Презентация и конспект мастер-класса "Приёмы и способы, облегчающие заучивание стихотворений
методическая разработка на тему

Юскина Лидия Николаевна

Данный материал содержит презентацию и конспект мастер-класса на тему "Приёмы и способы, облегчающие заучивание стихотворений" на уроках литературного чтения в начальных классах. Учителя могут использовать этот материал на уроках. Данный материал был представлен в конкурсе педагогического мастерства "Учитель года". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте познакомимся.  А поможет нам в этом вот эта ваза с конфетами. Берите конфетку и называйте свое имя и качество  характера, которое начинается на первую букву вашего имени.

-Начнём с меня - Лидия–любознательная...( Я прохожу и всем подаю вазочку)

-Спасибо!

-А сейчас для дальнейшей работы нам нужно разделиться на 2 группы. В первой группе будут работать коллеги, которые  взяли синюю конфету. Во вторую группу  проходят коллеги с красной конфетой.

Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
                   Конфуций
 

Каждый учитель сталкивается с определёнными трудностями, когда предлагает детям выучить наизусть стихотворный или прозаический текст: не каждому ребёнку даётся легко такое задание – всё зависит от степени развития памяти ученика, его образного мышления. Но что же делать, если память слабо развита, и образы в воображении школьника не возникают? Ответ ясен: память надо развивать и тренировать. Как?

   Острота детской памяти

значительно зависит от того,

понимает ли ребёнок смысл того,

что запоминает.

   Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.

   Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.

Поэтому я хочу вам представить  методы, которыми я пользуюсь -  “Заучивания наизусть”. Эти  методы формируют воображение, понимание того, что читаешь; способность сохранять в памяти поступившую информацию, развивает память, образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

И  целью становится не объём информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией, изображать услышанное, читать рисунки.

Принцип обучения: коммуникативно-деятельный, личностно-ориентированный.

Режим занятий: интерактивный, диалоговый, партнёрские отношения между педагогом и обучаемым.

Предмет обучения и изучения: поэтический текст.

         Один из способов  запоминания основан   на методе МНЕМОТЕХНИКИ

(от греч. mnēmē — память и téchnē — искусство, мастерство).

   Мнемотехника - специально разработанные

 приёмы и способы, облегчающие процесс запоминания.

 Способ «рисования стихотворений» намного

 эффективнее и  привлекательнее для

ребёнка, так как организован в форме игры.

   Суть этого способа состоит в том, что

разучивая стихотворение, нужно рисовать

вместе с ребёнком к каждому слову, фразе

или  строчке простой рисунок-символ,

рисунок-ассоциацию, рисунок - схему.

   Если в стихотворении очень много непонятных для ребёнка слов, необходимо разъяснить их смысл и сделать опорные картинки.

Мнемотаблицы

    Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения.    В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

Актуальность этого метода я: быстрое заучивание поэтических текстов, анализ прозаических произведений, подготовка к ЕГЭ. Происходит развитие ребёнка, его творческих способностей.

Достижения: практика показывает, что большинство учеников в классе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память учеников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. В дальнейшем практически каждому ребёнку достаточно 10-12 минут для заучивания стихотворения из трёх-четырёх строф. Дети хорошо пишут изложения, свободные диктанты, умело подробно или сжато пересказывают текст, т.е. легче выполняют те виды работ, где требуется что-либо запомнить или восстановить по памяти.

Я прошу команды подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем-то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

  • Задания для групп
  1. Создайте мнемотаблицы к предлагаемым стихотворениям.
  2. Отметьте в тексте слова, которые могут быть непонятны ребёнку; попробуйте объяснить их смысл.
  3. «Рисование» каких слов или фраз вызвало у вас затруднения.
  4. Расскажите стихотворение, используя свои  мнемотаблицы.

  • Задания для групп
  1. Создайте мнемотаблицы к предлагаемым стихотворениям.
  2. Отметьте в тексте слова, которые могут быть непонятны ребёнку; попробуйте объяснить их смысл.
  3. «Рисование» каких слов или фраз вызвало у вас затруднения.
  4. Расскажите стихотворение, используя свои  мнемотаблицы.

  • Задания для групп
  1. Создайте мнемотаблицы к предлагаемым стихотворениям.
  2. Отметьте в тексте слова, которые могут быть непонятны ребёнку; попробуйте объяснить их смысл.
  3. «Рисование» каких слов или фраз вызвало у вас затруднения.
  4. Расскажите стихотворение, используя свои  мнемотаблицы.

  • Задания для групп
  1. Создайте мнемотаблицы к предлагаемым стихотворениям.
  2. Отметьте в тексте слова, которые могут быть непонятны ребёнку; попробуйте объяснить их смысл.
  3. «Рисование» каких слов или фраз вызвало у вас затруднения.
  4. Расскажите стихотворение, используя свои  мнемотаблицы.

«На рябине, посмотри…»     (Н. Нищева)

На рябине,

посмотри,

Веселятся

снегири.

Эти птички –

невелички

В майках жёлтеньких –

синички.

Синица (А. Барто)

Скачет

шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

 

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

 

Вот присела

на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки – на плетень

Тири-тири, тень-тень-тень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по заучиванию стихотворения

Как правильно и быстро выучить стихотворение....

Памятка. Помощь при заучивании стихотворений.

Советы, которые помогут быстро выучить стихотворение....

Заучивание стихотворения А.Барто "Кораблик" в 4 классе (VIII вида,2 вариант)

Этот урок предназначен для детей с множественными нарушениями здоровья....

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрас...

Мнемотехника как один из способов заучивания стихотворений

Работа посвящена исследованию мнемотехники как одному из способов запоминания информации , в частности, стихотворений. Исследование выполнено учащимся 3 класса....

Мнемотехника - способ заучивания стихотворений в 1-2 классах школы

Методические рекомендации для родителей по применению мнемотехники, презентация практического использования мнемотехники на уроке чтения 1 класс...