Формирование естественно – научной и финансовой грамотности во внеурочной деятельности. Моделирование. Опыты и эксперименты. Открытые задачи.
учебно-методический материал (3 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Моделирование. Опыты и эксперименты. Открытые задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx464.46 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование

(Метод проектов. Исследовательский метод).

Создание модели безопасного поведения на водоёмах. 

Задание направлено на применение правил безопасного поведения.

Прочитайте текст. Заполните таблицу.

«Все дети любят воду. Малыши, как правило, бесстрашны и любопытны. За ними нужно внимательно следить, не спуская с них глаз ни на минуту.

Ребята постарше любят хвастаться друг перед другом: показывать, кто глубже нырнёт, кто смелее прыгнет в воду. Такие соревнования, особенно в незнакомых местах купания, часто приводят к несчастным случаям.

Ваня и Саша, тринадцати лет, вместе с братом  над, первоклассником Серёжей идут к пруду купаться. О каких опасностях ему необходимо помнить?Что ему следует делать, чтобы избежать их?

 Заполни таблицу».О каких опасностях должен помнить Ваня?

Опасности

Действия Вани

 

Опасности

Действия Вани

Серёжа любопытен и не чувствует опасности, может полезть глубоко в воду.

Держаться рядом с Серёжей и наблюдать за ним, не отвлекаясь.

Саша может отвлечь внимание Вани разговорами и не уследить за Серёжей.

Объяснить Саше, что Серёжа ещё мал, попросить помочь следить за ним.

Ваня может увлечься плаванием или нырянием и оставить без внимания Серёжу.

Не нырять и не уплывать далеко.

Купаться в незнакомых местах опасно (рельеф дна, глубина, загрязнённость водоёма).

Вести всех к знакомому месту купания.

 

Опыты и эксперименты

(Исследовательский метод. Моделирование).

  1. «В два стакана налили воду: в один – кипячёную, в другой – воду из-под крана. Рассмотри результаты опыта, показанные на схематическом рисунке. Запиши вывод из опыта и ответ на вопрос».

C:\Users\1047830\Documents\My Bluetooth\Screenshot_2021-01-23-19-30-45.png

Вывод из опыта: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Рыбам в аквариум наливают кипячёную воду. Почему они гибнут, если не продувать через воду воздух специальным насосом?»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Вывод из опыта: в воде из-под крана содержится больше воздуха, чем в кипячёной воде.

Если не продувать через воду воздух, рыбы в аквариуме гибнут, так как дышат воздухом, растворённым в воде, с помощью жабр. А в кипячёной воде воздуха мало).

  1. «У чистого воздуха нет запаха. Но, когда мы дышим, то ощущается запах свежескошенной травы или протухшей рыбы. Крошечные, невидимые глазом частицы вместе с воздухом попадают к нам в нос. Это позволяет нам воспринимать запахи обонянием. Прилетев на зимние каникулы в южные края, Сеня удивился, как сильно ощущаются там запахи. Значительно сильнее, чем в сибирском городе Томске, откуда он прилетел на самолёте». Предложи своё объяснение этого явления и способ проверки своего предположения. (выдвижение гипотезы и планирование опыта)

Гипотеза:_____________________________________

Способ проверки:___________________________________________

         

Контрольный опыт:__________________________________________

         

 (Гипотеза: Запахи лучше распространяются в более тёплом воздухе (если температура воздуха выше).

Способ проверки: капнуть каплю духов на блюдце в углу тёплой комнаты. Измерить время, которое потребуется, чтобы почувствовать запах в другом углу.

Контрольный опыт: охладить воздух в комнате путём проветривания (зимой). Закрыть окно. Капнуть каплю духов на блюдце в углу тёплой комнаты. Измерить время, которое потребуется, чтобы почувствовать запах в другом углу).

Решение открытых задач

(исследовательских, изобретательских (ТРИЗ)).

1. Реки, впадающие в моря пресные. Почему же морская вода всегда остаётся солёной?

2. Кукушка не высиживает своих птенцов, а подбрасывает свои яйца в другие гнёзда. Почему?

3. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их поедают?

4. Что хорошего и что плохого в резком сокращении работы промышленных предприятий?

5. Актуальной проблемой в современной школе стало искривление осанки учащихся, появление сколиоза, а значит нарушения деятельности внутренних органов. Предложите способы сохранения осанки учащихся.

«Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?» Предложите, как можно больше разных вариантов решения данной задачи.

1. Сделать прививку. (Приём «Предварительное действие»).

2. Не следует ходить в лес в период активности клещей. (Приём «Проскок»).

3. Обработка лесо-парковой зоны химическими средствами против клещей (спец. служба). (Приём «Предварительное действие», Приём «Посредник»)

4. Пользоваться репеллентами (средствами против клещей). (Приём «Предварительное действие», «Посредник»)

5. Правильно одеваться (головной убор, одежда светлых тонов, с капюшоном, с длинными рукавами, манжетами, воротником; рубашку заправлять в брюки, брюки в высокие сапоги). (Приём «Предварительное действие», «Матрёшка»)

6. Каждые 15-20 мин осматривать себя и спутников (одежду, открытые участки тела, волосистую часть головы). (Приём «Предварительное действие»)

7. Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в мед. лабораторию на анализ, ждать результат. (Приём «Своевременное действие»)

8. Если клещ был заражен энцефалитом, ввести сыворотку в мед. учреждении. (Приём «Своевременное действие», «Антидействие»)

- Какой вариант, на ваш взгляд, является идеальным конечным решением?

- Какие ещё болезни могут вызывать клещи? (Болезнь Лайма (боррелиоз), геморрагическая лихорадка, тиф и др.)

(Аналогично можно рассмотреть «ковидную пневмонию»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы школы по формированию у младших школьников математической грамотности во внеурочной деятельности

Главная цель моей педагогической деятельности – формирование личности, желающей и умеющей учиться.Ведь ученик сегодня должен быть гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и отстаивать инфо...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Формирование естественно – научной и финансовой грамотности во внеурочной деятельности.

Формирование естественно - научной и финансовой грамотности во внеурочной деятельности....

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...