Презентация и конспект мастер-класса "Приёмы и способы, облегчающие заучивание стихотворений
методическая разработка на тему
Данный материал содержит презентацию и конспект мастер-класса на тему "Приёмы и способы, облегчающие заучивание стихотворений" на уроках литературного чтения в начальных классах. Учителя могут использовать этот материал на уроках. Данный материал был представлен в конкурсе педагогического мастерства "Учитель года".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Приёмы и способы заучивания стихотворений" | 276.85 КБ |
Предварительный просмотр:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Давайте познакомимся. А поможет нам в этом вот эта ваза с конфетами. Берите конфетку и называйте свое имя и качество характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
-Начнём с меня - Лидия–любознательная...( Я прохожу и всем подаю вазочку)
-Спасибо!
-А сейчас для дальнейшей работы нам нужно разделиться на 2 группы. В первой группе будут работать коллеги, которые взяли синюю конфету. Во вторую группу проходят коллеги с красной конфетой.
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций
Каждый учитель сталкивается с определёнными трудностями, когда предлагает детям выучить наизусть стихотворный или прозаический текст: не каждому ребёнку даётся легко такое задание – всё зависит от степени развития памяти ученика, его образного мышления. Но что же делать, если память слабо развита, и образы в воображении школьника не возникают? Ответ ясен: память надо развивать и тренировать. Как?
Острота детской памяти
значительно зависит от того,
понимает ли ребёнок смысл того,
что запоминает.
Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.
Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.
Поэтому я хочу вам представить методы, которыми я пользуюсь - “Заучивания наизусть”. Эти методы формируют воображение, понимание того, что читаешь; способность сохранять в памяти поступившую информацию, развивает память, образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
И целью становится не объём информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией, изображать услышанное, читать рисунки.
Принцип обучения: коммуникативно-деятельный, личностно-ориентированный.
Режим занятий: интерактивный, диалоговый, партнёрские отношения между педагогом и обучаемым.
Предмет обучения и изучения: поэтический текст.
Один из способов запоминания основан на методе МНЕМОТЕХНИКИ
(от греч. mnēmē — память и téchnē — искусство, мастерство).
Мнемотехника - специально разработанные
приёмы и способы, облегчающие процесс запоминания.
Способ «рисования стихотворений» намного
эффективнее и привлекательнее для
ребёнка, так как организован в форме игры.
Суть этого способа состоит в том, что
разучивая стихотворение, нужно рисовать
вместе с ребёнком к каждому слову, фразе
или строчке простой рисунок-символ,
рисунок-ассоциацию, рисунок - схему.
Если в стихотворении очень много непонятных для ребёнка слов, необходимо разъяснить их смысл и сделать опорные картинки.
Мнемотаблицы
Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
Актуальность этого метода я: быстрое заучивание поэтических текстов, анализ прозаических произведений, подготовка к ЕГЭ. Происходит развитие ребёнка, его творческих способностей.
Достижения: практика показывает, что большинство учеников в классе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память учеников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. В дальнейшем практически каждому ребёнку достаточно 10-12 минут для заучивания стихотворения из трёх-четырёх строф. Дети хорошо пишут изложения, свободные диктанты, умело подробно или сжато пересказывают текст, т.е. легче выполняют те виды работ, где требуется что-либо запомнить или восстановить по памяти.
Я прошу команды подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем-то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
- Задания для групп
- Создайте мнемотаблицы к предлагаемым стихотворениям.
- Отметьте в тексте слова, которые могут быть непонятны ребёнку; попробуйте объяснить их смысл.
- «Рисование» каких слов или фраз вызвало у вас затруднения.
- Расскажите стихотворение, используя свои мнемотаблицы.
- Задания для групп
- Создайте мнемотаблицы к предлагаемым стихотворениям.
- Отметьте в тексте слова, которые могут быть непонятны ребёнку; попробуйте объяснить их смысл.
- «Рисование» каких слов или фраз вызвало у вас затруднения.
- Расскажите стихотворение, используя свои мнемотаблицы.
- Задания для групп
- Создайте мнемотаблицы к предлагаемым стихотворениям.
- Отметьте в тексте слова, которые могут быть непонятны ребёнку; попробуйте объяснить их смысл.
- «Рисование» каких слов или фраз вызвало у вас затруднения.
- Расскажите стихотворение, используя свои мнемотаблицы.
- Задания для групп
- Создайте мнемотаблицы к предлагаемым стихотворениям.
- Отметьте в тексте слова, которые могут быть непонятны ребёнку; попробуйте объяснить их смысл.
- «Рисование» каких слов или фраз вызвало у вас затруднения.
- Расскажите стихотворение, используя свои мнемотаблицы.
«На рябине, посмотри…» (Н. Нищева)
На рябине, | посмотри, |
Веселятся | снегири. |
Эти птички – | невелички |
В майках жёлтеньких – | синички. |
Синица (А. Барто)
Скачет | шустрая синица, |
Ей на месте не сидится,
| Прыг-скок, прыг-скок, |
Завертелась как волчок.
| Вот присела |
на минутку, | Почесала клювом грудку, |
И с дорожки – на плетень | Тири-тири, тень-тень-тень. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по заучиванию стихотворения
Как правильно и быстро выучить стихотворение....
Способы заучивания стихотворений (практические советы)
Как учить стихи с ребенком? ...
Памятка. Помощь при заучивании стихотворений.
Советы, которые помогут быстро выучить стихотворение....
Заучивание стихотворения А.Барто "Кораблик" в 4 классе (VIII вида,2 вариант)
Этот урок предназначен для детей с множественными нарушениями здоровья....
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрас...
Мнемотехника как один из способов заучивания стихотворений
Работа посвящена исследованию мнемотехники как одному из способов запоминания информации , в частности, стихотворений. Исследование выполнено учащимся 3 класса....
Мнемотехника - способ заучивания стихотворений в 1-2 классах школы
Методические рекомендации для родителей по применению мнемотехники, презентация практического использования мнемотехники на уроке чтения 1 класс...