Формирования естественно-научной грамотности во внеурочное время.
статья

Мухаметханова Елена Анатольевна

В статье  рассказывается о формировании естественно-научной грамотности  во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_muhamethanova_e.a.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Составила:Мухаметханова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №3 г. Мамадыш»

Формирования естественно-научной грамотности  

во внеурочное время.

Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия.

В настоящее время выделяют следующие направления функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, естественно-научная грамотность, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность. 

Внеурочные занятия по программе «Экология» более эффективны для формирования естественно-научной грамотности.

В естественно-научной грамотности  младших школьников выделяет четыре составляющие:

 -готовность осваивать и использовать знания о природе,

 -осознание ценности и значения научных знаний о природе,

 -овладение методами познания природных явлений,

 -формирования способности к рефлексивным действиям.

На представленном занятии по внеурочной деятельности по теме «Путешествие в Экологию»  

- для формирования готовности осваивать и использовать знания о природе с целью развивать умения воспроизводить изученную научную информацию будут использованы такие приемы, как поиск значения слова «экология» в сети Интернет, рассмотрение и решение ситуации: Что нужно сделать, чтобы вернуть красоту леса?

- для того, чтобы дети научились осознавать ценности и значения научных знаний о природе, что подразумевает  самостоятельное приобретение знаний будут использованы такие приемы, как: «Отгадай загадку – узнай животное», «Собери пазл-картинку – отгадай растение», также метод проектов: проект «Экология леса».

- для овладения методами познания природных явлений, что включает в себя умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, в занятие будет включена игра «Куда это выбросить?», где дети в процессе игры сортируют карточки по контейнерам и делают вывод, что бывают полезные отходы, которые идут на переработку и «грязный» мусор, который отправляется на утилизацию.

- для формирования способности к рефлексивным действиям, что включает в себя оценку фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите, во внеурочном занятии будут включены приёмы: игра «Если я приду в лесок», где ученики будут оценивать действия методом утверждения, рассмотрение и решение ситуации «Вы правильно ведёте себя в лесу?», «Составь знак – напоминание о поведении человека в лесу», приём «Дерево чувств», где ученики будут прикреплять лист к дереву, если готовы принимать активное участие в деле охраны природы.

На данном занятии, кроме формирования естественно-научной грамотности будут использованы ситуации для формирования компьютерной грамотности: ребята будут находить значение слова в сети Интернет. А также будут использованы приёмы для освоения грамотного чтения и письма, и грамотности в вопросах здоровья.  

Это занятие даёт возможность развивать экологическую культуру ребёнка; закреплять знания о правилах поведения в природе; развивать у учащихся потребность принимать личное участие в охране окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер- класс "Приемы формирования естественно- научной грамотности"

Мастер- класс для педагогов начальной школы по теме "Ориентирование на местности"...

Опыт работы по формированию естественно-научной грамотности

Текст выступления на семинаре.Одним из компонентов функциональной грамотности  является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать  теорию на практике и на осно...

Формирование естественно – научной и финансовой грамотности во внеурочной деятельности.

Формирование естественно - научной и финансовой грамотности во внеурочной деятельности....