Мнемотехника как один из способов заучивания стихотворений
учебно-методический материал

Работа посвящена исследованию мнемотехники как одному из способов запоминания информации , в частности, стихотворений. Исследование выполнено учащимся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika.doc595 КБ

Предварительный просмотр:

​ Тема проекта

Мнемотехника как один из методов заучивания стихотворений

Фамилия, имя автора (авторов) проекта

Курбонов Георгий

​ Название образовательного учреждения

МАОУ "Лицей №6 "Перспектива"

Класс

3

​ Ф.И.О. руководителя проекта

Попкова Ирина Сергеевна,

учитель начальных классов

                                           

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Проведение анкетирования и его итоги

2.2.Поиск информации о способах запоминания

2.3.Эксперимент

3. Заключение

4. Список используемой литературы и интернет- адресов







1.  Введение

   

Трудно себе представить человека, который считается образованным, культурным, но не любит читать, не имеет широкого читательского кругозора. Поэзия занимает особое место в культурном мире человека.

Нам в школе часто задают учить стихи наизусть, и у некоторых ребят это плохо получается, приходится тратить 2-3 часа на запоминание стихотворения из 5-6 четверостиший. Считается, что одна из наиболее распространенных причин незапоминания стихотворения заключается в том, что ребенок не представляет себе его содержание. Не то чтобы совсем не представляет,  у него возникают образы нечеткие, неяркие, не вызывают соответствующих чувств. Иногда мне тоже приходится долго заучивать стихотворения. Поэтому я решил найти способы, с помощью которых можно было бы быстрее запоминать стихи.

Основные механизмы запоминания уже давно являются предметом заинтересованного внимания ученых, они собираются, описываются и исследуются в различных аспектах, а вот используются приемы по запоминанию в обычной жизни крайне редко. Благодаря моему исследованию многие ребята узнали новый способ запоминания стихов и стали применять его на практике.

Материалы и результаты работы могут быть использованы в курсе преподавания литературного чтения. Работа может помочь практически каждому ребенку, у которого возникают затруднения при запоминании стихотворений.

Цель исследования: выявление способов, облегчающих запоминание стихотворений, и подтверждение их действенности на практике.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что существуют способы, помогающие облегчить заучивание стихотворений, и попробую их найти.

Объект исследования: стихотворения.

Предмет исследования: способы запоминания стихотворений.

Для достижения данной цели я определила следующие задачи:

1. Установить с помощью анкетирования количество детей, плохо запоминающих стихотворения;

2. Изучить способы запоминания;

3. Попробовать проверить один из способов на практике;

4.Провести и проанализировать результаты опроса и эксперимента по теме исследования;

5. Защита работы.

 Методы исследования:

1. Поиск информации в интернете;

2. Проведение анкетирования;

3.Обработка данных; 

4.Эксперимент по запоминанию.



2.Основная часть

2.1. Проведение анкетирования и его итоги

В анкетировании принимали участие  25 учеников моего класса. Анкета включала в себя следующие вопросы:

1. Назовите своих любимых поэтов.

2. Стихотворения каких поэтов Вами запоминаются быстрее: современных или поэтов прошлых веков?

3. Как вы думаете, почему?

4. Сколько времени вы тратите на заучивание стихотворений из 3-4 четверостиший?

5. При заучивании стихотворения наизусть, каким образом Вам легче запоминается:

а)  когда стихотворение кто - нибудь читает Вам вслух? (да, нет)

б)  когда Вы видите текст и читаете его про себя? (да, нет)

в)  когда Вы представляете себе картины, описанные в стихотворении (да, нет)

г)  каким - либо другим способом?  ______________________

В результате анкетирования было выявлено:

только 13 учащихся класса смогли назвать своих любимых поэтов; ребятам легче запоминать стихотворения современных авторов, т.к. в текстах современных авторов редко встречаются слова, значение которых им неизвестно; на заучивание стихотворения из 3-4 четверостиший  10 учащихся тратят 30 мин, 7 учащихся -около 1- 1,5 часа, 8 учащихся - 2 и более часов; на 1-ом месте оказалось чтение про себя и мысленное представление описанных поэтом картин (создание образов) – 10 человек,

на 2-ом месте - чтение про себя –  6 человек, 3-ье место разделили чтение вслух и представление описанного в стихотворении – 2 человека и чтение вслух – тоже 2 человека, слушание стихотворений, когда их читает мама, помогает только 2 моим одноклассникам, на последнем месте – зазубривание (механическое повторение по 2 строчки) – 1 человек.

Таким образом, больше половине ребят (16 человек) легче запоминать стихотворения, если мысленно представлять описанные в стихотворении картины и сюжеты.

 2.2. Поиск информации о способах запоминания

 В городской библиотеке литературы  о способах запоминания стихотворений не оказалось. Из Интернета я узнал, какие вообще существуют методы заучивания и запоминания стихотворений:

 -Визуальный – с опорой на «картинный план» или готовые картинки.

 -Слуховой - его обычно используют в детских садах: сначала ребенок слушает, потом повторяет вместе с воспитателем, потом - повторяет один. Среди моих одноклассников еще есть 5 человек, которым легче запоминать на слух.

 -Двигательный - взять большую толстую нитку и по мере заучивания «смотать из стихотворения клубочек».

-Логический - прочитать первые строки произведения, потом рассказать своими словами. После повторного чтения рассказать словами автора.

Но из моего опроса, следует, что легче запоминать, когда объединяешь и слух, и зрение, и представление о написанном. Судя по ответам ребят, им легче объединять несколько способов для облегчения запоминания.

В интернете я нашел и в своем исследовании  решил попробовать  способ запоминания, который   называется   мнемотехника. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский, который жил 2 600 лет назад. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.

Похожее изображение     Похожее изображение

 Пифагор Самосский                  Мнемозина

Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого можно по памяти, используя графическое изображение, рассказывать стихотворение целиком. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, в которой подбираются  рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

 2.3. Эксперимент

 Я решил проверить так ли это на примере стихотворения К. Бальмонта  «Поспевает брусника, стали дни холоднее...». Нарисовал мнемотаблицу, благодаря которой выучил стих за 10 минут, чего со мной никогда не бывало. На следующий день я рассказал о мнемотехнике в классе и предложил ребятам, запомнить стих, опираясь на мою мнемотаблицу. На уроке чтения  вместе с учителем мы засекли время запоминания. Из 25 человек 13  выучили за 10 минут, 7 человек - за 20 минут, 5 человек  - 30- 35 минут.  Но все улучшили свое обычное время запоминания!

                     C:\Users\komputer\Desktop\IMG-927c4a82b5168257cd7b475d1da7b913-V.jpg

   

3.  Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования были изучены способы запоминания стихотворений и выбран для дальнейшего использования тот, который задействует сразу несколько органов чувств: и зрение, и слух и наглядно-образное мышление.

Итак, моя гипотеза подтвердилась частично:

- детей, запоминающих стихи очень долго не так много, они составили четвертую часть от опрошенных мною ребят;

- специальные методики запоминания стихотворений существуют, среди них наиболее лёгкая – мнемотехника;

- благодаря мнемотаблицам значительно сокращается время запоминания, а создание опорных образов увлекает, превращает занятие в игру.


4. Список используемых интернет-адресов:

 - www. : mnemotexnika.narod.ru

-  www.ru.science.wikia.com

- www. schatz-wort

- www.ru.wikipedia.org