Проявление и развитие творческих способностей детей.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Рыжкова Наталья Николаевна

В статье рассматриваются следующие вопросы: деятельность педагога, направленная на развитие творческих способностей школьников, критерии проявление способностей, мастер класс как форма развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проявление и развитие творческих способностей детей»

 Исполнитель:

Рыжкова Наталья Николаевна

Содержание

Введение        3

1. Деятельность педагога, направленная на развитие творческих способностей школьников         4

2. Критерии проявления творческих способностей учащихся        6

3  Мастер-класс как форма развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования        8

Заключение        10

Список использованной литературы        11

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, на территории Российской Федерации, ежегодно вносятся корректировки в законы об образовании, используются специальные педагогические технологии, открываются экспериментальные школы. Школы ставят своей целью – развитие творческого мышление детей, не только на занятиях, но также и в часы внеурочной деятельности. Сегодняшний школьник – будущий взрослый. Страна нуждается в гражданах, способных мыслить креативно, умеющих принимать нестандартные решения.

Фундаментом образования – является начальная школа. И развитие творческих способностей, протекает наиболее благоприятно именно с выше обозначенной группой – младшими школьниками. Данный фактор не говорит о том, что развитие творческих способностей и креативного мышления в средней и старшей школе – бесполезно, однако наиболее рекомендованный период формирования творческих способностей – начальная школа.

Формирование творческих способностей настолько многогранно, что напрямую взаимодействует с различными жизненными процессами индивида. Ценность творчества ребенка, в первую очередь заключается в исследованиях и открытиях, а не в экспертной оценке со стороны.

Творчество тонко взаимодействует с психическими процессами ребенка. В настоящее время благодаря творчеству возможна коррекция множества патологий и девиаций. Немаловажную роль в жизни каждого ребенка играет творчество, оказывая огромное влияние и на его самооценку.  В начальной  школе  уровень самооценки учащегося  зависит от восприятия школьника педагогом, в средней уже в общении с одноклассниками.

Самооценка, в свою очередь, оказывает влияние на то, каким станет ребенок, как он будет учиться в школе (не бояться проявлять себя, отвечать у доски без зажимов), на отношения со сверстниками, и наконец, на создание своей семьи.

1. Деятельность педагога, направленная на развитие творческих способности школьников

В любой деятельности, присутствует так называемый вспомогательный инструментарий, без которого данная деятельность не может существовать.

К такому инструментарию можно отнести:  

А) материал как элемент творческой деятельности (бумага, краски, бисер и т.п.);

Б) дополнительный инвентарь (то, благодаря чему осуществляется деятельность: инструкции к творческим заданиям, специальные карточки, игры и т.п.);

В) техническое оснащение (аудио, видео, интерактивные доски, проектор и др.)  

Каждый школьник имеет свои уникальные интересы, поэтому важно, иметь в арсенале большое количество материалов для творчества, чтобы ребенок нашел, то, с чем ему действительно интересно работать.

Конкретные инструкции в творческих заданиях допустимы, но в большей степени в работах ребёнка должна проявляться фантазия. Если в инструкции упущены какие-то детали, ребенок сразу же включит фантазию и создаст свою уникальную работу. Подобным образом, открывались различные направления художественной живописи, уходя от общепринятых правил господствующей в той или иной эпохе.

Все материалы должны находиться в поле зрения ребенка. Например, для создания коллажа могут быть использованы не только краски и фломастеры, а также аппликация, пластилин, бисер и др. В начале творческого процесса, важно обозначить, цель занятия, для чего создается, как можно применять.

Педагог: «Мы сегодня с Вами создаем открытки для близких нам людей. Открытки можно дарить родителям, друзьям, родственникам, всем с кем мы общаемся и кого хотим порадовать! Кроме того, в настоящее время творчество руками (от англ. Hand Made) очень востребовано. Многие люди создают открытки не только в подарок  своим близким, но и на продажу».

Такой подход педагога способен замотивировать ребенка.

В ходе творческого занятия, педагогу не следует задавать вопросы касательно рисунка, пытаясь выяснить, что именно хочет изобразить ребенок. Интерпретация взрослого, может отличаться от задумки ребенка, и способна его обидеть, что в дальнейшем вызовет у школьника негативное воспоминание о занятии и повлечет отказ от данного вида творческой деятельности. Ведь школьник, точно уверен, что педагог видит и понимает его замысел.

Педагоги и родители делают акцент на результат, в отличие детей, увлеченных самим процессом и материалом их творческой деятельности.  Используя какой-либо материал, например, фломастеры, школьник может смешать цвета таким образом, что рисунок будет выглядеть не эстетично, но при этом, сам процесс создания окажется интересным, познавательным, наполненным принятием решений, сомнениями, волей. Дети экспериментируют, выясняя в ходе процесса, как себя ведут материалы, с которыми они взаимодействуют, тем самым приобретая новые навыки, знания.

Создавая очередную поделку, ребенок старается поделиться результатами со старшими, в роли которых обычно выступают педагоги и родители. Предвкушение похвалы, задействует в ребенке мотивацию, которая в свою очередь является побудителем к формированию и развитию тех или иных творческих направлений.


2. Критерии проявления творческих способностей учащихся

Интерес – как у детей, так и у взрослых, крайне нестабилен. Зарубежный педагогический опыт, говорит о том, что российские школы должны отказаться от многопредметности, смещая акцент в пользу заложения основ увлеченности занятиями.

В настоящее время в образовании, заметна тенденция, направленная не на творческий подход в освоении материала, а на качественный показатель знаний. Изучению исторических дат, математических формул отводиться куда большее значение, чем нестандартным способам решения задач, отклонению от шаблонных техник (напр. рисования и другой творческой составляющей).

Новизна является неотъемлемым критерием необходимым для проявления творческих способностей школьников, включенным в ряд психологических и педагогических технологий. Творчество должно способствовать открытию для ребенка новых, уникальных знаний, которые обеспечивают интерес, побуждение к деятельности.

Критерием проявления творческих способностей школьников также является личность самого педагога, его уровень одаренности, синтез навыков и знаний.

Творческие способности - предполагают навыки школьника в мыслительных, нестандартных процессах,  в открытии новых знаний, которые условно можно разделить на следующие критерии:

Когнитивный критерий

Указывает на представления детей о креативности, творческих способностях, определяет понимание сущности творческих заданий.

          Мотивационно - потребностный критерий.

Определяет расположение и интерес школьника к творческим заданиям.

Деятельностный критерий

Раскрывает навыки воображения, нестандартного мышления в выполнении творческого задания.

Указанные критерии содержат концепцию характеристик, определяющих уровень исследуемых качеств по данному критерию.

На высоком уровне критерии определяются в инициативности, в хорошо развитом речевом аппарате, ребенок имеет достаточный уровень знаний о творчестве и креативности. Школьник становится наблюдательным, самостоятельно и быстро принимает решения, а результат его творческой деятельности характеризуется новизной и не похожестью на предполагаемую картину результата.

Средний уровень определяется в стандартной форме развития речевого аппарата, в потребности контроля со стороны педагога и его помощи, в умеренной активности. При этом школьник серьезно относится к заданию, имеется небольшой уклон в сторону творческого подхода в выполнении задания. Отмечается средний уровень интереса к самому заданию, ребенок выполняет задания исключительно благодаря волевым усилиям. При этом если тема интересна, ребенок проявляет любознательность и инициативность. Школьник как бы выборочно определяет для себя зону активности в выполнении того или иного задания.

Низкий уровень творческих способностей. Дети этого уровня овладевают умениями в усвоении знания, однако чаще всего их ответы не являются уникальными, ответы шаблоны. Таким детям требуется всегда больше времени на выполнения задания, педагогу не следует их отвлекать, задавая дополнительные вопросы. Школьники с низким уровнем творческих способностей не проявляют инициативность, вероятен отказ от выполнения творческих заданий.


3. Мастер-класс как форма развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Уход от привычных педагогических технологий, с целью развития творческих способностей несовершеннолетних, является неотъемлемым критерием современного образования. В условиях быстро развивающегося государства, необходимо отойти от «аудиальной» подачи материала, в пользу «зрительной» и «тактильной».

Мастер-класс – является уникальной технологией, которая может использоваться не только в науке, но и в различных других отраслях (бизнес, реклама и др.). Мастер-класс делает возможным потребность ребенка в подражании взрослым. В современном мире, данный термин употребляется довольно часто, как в повседневной жизни, так и в телевидении.

«Мама посетила мастер-класс».

Сам термин представляет собой часть сленгового прилагательного «класс», широко применяемое в речи несовершеннолетних, что уже завоёвывает расположение школьников.

Мастер-класс представляет собой технологию прямого и непосредственного взаимодействия между учителем и учеником, обменом опыта, через передачу знаний, умений и навыков. Мастер-класс задействует всех участников, а вектором воздействия являются оригинальные методы, предоставляющие возможность задействовать и раскрыть потенциал школьника. Обозначенная технология позволяет уйти от консерватизма в подходе к лекционным занятия, вызывающим у школьников демотивацию в овладении теми или иными компетенциями заданными федеральными государственными образовательными стандартами.

Мастер-класс выражает свободу творчества и не ставит рамками школьникам. Процесс происходит таким образом, что динамично задействовано воображение детей, активизируются их скрытые возможности, тем самым школьники выступают «мастерами», создавая и открывая в себе те возможности, о существовании которых они сами и не подозревали.

Обычно мастер класс направлен не на закрепление навыков, результатов и умений, он несет в себе уникальное новое знание, сопряженное с различными технологиями, методиками, приемами и способами.

Обязательным аспектом мастер-класса является рефлексия. Педагог должен как задавать вопросы участникам, так и отвечать на них, комментировать процесс.

При проведении мастер-класса педагог должен обязательно познакомить слушателей с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещающими его содержание. Затем провести мультимедийную презентацию, а еще лучше видео и применять те технологии, которые предстоит выполнить в ходе занятия.

 Ценность мастер-класса заключается в непрерывном контакте со школьниками, в адресном подходе к каждому ученику, что формирует мотивацию детей, дает возможность импровизировать, выдвигать свои идеи и рекомендации.

Мастер-класс способен решить следующие задачи:

- демотивацию учеников, вызванную консервативным подходом к изучению материала;

- проблемы общения (работа ведется в малых группах, тем самым происходит обмен мнениями, впечатлениями, идеями)

- комплексное включение школьников в активную деятельность

- использование кейс-методов (постановка ситуации, ее комплексное решение через игру)

- альтернативная, ненавязанная деятельность для школьников

Мастер-класс представляет собой универсальную технологию, позволяющую в максимально-кратчайшие сроки выявить и развить творческие способности несовершеннолетних.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, благодаря гуманизации образования, педагоги получают больше возможностей для воплощения творческих идей. В образовательные стандарты включается ряд специфических приемов и способов, направленных на достижения преследуемых педагогических целей (образовательных, воспитательных и др.).

Вариативность педагогических технологий, наличие готовых и апробированных методик, делает возможным достижения поставленных задач.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология  опредмечивание [Текст]: / Л.С. Выготский. М.:  причем Педагогика, 2016. – 378 с.
  2. Леонтович  культуры А. Учебно-исследовательская  дети деятельность школьников  может как модель  критерием педагогической технологии  выполнить [Текст]: А. Лентович мешает / М.: - Педагогика,  причем 2014. – 358 с.
  3. Матюшкина  присущей А.М. Развитие  сегда творческой активности  немаловажным школьников [Текст]: / А.М. Матюшкина. М.: - Педагогика, 2016. – 531 с.
  4. Стефановская Т.А. Система и методика преподавания педагогических дисциплин в школе [Текст]: учеб. пособие / Т.А. Стефановская. Иркутск: ИГУ, 2015. - 381с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в условиях здоровье сберегающих технологий.

О необходимости применения еа уроке здоровьесберегающих технологий, об организации педагогического процесса с целью развития творческих способностей учащихся....

Развитие творческих способностей детей в группе продлённого дня

Способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. Наша задача помочь ему развить в себе творческие задатки и стать творческой личностью. В данной работе описаны разнообразные виды деятельности...

Развитие творческих способностей детей в группе продлённого дня

Данная презентация является приложением к докладу «Развитие творческих способностей детей в группе продлённого дня» и может быть использована воспитателем ГПД для наглядного знакомства с творческими в...

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Техническое творчество как процесс возможности проявления и раскрытия творческих способностей детей младшего школьного возраста

Презентация на тему: "Техническое творчество как процесс возможности проявления и раскрытия творческих способностей детей младшего школьного возраста"Из опыта совместной работы учителя начал...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...