изготовления которого используется нефть. Нефть добывают как на суше, так и на море. Добытую нефть перевозят огромные морские танкеры. В случае аварий на местах нефтедобычи или транспортных аварий происходят разливы нефтяных продуктов по водной поверхности. Достаточно нескольких граммов нефти, чтобы на морской поверхности образовалась пленка площадью в десятки квадратных метров.
  •    Ухудшению качества природной воды способствуют тепловые станции. Они используют воду в больших количествах для процессов охлаждения и сбрасывают нагретую воду в открытые водоемы. Температура воды в таких водоемах повышается, они начинают зарастать вредными водорослями, уменьшается количество кислорода в такой воде. Все это негативно отражается на живых организмах, обитающих в таких водоемах. Нарушается экологический баланс, и качество воды ухудшается.
  •    Вода нужна людям, в первую очередь, в быту. В каждом доме, в каждой квартире вода используется для приготовления пищи, для мытья посуды, для уборки помещений, а также в санузлах. Использованная вода выводится из жилых помещений через системы канализации. Такая вода впоследствии очищается в специальных очистных устройствах, но полной ее очистки добиться очень сложно. Поэтому одним из источников загрязнения воды в природе являются коммунальные сточные воды. Эти воды содержат в себе вредные химические вещества, различные микроорганизмы и мелкий бытовой мусор.
  •    Еще одним источником загрязнения природных вод является сельское хозяйство. Для этого вида деятельности человека требуется огромное количество воды. Необходимо поливать многочисленные поля с посевами. Также вода нужна и для выращивания сельскохозяйственных животных. В растениеводстве применяется много искусственных удобрений. Вода, использованная для полива удобренных полей, загрязняется этими удобрениями. А сточные воды, отводимые из животноводческих комплексов, несут в себе отходы жизнедеятельности животных.

Найдите в текстах источники загрязнения природной воды.  Составьте схему.

Что ещё с вашей точки зрения будет загрязнять воду?

Служба новостей, 18.07.2022 г.:

Произошло загрязнение реки Быстрая. Водоснабжение в городе N может быть прекращено. «В реку попали нефтепродукты. Нефтяное пятно движется по направлению к городу. В связи с этим власти настоятельно рекомендуют жителям создать двухдневный запас питьевой воды, так как подача жидкости с водозабора может быть экстренно остановлена. Категорически не рекомендуется плавать в реке Быстрой и набирать из нее воду для питьевых и гигиенических целей».

Представьте ситуацию: вы проживаете в сельской местности, на берегу реки. О загрязнении воды нефтепродуктами вы ничего не слышали. Набрав воды из реки, вы увидели на её поверхности жирную «разноцветную» плёнку. Как вы поступите в данном случае? Объясните.

 «…Между тем Рукодельница воротится с колодца, воду процедит, в кувшин нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…»

                                   Из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»

Предложите способы, позволяющие воду, набранную в реке во время туристического похода, сделать максимально пригодной (безопасной для здоровья) для питья.

Дополнительно. Презентация .

  •  Кадр 1. Кипячение
  • Воду нужно кипятить в эмалированном чайнике или кастрюле. Кипячение убивает микроорганизмы. Однако, некоторые микробы и вирусы выживают в кипящей воде. Поэтому кипятить воду нужно в кастрюле без крышки и не менее 5—7 мин.Обработанную таким образом воду нужно закрыть крышкой, чтобы не проникали бактерии из воздуха, остудить и разлить в трехлитровые стеклянные банки, плотно закрыв их полиэтиленовыми крышками. Хранить воду лучше в холодильнике.

Кадр 2. Одна таблетка активированного угля способна отфильтровать порядка 0.9-1 л воды с эффективностью очистки до 85-90%, затем производительность резко падает и таблетку необходимо менять.

  • Кадр 3. 10—15 листьев рябины на 1—3 л воды делают ее чистой через 2 часа (даже болотную, охотники это знают). Листья можно использовать повторно, только надо осторожно промыть чистой водой и затем уже настаивать не менее 3 часов. Листья высушивают в тени и для хранения складывают в деревянный ящик или картонную коробку. Если рядом нет проверенного родника и возникают сомнения в хорошем качестве водопроводной или ключевой воды, то надо ее вскипятить, остудить и залить кислые ягоды — клюкву, бруснику, облепиху, кожуру или сердцевину яблок и т. д. После того как вода немного настоится, ее можно пить. Очень полезны также настои малины, шиповника, черной смородины.

Кадр 4. Метод йодирование

 Очень хорошо подходит для обработки воды йод (в виде его спиртовой настойки). Как метод йодирование воды - это метод дезинфекции, при котором применяются йодсодержащие соединения. Как бактерицидный агент, йод известен довольно давно и широко применяется в медицине.

. Существуют разные способы определения степени качества воды, которые можно применить, не выходя из дома:

Опыт 1 Определение цвета воды.

Что понадобится для исследования?

вода (1 стакан),

 прозрачный высокий стакан (высотой 10 см или выше),

белый лист бумаги,

чёрный лист бумаги,

фломастер

окраску от слабо-жёлтой до бурой придают воде растворимые соли, органические примеси;

зеленоватую или красноватую окраску имеют воды с микроорганизмами, например, водорослями;

зеленовато-голубую окраску имеют воды с железом или сероводородом.

  • Что надо делать?
  • 1. Измерь высоту 10 см от дна стакана, нанеси метку фломастером.
  • 2. Исследуемую воду налей в стакан до метки.
  • 3. Рассмотри воду сверху на белом фоне. Какого она цвета? Отметь цвет воды: слабо-желтоватая, светло-желтоватая, жёлтая, интенсивно жёлтая, ко-ричневатая, красно-коричневатая, другая (укажи цвет или оттенок).
  • Если ты не заметил(а) цвета, то вода считается бесцветной.
  • 4. Сделай вывод.
  • Опыт 2. Определение прозрачности воды.
  • В этом опыте ты оценишь прозрачность воды. Опыт нужно проводить при дневном освещении. Тебе понадобится стакан с меткой, который ты использовал(а) в первом опыте.
  • Прозрачность воды зависит от количества и размеров содержащихся в ней веществ (глины, ила и других). Если таких веществ много, то вода становится мутной.
  • Что понадобится для исследования?
  • •  вода (1 стакан),
  • • прозрачный высокий стакан (из первого опыта),
  • • лист бумаги с любым напечатанным текстом
  • Прозрачность воды оценивают по одной из трёх характеристик: прозрачная, малопрозрачная, непрозрачная.
  • Мутной называют воду, непрозрачную и в проходящем свете.
  • Что надо делать?
  • 1. Поставь пустой стакан на лист бумаги с напечатанным текстом.
  • 2. Налей в стакан немного воды.
  • 3. Подними стакан на расстояние 5 см от текста. Попробуй прочитать текст через воду. Ты видишь чёткий текст?
  • 4. Постепенной доливай воду в стакан и читай текст. Отметь уровень, на котором не можешь прочитать текст.
  • 5. Замени лист бумаги с напечатанным текстом на чёрный лист.
  • 6. Рассмотри воду сверху на чёрном фоне. Определи характеристики мутности воды:
  • • мутность не заметна,
  • •• слабо мутная,
  • • мутная,
  • • очень мутная.
  • 7. Сделай вывод.
  • 3.  Для анализа воды на вкус в чистой емкости прокипятите небольшой объем воды в течение 5 мин, затем остудите до +20°(+25°) С.
  • Если вода имеет сладковатый вкус, она содержит гипс, горький — соли магния, терпкий — соли железа.  Гнилостный вкус придают воде продукты распада растительных или животных организмов.
  • 5.   Запах воды также может многое рассказать о ее чистоте. Сначала погрейте воду до 20 ° С, затем — до 60 °. Гнилостный запах воды говорит о наличии в ее составе сероводорода.
  • 4. Намыливанием можно определить жесткость воды, если в воде плохо пенится мыло — вода жесткая. .Мягкая вода полезней для организма.

      5. Фильтрацией можно определить наличие в воде посторонних частиц. Для этого воду необходимо отстоять в течение некоторого времени, после чего профильтровать.
6. На стекло или зеркало нанесите небольшую каплю воды. Подождите, пока жидкость испарится. После этого посмотрите на поверхность: если она осталась чистой — вода также чистая. Если на стекле образовались какие-то пятна — это признак низкого качества воды.

  • Наиболее полную информацию о качестве Вашей воды можно получить, заказав полный анализ воды у специалистов.

Текст 6. Просмотр фильма «Берегите воду»

Оценочный лист

Проведите тестирование воды трёх разных источников. Составьте отчёт, сделайте выводы.

Водопроводная вода

Кипячёная вода

Вода «Агуша»

Вода фильтрованная (бытовой фильтр «Барьер»)

Цвет

Прозрачная (не имеет цвета)

прозрачная

прозрачная

прозрачная

Запах

запах хлора

?

нет запаха

нет запаха

Вкус

металлический

?

непонятный привкус

вкус слабо выражен

Прозрачность

слегка мутная

?

прозрачная

прозрачная

Жёсткость

мягкая

мягкая

жёсткая

мягкая

Текст 6. Просмотр фильма «Берегите воду»

Составьте обращение к своим товарищам, учащимся вашей школы, (в виде текста, плаката, стихотворения и др.) «Почему надо беречь воду?».

Критерии

Баллы

Активность

Чёткость изложения материала

Быстрота выполнения задания

Отбор информации

Ведение дискуссии

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы школы по формированию у младших школьников математической грамотности во внеурочной деятельности

Главная цель моей педагогической деятельности – формирование личности, желающей и умеющей учиться.Ведь ученик сегодня должен быть гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и отстаивать инфо...

Формирование естественно – научной и финансовой грамотности во внеурочной деятельности.

Формирование естественно - научной и финансовой грамотности во внеурочной деятельности....

Формирования естественно-научной грамотности во внеурочное время.

В статье  рассказывается о формировании естественно-научной грамотности  во внеурочное время...

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...