Выступление " Одаренный ученик.Кто он? Признаки одаренности".
статья

Мягкова Алла Владимировна

Выступление - рассуждение учителя о детях, которых принято называть одаренными, талантливыми.Решая вопрос о формах работы с такими детьми, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких детей в отдельные группы для обучения по всем предметам. Они должны обучаться в классах вместе с другими учащимися.. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной одаптации одарённых детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимального возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.Приводятся примеры из  многолетней практики учителя по работе с детьми с признаками одаренности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.kto_oni_vystuplenie.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

     В настоящее время существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Выделяют следующие виды одарённости:

● одарённость в практической деятельности;

● одарённость в познавательной деятельности;

● одарённость в художественно-эстетической деятельности;

● одарённость в коммуникативной деятельности;

● одарённость в духовно-ценностной деятельности.

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения.

Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проективный;

Формы работы:

- классно - урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

- дискуссия;

- игры.

«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку,- сверхчувствительность к проблемам.

Учитывая психологические особенности одаренных детей, очень важно создавать на уроках ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:

Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.

Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.

Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе.

При планировании уроков я предусматриваю развитие

продуктивного мышления и навыков его практического применения, большое внимание уделяю возможности детям постоянно приобщаться к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации. На уроках дети обучаются рациональным приемам применения знания на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. На творческом уровне развития способностей ученик способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед учеником. Приведу примеры из собственной практики.

На уроке русского языка надо было выполнить логически

поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: волк, кошка, пушистая,, собака, корова, лошадь. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово пушистая, т. к. это имя прилагательное, а остальные – имен существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и волк (это существительное 2 склонения, а остальные - первого)..

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе.

На уроках по русскому языку и литературному чтению чаще всего я учу детей  делать словесные зарисовки, писать письма, например, Деду Морозу. Особое внимание я уделяю сочинениям-рассуждениям.

На уроках окружающего мира при изучении нового материала создается тоже проблемная ситуация. Второй этап урока посвящен совместному открытию знаний. Задаю вопросы, которые способствуют всестороннему развитию мышления: «Почему? Можно ли? Являются ли? Как? Зависит ли?». Например: «Почему движется воздух?», «Отчего зависит погода?». Ответы на эти вопросы предполагают высокую активизацию мышления. Отвечая, учащиеся повторяют и закрепляют знание законов природы, понятий, учатся анализировать факты, строить гипотезы, делать наиболее целесообразные заключения и выводы. Например, изучая тему «термометр», использую наглядно-действенный метод обучения. Ставлю проблему: «Можно ли без термометра определить температуру?». Провожу опыт: два разных человека оценивают температуру одной и той же порции воды. На самом деле вода имеет комнатную температуру, но одному она кажется холодной, а другому - теплой. Ребята на практике убеждаются, что можно ошибиться, если при определении температуры полагаться, лишь на свои ощущения. Задаю вопрос: «Насколько одна порция холоднее или теплее другой?». Ребята приходят к выводу, что нужен специальный прибор. После изучения строения и принципа действия термометра, демонстрирую опыт, что тела при нагревании расширяются. На уроке даю упражнение по практическому использованию термометра, решению нестандартных задач, например, исследование влияния испарения воды с поверхности тела на температуру этого тела. Выяснить, измениться ли температура тела, если с его поверхности испаряется вода, и если да, то как? Проведение подобных экспериментов дает детям опыт практического применения термометра для исследования законов природы, создает базу необходимых знаний для восприятия и понимания экологических закономерностей, развивает мышление и интерес к предмету. Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….».

На уроке провожу познавательную минутку, во время которой происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы, из истории, из современной жизни страны. Подбор содержания для таких познавательных минуток поручаю детям в виде домашнего задания. Темы согласовываем с основным содержанием урока. В своей работе часто использую задания развивающего характера, в том числе викторины, кроссворды, ребусы, игры. Дети с удовольствием готовят самостоятельно вопросы к викторинам, составляют кроссворды, ребусы. Провожу игру «Правда ли это?», где дети высказывают своё мнение, подтверждение правильности ответа находят в дополнительной литературе. Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно приносит радость. Чем лучше ребёнок учится, тем интереснее ему учиться. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Педагогические заповеди для воспитания одарённых детей:

  1. Прими всё, что есть в ребёнке, как естественное, сообразное его природе, даже если это не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Если ребёнок кричит или бегает по коридорам – в первую очередь это законное и особое проявление его внутренней энергии, и лишь во вторую – нарушение правил общественного поведения. Единственное исключение – неприятие в ребёнке того, что угрожает здоровью людей и его собственному здоровью.
  2. Приняв все проявления ребёнка, как положительные, так и отрицательные, сопроводи его позитивную самореализацию. Если всячески помогать и одобрять культурный труд ребёнка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нём и развиваться. Просчёты и недостатки, на которых внимание учителя явно не концентрируются, будут уходить, не получая внешней энергетической подпитки.
  3. Старайся ничему не учить ребёнка напрямую. Всегда учись сам. Тогда ребёнок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам; если все сочиняют сказку, сочиняй и ты; на математике решай задачи вместе с учениками.
  4. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответ (или думаешь, что знаешь). Ищи истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия.
  5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, науке, искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
  6. Ничего не делай просто так. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя – педагогическая. Умей сам создать её или использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ученик, попавший в образовательную ситуацию, всегда приобретает в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод. Это лучше, чем вещать и растолковывать ему прописные истины. Но обязательно помоги ребёнку осознать и сформулировать свои результаты, оценки, выводы.
  7. Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребёнком. Всё, что он делает или не делает, есть внешнее выражение его внутренней сущности. Всегда старайся понять внутреннее через внешнее. Будь «переводчиком» всех его поступков и работ. Вглядывайся, вслушивайся, вдумывайся в ученика. Обсуждай с ним его успехи и проблемы. Даже делая это без него, ты будешь помогать ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики одаренности ученика

Эти анкеты помогут Вам выявить наклонности Вашего ребенка. Полученные результаты могут быть полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их  легче сделать развитие р...

Выступление на тему: "Выявление и развитие одаренности у способных детей"

Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Выявление и развитие одаренности у способных детей"...

индивидуальная образовательная программа по математике одаренного ученика

Перечислены цель, задачи, актуальность, формы работы, формы контроля, работа с родителями,показатели эффективности, планирование, литература...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

"Особенности учебной деятельности и поведения ребенка с признаками одаренности"

Развитие способностей школьника является одной из приоритетных задач современного образования. Актуальной же является проблема выявления признака одаренности у ребенка. Это, прежде всего, связано с по...

Выступление на международном фестивале Педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"

Выступление на вебинаре на тему:"Инновационные формы и средства работы с одаренными детьми"...

Советы родителям Как узнать , что мой ребенок имеет признаки одаренности

В статьеедложены советы родителям о том "Как узнать , что мой ребенок имеет признаки одаренности"...